- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи.
Изучение географии в 10-11 классах направлена на достижение следующих
целей:
- освоение географических знаний для понимания предмета и задач современной географии, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных и социально-экономических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения профессионально-ориентированных задач;
- приобретение компетенции в сфере моделирования и прогнозирования , использования знаний и умений в быту, подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды
1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- авторской программы О.А.Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. География: программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений / (А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др.). Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008.
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по географии определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1.4. Обоснование выбора программы.
Причиной выбора этой программы послужило следующее:
В полном объеме представлены все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и способностей, обучающихся 10-11 классах.
1.5. Информация о внесенных изменениях.
В авторскую программу существенных изменений внесено не будет.
1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам
1.7. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
1.9. Технологии обучения.
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.
Примерная программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в этом направлении приоритетными являются:
Формулирование своих мировоззренческих взглядов
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции;
Оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде.
Выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований
Коммуникативные умения.
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстраций; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества
Способы самоорганизации учебной деятельности.
Оценка собственного вклада в деятельность группы; самооценка уровня личных учебных достижений.
1.11. Виды и формы контроля.
Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, тест, контрольная работа.
- Требования к уровню подготовки учащихся по географии
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговы й оборот;
- традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;
- особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
- численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
- основные направления внешних и внутренних миграций;
- проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
- географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
- составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- o для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- o для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
- o для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.
Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.
Для овладения всеми перечисленными выше умениями и навыками предлагается учебник для общеобразовательных учреждений:
Экономическая и социальная география мира.О.А.Бахичева,Москва,Издательский центр «Вентана-Граф»-2015 г.
Распределение материала по содержательным линиям.
10 - 11 класс
Тема |
Количество часов |
Элементы содержания образования |
Введение. Политическое устройство мира |
5 |
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. |
Природа и человек в современном мире |
8 |
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. |
Население мира |
7 |
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения |
География мирового хозяйства |
14 |
Мировое хозяйство, основные этапы развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны – экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. |
Регионы и страны мира |
29 |
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно – ресурсный потенциал, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. |
Россия в современном мире |
4 |
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово – экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально – экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. |
Распределение материала по содержательным линиям. |
||
|
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ |
УМЕТЬ/ ПРИМЕНЯТЬ |
Введение |
Методы географических исследований. |
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции, развитие природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов, явлений. |
Политическая карта мира
|
Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. |
Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
География мировых природных ресурсов |
Особенности размещения основных видов природных ресурсов и масштабы их использования, их главные месторождения и территориальные сочетания. Обеспеченность природными ресурсами. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды и пути решения экологических проблем. Геоэкология. |
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. |
География населения мира |
Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; ареалы распространения мировых религий. |
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. |
География мирового хозяйства |
Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. |
Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, карты – схемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
География культуры и цивилизаций
11 класс |
Культурно-исторические центры мира, крупнейшие цивилизации мира и их особенности. |
Составлять презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию. |
Современная политическая карта мира |
Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. |
Показывать страны на карте. |
Европа |
Ресурсообеспеченность отдельных стран Зарубежной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Европы: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов их территориальное взаимодействие. |
Зарубежная Азия |
Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов их территориальное взаимодействие. |
Северная Америка |
Ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Австралия и Океания |
Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений. |
Комплексную географическую характеристику Австралии и Океании. |
Африка |
Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Латинская Америка |
Ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. |
Глобальные проблемы человечества |
Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества |
Географические карты различной тематики. |
Обща характеристика учебного предмета
Уровень и направленность рабочей программы:
Основная общеобразовательная программа, базовый уровень
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации
Формы и средства контроля
тестовый контроль; практические работы (обучающие, тренировочные, оценочные); географические диктанты, индивидуальный и фронтальный опросы, работы с контурными и ментальными, интерактивными картами, организация учебных исследований; разработка и защита проектов; выставки, олимпиады и конкурсы; презентации информации на электронных ресурсах и т.п.
Метапредметные результаты изучения курса географии 10/11 классов
Регулятивные (учебно-организационные):
Ставить учебные задачи, Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями . Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные учебно-логические:
Классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам. Систематизировать информацию; Структурировать информацию Определять проблему и способы ее решения; Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
поиск и отбор необходимых источников информации; представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами; составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные: выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Наименование темы |
Количество часов |
10 класс |
|
Введение. Современные методы географической информации. Источники географической информации |
1 |
Раздел 1. Общий обзор современного мира Тема 1.1.: Политическое устройство мира |
4 |
Многообразие стран современного мира и их типы |
1 |
Современная политическая карта мира. Этапы формирования |
1 |
Современные особенности политической карты мира |
1 |
География культуры и цивилизаций |
1 |
Тема1.2. Природа и человек в современном обществе |
8 |
Взаимодействие человечества и природы, изменения окружающей среды, рациональное и нерациональное природопользование |
1 |
Основные виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Ресурсообеспеченность |
2 |
География минеральных природных ресурсов |
1 |
Земельные и лесные ресурсы мира |
1 |
Мировые водные ресурсы |
1 |
География неисчерпаемых природных ресурсов |
1 |
Экологическая проблема – глобальная проблема человечества |
1 |
Тема 1.3. Население мира |
7 |
Изменение численности населения мира и воспроизводство населения |
1 |
Состав населения |
1 |
Этнический и религиозный состав населения мира |
2 |
Размещение и миграции населения |
1 |
Городское и сельское население |
1 |
Проблемы населения современного мира |
1 |
Тема 1.4. Мировое хозяйство и география основных отраслей |
14 |
Мировое хозяйство, этапы его развития |
1 |
НТР и мировое хозяйство |
1 |
Факторы размещения, территориальная структура мирового хозяйства |
1 |
Топливная промышленность |
1 |
Энергетика мира |
1 |
Мировая металлургия |
1 |
Машиностроение |
1 |
Мировая химическая промышленность |
1 |
Производство строительных материалов и лесная промышленность |
1 |
Лёгкая и пищевая промышленность мира Сельское хозяйство. Растениеводство |
1 |
Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда
|
1 |
Мировой транспорт |
1 |
Мировая торговля и сфера услуг |
1 |
Международная специализация и интеграция стран и регионов мира . Обобщение изученного |
1 |
Раздел 1. Региональная характеристика мира Тема: Регионы и страны мира |
29 2 |
Становление и регионы мира |
1 |
Международные отношения и геополитика |
1 |
Зарубежная Европа |
4 |
Особенности территории и населения Зарубежной Европы |
1 |
Географические особенности хозяйства Зарубежной Европы |
1 |
Субрегиональные и районные различия Зарубежной Европы. |
1 |
Сравнительная характеристика Франции и Польши |
1 |
Зарубежная Азия |
6 |
Население и природные ресурсы Зарубежной Азии |
1 |
Многоликое экономическое пространство Зарубежной Азии |
1 |
Сравнительная характеристика отдельных субрегионов |
1 |
Япония |
1 |
Китай |
1 |
Индия |
1 |
Северная Америка |
5 |
Территория и население Северной Америки |
1 |
Природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США |
1 |
Сравнительная характеристика обрабатывающих отраслей промышленности США и Канады |
1 |
Особенности фермерского сельского хозяйства США и Канады |
1 |
Транспорт и внешние экономические связи США и Канады |
1 |
Латинская Америка |
6 |
Состав региона Латинская Америка. Вест- Индия |
1 |
Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка) |
1 |
ПРП и население Южной Америки |
1 |
Экономическое пространство Южной Америки |
1 |
Сравнительная характеристика субрегионов Ю. Америки |
1 |
Бразилия |
1 |
Австралия и Океания |
2 |
Географические особенности Австралии и Океании как единого региона |
1 |
Динамика развития хозяйства Австралии и Океании |
1 |
Африка
|
4 |
Особенности территории и населения Африки |
1 |
Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки |
1 |
Сравнение субрегионов Африки |
1 |
ЮАР |
1 |
Россия и мир |
5 |
Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира |
1 |
Россия в современном мире |
1 |
Современный мир и глобальные проблемы человечества |
2 |
Итоговый урок по курсу «Экономическая и социальная география мира» |
1 |
ИТОГО на изучение курса: |
68 |
Содержание программы- 10 класс
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Раздел I. Современная политическая карта мира. (4 часа)
Основные этапы формирования политической карты мира. Общее количество стран современного мира и их типология. Основные критерии выделения различных типов стран.
Государственный строй, основные формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Многообразие стран современного мира. Политическая география. Геополитика и международные отношения.
Раздел II. Природа и человек в современном обществе (8 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Раздел III. Население мира (7 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Раздел IV. Мировое хозяйство и география основных отраслей(14 часов).
НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный путь развития. Современный этап и перспективы НТР. Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств.
Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Промышленность и окружающая среда. Структура и география мирового сельского хозяйства. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда. География международного туризма.
Содержание программы- 11 класс
Раздел VI. Региональная характеристика мира (29 часов)
Экономическое районирование мира. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Зарубежной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии и Океании.
Раздел VII. Россия и мир. Глобальные проблемы человечества (5 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»,
АВТ. О.А. БАХЧИЕВА ПОД РЕД. В.П. ДРОНОВА, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕНТАНА-ГРАФ» (10кл.)-34 часа
по _______________географии ______________________________
(наименование курса)
Учебный год_______2018 – 2019 _________
Классы__________10____________________
Количество часов по учебному плану ОУ: всего__________34___________,в неделю________1____________.
Плановых практических работ___7___.
За основу взята программа авторов - составителей: А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, О. А. Бахчиева, Е. А. Таможняя. География: Программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. Сборник программ: М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2010.
Учебник Экономическая и социальная география мира.О.А.Бахичева,Москва,Издательский центр «Вентана-Граф»-2015 г.
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
Элементы содержания образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Формы контроля
|
Практические работы |
Домашнее задание |
|||||
П л а н |
Ф а к т |
* - обучающие ** - тренировочные № - оценочные работы (стандарт) |
||||||||||
Введение |
||||||||||||
1 |
Современные методы географической информации. Источники географичкской информации |
|
|
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. ГИС. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
|
эвристическая беседа, анализ карт |
|
§ 1 |
||||
Раздел. Общий обзор современного мира Тема: Политическое устройство мира |
||||||||||||
|
Многообразие стран современного мира и их типы |
|
|
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. |
Знать/понимать основные географические понятия и термины
|
Анализ карт, заполнение таблицы |
|
§ 2 |
||||
3 |
Современная политическая карта мира. Этапы формирования |
|
|
Анализ карт, заполнение таблицы |
|
§ 3
|
||||||
4 |
Современные особенности политической карты мира |
|
|
Тестирование |
№ 1 Государственный строй и административно-территориальное устройство |
|||||||
5 |
География культуры и цивилизаций |
|
|
Анализ карт, заполнение таблицы |
|
§ 3
|
||||||
Природа и человек в современном мире |
||||||||||||
6 |
Взаимодействие человечества и природы, изменения окружающей среды, рациональное и нерациональное природопользование |
|
|
Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология |
Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира |
Эвристическая беседа, защита творческих работ |
|
§ 4 |
||||
7-8 |
Основные виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Ресурсообеспеченность |
|
|
Особенности использования разных видов природных ресурсов. |
Анализ карт, стат. материалов, заполнение таблицы |
№2 Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. |
§ 5 |
|||||
9 |
География минеральных природных ресурсов
|
|
|
Размещение природных ресурсов и масштабы их использования |
Анализ карт, к/к, тестирование |
*Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания |
§ 6 |
|||||
10 |
Земельные и лесные ресурсы мира
|
|
|
Анализ карт, к/к, таблица |
*Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными и лесными ресурсами |
§ 7 |
||||||
11 |
Мировые водные ресурсы
|
|
|
Эвристическая беседа, анализ карт |
|
§ 8 |
||||||
12 |
География неисчерпаемых природных ресурсов |
|
|
Анализ карт, к/к, защита творческих работ |
|
§ 9 |
||||||
13 |
Экологическая проблема – глобальная проблема человечества
|
|
|
Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология. |
Защита проектов, схемоконспект |
№3 Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. |
§ 10 |
|||||
Население мира |
||||||||||||
14 |
Изменение численности населения мира и воспроизводство населения |
|
|
Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. |
Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения |
Эврестическая беседа, выполнение расчётов (Естественный прирост населения) |
*Построение схемы-графика «Изменение численности населения» |
§ 11 |
||||
15 |
Состав населения |
|
|
Половой, возрастной и этнический состав населения. |
Анализ карт, тестирование |
**Характеристика половозрастного состава населения одной их стран мира |
§ 12 |
|||||
16-17 |
Этнический и религиозный состав населения мира |
|
|
Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты |
Защита творческих работ, , к/к |
**Составление таблицы «Основные языковые группы» |
§ 13, 14 |
|||||
18 |
Размещение и миграции населения |
|
|
Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. |
Защита творческих работ, анализ карт, к/к |
**Определение и сравнение средней плотности населения дух стран и объяснение причин различий |
§ 15
|
|||||
19 |
Городское и сельское население |
|
|
Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. |
к/к, диаграммы |
1. **Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира 2. ** Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегаполисов |
||||||
20 |
Проблемы населения современного мира |
|
|
Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира |
Защита проектов, тестирование |
№4 Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения |
§ 16 |
|||||
Мировое хозяйство и география основных отраслей (15 часов) |
||||||||||||
21 |
Мировое хозяйство, этапы его развития
|
|
|
Мировое хозяйство и этапы его развития. Международное географическое разделение труда. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством Научно-техническая революция. Основные центры мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике География основных отраслей промышленности сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География транспорта |
Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия |
Эвристическая беседа, таблица |
|
§ 17 |
||||
22
|
НТР и мировое хозяйство |
|
|
Эвристическая беседа
|
|
§ 18 |
||||||
23 |
Факторы размещения, территориальная структура мирового хозяйства
|
|
|
Анализ карт, таблица |
№5 Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. |
§ 19 |
||||||
24 |
Топливная промышленность
|
|
|
к/к, картосхемы, тестирование |
*Составление по карте основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа |
§ 20
|
||||||
25 |
Энергетика мира |
|
|
тестирование |
|
|||||||
26 |
Мировая металлургия
|
|
|
Анализ карт, к/к, построение диагр, картосхем |
|
§ 21 |
||||||
27 |
Машиностроение
|
|
|
Анализ карт, к/к, тестирование |
|
§ 22 |
||||||
28 |
Мировая химическая промышленность |
|
|
Эвристическая беседа, анализ карт, к/к |
|
§ 23 |
||||||
29 |
Производство строительных материалов и лесная промышленность
|
|
|
Построение схем, анализ карт, заполнение таблиц |
|
§ 24 |
||||||
30 |
Лёгкая и пищевая промышленность мира Сельское хозяйство. Растениеводство
|
|
|
Анализ карт, к/к, таблицы, тестирование |
|
§ 25, 26 |
||||||
31 |
Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда
|
|
|
Защита проектов, контрольные вопрсы |
|
§ 27 |
||||||
32 |
Мировой транспорт
|
|
|
Анализ карт, тестирование |
**Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран |
§ 28 |
||||||
33 |
Мировая торговля и сфера услуг
|
|
|
Построение картосхем, таблиц |
|
§ 29 |
||||||
34 |
Международная специализация и интеграция стран и регионов мира
Урок-зачет по Разделу 1. «Общий обзор современного мира» |
|
|
Защита творческих работ, контрольные вопросы Диагностика, тестирование |
№6 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира №7 Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями |
§ 30 |
||||||
|
||||||||||||
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»,
АВТ. О.А. БАХЧИЕВА ПОД РЕД. В.П. ДРОНОВА, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕНТАНА-ГРАФ» (11кл.)-34 часа
по _______________географии ______________________________
(наименование курса)
Учебный год_______2018 – 2019 _________
Классы__________11____________________
Количество часов по учебному плану ОУ: всего__________34___________,в неделю________1____________.
Плановых практических работ___6___.
За основу взята программа авторов - составителей: А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, О. А. Бахчиева, Е. А. Таможняя. География: Программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. Сборник программ: М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2010.
Учебник Экономическая и социальная география мира.О.А.Бахичева,Москва,Издательский центр «Вентана-Граф»-2015 г.
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
Элементы содержания образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Формы контроля
|
Практические работы |
Домашнее задание |
|
П л а н |
Ф а к т |
* - обучающие ** - тренировочные № - оценочные работы (стандарт) |
||||||
Раздел 1. Региональная характеристика мира (29 часов) Тема: Регионы и страны мира ( 2 часа) |
||||||||
1 |
Становление и регионы мира |
|
|
Геополитика и политическая география. Международные организации. |
|
Эвристическая беседа, конспект |
*Составление картосхемы «Границы субрегионов мира» |
§ 31 |
2 |
Международные отношения и геополитика. Социально- экономические показатели уровня жизни населения мира |
|
|
|
Защита проектов |
№ 1 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
|
§ 32-33 |
|
Зарубежная Европа |
||||||||
3 |
Особенности территории и населения Зарубежной Европы |
|
|
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия |
Эвристическая беседа, анализ карт |
|
§ 34 |
4 |
Географические особенности хозяйства Зарубежной Европы |
|
|
к/к, тестирование |
№ 2. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов зарубежной Европы |
§ 35 |
||
5 |
Субрегиональные и районные различия Зарубежной Европы. |
|
|
Анализ карт, к/к, заполнение таблицы |
|
§ 36 |
||
6 |
Сравнительная характеристика Франции и Польши |
|
|
Построение диаграмм, картосхем, защита творческих работ |
|
§ 37 |
||
Зарубежная Азия |
||||||||
7 |
Население и природные ресурсы Зарубежной Азии |
|
|
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия |
Эвристическая беседа, анализ карт, к/к |
№ 3 Сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору) |
§ 38 |
8 |
Многоликое экономическое пространство Зарубежной Азии |
|
|
Защита проектов |
|
§ 39 |
||
9 |
Сравнительная характеристика отдельных субрегионов |
|
|
Анализ карт, заполнение таблицы, к/к |
|
§ 40 |
||
10 |
Япония – один из лидеров азиатской экономики |
|
|
Защита творческих работ, схемоконспект |
**Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
|
§ 40 |
||
11 |
Китай – новый лидер зарубежной Азии |
|
|
Защита творческих работ, схемоконспект |
|
§ 41 |
||
12 |
Индия - страна традиций и новаций |
|
|
Защита творческих работ, схемоконспект, контрольные вопросы |
**Характеристика размещения хозяйства |
§ 42 |
||
Северная Америка |
||||||||
13 |
Территория и население Северной Америки |
|
|
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия |
Эвристическая беседа, анализ карт |
|
§ 43 |
14 |
Природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США |
|
|
Оценка ресурсообеспеченности, анализ карт |
|
§ 44 |
||
15 |
Сравнительная характеристика обрабатывающих отраслей промышленности США и Канады |
|
|
Заполнение таблицы, анализ карт, стат. материалов |
|
§ 45 |
||
16 |
Особенности фермерского сельского хозяйства США и Канады |
|
|
Защита проектов, анализ карт, к/к |
|
§ 46 |
||
17 |
Транспорт и внешние экономические связи США и Канады |
|
|
|
тестирование |
|
§ 47 |
|
Латинская Америка |
||||||||
18 |
Состав региона Латинская Америка. Вест- Индия |
|
|
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия |
эвристическая беседа, анализ карт |
|
§ 48 |
19 |
Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка) |
|
|
Защита проектов, контрольные вопросы |
|
§ 49 |
||
20 |
Природно- ресурсный потенциал и население Южной Америки |
|
|
тестирование |
|
§ 50 |
||
21 |
Экономическое пространство Южной Америки |
|
|
Анализ карт, обработка стат. материалов |
|
§ 51 |
||
22 |
Сравнительная характеристика субрегионов Ю. Америки |
|
|
Защита проектов, к/к |
|
|
||
23 |
Бразилия |
|
|
Схемоконспект, контрольные вопросы |
**Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства страны |
§ 52 |
||
Австралия и Океания |
||||||||
24 |
Географические особенности Австралии и Океании как единого региона |
|
|
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий |
Эвристическая беседа, анализ карт |
*Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата |
§ 53 |
25 |
Динамика развития хозяйства Австралии и Океании |
|
|
Контрольные вопрсы, тестирование |
|
§ 54 |
||
Африка |
||||||||
26 |
Особенности территории и населения Африки |
|
|
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия |
Анализ карт |
|
§ 55 |
27 |
Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки |
|
|
Тест, к/к, анализ карт |
|
§ 56 |
||
28 |
Специализация субрегионов Африки |
|
|
Защита проектов, схемоконспект |
|
§ 57 |
||
29 |
ЮАР |
|
|
Конспект, контрольные вопросы |
|
|
||
Россия и мир |
||||||||
30 |
Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира
|
|
|
Роль и место России в современном мире. Россия на политической карте мира. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.. Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Роль географии в решении глобальных проблем человечества |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Сопоставлять географические карты различной тематики |
Анализ статистичесих материалов |
**Сравнение развитой и развивающейся стран мира, объяснение различий. |
|
31 |
Россия в современном мире |
|
|
|
№4 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. №5 Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. |
§ 58 |
||
32-33 |
Современный мир и глобальные проблемы человечества |
|
|
Защита проектов |
№6 Географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. |
§ 59 |
||
34 |
Итоговый урок по курсу «Экономическая и социальная география мира» |
|
|
Тестирование |
|
§ 59
|