Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому, большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является декоративно-прикладное искусство.
Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Она ориентирует школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель:
создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды прикладного творчества.
Задачи:
развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
развивать стремление к творческой самореализации;
Планируемые результаты:
Учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих творческих возможностей;
проявление познавательных мотивов;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства мировой и художественной культурой;
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Содержание программы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.
Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве. Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.
Работа с бумагой. Тематические беседы, игры, загадки о « волшебных» ножницах. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону.
Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ.
Работа с различными тканями. Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Работа с природными материалами. Чтение стихов, тематические беседы, игры, кроссворды. Сбор и систематизация природного материала, составление гербария. Симметрия, асимметрия. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев). Формирование портфолио личностных достижений обучающихся.
Лепка из солёного теста. Беседа о новом виде деятельности, рецепт приготовления теста. Простые элементы лепки с использованием различных инструментов, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы.
Изонить. История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Оформление коллективной работы. Участие в выставках.
Отчётная выставка работ обучающихся.
Тематическое планирование
№ урока |
|
Тема урока, изделия |
Предметное содержание и задачи урока |
Характеристика учебной деятельности учащихся |
Формируемые УУД |
|
|
Раздел 1.Вводное занятие |
|||||
1 2 |
|
Вводное занятие. Задачи и содержание работы в новом учебном году
|
Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для изучения. Формирование умения работать с новыми видами деятельности. |
Обсуждать смысл историко-культурных традиций. Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год. |
Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать информацию (условные обозначения, содержание, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. |
|
|
Раздел 2. Бумагопластика |
|||||
3 4
|
|
Бумагопластика. Знакомство с оригами |
Совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования. Ознакомление с новыми технологиями получения декоративных форм из бумаги. Развитие тонкой моторики, глазомера, внимания воображения, пространственного мышления. Развитие художественного вкуса. Воспитание усидчивости, аккуратности, добросовестного отношения к работе. |
Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Выполнять разметку прямоугольников из бумаги. Упражняться в выполнении ритмичных складок. Конструировать объёмную игрушку из бумажных заготовок.
|
Анализировать текстовую и зрительную информацию. Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы, обсуждать их и сравнивать. прогнозировать Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
|
5 6 7 8
|
|
Бумагопластика. Конструирование.
|
Закрепление и совершенствование навыка обработки бумаги. Расширение культурного кругозора (новые знания из истории бумажных изделий, о культурных традициях использования бумаги в создании предметного мира). Развитие изобретательности, гибкости и вариативности мышления. |
Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки в изделие и наоборот. Выполнять вычисления, построение деталей. Обсуждать и аргументировать выдвинутые варианты решения задач. Выполнять проверку правильности решения задач опытным путем. Конструировать гофрированную подвеску по предложенным условиям
. |
Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять её по плану. Использовать полученные знания и умения в решении творческих практических задач. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
|
|
Раздел 3.Работа с природными материалами |
|||||
9
|
|
Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки.
|
Обучение технологии выполнения аппликации из соломки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Воспитание интереса и уважительного отношения к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства. |
Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Изготавливать аппликацию из соломки. Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.
|
Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать образцы изделий, технологии работы, обсуждать их и сравнивать, аргументированно излагая свою точку зрения; выслушивать мнение своих товарищей Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
|
10 11
|
|
Соломенных дел мастера. Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек. |
Освоение технологий конструирования простых форм из соломенных трубок и полос. Развитие конструктивности и гибкости мышления. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения, пространственного мышления. |
Читать, анализировать, обсуждать информацию (тексты, образцы-аналоги изделий). Выполнять эскизы подвесок. Решать задачи на поиск закономерностей в технологии изготовления конструкций из соломки. Конструировать и изготавливать подвески из соломенных трубок и полос. |
Воспринимать объяснения и инструкции по выполнению работы. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать изделие; прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата. Применять освоенные способы работы в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
|
12 13 14
|
|
Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок.
|
Освоение технологий изготовления изделий из соломки (волокнистых материалов) по народным образцам. Закрепление умения работы по инструкции. Расширение и углубление знаний о народных культурных традициях и магическом смысле вещей в народном быту. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание прилежания, добросовестного отношения к работе.
|
Воспринимать и анализировать информацию об изделиях из соломки и технологии выполнения работы из волокнистых материалов. Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы. Изготавливать петушка из ниток по инструкции. |
Воспринимать, анализировать и оценивать информацию . Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
|
|
4.Работа с различными тканями |
|||||
15 16
|
|
Петельный шов: технология выполнения.
|
Обучение приёмам выполнения петельного шва. Развитие внимания, памяти, тонкой моторики. Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса. |
Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции. Упражняться в выполнении петельного шва. Изготавливать образцы петельного шва на ткани. |
Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Оценивать результаты выполненной работы. |
|
17 18 |
|
Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток.
|
Совершенствование навыка выполнения петельного шва. Развитие внимания, памяти, тонкой моторики. Воспитание аккуратности, прилежания, добросовестного отношения к работе. Воспитание художественного вкуса. |
Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей. Выкраивать детали из ткани. Изготавливать сувениры из ткани с использованием петельного шва. |
Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию; использовать её в своей работе. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
|
19 20
|
|
Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки.
|
Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий. Обсуждение плана работы на предстоящий цикл занятий. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание художественного вкуса и культуры быта. |
Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий. Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка. Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.
|
Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе. Моделировать детали на основе заданной формы. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
|
|
Раздел 5.Тестопластика |
|||||
21 |
|
Введение в тестопластику Используемые материалы, инструменты.
|
Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий. Обсуждение плана работы на предстоящий цикл занятий. |
Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Изготавливать аппликацию из теста. Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных теста.
|
Воспринимать объяснения и инструкции по выполнению работы. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать изделие; прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата. Применять освоенные способы работы в рамках решения творческой задачи. |
|
22 23 |
|
Дерево с фруктами. Изготовление листьев, лепёшки, фруктового дерева. Соединение деталей дерева.
|
Обучение технологии выполнения аппликации из солёного теста. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Воспитание интереса и уважительного отношения к творчеству мастеров декоративно-прикладного искусства. |
Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Изготавливать аппликацию из солёного теста. Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из теста.
|
Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать образцы изделий, технологии работы, обсуждать их и сравнивать, аргументированно излагая свою точку зрения; выслушивать мнение своих товарищей Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. |
|
24 25 |
|
Работа с красками и лаком Разукрашивание и лакирование дерева. Т/б при работе с красками и лаком.
|
Освоение технологий конструирования простых форм из соломенных трубок и полос. Развитие конструктивности и гибкости мышления. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. |
Читать, анализировать, обсуждать информацию (тексты, образцы-аналоги изделий). Выполнять эскизы подвесок. Решать задачи на поиск закономерностей в технологии изготовления конструкций из соломки. Конструировать и изготавливать подвески из соломенных трубок и полос. |
Воспринимать объяснения и инструкции по выполнению работы. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать изделие; прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата. Применять освоенные способы работы в рамках решения творческой задачи |
|
26 |
|
Оформление рамки. Вырезание ткани в размер основы. Оклеивание основы тканью. Вклеивание основы в рамку. Т/б при работе с клеем и ножницами. |
Освоение технологий изготовления изделий из солёного теста по народным образцам. Закрепление умения работы по инструкции. Расширение и углубление знаний о народных культурных традициях. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание прилежания, добросовестного отношения к работе. |
Воспринимать и анализировать информацию об изделиях из теста и технологии выполнения работы . Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы.
|
Воспринимать, анализировать и оценивать информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
|
|
Раздел 6.Изонить |
|||||
27 |
|
Шитье, вышивание Изонить. Основные приемы работы в технике изонити. |
Обучение приёмам. Развитие внимания, памяти, тонкой моторики. Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса. |
Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции. Упражняться в выполнении технике изонити. Изготавливать работы по образцу. |
Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Оценивать результаты выполненной работы. |
|
28 29 |
|
Заполнение угла закладок для книг. |
Ознакомление с новыми видами декоративно-прикладных изделий. Обсуждение плана работы на предстоящий цикл занятий. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание художественного вкуса. |
Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий. Планировать работу по изготовлению закладки. Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.
|
Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе. Моделировать детали на основе заданной формы. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
|
30 31 |
|
Заполнение окружности. Оформление открыток. |
Обучение приёмам заполнения окружности. Развитие внимания, памяти, тонкой моторики. Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе, художественного вкуса. |
Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции. Упражняться в выполнении петельного шва. Изготавливать образцы открыток. |
Воспринимать и анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Оценивать результаты выполненной работы.
|
|
32 |
|
Заполнение дуги. |
Освоение технологий изготовления изделий. Закрепление умения работы по инструкции. Расширение и углубление знаний о народных культурных традициях. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание прилежания, добросовестного отношения к работе. |
Воспринимать и анализировать информацию об изделиях и технологии выполнения работы по заполнению дуги. Упражняться в технике, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы. Изготавливать новые эскизы с использованием новой технике. |
Воспринимать, анализировать и оценивать информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
|
33 34
|
|
Подведение итогов года. Итоговая выставка. |
Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 1-го года обучения. |
Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. |
Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. |
|