Химия 10 класс

                                                             

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для работы по учебникам О. С. Габриеляна «Химия. Базовый уровень» для 10 класса.                                                      

  Рабочая программа среднего (полного) общего образования по химии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.  В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования.

В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования. Однако содержание данной рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

При изучении химии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, владеть методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать химическую информацию в устной и письменной форме и др.

Одной из важнейших задач обучения в средней школе является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Согласно образовательному стандарту главные цели среднего общего образования:

  • 1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
  • 2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
  • 3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

  • формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения, в быту и трудовой деятельности;
  • выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

 

Цели изучения химии в средней (полной) школе:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;
  • формирование у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Ценностные ориентиры содержания курса химии в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценность» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости здорового образа жизни;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.

Ценностные ориентации курса направлены на воспитание у обучающихся:

  • правильного использования химической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

Общая характеристика учебного курса

Жесткий лимит времени, отведенный на изучение химии на базовом уровне, и соответствие образовательному стандарту определили тщательный отбор содержания курса химии, который позволит:

  • сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет, как в советской, так и в российской школе;
  • освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
  • максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для профильных школ и классов;
  • включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.

Методологической основой   построения   учебного   содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии.

Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии. Первая – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале изучается органическая химия, а затем — химия общая. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение содержания предмета позволяет на завершающем этапе сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Вторая – это межпредметная интеграция, позволяющая на базе химии объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.

Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, курс реализует и еще одну – интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствовать идеям образовательного стандарта.

Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными целями. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

  • «Вещество» — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии.
  • «Химическая реакция» — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами.
  • «Применение веществ» — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.
  • «Язык химии» — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

 

Место предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса химии в средней (полной) школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы».

В Базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или химию, как на базовом, так и на углубленном уровне.

Рабочая программа по химии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования: 1 час в неделю.

 

Результаты освоения курса

Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • — в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
  • — в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;
  • — в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • — в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса химии:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно- следственных связей и поиск аналогов;
  • познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования являются:

  • 1) в познавательной сфере:
  • знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
  • умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
  • умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
  • умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
  • готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
  • умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;

 

— владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;

  • моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
  • понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
  • 2) в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
  • 3) в трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
  • 4) в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

Базовый уровень.  10 класс

Содержание курса характеризуется целостностью и системностью учебного предмета, на освоение которого отведено небольшое, жестко лимитированное учебное время. Отобранное для базового обучения химии содержание позволяет изучать его и в режиме 1 или 2 часов в неделю. В последнем случае у обучающихся появится возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а усваивать это содержание. Особенно важно это для тех учащихся, которые не имеют возможности изучать химию на углубленном уровне (из-за отсутствия таких классов в школе), но тем не менее собираются сдавать единый государственный экзамен по химии.

Курс четко делится на две равные по отведенному на их изучение времени части: органическую химию и общую химию.

Структурирование курса органической химии определяется идеей развития учащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием.

Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь такой подход позволяет и глубже изучить сами классы. Так, основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова закрепляются при изучении углеводородов (алканов, алкенов, диенов, алкинов, аренов) и их природных источников (природного газа, нефти и каменного угля), кислородсодержащих органических соединений (спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров и углеводов) и азотсодержащих органических соединений (аминов, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот). Завершает курс органической химии раздел «Химия и жизнь», где обучающиеся знакомятся с такими важными в практическом и биологическом отношении веществами и материалами, как пластмассы и волокна, ферменты, витамины, гормоны и лекарства.

Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея реализации практикоориентированного значения объектов органической химии (соединений и реакций).

Идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основной и для конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о химической картине мира, как составной части единой естественнонаучной картины мира.

В курсе общей химии вначале углубляются и расширяются знания, полученные обучающимися из курса основной школы, о строении атома и вещества на основе Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева, общих свойствах классов органических и неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных соединений) в свете теории электролитической диссоциации. Далее рассматривается классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Завершает курс знакомство старшеклассников с перспективами развития химической науки и химического производства, с проблемами охраны окружающей среды от химического загрязнения и путями их решения.

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

 

Теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.

 

 

Углеводороды и  их  природные источники

А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.

А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.

А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.

Не фть и спо с о бы ее пер ер аб отк и. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.

 

Кислородсодержащие органические соединения

С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Ф е н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства.

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.

А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.

К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.

С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная.

Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мыла́. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.

Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара.

Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.

 

Азотсодержащие органические соединения

Амин ы. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина.  Получение анилина по реакции Н.  Н. Зинина.  Применение анилина.

А м и н о к и с л о т ы. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие с щелочами и кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.

Бе лк и. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.

Н у к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.

Г енетиче ска я связь между кла с с ами орга н и ч е с к и х   с о е д и н е н и й.  Понятие о генетической связи и генетических рядах.

 

Химия и жизнь

П ластма сы   и   в олокн а. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое.

Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.

Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное, винилхлоридное (хлорин), полинитрильное (нитрон), полиамидное (капрон, найлон), полиэфирное (лавсан).

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.

В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Го р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Решение з а да ч по органиче ск ой хими и. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.

Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов, каменного угля и продуктов коксохимического производства. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

 

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Выпускник на базовом уровне научится:

— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;

раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;

  • — формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни человека;
  • — устанавливать взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • — формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;
  • — аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;
  • — формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе Периодической системы как графического отображения Периодического закона;
  • — характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева;
  • — классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток, объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);
  • — объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;
  • — классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;
  • — характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в живой и неживой природе;
  • — характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и его практическое значение;
  • — характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и предлагать способы защиты от нее;
  • — классифицировать неорганические и органические вещества;
  • — характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений в плане от общего через особенное к единичному;
  • — использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;
  • — использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;
  • — знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ;
  • — характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
  • — устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);
  • — экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • — характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;
  • — характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных факторов;
  • — производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;
  • — соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно­исследовательских задач химической тематики;
  • прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;
  • прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами;
  • устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);
  • раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
  • раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;
  • прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, образующих их;
  • аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;
  • владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
  • характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения органических веществ;
  • критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;
  • понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.

 

Учебно-тематическое планирование

Раздел 

Количество часов

                       Практические работы

Контрольная работа

  

10 класс

 

 

 

1

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ   СОЕДИНЕНИЙ

3

 

 

2

ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

9   

 

1

3

ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ  СОЕДИНЕНИЯ

8

 

 

4

ТЕМА 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ  СОЕДИНЕНИЯ

7

1

1

5

 

 

 

 

6

ТЕМА 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

7

1

 

 

итого

34

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

По  химии

 

Учебный год    2018-2019

 

Класс     10

 

Количество часов по учебному плану ОУ:  всего 34 ч., в неделю 1 ч.

 

Плановых контольных работ:  1 ч

 

Практических работ: 2 ч

 

Планирование составлено на основе: программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов

 

общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2010.

 

Учебник: Габриелян,О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Габриелян.- 2-е изд., -М.: Дрофа,2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Дата

Тема.

 

Тип урока

Основное содержание урока

Планируемые результаты

 

 

Предметные

Личностные

Метапредметные

Виды контроля

Д\З

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ   СОЕДИНЕНИЙ

 

1

 

 

Методы научного познания.

.

 

 

КУ

Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент.

Вывод.

 

Использовать основные интеллектуальные операции (формулировать гипотезу, проводить анализ и синтез, обобщение, выявлять причинно-следственные связи), проводить эксперимент

и фиксировать его результаты

с помощью родного языка и языка химии.

 

Регулятивные:

1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно.

2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

 

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 

Коммуникативные:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:                                 

1. Формировать ответственное отношение к учению.

2. Формировать самоуважения и эмоционально- положительное отношение    к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.

УО

Стр 5-7

2

 

Предмет органической химии.

 

КУ

Становление органической химии как науки. Витализм и его крах. Определение элементного состава органических соединений.

Плавление, обугливание и горение органических веществ (на примере сахарозы).

 

 

Различать предметы органической и неорганической химии, минеральные и органические вещества. Классифицировать органические вещества по их происхождению на природные, искусственные и синтетические.

Проводить и наблюдать химический эксперимент.

 

 

ФО

П.1

 

 

3

 

Теория строения органических соединений.

 

КУ

Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Валентность. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы неорганических и органических веществ. Типы углеродных цепочек: линейная, разветвленная, замкнутая. Кратность химической связи.

Изомерия.

Объяснять причины многообразия органических веществ и особенности строения атома углерода. Различать понятия «валентность» и

«степень окисления», оперировать ими.

Отражать состав и строение органических соединений с помощью структурных формул и моделировать их молекулы.

 

Регулятивные:

1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные:

1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Коммуникативные:

1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные:                                 

1. Проявлять устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач.

ФО

П.2

 

ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

4

 

Природный газ как источник углеводородов.

 

Природный газ, его состав и направления использования в качестве топлива и химического сырья. Конверсия метана.

Синтез­газ и его использование для получения синтетического бензина и метанола.

 

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки природного газа.

.

Регулятивные:

1. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 

Познавательные:

1. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

 

Коммуникативные:

1. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера понятия.

2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

Личностные:                                 

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.   

2.   Оценивать содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.                                                  

 

 

 

УО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.3

5

 

Предельные углеводороды. Алканы.

 

Значение природного газа и иных предельных углеводородов в качестве топлива и химического сырья. Метан и другие алканы как составная часть природного газа. Химические свойства метана, обусловливающие его применение (горение, пиролиз, галогенирование).

Гомологи метана, изомерия и номенклатура. Дегидрирование этана.Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.

Определять принадлежность веществ к различным типам (предельным или непредельным) и классам углеводородов. Называть их по международной номенклатуре, характеризовать строение

и свойства важнейших представителей, наблюдать и описывать демонстрационный эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

УО

П 3

 

6

 

Этиленовые углеводороды, или алкены.

 

 

Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений.

Называть по международной номенклатуре алкены с помощью родного языка и языка химии. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения этилена.                         Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент

Регулятивные:

1. Обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.

2. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.

3. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

.

ФО

П.4

7

 

Диеновые углеводороды. Каучуки.

КУ

Каучук и его свойства. Вулканизация каучука. Резина. Изопрен как мономер природного каучука.

Синтетический каучук. 1,3-Бутадиен как мономер дивинилового и бутадиенового синтетических каучуков. Иные химические свойства диенов: галогенирование, гидрогалогенирование, гидрирование. 1,2­ и 1,4­присоединение. Получение диеновых углеводородов методом С. В. Лебедева и дегидрированием алканов.

Называть по международной номенклатуре диены. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения 1,3-бутадиена.

Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент.

 

 

Регулятивные

1. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

2. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

сверстниками.

Личностные

1. Формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

 

 

ФО

П.5

8

 

Ацетиленовые углеводороды, или алкины.

ку

Высокотемпературное пламя ацетилена как одна из областей его применения. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Получение карбида кальция. Химические свойства. ацетилена: галогенирование, гидрогалогенирование (хлорвинил и поливинилхлорид, его применение), гидратация (реакция

М. Г. Кучерова), тримеризация (реакция Н. Д. Зелинского).

Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкинов.

Называть по международной номенклатуре алкины с помощью родного языка и языка химии.

Характеризовать строение, свойства, способы получения и области при менения ацетилена. Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент. Отличать особенности реакций присоединения у ацетилена от реакций присоединения этилена.

 

 

 

Регулятивные:

1. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные:

1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.                       2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные:

1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

ср

П.6

9

 

Ароматические углеводороды, или арены.

КУ

Открытие бензола, его свойства и первые области применения.

Установление химического строения бензола. Формула Кекуле.

Современные представления

о строении бензола. Химические свойства бензола: галогенирование, нитрование. Получение бензола. Гомолог бензола — толуол.

Характеризовать особенности строения, свойства и области применения бензола с помощью родного языка и языка химии.

Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент.

Регулятивные:

1. Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в

новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

3. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

 

Познавательные:

1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

2.  Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 

Коммуникативные:

1. Совершенствовать умение

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

СР

П.7

10

 

Нефть и способы ее переработки.

 

КУ

Нефть, ее состав, физические свойства и происхождение. Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними. Процессы переработки нефти: ректификация, крекинг, риформинг. Продукты переработки нефти и их использование.

Понятие об октановом числе.

 

 

 

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки нефти. Устанавливать зависимость между объемами добычи нефти в России и бюджетом государства. Находить

 

ФО

П.8

11

 

Обобщение и систематизация знаний об углеводородах.

КУ

Классификация углеводородов по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Взаи-

мосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов.

Генетическая связь между классами углеводородов.

Классифицировать углеводороды по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Описывать генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии.

Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов.

СР

 

12

 

Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды».

КР

КР

 

 

ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ  СОЕДИНЕНИЯ

 

13

 

Спирты.

 

КУ

Этиловый спирт и его свойства. Окисление этанола (ферментативное, оксидом меди (II)). Химические свойства этанола: дегидратация, взаимодействие с натрием, горение. Получение этанола гидратацией этилена, щелочным гидролизом галогенэтана, брожением сахаров. Гомологический ряд одноатомных спиртов, изомерия, номенклатура. Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин. Качественная реакция

на многоатомные спирты.

Называть по международной номенклатуре спирты. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения этанола и глицерина с помощью родного языка и языка химии.

Классифицировать спирты по их атомности.

Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент.

Регулятивные

1.Сформировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

2.Формировать интеллектуальные и творческие способности.

Познавательные

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Коммуникативные

1.Сформировать умение представлять проделанную работу.

2. Формировать умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, уметь использовать химический язык.

ФО

9

14

 

Каменный уголь.

 

КУ

Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства.

 

Характеризовать происхождение и основные направления использования и переработки каменного угля.                              Устанавливать зависимость

между объемами добычи каменного угля в РФ и бюджетом.                           Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью.

Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с каменным углем и продуктами коксохимического производства в быту и промышленности.

Регулятивные:

1. Самостоятельно анализировать условия

достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

2. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного.

 

Познавательные:

1. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

2.  Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию.

 

 

СР

10

15

 

Фенол.

УИНМ

Строение молекулы и физические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере фенола. Химические свойства фенола, подтверждающие взаимное влияние атомов: кислотные свойства, реакции галогенирования, нитрования. Получение фенола из каменноугольной смолы и из произ­ водных бензола.

Характеризовать особенности строения и свойства фенола на основе взаимного влияния атомов в молекуле, а также способы получения и области применения фенола с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент.                              

СР

 

16

 

Альдегиды.

 

УР

Производство и использование строительных и отделочных материалов на основе полимеров из фенолоформальдегидных смол и их аналогов. Формальдегид, его строение и физические свойства. Формалин. Химические свойства формальдегида: гидрирование, окисление. Реакции поликонденсации. Гомологический ряд альдегидов, изомерия, номенклатура. Качественная реакция на альдегидную группу. Получение формальдегида и ацетальдегида

из соответствующих спиртов. Понятие о кетонах. Альдегиды и кетоны в природе.

 

Характеризовать особенности свойств формальдегида и ацетальдегида на основе строения молекул, способы получения и их области применения с помощью родного языка и языка химии.

Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент.

Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде.

 

 

Регулятивные:

1. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.                              

2. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного.                      

3. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные:

1. Формировать устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач.

2.  Формировать умения устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.

 Коммуникативные:

1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с

позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.                                                      2. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

 

Личностные:

1. Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.                     2.Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, 

З

 

17

 

Карбоновые кислоты.

СР

Карбоновые кислоты в природе и в быту. Химические свойства карбоновых кислот в сравнении со свойствами соляной кислоты

(взаимодействие с металлами, ос- но́вными оксидами, основаниями, солями). Уксусная кислота как слабый электролит, ионные уравнения реакций с ее участием.

Реакция этерификации. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, изомерия, номенклатура. Получение муравьиной и уксусной кислот.

Отдельные представители кис­ лот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная.

Характеризовать особенности свойств карбоновых кислот на основе строения их молекул, а также способы получения и области применения муравьиной и уксусной кислот с помощью родного языка и языка химии. Различать общее, особенное и единичное в строении и свойствах органических (муравьиной и уксусной кислот) описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обраще-ия с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде и неорганических кислот.

СР

 

18

 

Сложные эфиры. Жиры.

 

КУ

Изучение состава жиров. Жиры растительного и животного происхождения, различия в их составе. Гидролиз жиров и их омыление. Мыла. Синтетические моющие средства (СМС). Экологические аспекты применения СМС. Гидрирование жидких жиров. Производство твердых жиров на основе растительных масел.Понятие о сложных эфирах. Сложные эфиры одноосновных карбоновых кислот и одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура сложных эфиров. Реакция этерификации. Сложные эфиры в природе. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

Характеризовать особенности свойств жиров на основе строения их молекул, а также классификации жиров по их составу и происхождению и производство твердых жиров на основе растительных масел. На основе реакции этерификации характеризовать состав, свойства и области применения сложных эфиров.

Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент.

Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде.

Регулятивные:

1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

 

Познавательные:

1. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

2.  Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

 

Коммуникативные:

1. Совершенствовать умение

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

СР

.13

19

 

Углеводы.

УАУ и Н

Состав углеводов, их нахождение и роль в природе. Значение углеводов в технике, быту, на производстве. Классификация углеводов: моно-, ди- и полисахариды. Строение молекулы глюкозы.

Двойственность функции органического вещества на примере глюкозы (альдегидоспирт). Химические свойства глюкозы,

Характеризовать состав углеводов и их классификацию на основе способности к гидролизу.

Описывать свойства глюкозы как вещества с двойственной функцией (альдегидоспирта).

Регулятивные:

1. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

 

Познавательные:

1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.                      

 

 

СР

 

 

ТЕМА 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ  СОЕДИНЕНИЯ

20

 

Амины. Анилин.

КУ

Природные красители как производные анилина. Открытие и структура анилина. Аминогруппа. Основные свойства анилина. Бромирование анилина (качественная реакция на анилин). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина. Реакция

Н. Н. Зинина.

Характеризовать особенности строения и свойства анилина на чения и области применения анилина с помощью родного языка

и языка химии.

Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент.

Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде.

Регулятивные:

1. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

Познавательные:

1. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

2. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

ФО

П.16

21

 

Аминокислоты.

 

УИНМ

Аминокапроновая кислота. Полиамидные волокна, капрон. Реакция поликонденсации. Понятие об амидах карбоновых кислот.

Понятие об аминокислотах. Аминокислоты как бифункциональные амфотерные соединения. Физические свойства

Описывать свойства аминокислот как бифункциональных амфотерных соединений. Устанавливать

 

ДР

17

22

 

Аминокислоты .Белки.

.

КУ

Белки как биополимеры, их строение (первичная, вторичная и третичная структуры), химические свойства (денатурация, гидролиз, качественные реакции — биуретовая и ксантопротеиновая). Биологические функции белков: строительная, ферментативная, защитная, транспортная, сигнальная

и др.

Описывать структуры и свойства белков как биополимеров. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств белков.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.

Регулятивные:

1. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

2. Определять последовательность промежуточных целей

с учетом конечного результата; составлять план и последовательность

действий.

 

СР

17

23

 

Понятие

о нуклеиновых кислотах.

КУ

ДНК и РНК как биополимеры. Общая схема строения нуклеотида. Сравнение строения, нахождение в клетке и функций ДНК и РНК. Виды РНК и их функции.

Понятие о биотехнологии и ее использование. Понятие о генной инженерии. Генномодифицированные продукты.

Описывать структуру и состав нуклеиновых кислот как полинуклеотидов. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли

СР

18

24

 

Генетическая связь между классами органических соединений.

КУ

Понятие о генетической связи

и генетическом ряде на примере взаимопереходов между классами углеводородов и кислород- и азотсодержащих соединений. Иллюстрация генетической связи на примере органических соединений различных классов, содержащих два атома углерода.

Демонстрации. Переход:

этанол - этилен –этиленгликоль.

Устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами представителей классов углеводородов и кислород- и азотсодержащих соединений. Описывать генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии.

Регулятивные

1. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2. Выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.

Познавательные

1. Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.

 2. Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные

1. Формировать умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися.

Личностные

1. Выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты.

ФО

записи

25

 

Практическая работа № 1

«Идентификация органических соединений».

ПР

Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для подтверждения строения и свойств различных органических соединений, а также их идентификации с помощью качественных реакций.

ПР

Тест

26

 

Обобщение и систематизация знаний о кислород- и азотсодержащих органических соединениях.

КУ

Классификация кислород- и азотсодержащих органических соединений по наличию функциональных групп. Составление формул и названий кислород- и азотсодержащих органических соединений, их гомологов и изомеров. Свойства представителей важнейших классов этих соединений, их получение и применение. Генетическая связь между различными классами кислород- и азотсодержащих органических соединений и углеводородов. Подготовка к контрольной работе. Решение расчетных задач.

Классифицировать кислород- и азотсодержащие органические соединения по наличию функциональных групп. Составлять формулы и давать названия кислород- и азотсодержащим органическим соединениям. Описывать свойства представителей важнейших классов этих соединений, их получение и применение с помощью родного языка и языка химии. Устанавливать генетическую связь между различными классами кислород- и азотсодержащих органических соединений и углеводородов.

Регулятивные

1. Владеть навыками организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

2. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Познавательные

1. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

2. Наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Коммуникативные

1. Совершенствовать коммуникативную компетентность, выступая перед одноклассниками, отстаивая и обосновывая собственную точку зрения, уважать мнение оппонента при обсуждении вопросов.

2. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

 

СР

тест

27

 

Контрольная работа № 2 по теме «Кислород- и азотсодержащие органические вещества»

КУ

 

Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов, а также кислород- и азотсодержащих органических веществ.

КР

 

 

ТЕМА 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

 

28

 

Пластмассы и волокна.

 

КУ

Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров.

Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое.

Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).

Характеризовать реакции полимеризации и поликонденсации как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Описывать отдельных представителей пластмасс и волокон, их строение и классификацию

с помощью родного языка и языка химии.

 

 

Регулятивные:

1. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.         Познавательные:

1. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

2. Формировать умения безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования.

 

Коммуникативные:

1. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

СР

 

29

 

Ферменты.

 

КУ

Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Значение ферментов для жизнедеятельности живых организмов.

Применение ферментов в промышленности.

На основе межпредметных связей с биологией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как биологических катализаторов.

Раскрывать их роль в организации жизни на Земле, а также в пищевой и медицинской промышленности.

Регулятивные:

1. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата.

2. Наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.         

Познавательные:

1. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Строить доказательства в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов.

Коммуникативные:

1. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

2. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.

ФО

19

30

 

Витамины.

КУ

Понятие о витаминах. Нормы потребления витаминов и их функции. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов.

Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

 

На основе межпредметных связей с биологией раскрывать биологическую роль витаминов и их значение для сохранения здоровья человека.

СР

20

31

 

Гормоны.

 

КУ

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.

На основе межпредметных связей с биологией раскрывать химическую природу гормонов и их роль в организации гуморальной регуляции деятельности организма человека.

Регулятивные

1. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2. Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Познавательные

1. Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.

 2. Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.

Коммуникативные

1. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

 

ФО

20

32

 

Лекарства.

 

Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки.

Раскрывать роль лекарств от фармакотерапии до химиотерапии.                     Осваивать нормы экологического и безопасного обращения с лекарственными препаратами. Формировать внутреннее убеждение о неприемлемости даже однократного применения наркотических веществ.

 

 

20

33

 

Практическая работа № 2

«Распознавание пластмасс и волокон».

ПР

Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолоформальдегидной) и волокон (хлопчатобумажного, вискозного, ацетатного, капронового, из натуральной шерсти и натурального шелка).

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных реакций.

Регулятивные:

1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные:

1. Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

 Коммуникативные:

1. Критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

 

ПР

тест

34

 

Решение задач по органической химии.

СР

Повторение и обобщение материала за курс органической химии. Решение задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания

и массовым долям элементов.

Рассматривать химические реакции качественно и количественно с помощью расчетов. Решать задачи на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания и массовым долям элементов.

ФО

Задачи в тетр