Курс «Летопись родного края»
Пояснительная записка
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Рабочая программа курса «Летопись родного края» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование).
Программа курса «Летопись родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса «Летопись родного края» способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково — исследовательской работе. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом.
Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, села, района
Цель курса.
— формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Тюменского края.
Задачи курса:
Формирование знаний о природных и географических особенностях Тюменской области; об историческом прошлом и настоящем малой родины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении села и области в истории развития России; о символах Тюменской области; о жителях, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном селе знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии. литературы области во II ступени образования.
З. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области; любви и уважения к землякам, прославившим область и село в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности курса «Летопись родного края» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Летопись родного края » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом, учреждения и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо — туристические технологии, проектные технологии.
Место кружка в учебном плане.
Согласно учебному плану отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» занятия курса «Летопись родного края» проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).
- Содержание курса внеурочной деятельности
(33 часа, 1 час в неделю)
- Вводная беседа - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
- Мой дом, моя семья - 10ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка
Семейный альбом
Практические занятия:
- Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
- Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
- Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина- моя деревня»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
- Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия:
Поход в лес.
- Охрана природы – 4ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды,“Красная книга”
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
- Поиск - 5ч.
Война – глазами очевидцев
Учителя - выпускники нашей школы.
Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Тематическое планирование курса «Летопись родного края»
(33 часа)
Дата |
№ п/п |
Тема |
Содержание деятельности. |
||
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности) |
Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности) |
||||
Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов
|
|||||
|
|
1 |
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. |
Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? |
Просмотр презентации «Село Глинка» |
|
|
2 |
Имя твое. |
Беседа «Что означает твое имя». |
Самостоятельно найти в книгах. |
|
|
3 |
Фамилия – герб семьи |
Беседа «Что означает твоя фамилия» . |
Самостоятельно найти в книгах. |
|
|
4 |
Моя семья. Семейные традиции. |
Беседа «Где работают мои родители». |
Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. |
|
|
5 |
Моя семья. Семейные традиции. |
Беседа «Где работают мои родители». |
Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. |
|
|
6 |
Семейные гербы |
Знакомство со знаменитыми семейными гербами России |
Составление герба своей семьи. |
|
|
7 |
Семейные гербы |
Знакомство со знаменитыми семейными гербами России |
Составление герба своей семьи. |
|
|
8 |
Летопись семьи |
Беседа «Генеалогическое древо семьи». |
Составление генеалогического древа семьи. |
|
|
9 |
Летопись семьи |
Беседа «Генеалогическое древо семьи». |
Составление генеалогического древа семьи. |
|
|
10 |
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи –история моего народа» |
Беседа «Что такое биография» |
Работа по изучению биографии своих предков. |
|
|
11 |
Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа» |
Беседа «Что такое биография» |
Работа по изучению биографии своих предков. |
Раздел 2 «Малая родина – мое село» - 10 часов
|
|||||
|
|
12
|
Моя школа - мой дом. |
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. |
Конкурс рисунков «Моя школа» |
|
|
13 |
Моя школа - мой дом. |
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. |
Конкурс рисунков «Моя школа» |
|
|
14 |
Учителя нашей школы |
Рассказ учителя об учителях села |
Сбор материала об учителях села |
|
|
15 |
Мой край на карте Родины |
Беседа |
Составление небольших рассказов о своей малой родине |
|
|
16 |
Мой край на карте Родины |
Беседа |
Составление небольших рассказов о своей малой родине |
|
|
17 |
Экскурсия по памятным местам села. |
Изучение истории села |
Экскурсия. |
|
|
18 |
Экскурсия по памятным местам села. |
Изучение достопримечательностей села |
Экскурсия. |
|
|
19 |
Мой двор, моя улица. За что люблю. |
Беседа |
Составление небольших рассказов о своем дворе |
|
|
20 |
Улицы села. Экскурсия. |
Беседа |
Сбор материала о названиях улиц села |
|
|
21 |
Улицы села. Экскурсия. |
Беседа |
Сбор материала о названиях улиц села |
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа
|
|||||
|
|
22 |
Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. |
Беседа. |
Практическая работа: укладывание рюкзака |
|
|
23 |
Гигиена туриста. Правила техники безопасности. |
Беседа. |
Практическая работа. Доврачебная помощь.
|
|
|
24 |
Поход в березовый лес. |
Инструктаж по ТБ. |
Экскурсия. |
Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа
|
|||||
|
|
25
|
Растительность нашего края. Экскурсия |
Беседа.
|
Экскурсия . Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. |
|
|
26 |
Растительность нашего края. Экскурсия |
Беседа.
|
Экскурсия . Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. |
|
|
27 |
Животный мир нашей местности. |
Беседа. |
Сбор информации о животных местности. |
|
|
28 |
Красная книга родного края. |
Беседа. |
Защита проекта |
Раздел 5 « Поиск» – 5часов
|
|||||
|
|
29
|
Наш край в годы Великой Отечественной войны |
Беседа. |
Оформление записей, фотоматериалов. |
|
|
30 |
Наш край в годы Великой Отечественной войны |
Беседа. |
Оформление записей, фотоматериалов. |
|
|
31 |
Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит» |
Беседа. |
Конкурс презентаций |
|
|
32 |
Герб района |
Беседа. |
Конкурс рисунков |
|
|
33 |
Фотовыставка “Живи, родное село!” |
|
Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям. «Моё современное село». |