- пояснительная записка
Программа модифицированная, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;
- Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В 1 классе ведётся 1 час в неделю, всего 33 часа.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,
волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них
формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются
эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем
дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной
активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное
восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются
особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования.
Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность
возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и
укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях
самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности
условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
- оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых,
восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
- повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Ожидаемый результат:
- -у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- - сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет
физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- - обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- - умение работать в коллективе.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные УУД:
1)принимать и сохранять поставленную задачу;
2)планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
3) адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Познавательные УУД:
1)осознавать поставленную задачу;
2)понимать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Коммуникативные УУД:
1)вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила этикета;
2)Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
3)осуществлять совместную деятельность в командах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Ценностные ориентиры:
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По
содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли,
способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех
психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много
познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и
самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Ожидаемый результат:
- -у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- - сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет
физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- - обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- - умение работать в коллективе.
- Содержание КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная
гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
- Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах
занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
- Подвижные игры.
«Медведь спит», «Весёлая скакалка», «Снип–Снап», «Быстрая тройка», «Хвостики», «Паровоз», «Игра белок»,
«Разведчики» и др.
Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе:
- Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;
- Знать :
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
- Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
- Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Клуб «Юный олимпиец» 1 класс
№ |
Дата |
Кол-во часов |
Тема
|
Развитие и формирование качеств у учащихся |
Игры |
Оборудование |
||
По плану |
По факту |
|||||||
1 |
|
|
1 |
Вводный урок. |
Правила поведения во время занятий |
«Самый внимательный», «Воробьи и вороны |
Свисток, мел |
|
2 |
|
|
1 |
Мир движений |
формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья |
«Игра белок», «Разведчики», «Щенок» |
кубики, мелки, обручи, скакалки |
|
3-4 |
|
|
2 |
Красивая осанка. |
формирование правильной осанки и развитие навыков бега |
«Хвостики». «Паровоз» |
гимнастические палки, ленточки. Скакалки |
|
5 |
|
|
1 |
Учись быстроте и ловкости. |
развитие ловкости; воспитание чувства ритма |
«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» |
скакалки, мелки, шапочка, шарф, |
|
6 |
|
|
1 |
Сила нужна каждому. |
развитие силы и ловкости |
«Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками» |
мешочки, скакалка, коврики |
|
7 |
|
|
1 |
Ловкий. Гибкий. |
развитие гибкости и ловкости |
«Снип –Снап», «Быстрая тройка» |
гимнастические палки, скакалки |
|
8 |
|
|
1 |
Весёлая скакалка. |
развитие ловкости и внимания |
«Медведь спит, «Весёлая скакалка» |
кубики, скакалки |
|
9 |
|
|
1 |
Развитие быстроты |
развитие быстроты |
«Командные салки», «Сокол и голуби» |
мячи, скакалки |
|
10 |
|
|
1 |
Кто быстрее? |
развитие скоростных качеств, выносливости |
«Найди нужный цвет», «Разведчик» |
мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики |
|
11 |
|
|
1 |
Скакалочка- выручалочка. |
развитие силы |
«Удочка с приседанием», |
скакалки, коврики |
|
12 |
|
|
1 |
Ловкая и коварная гимнастическая палка. |
развитие быстроты и ловкости |
«Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» |
гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч |
|
13 |
|
|
1 |
Команда быстроногих «Гуси – лебеди». |
развитие силы и ловкости |
«Лиса и куры», |
обручи, гимнастические палки, скакалки |
|
14 |
|
|
1 |
Выбираем бег. |
развитие скоростных качеств, ловкости |
«Кто быстрее?», «Сумей догнать» |
мяч, фишки, флажки |
|
15 |
|
|
1 |
Метко в цель. |
развитие меткости и координации движений |
«Метко в цель», «Салки с большими мячами» |
кегли, малые мячи, большие мячи |
|
16 |
|
|
1 |
Путешествие по островам. |
развитие меткости и координации движений |
«Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте» |
мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина |
|
17 |
|
|
1 |
Развиваем точность движений. |
развитие глазомера и точности движений |
«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот» |
гимнастические палки, мяч |
|
18 |
|
|
1 |
Горка зовёт. |
развитие физических качеств выносливости и ловкости |
«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик» |
ледянки |
|
19 |
|
|
1 |
Зимнее солнышко. |
развитие выносливости и ловкости |
Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик |
ледянки |
|
20 |
|
|
1 |
Штурм высоты. |
развитие выносливости и быстроты |
«Штурм высоты» |
флажки |
|
21 |
|
|
1 |
Снежные фигуры. |
развитие выносливости и ловкости |
«Салки» |
флажки |
|
22 |
|
|
1 |
Закрепление. Игры на свежем воздухе. |
развитие выносливости и ловкости |
«Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся |
|
|
23-24 |
|
|
2 |
Мы строим крепость |
развитие физических качеств выносливости и ловкости |
«Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся |
лопатки, санки |
|
25 |
|
|
1 |
Игры на снегу |
развитие выносливости и скоростных качеств |
« Горелки». Игры по желанию учащихся |
флажки |
|
26 |
|
|
1 |
Удивительная пальчиковая гимнастика. |
развитие ловкости и быстроты |
«Метание в цель», «Попади в мяч» |
теннисные мячики, 2 волейбольных мяча |
|
27 |
|
|
1 |
Развитие скоростных качеств. |
развитие скоростных качеств и меткости |
«Быстро в строй», командные «колдунчики» |
мячи |
|
28 |
|
|
1 |
Развитие выносливости. |
развитие выносливости, быстроты и реакции |
«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки» |
мяч, гимнастическая палка |
|
29 |
|
|
1 |
Развитие реакции. |
развитие быстроты, скорости, реакции |
«Пустое место», «Часовые и разведчики» |
мешочки с песком |
|
30 |
|
|
1 |
«Удочка». |
развитие быстроты и выносливости |
«Удочка», «Не урони мяч» |
булавы, мяч, фишки |
|
31 |
|
|
1 |
Прыжок за прыжком. |
развитие быстроты, ловкости, выносливости |
«Прыжок за прыжком» |
флажки, эстафетная палочка |
|
32 |
|
|
1 |
Мир движений и здоровья. |
развитие скоростных качеств, ловкости |
«Хвостики», «Падающая палка» |
ленточка, гимнастическая палка, мячи |
|
33 |
|
|
1 |
Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. |
развитие ловкости и быстроты |
«Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками» |
|
|