Геометрия 8 класс

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Рабочая программа по геометрии 7 - 11 класс / Сост. Н.Ф.Гаврилова -М. ВАКО: 2013г.
  2. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4.
  3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273
  4. Ученого плана МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
  5. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -М.: Просвещение, 2013г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса, обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Рабочая программа по геометрии для 7 – 8 классов составлена и разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, требований к уровню подготовки выпускников основной школы, программы общеобразовательных учреждений по математике и направлена на реализацию математического образования школьников в полном объёме.

Данная программа рассчитана на 136 часов: 2 часа в неделю в 7 классе (68 часов), 2 часа в неделю в 8 классе (68 часов). Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по математике.

Годовая учебная нагрузка в 7 и 8 классах соответствует санитарным и гигиеническим нормам.

Математическое образование по геометрии в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.

Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей.

В ходе освоения содержания курса геометрии учащиеся получают возможность:

  • - развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • - сформировать практические навыки выполнения устных, письменных инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • - овладеть символическим языком геометрии;
  • - выработать формально-оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • - развить пространственные представления и изобразительные умения;
  • - освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • - получить представления об особенностях выводов и прогнозов;
  • - развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения;
  • - проводить несложные систематизации;
  • - приводить примеры и контрприёмы;
  • - использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • - сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • - интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • - формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • - воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

В соответствии с целью формируются задачи учебного процесса: систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определённым методом познания и преобразования мира математическим методом.

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета (по годам обучения)

 

В результате изучения геометрии 7 класса обучающиеся должны уметь/знать:

  • Знать, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.
  • Объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;
  • Какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
  • Измерить данный отрезок с помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;
  • Что такое градусная мера угла, находить градусные меры углов, используя транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;
  • Какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы;
  • Объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников;
  • Определения перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы, высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;
  • Формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;
  • Определение окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;
  • Определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
  • Аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;
  • Доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;
  • Доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
  • Доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;
  • Какой отрезок называется наклонной, проведённой из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми; уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.

 

В результате изучения геометрии 8 класса обучающиеся должны уметь/знать:

  • Объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы. Знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
  • Знать определения параллелограмм и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь их доказывать и применять при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.
  • Знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
  • Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, уметь вывести эту формулу и использовать её и свойства площадей при решении задач.
  • Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять изученные формулы при решении задач.
  • Знать теорему Пифагора и обратную её теорему; уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; уметь применять их при решении задач.
  • Знать признаки подобия треугольников, уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; уметь их доказывать и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
  • Знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
  • Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из ней и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.
  • Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника; уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырёхугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.

 

  1. Содержание учебного предмета  «Геометрия» 

- в 7 классе

  1. Глава 1. Начальные геометрические сведения

  Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

  Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

  1. Глава 2. Треугольники

  Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

  Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.

  1. Глава 3. Параллельные прямые

 Признаки  параллельности  прямых. Аксиома  параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

 Основная цель - ввести одно из важнейших понятий -понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

  1. Глава 4.  Соотношения между сторонами и углами треугольников (20 часов)

Сумма углов треугольника.  Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние  от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

  1. Повторение. Решение задач (5 часов)

Повторение пройденного учебного материала  

 

- в 8 классе  

  1. Глава 5. Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

  1. Глава 6. Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

  1. Глава 7. Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  1. Глава 8. Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

  1. Повторение. Решение задач.

Учебно-тематический план по геометрии

№ п/п

Тема

Часы

Контрольные работы

7 класс

 

1

Начальные геометрические сведения

9

Контрольная работа №1

по теме: «Начальные геометрические сведения»

2

Треугольники

16

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»

3

Параллельные прямые

13

Контрольная работа №3

 по теме: «Параллельные прямые»

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника

21

Контрольная работа №4

по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

5

Повторение

9

Итоговая контрольная работа за курс геометрии 7 класса                                             

8 класс

 

 

Четырёхугольники

14

Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники.»

 

Площадь

14

Контрольная работа №2 по теме: «Площадь»

 

Подобные треугольники

20

Контрольная работа №3

по теме: «Подобные треугольники»

Контрольная работа №4

по теме: «Применение теории подобия треугольников»

 

Окружность

15

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»

 

Повторение

5

Итоговая контрольная работа за курс геометрии 8 класса                                            

 

 

 

 

 

Всего

136

 

 


Тематическое планирование

 

по _____геометрии______________________________________________________________________

Учебный год_______2017-2018___________

Класс_______7___________________

Количество часов по учебному плану ОУ: всего _____68________в неделю_______2_________.

Плановых контрольных работ_____5_____________.

Планирование составлено на основе рабочей программы по геометрии 7 - 11 класс / Сост. Н.Ф.Гаврилова -М. ВАКО: 2013г.

Учебник Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -М.: Просвещение, 2013г.

 

 

 

Тематическое планирование

 

по _____геометрии______________________________________________________________________

Учебный год_______2018-2019___________

Класс_______8___________________

Количество часов по учебному плану ОУ: всего _____68________в неделю_______2_________.

Плановых контрольных работ_____6_____________.

Планирование составлено на основе рабочей программы по геометрии 7 - 11 класс / Сост. Н.Ф.Гаврилова -М. ВАКО: 2013г.

Учебник Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -М.: Просвещение, 2013г.

 


 

Календарно-тематическое планирование по геометрии в 8 классе

 

№ ур

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности

Вид контроля (формы)

УУД (деятельность учащихся)

 

план

факт

 

  Четырёхугольники    14 часов

 

 

 

1

2

 

 

Многоугольники.

Урок изучения нового

многоугольник, элементы многоугольника, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника

-уметь строить выпуклый многоугольник;

-знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника

ФО

ИРД

 

Уметь самостоятельно работать. Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель

 

3

4

 

 

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

Урок изучения нового

четырехугольник, параллелограмм, свойства параллелограмма

-уметь доказывать свойства параллелограмма;

-уметь решать задачи

ФО

ИРД, ПР

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

 

5

6

 

 

Признаки параллелограмма.

Урок изучения но-вого

Комбинированный урок

параллелограмм, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма

-уметь доказывать признаки параллелограмма;

-уметь решать задачи

ФО

ИРД

Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

 

7

8

 

 

Трапеция.

Урок изучения

нового

Комбинированный урок

трапеция, элементы трапеции, равнобедренная и прямоугольная трапеция

-знать, что называют трапецией;

-уметь решать задачи на доказательство

ФО

ИРД

СР

Обрабатывают информацию и передают ее устным, графическим, письменным и символьным способами

 

9

 

 

Прямоугольник.

Комбинированный урок

прямоугольник, свойства прямоугольника, признак прямоугольника

-уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника;

-уметь решать задачи на их применение;

ИРД

Владеют смысловым чтением. Представляют информацию в разных формах (текст, графика, символы)

 

10

11

 

 

Ромб и квадрат.

Комбинированный урок

ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата

-уметь доказывать свойства ромба и квадрата;

-уметь решать задачи

ФО

ИРД

СР

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

 

12

 

 

Осевая и центральная симметрии.

Комбинированный урок

осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии

-уметь строить симметричные точки;

-уметь распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией

ФО

ИРД

 

Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

 

13

 

 

Решение задач.

Комбинированный урок

параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии

-уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства

ФО

ИРД

Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами

 

14

 

 

Контрольная работа №1 по теме:

«Четырёхугольники.»

Урок контроля знаний

ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата; осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии; параллелограмм, трапеция, прямоугольник,

-уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;

-уметь доказательно решать задачи

КР-1

Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами

 

Площадь   14 часов

 

15

 

 

 

Работа над ошибками. Площадь многоугольника,

Урок изучения

нового

Комбинированный урок

единицы измерения площадей

-уметь вывести формулу площади прямоугольника;

ФО

ИРД

Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей

 

16

17

 

 

Площадь квадрата, прямоугольника

Комбинированный урок

площадь прямоугольника, основные свойства площадей

-уметь решать задачи на применение формулы

МД

Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи

 

18

19

 

 

Площадь параллелограмма.

Комбинированный урок

параллелограмм, основание и высота параллелограмма, площадь параллелограмма

-знать формулу площади параллелограмма;

-уметь выводить формулу площади параллелограмма

ФО

ИРД

МД

Находят в учебниках, в т.ч. используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения задач

 

20

21

 

 

Площадь треугольника.

Комбинированный урок

треугольник, основание и высота, площадь треугольника, соотношение площадей

-знать формулу площади треугольника;

-уметь находить площадь прямоугольного треугольника;

- уметь находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол

УО

ИРД

ИРК

Осуществляют сравнение, извлекают необходимую информацию, переформулируют условие, строят логическую цепочку

 

22

23

 

 

Площадь трапеции.

Комбинированный урок

трапеция, высота трапеции, площадь трапеции

-знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции;

-уметь решать задачи на применение формулы

ПР

ИРД

СР

Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами

 

24

25

 

 

Теорема Пифагора.

Урок изучения

нового

Комбинированный урок

прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора

-уметь доказывать теорему Пифагора;

-уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике

ФО

ИРД

УО

Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы

 

26

27

 

 

Решение задач.

Комбинированный урок

площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора

-уметь находить площадь параллелограмма, треугольника, трапеции по формулам;

-уметь применять теорему Пифагора при решении задач

ФО

ИРД

ИРК

 

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи

 

28

 

 

Контрольная работа №2 по теме:

«Площадь»

Урок контроля знаний

прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора; площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора

-уметь применять полученные знания в комплексе

КР-2

Применяют полученные знания  при решении различного вида задач

 

Подобные треугольники   20 часов

 

29

 

 

Работа над ошибками. Определение подобных треугольников.

Комбинированный урок

пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники

-уметь определять подобные треугольники;

ФО

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника

 

30

 

 

Определение подобных треугольников.

Комбинированный урок

коэффициент подобия, отношение площадей

-уметь доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников

ИРД

МД

Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

31

32

 

 

Первый признак подобия треугольников.

Комбинированный урок

подобие треугольников, первый признак подобия

-уметь доказывать первый признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач

ФО

ИРД

 

Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами

 

33

 

 

Второй признак подобия треугольников.

Комбинированный урок

подобие треугольников, второй признак подобия

-уметь доказывать второй признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач

УО

ИРД

Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей

 

34

35

 

 

Третий признак подобия треугольников.

Комбинированный урок

подобие треугольников, третий признак подобия

-уметь доказывать третий признак подобия треугольников;

-уметь применять признак при решении задач

ФО

ИРД

ПР

Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств

 

36

 

 

Контрольная работа №3 по теме:

«Подобные треугольники»

Комбинированный урок

пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники, коэффициент подобия, отношение площадей, признаки подобия треугольников

-уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач

КР-3

Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки

 

37

 

 

Работа над ошибками. Средняя линия треугольника.

Комбинированный урок

 

-уметь определять среднюю линию треугольника

 

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника

 

38

 

 

Средняя линия треугольника.

Комбинированный урок

теорема о средней линии треугольника

-уметь доказывать теорему о средней линии треугольника;

 

ФО

ИРД

 

Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

39

 

 

Решение задач.

Комбинированный урок

 

- уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника

ИРК

Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами

 

40

41

 

 

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

Комбинированный урок

среднее пропорциональное, утверждения о среднем пропорциональном

-уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач

ФО

ИРД

ИРК

Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

 

42

43

 

 

Практические приложения подобия треугольников.

Комбинированный урок

метод подобия, построение треугольника по данным двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла

-уметь решать задачи на построение методом подобия;

-применять подобия к доказательству теорем и решению задач

ФО

ИРД

СР[2],

Структурируют знания, определяют основную и второстепенную информацию

 

44

45

 

 

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Комбинированный урок

синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество

-уметь определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;

-знать основное тригонометрическое тождество

ИРД

 

Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их при решении задач

 

46

47

 

 

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

Комбинированный урок

таблица значений

-знать таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

ФО

ИРД

СР

Дают адекватную оценку своему мнению

 

48

 

 

Контрольная работа №4 по теме:

«Применение теории подобия треугольников»

Урок контроля зхнаний

среднее пропорциональное, утверждения о среднем пропорциональном; метод подобия, построение треугольника по данным двум углам и биссектрисе при вершине третьего угла

синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество

-уметь применять подобия к доказательству теорем и решению задач;

-уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

КР-4

 

 

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи

 

Окружность     15 часов

 

49

 

 

Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности.

Комбинированный урок

окружность, радиус и диаметр окружности, секущая, расстояние от точки до прямой,

-знать все взаимные расположения прямой и окружности;

-уметь находить расстояние от точки до прямой

УО

ИРД

 

Анализируют и сравнивают факты и явления

 

 

50

51

 

 

Касательная к окружности.

Комбинированный урок

касательная к окружности, точка касания

-уметь доказывать свойство и признак касательной;

-уметь определять касательную к окружности;

-уметь проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности

-уметь решать задачи

ИРД

СР

Владеют смысловым чтением

 

52

 

 

Центральный угол.

Комбинированный урок

дуга, полуокружность, градусная мера дуги окружности, центральный угол

-уметь определять градусную меру центрального угла;

 

ФО

ИРД

Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

 

53

54

 

 

Вписанный угол.

Комбинированный урок

вписанный угол, теорема о вписанном угле

-уметь определять вписанный угол;

-доказывать теорему о вписанном угле и следствия к ней;

-знать в каком отношении пересекаются хорды окружности

ФО

ИРД

СР

Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки

 

55

56

 

 

Четыре замечательные точки треугольника.

Комбинированный урок

свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра, теорема о пересечении высот треугольника, замечательные точки треугольника

-уметь доказывать указанные теоремы;

-уметь решать задачи на применение этих теорем

ФО

СР

ПР

Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи

 

57

58

 

 

Вписанная окружность.

Комбинированный урок

вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности

-уметь вписывать окружность в многоугольник;

-уметь доказывать теорему о вписанной окружности и свойства;

ИРД

ИРК

Применяют установленные правила в планировании способа решения

 

 

59

60

 

 

Описанная окружность.

Комбинированный урок

описанная окружность, вписанный многоугольник, теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника

-уметь описывать окружность около многоугольника;

-уметь доказывать теорему об описанной окружности и замечания;

-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника

ФО

СР

Верно используют в устной и письменной речи математические термины.

 

61

62

 

 

Решение задач.

Комбинированный урок

касательная к окружности, центральный угол, вписанный угол, замечательные точки треугольника, вписанная  и описанная окружность

-уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла;

-уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;

-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника

ФО

ИРД

 

Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами

 

63

 

 

Контрольная работа №5 по теме:

«Окружность»

Урок контроля знаний

вписанная окружность, описанный многоугольник, теорема о вписанной окружности; теорема об описанной окружности, теорема о сумме противоположных углов вписанного многоугольника;  касательная к окружности, центральный угол, вписанный угол, вписанная и описанная окружность

-уметь применять полученные знания в комплексе

КР-5

Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами

 

Повторение   5 часов

 

 

 

Комбинированный урок

64

 

 

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Четырёхугольники»

Комбинированный урок

ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата; осевая и центральная симметрии, ось симметрии, центр симметрии; параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, осевая и центральная симметрии

-уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;

-уметь доказательно решать задачи

ФО

 

Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты

 

65

 

 

Повторение по теме: «Площадь»

Комбинированный урок

прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, теорема, обратная теореме Пифагора; площадь параллелограмма, треугольника, трапеции, теорема Пифагора

-уметь применять полученные знания в комплексе

 

ИРД

СР

Дают адекватную оценку своему мнению

 

66

 

 

Повторение по теме: «Подобные треугольники»

Комбинированный урок

пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники, коэффициент подобия, отношение площадей, признаки подобия треугольников

-уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач

ФО

 

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им

 

67

 

 

Итоговая контрольная работа за курс геометрии 8 класса                                            

Урок контроля знаний

 

 

КР № 6

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника

 

68

 

 

Анализ КР. Итоговое занятие

 

 

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 8 класса

- применение полученных знаний при подготовке к ОГЭ

Тест ОГЭ

Работая по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки, в т.ч., используя ИКТ