Литература 9 класс

1

1.Нормативные акты и учебно-методические документы.

Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального

компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской

программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я.Коровина).

2.Перечень учебно-методических средств обучения

1 Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по

литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Автор-составитель В.Я Коровина

2 Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2 ч./Авт.-сост. В.Я Коровина,В.П.Журавлев,И.С.Збарский,В.И.Коровин

3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной

программе

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,

Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать

характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая

нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и

аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для

выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского

литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная

литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 2

КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 4

ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 4

3 Содержание курса литературы для IX класса

(102 часа)

Литература как искусство слова (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные

ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм,

гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская

литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература (1 час)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской

литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни.

Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве» (3 часа)

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…".

Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и

нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое

слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”,

своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской

культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.

Литература XVIII века (8часов)

Характеристика русской литературы XVIII в (1 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное

направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского

государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в

литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы

Елизаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки.

Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения:  «Памятник», »Властителям и судиям.

Обличение несправедливости.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике

поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений

Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Н.М.Карамзин 2 часа)

Слово о писателе.В творческой лаборатории Н.М.Карамзина

«Бедная Лиза».

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII

века» Тест или творческое задание.

Литература XIX века (60 часов)

Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» (1 час)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской

критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтизм.

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г.,

восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей

европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в

литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических

произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа.

Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник

новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-

праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного

выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие

реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские

искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А.Жуковский (2часа)

Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».

А.С. Грибоедов (7 часов)

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический

конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство

драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы,

его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и

афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по

произведению. Контрольный тест.

А.С. Пушкин (15 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас

любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике.

Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных

этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики

Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа.

Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях

служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ

автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и

тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал»

Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения.

Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9

из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов (10 часов)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая

нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни

трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики:

тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и

его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции

произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим

Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер,

Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-

философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.

Н.В. Гоголь (8 часов)

Жизнь и творчество

.Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова

как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и

чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи

о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в

поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности

прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).

Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»2 час

 

Л.Н.Толстой (2 часа)

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с

окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм

(«диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия

психологии героя.

А.П. Чехов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы  «Смерть чиновника» , «Тоска»Особенности сюжета. Истинные и ложные

ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ

ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция;

стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое

отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой,

лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном

произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Из древнерусской литературы.

3

Из литературы XVIII века.

8

Из литературы XIX века.

48

Из литературы XX века.

28

Из зарубежной литературы

4

Развитие речи

8

Контрольных работ

2

ИТОГО

102

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа

ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 2

КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 4

ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 4

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

по  литературе                          

Учебный год: 2018-2019

Класс 9

Количество часов по учебному плану ОУ: всего:102 ,в неделю 3

Плановых контрольных работ : 2

Развитие речи:  8

 

Планирование составлено на основе_Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной  М.: Просвещение, 2012

 

 

Учебник  «Литература»  9 класс. В 2 ч.; / IВ.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.: Просвещение, 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

Перечень ключевых компетенций

Вид контроля

1

 

 

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Знать основную проблему изучения литературы в 9 классе

Уметь пересказывать сюжеты прочитанных произведений, давать характеристику героям.

ДР

 

 

 

«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы 3часа

2

 

 

Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи.

Знать основные черты и жанры древнерусской литературы.

Уметь сопоставлять тексты  разных переводов одного произведения; сопоставлять произведения живописи, музыки.

ПДЗ

3

 

 

Русская история в «Слове…»

Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора.

Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова».

Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

ФО

4

 

 

Художественные особенности «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

 

Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению

Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова».Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте           

Сочинение

5

 

 

Классицизм в русском и мировом искусстве

.МВ.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление

Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века

Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и форма произведения

Знать причины быстрого развития России в 18 веке, теоретическое понятие классицизм

Уметь записывать основные положения лекции, сопоставлять конкретные произведения

Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, теорию «трех штилей».

Уметь анализировать «Оду...», определять идею и тему произведения.. Находить черты классицизма в произведении.

ПДЗ

Наизусть

6

 

 

Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Знать и понимать идейно – художественный смысл произведения, находить тропы в тексте оды, объяснять смысл устаревших слов

Наизусть

7

 

 

Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Знать содержание стихотворения «Памятник», особенности стиля поэзии

Уметь читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи

Наизусть

8

 

 

Г Р Державин «Властителям и судиям

 

 

 

НМ Карамзин «Бедная Лиза» 2 часа

9

 

 

Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы.

Слово о Н.М.Карамзине -  писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма в искусстве.

 

ФО

10

 

 

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма.

 

Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя. Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни

Знать сюжет и героев повести «Бедная Лиза»

Уметь анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в тексте тропы

УО

11

 

 

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)

 

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII

века» Тест или творческое задание.

 

 

 

12

 

 

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

Обсуждение тем сочинения:

1) Произведения литературы XVIII века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений).

2) Темы, идеи, значение произведений литературы XVIII века (на примере 1-2 произведений).

 

Знать сюжеты и героев произведений 18 века

Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения

сочинение

13

 

 

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Знать теоретические понятия романтизм, реализм, народность, гражданственность

ФО

 

 

 

ВА Жуковский баллада «Светлана» 2 часа

14

 

 

Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский.

 Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике (сообщения учащихся). Повторение изученного о творчестве поэта. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

Знать теоретическое понятие романтизм.

Уметь анализировать произведения, находить  в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности.

Наизусть

15

 

 

Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Знать понятие баллада, особенности жанра

Уметь анализировать произведение

ФО

 

 

 

 

 

 

УО

А.С.Грибоедов: личность и судьба 7 часов

16

 

 

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Слово об  А.С. Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя.

Знать сведения о жизни и творчестве драматурга, его общественной деятельности.

Уметь давать общую характеристику творчества.

УО

17

 

 

Знакомство  с  героями  комедии   «Горе  от  ума».

Анализ  первого  действия.

Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения.

Знать сюжет комедии, персонажей.

Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающую идейную суть фамусовского общества.

ПДЗ

18

 

 

Фамусовская Москва в комедии «Горе т ума». Анализ второго действия.

Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения

Знать  и понимать суть конфликта в пьесе.

Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества.

ФО

19-20

 

 

Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий.

Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин

Знать и понимать место Чацкого в системе образов, его роль в раскрытии идее комедии.

Уметь характеризовать героя и его поступки.

СР

21

 

 

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма

Знать крылатые выражения из комедии, устаревшие слова

Уметь объяснять значение крылатых выражений и устаревших слов

СР

22

 

 

Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Уметь составлять тезисный план.

сочинение

 

 

 

АС Пушкин Жизнь и творчество 15 часов+1 р/р

23

 

 

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта.

Знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его поэтические и прозаические произведения.

Уметь строить аргументированные высказывания.

ПДЗ

24

 

 

Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина.

Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности.

Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы

Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.

ФО

25

 

 

Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина.

Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»

 

Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы и фигуры.

Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.

Наизусть

26

 

 

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.               

Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта.

Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения.

Наизусть

27

 

 

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии.

Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта.

Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения.

Анализ

28

 

 

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина.

Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении.

Уметь применять полученные теоретические знания на практике.

 

29

 

 

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

«Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении.

Знать историю создания, сюжет и героев поэмы.

Уметь воспринимать сюжет и образы героев в традиции романтизма. Определять  тему, идею, элементы композиции.

ПДЗ

30

 

 

 История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы.

Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа.

Знать историю создания, сюжет и героев романа

Уметь воспринимать текст романа. Определять его тему, идею, элементы композиции.

СР

31

 

 

Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского

Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина  и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе.

Знать и понимать противоречивость характеров героев

Уметь составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.

Сравнительная характеристика

32

 

 

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны  и Ольги.

Знать и понимать значение образа Татьяны  романе.

Уметь создавать словесные портреты героев.

СР

33

 

 

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств  в письме Татьяны.

Знать содержание писем Татьяны и Онегина.

Уметь выразительно читать наизусть тексты писем, давать их сравнительную характеристику.

ПДЗ

34

 

 

 Автор как идейно-композиционный и лирический  центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор как  идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности.

Уметь прослеживать развитие образа автора  в романе; составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.

СР

35

 

 

 «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов.

Уметь выделять приметы пушкинской эпохи и давать их  сравнительные характеристики (Петербург – Москва; Петербург – деревня).

Зачёт

36

 

 

Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».

Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

Знать оценку романа  в критике.

Уметь определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения.

Сочинение

37

 

 

Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства».

Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора.

ПДЗ

38

 

 

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства».

Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора.

Сочинение

 

 

 

М.Ю.Лермонтов 10 часов +1 р/р

39

 

 

Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»).

Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва»

Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, основные мотивы его лирики

наизусть

40

 

 

Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…»

Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк»

Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора.

Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте.

Наизусть

41

 

 

 Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова М. Ю.

Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина».

Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора.

Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте.

Наизусть

42

 

 

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя

Знать сюжет и героев романа;понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев

ПДЗ

43

 

 

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

СР

44

 

 

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин как представитель «портрета  поколения». «Журнал Печорина»  как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

ФО

45

 

 

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

УО

46

 

 

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви

Знать определение понятий двойник, фаталист.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Тест

47

 

 

«Душа Печорина не каменистая почва…»

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина.

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

ПДЗ

48

 

 

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

 

 

 

Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков)

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

ФО

49

 

 

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения

сочинение

 

 

 

Н.В.Гоголь Поэма «Мертвые души» 8 часов +1 р/р

50

 

 

Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел  названия поэмы.

Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, особенности жанра поэмы.

ПДЗ

51

 

 

Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах»

Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине.

Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск

ФО

52

 

 

«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».

 

 

Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города.

 

Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

УО

53

 

 

Пороки чиновничества

Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества

Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

УО

54

 

 

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца.

Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск.

СР

55

 

 

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах».

Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

Зачёт

56

 

 

Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению

«Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы.  Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики.

Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

сочинение

57

 

 

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Портрет»

«Петербургские повести». «Портрет»

Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

ФО

58

 

 

Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Написание сочинения, составление плана сочинения, подбор цитат, работа с текстом повести

Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения

сочинение

 

 

 

 

 

 

ФО

 

 

 

Ф.М.Достоевский 2 часа

59

 

 

Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя

Знать и понимать внутренний мир героев, значение символов в романе.

Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения.

ПДЗ

60

 

 

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе

Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения.

СР

61

 

 

Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого

«Детство», «Отрочество» «Юность».

Слово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и взлеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

 

ПДЗ

62

 

 

«Жизнь Толстого-это путь. Путь непрерываемых и все новых исканий»

Как работал Л.Н.Толстой Особенности поэтики Толстого: психологизм(«диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

А П Чехов 2 часа +1 р/р

63

 

 

Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе

Знать сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова, понимать смысл названия «футлярность».

Уметь характеризовать героев и их поступки, прослеживать эволюцию образа «маленького человека».

ФО

64

 

 

Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска».

Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе

Знать содержание рассказа.

Уметь характеризовать героев и их поступки.

УО

65

 

 

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»

Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала

Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения

сочинение

66

 

 

Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений.

Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны  и ее переосмысление в 50-70-е гг.

Знать произведения русских писателей ХХ века, влияние исторических событий на литературный процесс.

ФО

67

 

 

История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».

 

Слово об И.А.Бунине. Обзор творчества писателя. История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича.

 

Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе.

УО

68

 

 

Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи».

Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов.

 Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе.

Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте.

СР

 

 

 

Русская поэзия Серебряного века. 7 часов

69

 

 

Русская поэзия Серебряного века.

 

Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века.

 

Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

СР

70-71

 

 

Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока.

Слово об А.А.Блоке, Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить…». Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока.Понятие о символах.

Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения.

Наизусть

72-73

 

 

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Знать сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина .

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Наизусть

74

 

 

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина.

Знать и понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность.

Наизусть

75

 

 

Слово о поэте. В.Маяковский.

Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю».

Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта

Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям.

ФО

76-77

 

 

Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество Подготовка к домашнему сочинению по произведениям поэтов Серебряного века

В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций

Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта

Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям

Наизусть

78

 

 

Слово о М.А.Булгакове.  2 часа

 

 

 

 М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Слово о БулгаковеИстория создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести

Знать сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова, теоретическое определение социально – философской сатиры.

 

79-80

 

 

Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть

Знать нравственную проблематику  и сатирический пафос пьесы, роль речевых характеристик героев.

ПДЗ

81

 

 

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой

 

Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений.

УО

82

 

 

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Стихи к Блоку

Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Знать и понимать своеобразие лирической героини

Наизусть

83

 

 

Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта

«Молитва»,»Сразу стало тихо в доме»

Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях

Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, основные мотивы ее лирики

УО

84

 

 

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.  Особенности поэзии А.А.Ахматовой.»Я спросила у кукушки»,»Сказал что у меня соперниц нет»,»И упало каменное слово», «Клятва»

 

 

Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве А.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой.

Уметь  прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений.

 

 

Наизусть

85-86

 

 

 Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике» Я не ищу гармонии в природе» Н.А.Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание».»Можжевеловый куст», «Где-то в поле возле Магадана»

Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения.

ПДЗ

87

 

 

Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.

Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия  рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера

Знать и понимать смысл названия рассказа, идейно – художественный смысл произведения, позицию автора, его нравственные идеалы

ФО

88

 

 

 Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека».

Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости,  жестокости и бесчеловечности.

Уметь выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею, характеризовать героя и его поступки

ФО

89

 

 

Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.»Красавица моя ,вся стать»,»Перемена»,»Весна в лесу»,»Быть знаменитым некрасиво»

Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…»

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Наизусть

90

 

 

Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.

Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем».

Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского

Понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность.

Наизусть

91

 

 

Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне.

Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…». Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…»

Уметь анализировать

стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте

СР

92

 

 

Внеклассное чтение «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск».

«Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев.

Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический  и патриотический пафос.

Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении.

ФО

93

 

 

Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.  Нравственная проблематика в рассказе

Знать и понимать смысл названия рассказа, его гуманистический пафос

УО

94

 

 

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». )

Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа.

Знать и  понимать идейный смысл рассказа, определение рассказа - притчи

СР

95

 

 

Внеклассное чтение. Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор».

Нравственный выбор героев.

Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический   пафос.

Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении.

ФО

96

 

 

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

ФИ Тютчев «я встретил вас-и все былое»АК Толстой «Средь шумного бала случайно»А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу»К.М.Симонов «Вьется в тесной печурке огонь»Мл.Матусовский «Пдмосковные вечера»В.С. Высоцкий «Песня о друге»К.Я Ваншенкин «Я люблю тебя жизнь»

Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса

Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте

Наизусть

97

 

 

Чувства и разум в любовной ли рике Катулла «Нет ,ни одна среди женщин такой похвалиться не может»

Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла.

Знать  исторические реалии времени Катулла и Горация, своеобразие античной лирики, философский  характер лирики

ФО

98

 

 

 «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа.

Знать исторические реалии времени Данте,

Множественность смыслов «Божественной комедии»

 

ПДЗ

99

 

 

Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Уметь выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды трагедии

СР

100

 

 

Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст»

Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете.

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Уметь прослеживать развитие драматического конфликта, характеризировать героев и их поступки

УО

101

 

 

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Контрольная работа№ Итоговое тестирование

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей».  Русская литература в мировом процессе.

Знать содержание и героев прочитанных произведений

Тест

102

 

 

Подведение итогов года. Литература для чтения летом.

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения.

Уметь строить развернутые высказывания  на основе прочитанного текста.

ДР