- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наука опытным путем» для обучающихся 6-8 классов по общеинтеллектуальному направлению разработана на основе программ:
Примерной программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.
Актуальность программы определена тем, что внеурочная экспериментальная деятельность обучающихся в области естественных наук в 6 – 8 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Новизна программы заключается в интегрировании курсов физики, биологии, математики; в экспериментальном подходе к определению закономерностей; в доступности курса для школьников; в возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования; в прикладном характере исследований;
Цель программы–формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.
Задачи:
формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;
формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
Метапредметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения научной информации.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Общепредметнымирезультатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
- Содержание курса внеурочной деятельности
6,7 классы
Введение (1 час)
Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности
Выбор темы (2 часа)
Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы
Определение актуальности, целей и задач исследования (2 часа)
Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.
Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»
Методы работы с литературой (2 часа)
Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.
Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)
Зачетный урок (2 часа)
Беседа, анкетирование (3 часа)
Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.
Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра
Эксперимент, наблюдение (6 часов)
Правила обработки материала, составление дневника хода работы.
Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента»
Обработка полученного материала (6 часов)
Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.
Написание научно-исследовательской работы (4 часов)
Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.
Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»
Оформление научно исследовательской работы (4часа)
Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.
Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада
Заключительное занятие. Зачетное тестирование (2часа)
8 класс
- Вводное занятие (2 ч).
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Определение рабочих групп.
- Физический эксперимент (5 ч)
Методы научного познания. Методика наблюдения физических явлений. Физический эксперимент как важный метод научного познания природы. Значение гипотез и построение моделей в процессе познания. Техника и технология проведения физических опытов. Два вида научного эксперимента. Основные этапы познания при изучении физических явлений.
- Исследовательская культура современного школьника (17 ч).
Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.Учебно-исследовательская работа: структура, содержание, этапы, методы работы над темой.Библиотека как центр подготовки к научному исследованию. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации научно-исследовательской работы. Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. Подготовка к защите учебного исследования. Оформление учебного исследования.
- Секреты успешного выступления (4 ч)
Правила успешного публичного выступления. 10 ошибок начинающего оратора. Кто ясно мыслит – просто излагает. Как правильно оформить презентацию.
- Физика и мир профессий (6ч)
Профессии, связанные с физикой. Физика в строительстве. Физика на железнодорожном транспорте. Физика и криминалистика. Энергетика. Физика и медицина.
- Учебно-тематический план
6,7 классы
№ п\п |
Тема |
Кол-вочасов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Выбор темы |
2 |
3 |
Определение актуальности, целей и задач исследования |
2 |
4 |
Методы работы с литературой |
2 |
5 |
Зачет |
2 |
6 |
Беседа, анкетирование |
3 |
7 |
Эксперимент наблюдение |
6 |
8 |
Обработка полученного материала |
6 |
9 |
Написание научно-исследовательской работы |
4 |
10 |
Оформление научно-исследовательской работы |
4 |
11 |
Зачетное тестирование |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
8 класс
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
Физический эксперимент |
5 |
3 |
Исследовательская культура современного школьника |
17 |
4 |
Секреты успешного выступления |
4 |
5 |
Физика и мир профессий |
6 |
|
ИТОГО |
34 |
Календарно – тематическое планирование
6,7 классы
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
факт |
план |
|||
1 |
Инструктаж ТБ. Вводное занятие. |
1 |
|
|
2 |
Значение научно-исследовательской деятельности |
1 |
|
|
3-4 |
Проблема выбора темы |
2 |
|
|
5 |
Определение актуальности, целей и задач, предмета и объекта исследования |
1 |
|
|
6 |
П.Р. «Постановка цели к теме. Определение задач» |
1 |
|
|
7 |
Работа с каталогом и картотекой |
1 |
|
|
8-9 |
П.р. «Составление картотеки» |
2 |
|
|
10 |
Зачет |
1 |
|
|
11 |
Подготовка к беседе. Составление вопросов. |
1 |
|
|
12 |
Правила проведения беседы, запись рассказов. |
1 |
|
|
13 |
П.р. «Составление вопросов для беседы» |
1 |
|
|
14 |
Что такое эксперимент? Каково его назначение? |
1 |
|
|
15 |
Наблюдение. Правила проведения наблюдений |
1 |
|
|
16-17 |
П.р. «Эксперимент. Обработка результатов» |
2 |
|
|
18-19 |
П.р. «Наблюдение. Описание увиденного» |
2 |
|
|
20 |
Как правильно написать научно-исследовательскую работу. |
1 |
|
|
21 |
Общая схема хода научного исследования |
1 |
|
|
22 |
Подготовка черновой рукописи. |
1 |
|
|
23 |
Представление табличного материала |
1 |
|
|
24 |
Представление иллюстративного материала |
1 |
|
|
25 |
Правила оформления формул, написание символов. |
1 |
|
|
26 |
Оформление приложений и примечаний |
1 |
|
|
27-29 |
П.р. «Работа над оформлением исследования» |
3 |
|
|
30 |
Порядок защиты исследовательской работы |
1 |
|
|
31 |
Процедура публичной защиты |
1 |
|
|
32-33 |
П.р. «Проведение самопрезентации, защита работы» |
2 |
|
|
34 |
Зачетное тестирование |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
8 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
факт |
план |
|||
1 |
Организационное занятие |
1 |
|
|
2 |
Определение рабочих групп. Значение исследовательской деятельности |
1 |
|
|
3 |
Методика наблюдений физических явлений |
1 |
|
|
4 |
Физический эксперимент как важный метод научного познания |
1 |
|
|
5 |
Основные этапы познания при изучении физических явлений |
1 |
|
|
6-7 |
П.з. «Физический эксперимент. Обработка результатов, полученных в ходе эксперимента » |
2 |
|
|
8 |
Роль науки в развитии общества |
1 |
|
|
9 |
Учебно-исследовательская работа: структура, содержание этапы |
1 |
|
|
10 |
Библиотека как центр подготовки к научному исследованию |
1 |
|
|
11 |
П.з. Посещение школьной библиотеки. Обзор имеющейся литературы |
1 |
|
|
12 |
П.з. Посещение сельской библиотеки. Обзор имеющейся литературы |
1 |
|
|
13-14 |
Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации исследовательской работы |
2 |
|
|
15-16 |
Представление отдельных видов текстового материала |
2 |
|
|
17-18 |
Представление иллюстративного материала |
2 |
|
|
19 |
П.з. Поиск и сохранение информации полученной из Интернета |
1 |
|
|
20-21 |
Подготовка к защите учебного исследования |
2 |
|
|
22-23 |
Оформление учебного исследования |
2 |
|
|
24 |
П.з Работа над оформлением исследования |
1 |
|
|
25 |
Правила успешного публичного выступления |
1 |
|
|
26 |
«Кто ясно мыслит – просто излагает» |
1 |
|
|
27 |
Как правильно оформить презентацию |
1 |
|
|
28 |
П.з. Проведение самопрезентации и защита проекта |
1 |
|
|
29 |
Советы начинающему оратору |
1 |
|
|
30 |
Профессии связанные с физикой |
1 |
|
|
31 |
Физика в строительстве |
1 |
|
|
32 |
Физика на транспорте |
1 |
|
|
33 |
Физика в сельском хозяйстве |
1 |
|
|
34 |
Заключительное занятие |
|
|
|
|
|
|
|
|