Кружок "Добрая дорога детства" 1 класс

 

Пояснительная записка

 

Пусть горит зелёный

свет на твоей дороге!

 

Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «Добрая дорога детства») для 1 класса.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

            Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

 

Цель программы:   формирование элементарных правил поведения на дороге,  развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

 

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

 

Ценностные ориентиры содержания курса

            Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Общеобразовательная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 6 – 7 лет и реализуется в течение 33 часов – 1 час в неделю. Теоретическая часть занимает 23 %, а практическая часть – 77 %.

 

Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.

Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

             Реализация данной программы рассчитана на год  обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом); самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях); практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

            Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

             Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Методы, способы деятельности педагога,  направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение); видеометод (просмотр, обучение); методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Работа кружка проводится в форме тео­ретических и практических занятий.

Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры.   

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

 

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

В результате реализации программы

Дети должны знать:

  1. Дорожные знаки;
  2. Сигналы светофора;
  3. Виды транспорта;
  4. Причины  ДТП;
  5. Правила движения на велосипеде;
  6. Правила движения по дороге.

 

Дети должны уметь:

  1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
  2. Оценивать свое поведение на дороге;
  3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

 

Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Всего

часов

В том

числе

теория

прак

тика

1

Вводное занятие.

1

1

 

2-3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

1

1

4-5

Практические занятия: Строим макет главной улицы нашего посёлка.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

2

 

2

6

Дорожные знаки и светофор.

1

 

1

7-8

Пешеходные переходы.

2

1

1

9

Особенности дорожного движения зимой

1

 

1

10

Проект № 1 « Стенгазета - Добрая Дорога Детства»

1

 

1

11-12

Регулируемая дорога. Практическое занятие

2

1

1

13

Нерегулируемые перекрестки.

1

 

1

14

Регулировщик и его сигналы.

1

 

1

15

Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие.

1

 

1

16

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

1

 

17-18

Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут».

2

 

2

19

Где можно и где нельзя играть.

1

 

1

20

Ты – велосипедист.

1

 

1

21

Ты - пассажир.

1

 

1

22

Дорога глазами водителей.

1

1

 

23

Учусь читать дорожные знаки.

1

 

1

24-25

Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности».

2

 

2

26

Обязанности пассажира – ролевая игра.

1

 

1

27

Игра – викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай».

1

 

1

28

Виды транспортных средств.

1

1

 

28-30

Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке».

2

 

2

31

Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

1

 

1

32

Почему дети попадают в дорожные аварии.

1

1

 

33

Итоговое занятие.

1

 

1

ИТОГО

33

8

25

 

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

Тема занятия

Базовое содержание

 

УУД

 

 

1

Вводное занятие.

 

Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного  травматизма.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения.

Р: составление плана последовательности действий.

 

 

2-3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма.

П: формулировка задач, которые следует решить.

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

Р: умение планировать свою деятельность.

 

 

4-5

Практические занятия.

Строим макет главной улицы нашего посёлка.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

Мы учимся соблюдать правила дорожного движения –изготовление макетов главной улицы посёлка.

Экскурсии по поселку. Характеристика улиц,  переулков, на которых живут учащиеся.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Р: принятие практической задачи

 

 

6

Дорожные знаки и светофор.

Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор.

П: поиск и выделение необходимой информации.

 

 

 

7-8

Пешеходные переходы.

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Л:  усвоение теоретических знаний

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

 

9

Особенности дорожного движения зимой

Сформировать у обучающихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на дорогах зимой.

 

 

 

 

 

 

П:  выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

 

 

10

Проект № 1 «Стенгазета – Добрая Дорога Детства».

Систематизация знаний азбуки дорожного движения и разъяснительная работа среди учащихся школы.

П: умение структурировать знания

Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных.

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

 

 

11-12

 Регулируемая дорога. Практическое занятие.

Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Р: умение планировать свою деятельность.

 

 

13

Нерегулируемые перекрёстки.

Типы перекрестков.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого  перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

П:  выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

 

 

 

14

Регулировщик и его сигналы.

Для чего регулировщику нужны жезл и свисток?

Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.

Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

П: построение логической цепи рассуждений.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

 

 

 

15

Разбор дорожных ситуаций – практическое занятие.

Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах.

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении.

 

 

16

Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге.

Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы.

Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.

Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд.

П: умение структурировать знания

Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий

 

 

17-18

Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут»

Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой.

К: определение цели и функций участников, способов взаимодействия

П: применение методов информационного поиска

 

 

19

Где можно и где нельзя играть.

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

П: умение использовать наглядные модели.

 

 

20

Ты – велосипедист.

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.

Правила безопасной езды для юных велосипедистов.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.

Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий

 

 

21

Ты – пассажир.

Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта  безопасному поведению на остановках.

 

П: самостоятельное создание способов решения проблем.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

 

 

22

Дорога глазами водителей.

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.

Особенности работы водителя.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

П: построение логической цепи рассуждений.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

 

 

 

23

Учусь читать дорожные знаки.

Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.

П: умение использовать наглядные модели.

 

 

 

24-25

Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности»

Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы.

К: планирование общих способов работы.

Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий

 

 

26

Обязанности пассажиров – ролевая игра.

Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира.

П:формулирование проблемы

Р:формирование самооценки

 

 

27

Игра – викторина по правилам до-рожного движения «Счастливый случай».

Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни.

К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

 

28

Виды транспортных средств.

Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

П: построение логической цепи рассуждений.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

 

 

29-30

Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке»

Формирование навыка расстановки дорожных знаков.

К: участвовать в коллективном обсуждении  проблем

 

 

31

Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств.

К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу.

Л: развитие морального сознания.

 

 

32

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприя-тия, чувства предвидения опас-ности, наблюдательность, дис-циплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

П: установление причинно- следственных связей.

 

 

33

Итоговое занятие.

Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры – путешествия по станциям «В гостях у Светофорика»

Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности

 

Ожидаемые результаты.

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Диагностические материалы по теоретической части.

Контрольные вопросы:

1 класс.

  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
  • Для чего служит дорога?
  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
  • Для чего предназначен тротуар?
  • Для чего служит проезжая часть?
  • Для чего нужна обочина на дороге?
  • Какие транспортные средства вы знаете?
  • Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
  • Каковы особенности движения пешеходов?
  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  • Как нужно идти по пешеходному переходу?
  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
  • В каких местах можно переходить дорогу?
  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
  • Кому дает команды пешеходный светофор?
  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
  • Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по Правилам дорожного движения.

1класс

 

  1. Что означает термин «проезжая часть» ?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть   дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

В. Элемент  дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

 

  1. Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части

 

  1. Кого называют «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо,  управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.

 

4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два          Б. Три              В. Четыре

 

  1. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак;    Б. Оштрафовать;   В. Посадить в тюрьму.

 

  1. Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.

 

  1. Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.

 

  1. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.

 

  1. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора. 

 

  1. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен;    Б. Да, разрешен;     В. Разрешен, если нет автомашин.

 

  1. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет       Б. С 14 лет        В. С 7 лет

 

  1. При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.

 

  1. Где впервые появились дорожные знаки?

А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.

  1. Где появился первый светофор?

А. В Лондоне         Б. В России          В. В Гонконге

 

  1. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого      Б. Красного        В. Жёлтого

 

  1. Как начинается пословица: «…  – дальше будешь»?

 

  1. О каком дорожном знаке эта загадка?

 

                                 Этот знак совсем несложный,

                                 Но зато такой надежный.

                                 Помогает он в пути

                                 Нам дорогу перейти.

 

  1. Как называется этот знак?

 

 

А.Ура! Закончились уроки!

Б. Внимание: дети!

В. Побежали-побежали