1
1.Нормативные акты и учебно-методические документы.
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального
компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской
программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я.Коровина).
2.Перечень учебно-методических средств обучения
1 Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по
литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Автор-составитель В.Я Коровина
2 Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2 ч./Авт.-сост. В.Я Коровина,В.П.Журавлев,И.С.Збарский,В.И.Коровин
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для
выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского
литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная
литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 2
КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 4
ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 4
3 Содержание курса литературы для IX класса
(102 часа)
Литература как искусство слова (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные
ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм,
гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская
литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература (1 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской
литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни.
Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве» (3 часа)
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…".
Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и
нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое
слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”,
своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской
культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.
Литература XVIII века (8часов)
Характеристика русской литературы XVIII в (1 час)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное
направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского
государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в
литературе антикрепостнической направленности.
М.В. Ломоносов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы
Елизаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»»,
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки.
Средства создания образа идеального монарха.
Г.Р. Державин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Памятник», »Властителям и судиям.
Обличение несправедливости.
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике
поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений
Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
Н.М.Карамзин 2 часа)
Слово о писателе.В творческой лаборатории Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза».
Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)
Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII
века» Тест или творческое задание.
Литература XIX века (60 часов)
Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» (1 час)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской
критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтизм.
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г.,
восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей
европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в
литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических
произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа.
Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник
новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-
праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного
выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие
реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские
искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
В.А.Жуковский (2часа)
Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».
А.С. Грибоедов (7 часов)
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический
конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство
драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы,
его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и
афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по
произведению. Контрольный тест.
А.С. Пушкин (15 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас
любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике.
Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных
этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики
Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа.
Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях
служения искусству.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ
автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и
тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал»
Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения.
Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9
из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов (10 часов)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая
нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни
трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики:
тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и
его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции
произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим
Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер,
Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-
философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.
Н.В. Гоголь (8 часов)
Жизнь и творчество
.Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова
как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и
чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи
о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в
поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности
прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).
Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.
Ф.М.Достоевский «Белые ночи»2 час
Л.Н.Толстой (2 часа)
Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с
окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм
(«диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия
психологии героя.
А.П. Чехов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы «Смерть чиновника» , «Тоска»Особенности сюжета. Истинные и ложные
ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция;
стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое
отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой,
лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Из древнерусской литературы.
3
Из литературы XVIII века.
8
Из литературы XIX века.
48
Из литературы XX века.
28
Из зарубежной литературы
4
Развитие речи
8
Контрольных работ
2
ИТОГО
102
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа
ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 2
КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 4
ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 4
Тематическое планирование
по литературе
Учебный год: 2018-2019
Класс 9
Количество часов по учебному плану ОУ: всего:102 ,в неделю 3
Плановых контрольных работ : 2
Развитие речи: 8
Планирование составлено на основе_Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной М.: Просвещение, 2012
Учебник «Литература» 9 класс. В 2 ч.; / IВ.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.: Просвещение, 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Элементы содержания |
Перечень ключевых компетенций |
Вид контроля |
1 |
|
|
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. |
Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
Знать основную проблему изучения литературы в 9 классе Уметь пересказывать сюжеты прочитанных произведений, давать характеристику героям. |
ДР |
|
|
|
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы 3часа |
|||
2 |
|
|
Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы |
Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи. |
Знать основные черты и жанры древнерусской литературы. Уметь сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; сопоставлять произведения живописи, музыки. |
ПДЗ |
3 |
|
|
Русская история в «Слове…» |
Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора. |
Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова». Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. |
ФО |
4 |
|
|
Художественные особенности «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.
|
Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению |
Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова».Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте |
Сочинение |
5 |
|
|
Классицизм в русском и мировом искусстве .МВ.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление |
Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века Слово о поэте и ученом М.В. Ломоносове – реформаторе русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и форма произведения |
Знать причины быстрого развития России в 18 веке, теоретическое понятие классицизм Уметь записывать основные положения лекции, сопоставлять конкретные произведения Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, теорию «трех штилей». Уметь анализировать «Оду...», определять идею и тему произведения.. Находить черты классицизма в произведении. |
ПДЗ |
Наизусть |
||||||
6 |
|
|
Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. |
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. |
Знать и понимать идейно – художественный смысл произведения, находить тропы в тексте оды, объяснять смысл устаревших слов |
Наизусть |
7 |
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. |
Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. |
Знать содержание стихотворения «Памятник», особенности стиля поэзии Уметь читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи |
Наизусть |
8 |
|
|
Г Р Державин «Властителям и судиям |
|
|
|
НМ Карамзин «Бедная Лиза» 2 часа |
||||||
9 |
|
|
Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы. |
Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. |
Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма в искусстве.
|
ФО |
10 |
|
|
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма.
|
Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя. Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни |
Знать сюжет и героев повести «Бедная Лиза» Уметь анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в тексте тропы |
УО |
11 |
|
|
Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. (2 часа)
|
Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII века» Тест или творческое задание.
|
|
|
12 |
|
|
Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений). |
Обсуждение тем сочинения: 1) Произведения литературы XVIII века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений). 2) Темы, идеи, значение произведений литературы XVIII века (на примере 1-2 произведений).
|
Знать сюжеты и героев произведений 18 века Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения |
сочинение |
13 |
|
|
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. |
Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. |
Знать теоретические понятия романтизм, реализм, народность, гражданственность |
ФО |
|
|
|
ВА Жуковский баллада «Светлана» 2 часа |
|||
14 |
|
|
Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский. |
Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике (сообщения учащихся). Повторение изученного о творчестве поэта. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения |
Знать теоретическое понятие романтизм. Уметь анализировать произведения, находить в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности. |
Наизусть |
15 |
|
|
Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана». |
Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Создание национальной баллады. Пространство и время в балладе «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. |
Знать понятие баллада, особенности жанра Уметь анализировать произведение |
ФО |
|
|
|
|
|
|
УО |
А.С.Грибоедов: личность и судьба 7 часов |
||||||
16 |
|
|
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. |
Слово об А.С. Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя. |
Знать сведения о жизни и творчестве драматурга, его общественной деятельности. Уметь давать общую характеристику творчества. |
УО |
17 |
|
|
Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Анализ первого действия. |
Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения. |
Знать сюжет комедии, персонажей. Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающую идейную суть фамусовского общества. |
ПДЗ |
18 |
|
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе т ума». Анализ второго действия. |
Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения |
Знать и понимать суть конфликта в пьесе. Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. |
ФО |
19-20 |
|
|
Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий. |
Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин |
Знать и понимать место Чацкого в системе образов, его роль в раскрытии идее комедии. Уметь характеризовать героя и его поступки. |
СР |
21 |
|
|
Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». |
Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма |
Знать крылатые выражения из комедии, устаревшие слова Уметь объяснять значение крылатых выражений и устаревших слов |
СР |
22 |
|
|
Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». |
А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». |
Уметь составлять тезисный план. |
сочинение |
|
|
|
АС Пушкин Жизнь и творчество 15 часов+1 р/р |
|||
23 |
|
|
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина |
Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта. |
Знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его поэтические и прозаические произведения. Уметь строить аргументированные высказывания. |
ПДЗ |
24 |
|
|
Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. |
Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности. |
Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст. |
ФО |
25 |
|
|
Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. |
Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»
|
Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы и фигуры. Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст. |
Наизусть |
26 |
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. |
Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» |
Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта. Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения. |
Наизусть |
27 |
|
|
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. |
Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии. |
Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта. Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения. |
Анализ |
28 |
|
|
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина. |
Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении. |
Уметь применять полученные теоретические знания на практике. |
|
29 |
|
|
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко |
«Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении. |
Знать историю создания, сюжет и героев поэмы. Уметь воспринимать сюжет и образы героев в традиции романтизма. Определять тему, идею, элементы композиции. |
ПДЗ |
30 |
|
|
История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы. |
Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа. |
Знать историю создания, сюжет и героев романа Уметь воспринимать текст романа. Определять его тему, идею, элементы композиции. |
СР |
31 |
|
|
Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского |
Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе. |
Знать и понимать противоречивость характеров героев Уметь составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. |
Сравнительная характеристика |
32 |
|
|
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. |
Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги. |
Знать и понимать значение образа Татьяны романе. Уметь создавать словесные портреты героев. |
СР |
33 |
|
|
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. |
Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны. |
Знать содержание писем Татьяны и Онегина. Уметь выразительно читать наизусть тексты писем, давать их сравнительную характеристику. |
ПДЗ |
34 |
|
|
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности. |
Уметь прослеживать развитие образа автора в романе; составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. |
СР |
35 |
|
|
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. |
Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов. |
Уметь выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики (Петербург – Москва; Петербург – деревня). |
Зачёт |
36 |
|
|
Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». |
Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. |
Знать оценку романа в критике. Уметь определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения. |
Сочинение |
37 |
|
|
Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». |
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства». |
Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора. |
ПДЗ |
38 |
|
|
Сочинение по творчеству А. С. Пушкина |
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства». |
Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора. |
Сочинение |
|
|
|
М.Ю.Лермонтов 10 часов +1 р/р |
|||
39 |
|
|
Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»). |
Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» |
Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, основные мотивы его лирики |
наизусть |
40 |
|
|
Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» |
Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» |
Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте. |
Наизусть |
41 |
|
|
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова М. Ю. |
Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина». |
Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте. |
Наизусть |
42 |
|
|
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания |
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя |
Знать сюжет и героев романа;понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев |
ПДЗ |
43 |
|
|
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». |
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера |
Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. |
СР |
44 |
|
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. |
Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». |
Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. |
ФО |
45 |
|
|
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина |
Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе |
Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. |
УО |
46 |
|
|
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви |
Знать определение понятий двойник, фаталист. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. |
Тест |
47 |
|
|
«Душа Печорина не каменистая почва…» |
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. |
Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. |
ПДЗ |
48 |
|
|
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
|
Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков) |
Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. |
ФО |
49 |
|
|
Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. |
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» |
Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения |
сочинение |
|
|
|
Н.В.Гоголь Поэма «Мертвые души» 8 часов +1 р/р |
|||
50 |
|
|
Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы. |
Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя. |
Знать сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, особенности жанра поэмы. |
ПДЗ |
51 |
|
|
Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах» |
Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине. |
Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск |
ФО |
52 |
|
|
«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».
|
Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города.
|
Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. |
УО |
53 |
|
|
Пороки чиновничества |
Разоблачение пороков чиновничества: чинопочитания, угодничества, беспринципности, безделья, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества |
Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. |
УО |
54 |
|
|
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. |
Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца. |
Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск. |
СР |
55 |
|
|
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. |
Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». |
Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. |
Зачёт |
56 |
|
|
Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению |
«Мертвые души» - поэма о величии России. Причины незавершенности поэмы. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке критики. |
Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. |
сочинение |
57 |
|
|
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Портрет» |
«Петербургские повести». «Портрет» |
Знать приемы сатирического изображения. Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев. |
ФО |
58 |
|
|
Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» |
Написание сочинения, составление плана сочинения, подбор цитат, работа с текстом повести |
Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения |
сочинение |
|
|
|
|
|
|
ФО |
|
|
|
Ф.М.Достоевский 2 часа |
|||
59 |
|
|
Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». |
Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя |
Знать и понимать внутренний мир героев, значение символов в романе. Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения. |
ПДЗ |
60 |
|
|
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». |
Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе |
Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения. |
СР |
61 |
|
|
Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество» «Юность». |
Слово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и взлеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. |
|
ПДЗ |
62 |
|
|
«Жизнь Толстого-это путь. Путь непрерываемых и все новых исканий» |
Как работал Л.Н.Толстой Особенности поэтики Толстого: психологизм(«диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
|
|
Исследовательская работа |
|
|
|
А П Чехов 2 часа +1 р/р |
|||
63 |
|
|
Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». |
Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе |
Знать сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова, понимать смысл названия «футлярность». Уметь характеризовать героев и их поступки, прослеживать эволюцию образа «маленького человека». |
ФО |
64 |
|
|
Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». |
Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе |
Знать содержание рассказа. Уметь характеризовать героев и их поступки. |
УО |
65 |
|
|
Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» |
Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала |
Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения |
сочинение |
66 |
|
|
Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. |
Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг. |
Знать произведения русских писателей ХХ века, влияние исторических событий на литературный процесс. |
ФО |
67 |
|
|
История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».
|
Слово об И.А.Бунине. Обзор творчества писателя. История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича.
|
Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе. |
УО |
68 |
|
|
Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». |
Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов. |
Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе. Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. |
СР |
|
|
|
Русская поэзия Серебряного века. 7 часов |
|||
69 |
|
|
Русская поэзия Серебряного века.
|
Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века.
|
Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения |
СР |
70-71 |
|
|
Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока. |
Слово об А.А.Блоке, Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить…». Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока.Понятие о символах. |
Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения. |
Наизусть |
72-73 |
|
|
Тема Родины в лирике С.А.Есенина. |
Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» |
Знать сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина . Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения |
Наизусть |
74 |
|
|
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина. |
Знать и понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность. |
Наизусть |
75 |
|
|
Слово о поэте. В.Маяковский. |
Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». |
Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям. |
ФО |
76-77 |
|
|
Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество Подготовка к домашнему сочинению по произведениям поэтов Серебряного века |
В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций |
Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям |
Наизусть |
78 |
|
|
Слово о М.А.Булгакове. 2 часа |
|||
|
|
|
М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество |
Слово о БулгаковеИстория создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести |
Знать сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова, теоретическое определение социально – философской сатиры. |
|
79-80 |
|
|
Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть |
Знать нравственную проблематику и сатирический пафос пьесы, роль речевых характеристик героев. |
ПДЗ |
81 |
|
|
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой
|
Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». |
Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений. |
УО |
82 |
|
|
Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Стихи к Блоку |
Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта |
Знать и понимать своеобразие лирической героини |
Наизусть |
83 |
|
|
Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта «Молитва»,»Сразу стало тихо в доме» |
Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях |
Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, основные мотивы ее лирики |
УО |
84 |
|
|
Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэзии А.А.Ахматовой.»Я спросила у кукушки»,»Сказал что у меня соперниц нет»,»И упало каменное слово», «Клятва»
|
Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве А.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой. |
Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений.
|
Наизусть |
85-86 |
|
|
Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике» Я не ищу гармонии в природе» Н.А.Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание».»Можжевеловый куст», «Где-то в поле возле Магадана» |
Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики. |
Знать сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения. |
ПДЗ |
87 |
|
|
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. |
Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера |
Знать и понимать смысл названия рассказа, идейно – художественный смысл произведения, позицию автора, его нравственные идеалы |
ФО |
88 |
|
|
Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». |
Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности. |
Уметь выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею, характеризовать героя и его поступки |
ФО |
89 |
|
|
Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.»Красавица моя ,вся стать»,»Перемена»,»Весна в лесу»,»Быть знаменитым некрасиво» |
Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» |
Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения |
Наизусть |
90 |
|
|
Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. |
Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем». |
Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского Понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность. |
Наизусть |
91 |
|
|
Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. |
Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…». Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» |
Уметь анализировать стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте |
СР |
92 |
|
|
Внеклассное чтение «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск». |
«Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев. |
Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический и патриотический пафос. Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении. |
ФО |
93 |
|
|
Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». |
Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе |
Знать и понимать смысл названия рассказа, его гуманистический пафос |
УО |
94 |
|
|
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». ) |
Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа. |
Знать и понимать идейный смысл рассказа, определение рассказа - притчи |
СР |
95 |
|
|
Внеклассное чтение. Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор». |
Нравственный выбор героев. |
Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический пафос. Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении. |
ФО |
96 |
|
|
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков ФИ Тютчев «я встретил вас-и все былое»АК Толстой «Средь шумного бала случайно»А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу»К.М.Симонов «Вьется в тесной печурке огонь»Мл.Матусовский «Пдмосковные вечера»В.С. Высоцкий «Песня о друге»К.Я Ваншенкин «Я люблю тебя жизнь» |
Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса |
Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте |
Наизусть |
97 |
|
|
Чувства и разум в любовной ли рике Катулла «Нет ,ни одна среди женщин такой похвалиться не может» |
Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Искренность, лирическая сила, простота поэзии Катулла. |
Знать исторические реалии времени Катулла и Горация, своеобразие античной лирики, философский характер лирики |
ФО |
98 |
|
|
«Божественная комедия» Данте Алигьери. |
Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении. Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. Моральное восхождение героя к высотам духа. |
Знать исторические реалии времени Данте, Множественность смыслов «Божественной комедии»
|
ПДЗ |
99 |
|
|
Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии. |
Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Уметь выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды трагедии |
СР |
100 |
|
|
Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст» |
Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете. |
Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение. Уметь прослеживать развитие драматического конфликта, характеризировать героев и их поступки |
УО |
101 |
|
|
Выявление уровня литературного развития учащихся. Контрольная работа№ Итоговое тестирование |
Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. |
Знать содержание и героев прочитанных произведений |
Тест |
102 |
|
|
Подведение итогов года. Литература для чтения летом. |
Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения. |
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного текста. |
ДР |