Кружок "Мастерок 5-6 класс"

 

 

Пояснительная записка

 

     

      Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

   Поэтому, большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как       дополнительной  среды развития ребенка.

   Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких  видов является декоративно-прикладное искусство.

   Программа построена на основе анализа общеобразовательных                     программ в области «технология» и «искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. 

   Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

 

   Цель: 

создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды прикладного творчества.     

     

    Задачи:        

развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на    народных традициях;

прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.

стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и        самосовершенствованию;

воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

развивать стремление к творческой самореализации;                 

 

   Планируемые результаты:

 

   Учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; 

научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

 

Личностные универсальные учебные действия:

 

осознание своих творческих возможностей;

проявление познавательных мотивов;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства    мировой и художественной культурой;

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

 

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат действия;

адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

 

осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

строить речевые высказывания в устной форме;

оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

 

                                                                           Содержание программы

 

   Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.

Показ презентации  о декоративно – прикладном искусстве.  Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

    Работа с бумагой. Тематические беседы, игры, загадки о « волшебных» ножницах. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону.

     Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.

    Работа с различными тканями. Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

    Работа с природными материалами. Чтение стихов, тематические беседы, игры, кроссворды. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария. Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев). Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.

   Лепка из солёного теста. Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с  использованием различных инструментов,  приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы.

    Изонить.  История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.

Оформление коллективной работы. Участие в выставках.

 

   Отчётная выставка работ обучающихся.

 

Тематическое планирование

 

№ урока

 

Тема урока, изделия

Предметное содержание и задачи урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

    Формируемые УУД

 

                                    Раздел 1.Вводное занятие

1

2

 

Вводное занятие. Задачи и  содержание работы в новом учебном году

 

Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для изучения.

Формирование умения работать с новыми видами деятельности.

Обсуждать смысл историко-культурных традиций.

Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год.

Ориентироваться в содержании учебника.

Воспринимать и анализировать  информацию (условные обозначения, содержание, рисунки, схемы, словарь).

Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.

 

                                              Раздел 2. Бумагопластика

3

4

 

 

 

Бумагопластика. Знакомство с оригами

Совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования.

Ознакомление с новыми технологиями получения декоративных форм из  бумаги.

Развитие тонкой моторики, глазомера, внимания воображения, пространственного мышления.

Развитие художественного вкуса.

Воспитание усидчивости, аккуратности, добросовестного отношения к работе.

Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.

Выполнять разметку прямоугольников из бумаги.

Упражняться в выполнении ритмичных складок.

Конструировать объёмную игрушку из бумажных заготовок.

 

 

Анализировать текстовую и зрительную  информацию.

Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы,  обсуждать их и сравнивать.

прогнозировать

Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.

Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

5

6

7

8

 

 

 

 

 

Бумагопластика. Конструирование.

 

Закрепление и совершенствование навыка обработки бумаги.

Расширение культурного кругозора (новые знания из истории бумажных изделий, о культурных традициях использования бумаги в создании предметного мира).

Развитие изобретательности, гибкости и вариативности мышления.

Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.

Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки в изделие и наоборот.

Выполнять вычисления, построение деталей.

Обсуждать и аргументировать выдвинутые варианты решения задач.

Выполнять проверку правильности решения задач опытным путем.

Конструировать гофрированную подвеску по предложенным условиям

 

.

Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее.

Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.

Планировать работу и выполнять её по плану.

Использовать полученные знания и умения в решении творческих практических задач.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

 

Раздел 3.Работа с природными материалами

9

 

 

 

Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки.

 

Обучение технологии выполнения аппликации из соломки.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий.

Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.

Воспитание интереса и уважительного отношения к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства.

Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.

Изготавливать аппликацию из соломки.

Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.

 

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Анализировать образцы изделий, технологии работы, обсуждать их и сравнивать, аргументированно излагая свою точку зрения; выслушивать мнение своих товарищей

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Планировать умственные и практические действия.

Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

10

11

 

 

 

Соломенных дел мастера.

Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек.

Освоение технологий конструирования простых форм из соломенных трубок и полос.

Развитие конструктивности и гибкости мышления.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.

Развитие внимания, воображения,

пространственного мышления.

Читать, анализировать, обсуждать информацию (тексты, образцы-аналоги изделий).

Выполнять эскизы подвесок.

Решать задачи на поиск закономерностей в технологии изготовления конструкций из соломки.

Конструировать и изготавливать  подвески из соломенных трубок и полос.

Воспринимать объяснения и инструкции по выполнению работы.

Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.

Проектировать изделие; прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата.

Применять освоенные способы работы в рамках решения творческой задачи.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок.

 

Освоение технологий изготовления изделий из соломки (волокнистых материалов) по народным образцам.

Закрепление умения работы по инструкции.

Расширение и углубление знаний о народных культурных традициях и магическом смысле вещей в народном быту.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий.

Воспитание прилежания, добросовестного отношения к работе.

 

 

Воспринимать и анализировать

информацию об изделиях из соломки и технологии выполнения работы из волокнистых материалов.

Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы.

Изготавливать петушка из ниток по инструкции.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию .

Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

 

 

                                               4.Работа с различными тканями

15

16

 

 

 

Петельный шов: технология выполнения.

 

 

Обучение приёмам выполнения петельного шва.

Развитие внимания, памяти, тонкой моторики.

Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса.

Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции.

Упражняться в выполнении петельного шва.

Изготавливать образцы петельного шва на ткани.

Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Прогнозировать  и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

17

18

 

Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток.

 

Совершенствование навыка выполнения петельного шва.

Развитие внимания, памяти, тонкой моторики.

Воспитание аккуратности, прилежания, добросовестного отношения к работе. Воспитание художественного вкуса.

Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий.

Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.

Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

Выкраивать детали из ткани.

Изготавливать сувениры из ткани с использованием петельного шва.

Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию; использовать её в своей работе.

Планировать умственные и практические действия.

Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

19

20

 

 

 

Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки.

 

Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий.

Обсуждение плана работы на предстоящий цикл занятий.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Воспитание художественного вкуса и культуры быта.

Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий.

Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка.

Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.

 

Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе.

Моделировать детали на основе заданной формы.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

 

                                                      Раздел 5.Тестопластика

21

 

Введение в тестопластику Используемые материалы, инструменты.

 

Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий.

Обсуждение плана работы на предстоящий цикл занятий.

Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.

Изготавливать аппликацию из теста.

Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных теста.

 

Воспринимать объяснения и инструкции по выполнению работы.

Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.

Проектировать изделие; прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата.

Применять освоенные способы работы в рамках решения творческой задачи.

22

23

 

Дерево с фруктами. Изготовление листьев, лепёшки, фруктового дерева. Соединение деталей дерева.

 

Обучение технологии выполнения аппликации из солёного теста.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий.

Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.

Воспитание интереса и уважительного отношения к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства.

Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.

Изготавливать аппликацию из солёного теста.

Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из теста.

 

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Анализировать образцы изделий, технологии работы, обсуждать их и сравнивать, аргументированно излагая свою точку зрения; выслушивать мнение своих товарищей

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

24

25

 

Работа с красками и лаком

Разукрашивание и лакирование дерева. Т/б при работе с красками и лаком.

 

 

Освоение технологий конструирования простых форм из соломенных трубок и полос.

Развитие конструктивности и гибкости мышления.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.

Читать, анализировать, обсуждать информацию (тексты, образцы-аналоги изделий).

Выполнять эскизы подвесок.

Решать задачи на поиск закономерностей в технологии изготовления конструкций из соломки.

Конструировать и изготавливать  подвески из соломенных трубок и полос.

Воспринимать объяснения и инструкции по выполнению работы.

Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.

Проектировать изделие; прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата.

Применять освоенные способы работы в рамках решения творческой задачи

26

 

Оформление рамки. Вырезание ткани в размер основы. Оклеивание основы тканью. Вклеивание основы в рамку. Т/б при работе с клеем и ножницами.

Освоение технологий изготовления изделий из солёного теста по народным образцам.

Закрепление умения работы по инструкции.

Расширение и углубление знаний о народных культурных традициях.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности  действий.

Воспитание прилежания, добросовестного отношения к работе.

Воспринимать и анализировать

информацию об изделиях из теста и технологии выполнения работы .

Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы.

 

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.

Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

 

 

                                                     Раздел 6.Изонить

27

 

Шитье,  вышивание

Изонить. Основные приемы работы в технике изонити.

Обучение приёмам.

Развитие внимания, памяти, тонкой моторики.

Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса.

Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции.

Упражняться в выполнении технике изонити.

Изготавливать работы по образцу.

Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Прогнозировать  и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

28

29

 

Заполнение угла закладок для книг.

Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий.

Обсуждение плана работы на предстоящий цикл занятий.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Воспитание художественного вкуса.

Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий.

Планировать работу по изготовлению закладки.

Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.

 

Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе.

Моделировать детали на основе заданной формы.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

30

31

 

Заполнение окружности. Оформление открыток.

Обучение приёмам заполнения окружности.

Развитие внимания, памяти, тонкой моторики.

Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса.

Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции.

Упражняться в выполнении петельного шва.

Изготавливать образцы открыток.

Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Прогнозировать  и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Оценивать результаты выполненной работы.

 

32

 

Заполнение дуги.

Освоение технологий изготовления изделий.

Закрепление умения работы по инструкции.

Расширение и углубление знаний о народных культурных традициях.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий.

Воспитание прилежания, добросовестного отношения к работе.

Воспринимать и анализировать

информацию об изделиях  и технологии выполнения работы по заполнению дуги.

Упражняться в технике, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы.

Изготавливать новые эскизы с использованием новой технике.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.

Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

 

33

34

 

 

Подведение итогов года. Итоговая выставка.

Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.

Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 1-го года обучения.

Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.

Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.

Воспринимать,  анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки.

Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.

Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки.

Производить оценку достижений.