- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Чудесные самоделки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Чудесные самоделки», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, структурирована в соответствии с художественно-эстетическим направлением, сориентированным на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Внеурочная деятельность «Чудесные самоделки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель: эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства в процессе освоения различных техник.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-7 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Срок реализации программы 1 год. Работа в кружке рассчитана на 33 часа и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения – 33 часа (1ч. в неделю. Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Технологии обучения в объединении:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Цель и задачи будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю
Я вижу - и запоминаю
Я делаю – и понимаю
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены
через презентации проектов;
через выставки детских работ;
через оформление зала для праздников;
через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧУДЕСНЫЕ САМОДЕЛКИ»
1 год обучения (33 ч)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом (4 часа)
Материал: гербарий листьев, цветов, семена растений, ракушки, камни, гуашь, клей.
Флористика-это искусство создания композиций или букетов из срезанных цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов, декоративных трав в вазах, шарах, корзинах и других сосудах. Натуральные растения можно дополнить искусственными (самодельными) цветами и растениями, использовать для создания композиции камни, ткань, металл, пластик и другие материалы.
Работа с бумагой. Аппликация (7 часов)
Материал: салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии.
Аппликации. Животный мир.
Ёлки к Новому году.
Снеговик.
Цветик – семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Симметричные фигуры.
Обрывная аппликация.
Торцевание (6 часов)
Материал: салфетки, гофрированная бумага, картон, клей, ножницы. Стержень от ручки. Этот вид бумажного творчества увлекает и завораживает.
Знакомство с техникой торцевания. Это мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Панно «Осенний пейзаж».
Картина «Мы за спорт!»
«Зимняя сказка».
«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)
Коллективная работа « Весне навстречу!»
Аппликация из пластилина (5 часов)
Материал: пластилин, крышки от пластиковой посуды, картон
Радужные бабочки.
Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос», «Лето в разгаре».
Зимний лес. Коллективная работа.
Сказочные домики для гномиков.
Фантазии из жгутиков.
Оригами (4 часа)
Материал: цветная офисная бумага, белая бумага, картон, клей, ножницы
Мой щенок.
Воздушный аквариум.
Бабочки и цветы.
Лягушата.
Работа с тканью. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов (5 часов)
Материал: белая ткань, акварель, гуашь, нитки, иголка, подрамник
Первые шаги к батику. Подготовительный период.
Энергия цвета. Цветы, дающие энергию.
Космические путешествия. Групповой полёт.
Ладошки на ткани.
Волшебный батик (техника – соль, гуашь).
Свободная роспись.
Подведение итогов (1 час)
Выставка работ учащихся
Подведение итогов работы, обзор курса.
Рефлексия.
Отзывы и пожелания.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, подрамник;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
1 год обучения (33 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятие |
|||
По плану |
По факту |
|||||||
1 |
|
|
Вводная беседа |
1 |
1 |
- |
||
Работа с природным материалом (4 часа) |
||||||||
2 |
|
|
Рассказ о флористике. Природа края. |
1 |
- |
1 |
||
3 |
|
|
Изготовление композиций из засушенных листьев. |
1 |
- |
1 |
||
4 |
|
|
Составление композиции (коллективная работа). |
1 |
- |
1 |
||
5 |
|
|
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев, цветов). |
1 |
- |
1 |
||
Работа с бумагой (7 часов) |
||||||||
6 |
|
|
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии. |
1 |
1 |
- |
||
7 |
|
|
Аппликации. Животный мир. |
1 |
- |
1 |
||
8 |
|
|
Ёлки к Новому году. |
1 |
- |
1 |
||
9 |
|
|
Снеговик. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
10 |
|
|
Цветик – семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу). |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
11 |
|
|
Симметричные фигуры. |
1 |
- |
1 |
||
12 |
|
|
Обрывная аппликация. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Торцевание (6 часов) |
||||||||
13 |
|
|
Знакомство с техникой торцевания. Это мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги. |
1 |
1 |
- |
||
14 |
|
|
Панно «Осенний пейзаж». |
1 |
- |
1 |
||
15 |
|
|
Картина «Мы за спорт!» |
1 |
- |
1 |
||
16 |
|
|
«Зимняя сказка». |
1 |
- |
1 |
||
17 |
|
|
«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин) |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
18 |
|
|
Коллективная работа « Весне навстречу!» |
1 |
- |
1 |
||
Пластилин. Аппликация из пластилина (5 часов) |
||||||||
19 |
|
|
Радужные бабочки. |
1 |
- |
1 |
||
20 |
|
|
Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос», «Лето в разгаре». |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
21 |
|
|
Зимний лес. Коллективная работа. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
22 |
|
|
Сказочные домики для гномиков. |
1 |
- |
1 |
||
23 |
|
|
Фантазии из жгутиков. |
1 |
- |
1 |
||
Работа с бумагой. Оригами. (4 часа) |
||||||||
24 |
|
|
Мой щенок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
25 |
|
|
Воздушный аквариум. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
26 |
|
|
Бабочки и цветы. |
1 |
- |
1 |
||
27 |
|
|
Лягушата. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
Работа с тканью. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. (6 часов) |
||||||||
28. |
|
|
Первые шаги к батику. Подготовительный период. |
1 |
1 |
- |
||
29 |
|
|
Энергия цвета. Цветы, дающие энергию. |
1 |
1 |
- |
||
30 |
|
|
Космические путешествия. Групповой полёт. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
31 |
|
|
Ладошки на ткани. |
1 |
- |
1 |
||
32 |
|
|
Волшебный батик (техника – соль, гуашь). |
1 |
0,5 |
0,5 |
||
33 |
|
|
Свободная роспись. |
1 |
- |
1 |
||