Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «Добрая дорога детства») для 1 класса.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
- Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
- Развитие дорожной грамотности детей.
- Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
- Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
- Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 6 – 7 лет и реализуется в течение 33 часов – 1 час в неделю. Теоретическая часть занимает 23 %, а практическая часть – 77 %.
Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.
Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Реализация данной программы рассчитана на год обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом); самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях); практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение); видеометод (просмотр, обучение); методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий.
Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате реализации программы
Дети должны знать:
- Дорожные знаки;
- Сигналы светофора;
- Виды транспорта;
- Причины ДТП;
- Правила движения на велосипеде;
- Правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
- Ориентироваться в дорожных ситуациях;
- Оценивать свое поведение на дороге;
- Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|
теория |
прак тика |
|||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
2-3 |
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
2 |
1 |
1 |
4-5 |
Практические занятия: Строим макет главной улицы нашего посёлка. Почему на улице опасно? (экскурсия) |
2 |
|
2 |
6 |
Дорожные знаки и светофор. |
1 |
|
1 |
7-8 |
Пешеходные переходы. |
2 |
1 |
1 |
9 |
Особенности дорожного движения зимой |
1 |
|
1 |
10 |
Проект № 1 « Стенгазета - Добрая Дорога Детства» |
1 |
|
1 |
11-12 |
Регулируемая дорога. Практическое занятие |
2 |
1 |
1 |
13 |
Нерегулируемые перекрестки. |
1 |
|
1 |
14 |
Регулировщик и его сигналы. |
1 |
|
1 |
15 |
Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие. |
1 |
|
1 |
16 |
Причины дорожно-транспортных происшествий. |
1 |
1 |
|
17-18 |
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». |
2 |
|
2 |
19 |
Где можно и где нельзя играть. |
1 |
|
1 |
20 |
Ты – велосипедист. |
1 |
|
1 |
21 |
Ты - пассажир. |
1 |
|
1 |
22 |
Дорога глазами водителей. |
1 |
1 |
|
23 |
Учусь читать дорожные знаки. |
1 |
|
1 |
24-25 |
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». |
2 |
|
2 |
26 |
Обязанности пассажира – ролевая игра. |
1 |
|
1 |
27 |
Игра – викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай». |
1 |
|
1 |
28 |
Виды транспортных средств. |
1 |
1 |
|
28-30 |
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». |
2 |
|
2 |
31 |
Игры по правилам безопасного поведения на дорогах. |
1 |
|
1 |
32 |
Почему дети попадают в дорожные аварии. |
1 |
1 |
|
33 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
ИТОГО |
33 |
8 |
25 |
Календарно-тематическое планирование
Дата |
№ |
Тема занятия |
Базовое содержание
|
УУД |
|
|
|
1 |
Вводное занятие.
|
Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного травматизма. |
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Л: умение выделять нравственный аспект поведения. К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения. Р: составление плана последовательности действий. |
|
|
2-3 |
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. |
П: формулировка задач, которые следует решить. Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. Р: умение планировать свою деятельность. |
|
|
4-5 |
Практические занятия. Строим макет главной улицы нашего посёлка. Почему на улице опасно? (экскурсия) |
Мы учимся соблюдать правила дорожного движения –изготовление макетов главной улицы посёлка. Экскурсии по поселку. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. |
К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Р: принятие практической задачи |
|
|
6 |
Дорожные знаки и светофор. |
Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор. |
П: поиск и выделение необходимой информации.
|
|
|
7-8 |
Пешеходные переходы. |
Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. |
Л: усвоение теоретических знаний П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
|
|
9 |
Особенности дорожного движения зимой |
Сформировать у обучающихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на дорогах зимой.
|
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. |
|
|
10 |
Проект № 1 «Стенгазета – Добрая Дорога Детства». |
Систематизация знаний азбуки дорожного движения и разъяснительная работа среди учащихся школы. |
П: умение структурировать знания Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных. Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. |
|
|
11-12 |
Регулируемая дорога. Практическое занятие. |
Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. |
К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Р: умение планировать свою деятельность. |
|
|
13 |
Нерегулируемые перекрёстки. |
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. |
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
|
|
|
14 |
Регулировщик и его сигналы. |
Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. |
П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.
|
|
|
15 |
Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие. |
Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах. |
П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении. |
|
|
16 |
Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге. |
Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд. |
П: умение структурировать знания Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий |
|
|
17-18 |
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» |
Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. |
К: определение цели и функций участников, способов взаимодействия П: применение методов информационного поиска |
|
|
19 |
Где можно и где нельзя играть. |
Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
П: умение использовать наглядные модели. |
|
|
20 |
Ты – велосипедист. |
Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий |
|
|
21 |
Ты – пассажир. |
Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта безопасному поведению на остановках.
|
П: самостоятельное создание способов решения проблем. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. |
|
|
22 |
Дорога глазами водителей. |
Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.
|
|
|
23 |
Учусь читать дорожные знаки. |
Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. |
П: умение использовать наглядные модели.
|
|
|
24-25 |
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» |
Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. |
К: планирование общих способов работы. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий |
|
|
26 |
Обязанности пассажиров – ролевая игра. |
Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира. |
П:формулирование проблемы Р:формирование самооценки |
|
|
27 |
Игра – викторина по правилам до-рожного движения «Счастливый случай». |
Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. |
К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
28 |
Виды транспортных средств. |
Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. |
П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения. |
|
|
29-30 |
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» |
Формирование навыка расстановки дорожных знаков. |
К: участвовать в коллективном обсуждении проблем |
|
|
31 |
Игры по правилам безопасного поведения на дорогах. |
Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств. |
К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу. Л: развитие морального сознания. |
|
|
32 |
Почему дети попадают в дорожные аварии. |
Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприя-тия, чувства предвидения опас-ности, наблюдательность, дис-циплинированность, умения и навыки безопасного поведения. |
П: установление причинно- следственных связей. |
|
|
33 |
Итоговое занятие. |
Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры – путешествия по станциям «В гостях у Светофорика» |
Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности |
Ожидаемые результаты.
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
1 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
Олимпиада по Правилам дорожного движения.
1класс
- Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;
В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
- Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
- Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
- Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак; Б. Оштрафовать; В. Посадить в тюрьму.
- Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
- Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
- В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
- Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
- Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен; Б. Да, разрешен; В. Разрешен, если нет автомашин.
- С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
- При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.
- Где впервые появились дорожные знаки?
А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.
- Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
- Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
- Как начинается пословица: «… – дальше будешь»?
- О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
- Как называется этот знак?
А.Ура! Закончились уроки! Б. Внимание: дети! В. Побежали-побежали |