Литература 11 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературе для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

 

  1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (в ред. от 07.06.2017).

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня. Данная программа выполняет две основные  функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

 

  • - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви

 

  • и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 

  • - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

 

  • - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

 

  • - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

 

  • - обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

 

  • - формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально обусловленное своеобразие художественных решений;

 

  • - совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

 

 

                                                                                      Общая характеристика учебного предмета

 

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям.

 

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и

 

лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности.

 

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

 

Межпредметные связи, преемственность: программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Литература тесно связана с другими учебными предметами: история, обществознание, МХК

Содержание разделов и тем учебного курса Введение. История XX века и судьбы искусства (1ч.)

 

История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, «возвращенная литература» и литература русского зарубежья. Пути их объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литератур других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

 

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

 

 

I Русская литература рубежа XIX – XX веков (14ч.)

 

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звѐзды! «Последний шмель», «Одиночество», «Песня». Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

 

«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

 

«Темные аллеи » (рассказы из сборника по выбору учителя и учащихся). Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Эстетическое совершенство рассказов Бунина.

 

«Чистый понедельник». Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их

роль в рассказе. Неожиданный финал.

Теория. Психологизм.

 

Р.р. Сочинение по произведениям И.А Бунина

 

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое

изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в

повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста. Поэтическое изображение природы в повести «Олеся»

Теория. Критический реализм.

 

 

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

 

Теория. Литературное направление. Литературные направления начала века.

 

Реализм. Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков.

 

Теория. Традиции и новаторство.

 

М. Горький.«На дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая

правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и

реалистической картины жизни в философской концепции Горького.

Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека.

 

Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в Человека (Сатин).

Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

Новаторство Горького-драматурга.

 

Р.р. Сочинение-рассуждение по пьесе М.Горького «На дне».

 

 

II  Зарубежная литература первой половины XX века (3ч.)

 

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве писателей. Реализм и модернизм.

 

 

Б. Шоу.«Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

 

Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.

Теория. Модернизм.

 

 

 

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

 

Теория. Литературное направление. Литературные направления начала века.

 

  • Поэзия конца XIX – начала XX века (37ч.)Обзор русской поэзии

 

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала века. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма, декаданса. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.

 

Символизм. Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма.

 

В. Я. Брюсов. «Юному поэту», «Конь блед», «Творчество», «Грядущие гунны» и др. Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Брюсов - переводчик.

 

К. Д. Бальмонт.«Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришѐл, чтоб видеть солнце...». Основные темы и мотивы лирики Бальмонта.

 

А. Белый.«Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 

Акмеизм. Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева

 

«Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты - акмеисты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.

Н. С. Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуризма. И. Северянин (эгофутурист), В. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы), Б. Л. Пастернак («Центрифуга»). Конец футуризма.

 

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог», «Я гений Игорь Северянин...», «Двусмысленная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха.

Оригинальность словотворчества.

 

В. В. Хлебников.«Заклятие смехом», «Бобоэбипелись губы...», «Еще раз...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

 

Н. А. Клюев.«Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы. Выражение национального самосознания.

 

Р.р. Сочинение по творчеству поэтов конца 19-начала 20 века

 

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Неоромантизм

«младосимволистов». Влияние философии В. С. Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире».

 

«Двенадцать» как попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика. Теория. Символ в поэтике символизма.

 

Р.р. Сочинение по творчеству А.А.Блока.

 

 

. В. В. Маяковский.«А вы могли бы...», «Нате!», «Вам!», «Послушайте!..», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка», «Юбилейное»,

 

«Прозаседавшиеся», «Владимир Маяковский», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Раннее творчество.

«Окна РОСТа».

«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска.

Драматургия поэта: «Клоп», «Баня». Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии.

Новаторство поэта. Роль «агитатора, горлана, главаря» в судьбах советской литературы. Автор о событиях своей эпохи (лирика, поэмы).

Теория. Тоническое стихосложение.

 

 

С. А. Есенин. «Гой, ты Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.

 

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Лирика Есенина в музыке советских композиторов.

Теория. Имажинизм.

 

Р.р. Сочинение по творчеству С.А.Есенина.

.

 

М. И. Цветаева.«Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

 

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

 

А. А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» и другие стихотворения. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорная интонация и музыкальность стиха. Новаторство формы.

 

«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

 

Р.р. Сочинение по творчеству М.И.Цветаевой и А.А.Ахматовой.

 

 

IV Обзор русской литературы первой половины 20 века (20 часов)

 

Б. Л. Пастернак.«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»,

 

«Гамлет», «Зимняя ночь», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое», восторг перед миром природы. Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

 

«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение в нем эпического и лирического начал. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа

 

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя.

 

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философскими и библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Понтий Пилат, его роль в романе и тема совести. Мастер и его Маргарита. Масштаб изображения главных героев романа. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гѐте, Гофман, Гоголь). Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

 

Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе XX в.

 

Р.р. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

 

А. П. Платонов.«Котлован», «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок» (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

 

 

 

 

М. А. Шолохов.«Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства.

 

 

Р.р.Сочинение по творчеству М.А.Шолохова.

  1. Русская литература второй половины 20 века(19 часов)

 А. Т. Твардовский.«Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

 

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. А. Т. Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в «Колымских рассказах» В.Т.Шаламова.

 

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы).  Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

 

В.М. Шукшин «Верую» , «Алёша Бесконвойный» Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В.Шукшина.

 

В.Быкова «Сотников». Теория. Жанровое богатство откликов на тему войны в литературе.

 

В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой» (по выбору учителя и учащихся). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матерой».

 

Н. Рубцов. Своеобразие художественного мира.

Литература народов России.  Р. Гамзатов

 

Календарно-тематическое планирование

11 класс   литература

 

                  п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

 

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

 

 

            1

Литература ХХ века.

Введение.  (1 час)

 

Русская литература ХХ в.
в контексте мировой культуры

 

   

 

Урок изучения нового материала

Проблемная лекция

Основные темы и проблемы. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем бытия».

Знать основные темы и проблемы русской литературы ХХ в.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Тезисный план или конспект лекции учителя

 

             2

Литературный процесс рубежа веков – конца XIX–начала XX. (14часов)

 

Литературный процесс начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп

комбинированный

Лекция с элементами беседы

Новаторство литературы начала ХХ в.

Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и культурой

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Запись лекции учителя

 

            3

 

И. А. Бунин. Лирика Бунина

Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звѐзды! «Последний шмель», «Одиночество», «Песня»

Урок изучения нового материала

Лекция, практикум

Основные мотивы. Точность воспроизведения психологии человека и природы.

Знать биографию писателя, основные мотивы лирики.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их

роль в художественном тексте

Уметь применять для решения учебных задач ин-формационные и телекоммуникационные технологии

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве И. Бунина; ответы учащихся на проблемные вопросы

 

               4

 

И. А. Бунин.

Изображение мирового зла в рассказе «Господин
из Сан-Франциско».

 

комбинированный

Работа в парах

Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры

Ответы учащихся на проблемные вопросы,

Тестовый контроль

 

           5

 

И. А. Бунин.  Романтическое и трагическое начало в рассказе «Чистый понедельник».

комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Проблематика рассказа Сборник рассказов «Темные аллеи»-книга о любви. Необыкновенный лиризм рассказов, свежесть и молодая сила чувств. Психологизм. Динамичность сюжета.

Уметь определять стилистическую окрашенность повествования

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Ответы учащихся на проблемные вопросы

 

             6

 

Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи». Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина в рассказах «Легкое дыхание», «Солнечный удар».

комбинированный

беседа

Проблематика рассказа Сборник рассказов «Темные аллеи»-книга о любви. Необыкновенный лиризм рассказов, свежесть и молодая сила чувств. Психологизм.

Система образов

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.  Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Проверочная работа

 

          7

Развитие речи.

Р./р. Сочинение по творчеству И. А. Бунина.

 

сочинение

 

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрыть выбранную тему и грамотно изложить материал

Уметь самостоятельно редактировать текст

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы.

 

            8

 

А. И. Куприн. Богатство типажей в рассказах А.И. Куприна.

 

Урок изучения нового материала

Групповая работа

Основные проблемы в творчестве писателя; художественные особенности его произведений.

Знать биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве А. Куприна

 

          9

 

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл споров
о сильной и бескорыстной любви.

 

комбинированный

практикум

Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Роль образа генерала Аносова в художественной структуре повести.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Уметь сопоставлять эпизод эпического произведения с экранизацией или иллюстрацией к нему

Устное словесное рисование; краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы

 

         10

 

Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна.

комбинированный

практикум

 

Знать сюжет, особенности композиции и систему образов;

Уметь анализировать образ героя литературного произведения

Устный опрос

 

           11

 

М. Горький. Личность. Творчество. Судьба.

Рассказ «Старуха Изергиль».

Обобщение и систематизация знаний

Лекция визуализация

Философия жизни в рассказах Горького и ее художественное воплощение.

Знать биографию писателя.

Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве М. Горького; краткий пересказ; представление проекта

 

            12

 

Пьеса «На дне» как социально-философская драма

 

Урок изучения нового материала

Проблемная лекция

Сценическая история и роль в театральной и общественной жизни. Своеобразие жанра: пьеса-дискуссия. Развитие понятия о драматургии и художественном конфликте в драме.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь оценивать игру актера в отдельной сцене

Уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

Заполнение  таблицы, выразительное  чтение по ролям

 

             13

 

Философский спор о правде и человеке.

 

Урок изучения нового материала

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Проблема гуманизма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта, правда лжи, правда веры в человека.

Уметь проследить развитие конфликта в драме

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Владеть навыками работы с различными источниками информации

Ответы на проблемные вопросы. Характеристика героев

 

             14

 

Система образов в пьесе «На дне».

 

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Взаимосвязь характеров  и обстоятельств в реалистической драме. «Дно» как образ-символ, модель мира. Идейно-композиционная роль образа Луки. Эволюция темы «бывших людей» в творчестве М. Горького.

Уметь анализировать систему образов произведения; вести диалог

Уметь написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения

Самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

Цитатная характеристика героев пьесы; ответы на проблемные вопросы.

 

           15

 

Р./р. Сочинение по творчеству М. Горького.

 

Развитие речи

Самостоятельная работа

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно рас-крыть ее и грамотно изложить материал

Уметь самостоятельно редактировать текст

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему

Текст сочинения.

 

         16

Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века

3 часа

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы ХХ в.

 

Урок изучения нового материала

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Основные направления зарубежной литературы ХХ века.

Знать основные темы и проблемы зарубежной литературы первой половины ХХ в.

Уметь соотносить творчество зарубежных писателей начала ХХ в. с твор-чеством российских

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и передачи информации

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы.

 

              17

 

Б. Шоу. Жизнь и творчество.

 

Урок внеклассного чтения

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Своеобразие конфликта в пьесе «Пигмалион». Чеховские традиции в творчестве Б. Шоу.

Знать биографию писателя, историю создания произведения, его проблематику.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь анализировать драматическое произведение, выделяя его художественные особенности

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Б. Шоу; анализ пьесы; ответы на проблемные вопросы.

 

             18

 

 

Г. Аполлинер. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Мост Мирабо».

Беседа,

 

Литературные рода, жанры литературы

Знать биографию поэта.

Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях
Г. Аполлинера

Уметь определять художественные особенности лирического произведения

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Г. Аполлинера; ответы на проблемные вопросы.

 

              19

Обзор русской поэзии конца XIX–начала ХХ вв. ( 37 часов)

 

 

Серебряный век русской поэзии. Модернизм как одно из направлений  в искусстве начала 20 века.

Урок изучения нового материала

Проблемная лекция

Основные литературные течения поэзии русского модернизма.

Знать литературные течения русской поэзии конца XIX–начала ХХ вв.

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы.

 

            20

 

Истоки символизма и эстетические взгляды символистов.

В. Брюсов как теоретик символизма. «Юному поэту», «Грядущие гунны», «Творчество»

 

 

 

 

Урок изучения нового материала

Практикум

Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. 

Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне. Знать основные положения символизма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Индивидуальные сообщения о творчестве символистов, Выразительное чтение, определение особенностей стиля.

 

             21

 

Основные темы и мотивы лирики К Бальмонта.

«Я мечтою ловил уходящие тени», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Основные темы и проблемы творчества поэта. Особенности поэтических образов.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве К. Бальмонта; анализ стихотворений, чтение наизусть.

 

            22

 

 

Тема Родины в лирике  А. Белого.

Р/Р Анализ стихотворений «Русь», «Родине», «Раздумье»

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Основные темы и проблемы творчества поэта. Особенности поэтических образов.

Знать основные темы творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве А. Белого; ответы на проблемные вопросы.

 

             23

 

 

Трагическая судьба и жизнеутверждающий пафос  поэзии А.С. Гумилёва  «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны»

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию ХХ века

Знать основные темы  творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне.  Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Н.Гумилева; чтение наизусть; анализ стихотворений;

 

             24

 

Футуризм. Поэтические эксперименты В. Хлебникова

«Заклятие смехом», «Бобоэбипелись губы», «Ещё раз» и «эгофутуризм» И. Северянина «Эпилог», «Интродукция», «Я гений Игорь Серерянин»

Урок изучения нового материала

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Свободный стих, «сдвинутая конструкция» стиха; заумь.

Знать основные положения футуризма как литературного направления.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

.Конспект леции.

 

             25

 

Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX вв. творчестве поэтов начала ХХ в. Жизнь и творчество Н. А. Клюева. «Осинушка», « люблю цыганские кочевья»

 

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова

 

Новокрестьянская поэзия. Интерес к художественному богатству славянского фольклора, наследию древней русской книжности. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Провидческая функция поэзии

Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале ХХ в.

Уметь выступать с устным сообщением, Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Н. Клюева; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

 

            26

 

Р./р. Сочинение по творчеству поэтов конца XIX–начала ХХ вв.

 

Развитие речи

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой

Уметь писать и грамотно оформлять сочинения различных жанров

Уметь создавать письменный текст на заданную тему;

самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа

Текст сочинения.

 

              27

 

А. А. Блок. Личность и судьба поэта. Романтический мир раннего Блока. »Незнакомка», «В ресторане»

 

Обобщение и систематизация знаний

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Метафизичность как особенность поэтики А. Блока. Цветопись. Звукопись. Трилогия вочеловечения как «роман в стихах». Символика света и тьмы, зимы и ночи, звезд и солнца. Поэтизация гибели и катастрофы..

Знать характеристику центральных циклов и программных стихотворений

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве А. Блока; анализ стихотворений; чтение наизусть;. Представление проекта, конспект

 

28

 

Тема страшного мира в лирике А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге»

 

Сообщение «Излюбленные символы Блока»

 

Уметь выделять  изобразительные средства  и определять их роль в художественном тексте. Уметь передавать динамику чувств героя и автора  в выразительном чтении.

 

 

             28

 

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Стремление к идеальному, мистическое ожидание Прекрасной Дамы.

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

Анализ стихотворений; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы

 

             30

 

Тема Родины в творчестве А.Блока «Россия», «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом»), «Скифы»

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Новаторство в отражении темы Родины

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

Анализ стихотворений; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы

 

         3132

 

Поэма «Двенадцать». Тема революции и её воплощение в поэме.

Художественные особенности в поэме А. Блока.

Урок изучения нового материала

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Сюжет, герои, символика. Трактовка финала.

Своеобразие жанра поэмы А. Блока:синтез литературы, нелитературных жанров, фольклора. Любовный конфликт как символ воплощения конфликта социального. Контраст как основной принцип композиции поэмы. Образ метели. Христианская символика. Ритм.

Знать сюжет поэмы и ее героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Владеть навыками работы с различными источниками информации

Анализ поэмы; ответы на проблемные вопросы.

 

         33

 

Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Блока.

 

Развитие речи

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой

Уметь писать сочинения различных жанров; грамотно излагать и оформлять их

Уметь создавать письменный текст на заданную тему

Текст сочинения.

 

         34-35

 

В. В. Маяковский. Жизненный и творческий путь.»Лиличка», «Юбилейная», «Владимир Маяковский», «Письмо Татьяне Яковлевой»

 

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство В. Маяковского.

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь ориентироваться в информационных потоках, Уметь выделять в них главное

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве В, Маяковского; анализ стихотворений; представление проекта

 

           36

 

Тема противостояния героя и толпы в ранней лирике В. Маяковского «А вы могли бы..» «Нате», «Вам», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно».

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Своеобразие лирического героя. Сатира, гротеск. Сатирический пафос. Окна РОСТА. Новаторство лирико-поэтических поэм.

Знать сатиристические произведения в творчестве Маяковского.

Уметь находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создает сатирический эффект

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет

Выразительное чтение, анализ.

 

        37/-38

 

Своеобразие сатиры В. Маяковского «Клоп», «Баня», «Прозаседавшиеся»

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Особенности сатирической лирики Маяковского. Мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви. Акцентный стих, особенности рифмовки, изобразительно-выразительные средства языка.

Знать особенности сатирической лирики поэта.

Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви, Уметь передавать информацию адекватно постав- ленной цели (сжато, полно, выборочно)

Анализ стихотворений; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

 

39

 

Черты избранничества  лирического героя В. Маяковского в поэме  «Облако в штанах»

 

Тест на знание содержания творчества Маяковского

 

Знать особенности строфики и графики; знать в чём состоит новаторский характер  поэзии В Маяковского.

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте.

 

 

         40/41

 

Жизненный и творческий путь С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Шаганэ, ты моя Шаганэ»

Обобщение и систематизация знаний

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Своеобразие художественных приемов и их связь с фольклором. Сюжет, образы древнерусской культуры. Символика цвета. Своеобразие темы взаимоотношений человека и природы в лирике С. Есенина. Очеловечивание природы.

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина, Уметь находить необходимую информацию в различных источниках

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве С. Есенина;

представление проекта.

 

       42-43

 

 Природа и  человек  в лирике С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Не жалею, не зову, не плачу»

  Комбинированный

 

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Стремление к гармонии-основа пафоса поздней лирики С. Есенина.

Вечные ценности как основа эстетических принципов поэта

Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о природе на основе личностного восприятия

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 Анализ стихотворений; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

 

 

 

        44

 

РР5 Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни.

 

Развитие речи

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

Текст сочинения.

 

        45

 

Россия, Русь как главная тема всего творчества С.Есенина.  «Сорокоуст» «Гой, ты Русь, моя родная»,»Спит ковыль», «Русь Советская»

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Цветопись в поэзии Есенина

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Проверочная работа (тест)

 

        46

 

Судьба человека и Родины в поэме «Анна Снегина»

Комбинированный

Практикум

Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия.

Уметь определять смену чувств в стихах о любви на основе личностного восприятия.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Теория литературы. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия).

Выполнение задания с развернутым ответом

 

47

 

Сочинение по творчеству С Есенина.

р/речи

сочинение

 

Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой, писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрывать выбранную тему и грамотно излагать.

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему.

 

 

       48-49

 

М. И. Цветаева. Трагедийная тональность творчества М. Цветаевой, самобытность поэтического слова «Моим стихам , написанным так рано», «К Блоку», «Кто создан из камня», «Тоска по Родине», «Москва» , «Мне нравится, что вы больны не мной»

 

Тема Родины в лирике М.Цветаевой.

 

 

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Своеобразие поэтического стиля. Тема творчества, назначения поэта в лирике М. Цветаевой. Темы России. Фольклорные истоки в творчестве поэтессы. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью эпохи.

Знать основные мотивы лирики
М. И. Цветаевой

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве М. Цветаевой; анализ стихотворений; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

 

          50

 

О. Э. Мандельштам.  Яркость поэтической палитры в стихотворениях « Notrе Dаmе»,

«Бессоница», «Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город»

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Владеть навыками работы с различными источниками информации

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве О. Мандельштама; анализ стихотворений; ответы на проблемные вопросы.

 

           51

 

Патриотизм и гражданственность  поэзии А. Ахматовой  «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью»

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Основные темы лирики. Особенности поэтических образов. Связь поэтических образов с русской культурой.  Психологическая насыщенность стиха. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее  чувство в поэзии А. Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества.

Знать основные вехи жизненного
и творческого пути А. А. Ахматовой; особенности ее стиха (музыкальность интонации)

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа и

систематизировать ее

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве А. Ахматовой;выразительное чтение.

 

         52

 

Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был, он звал утешно», «Родная земля»

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Основные темы лирики. Особенности поэтических образов. Связь поэтических образов с русской культурой.  Психологическая насыщенность стиха. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее  чувство в поэзии А. Ахматовой. Тема Родины и гражданского мужества.

Знать основные вехи жизненного
и творческого пути А. А. Ахматовой; особенности ее стиха (музыкальность интонации)

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа и

систематизироват

 

 

        53-54

 

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием».

Образ матери  и трагедия народа в поэме.

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция

Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения

и эпилога. Размышления о времени, о мире и о человеке.

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Знать художественные особенности поэмы

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Анализ поэмы; ответы на проблемные вопросы.

 

         55

 

Р./р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

 

Развитие речи

Лекция с элементами беседы

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

Текст сочинения.

 

    56-57

Обзор русской  литературы первой половины ХХ века (21 час)

 

Тема творчества в лирике Б Пастернака.. «Про эти стихи», «Февраль, достать чернил и плакать», «Во всём мне хочется дойти до самой сути», «Зимняя ночь», «Любить иных-тяжёлый крест»

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Анализ стиотворения

«Февраль, достать чернил и плакать»

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы.

Знать основные этапы жизни и твор-чества Б. Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики

Знать основные мотивы лирики
Б. Л. Пастернака.

Уметь анализировать лирическое про-изведение

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Б. Пастернака;выполнение заданий с развёрнутым ответом.

 

       58

 

Б. Л. Пастернак. Человек, история и природа в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго".

Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Тема интеллигенции и революции. История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие. Особенности композиции романа, системы образов: Юрий Живаго, Лара. Тема творческой личности и ее судьбы. Тема любви как организующего начало жизни человека. Символика романа. Сквозные мотивы и образы.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Характеристика героя

 

        59

 

Христианские мотивы в романе "Доктор Живаго".

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Выполнение заданий в группах

 

           60

 

Тема дома, любви, семьи в романе, истинных и мнимых нравственных ценностей в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Обобщение и систематизация знаний

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно)

В чем сходство и различие в развитии темы семьи? (Толстой, Пастернак)

 

            61

 

..

М. А.Булгаков. Своеобразие и богатство личности писателя. Судьба его произведений.

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Разнообразие типов романа в русской прозе XX века.

Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

Уметь выступать
с устным сообщением на заданную тему

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Представление проекта,конспект

 

          62

 

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Композиция романа и его проблематика. Основные планы романа-исторический, реальный, фантастический и три пространственные зоны-Ершалаим, своевременная автором Москва и потусторонний мир

Знать особенности композиции и проблематики романа

Знать жанровое своеобразие романа

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Ответы на проблемные вопросы.

 

        63-64

 

Поиск истины и проблема нравственного выбора в романе.

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова. Проблема истины, сущности человека, смысла жизни их решения в ершалаимских и московских главах. Добро и зло в романе. Иисус Христос и Иешуа Га-Ноцри. 

Уметь делать обобщение на основе сравнительной
характеристики героев

Уметь сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели

Анализ текста; ответы на проблемные вопросы.

 

           65

 

Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита».

 

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Образы Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей духовной ценности.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Уметь определять особенности средств создания образов-персонажей

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа

Ответы на проблемные вопросы.

 

          66

 

«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита».

 

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.

Уметь составлять характеристику группы персонажей

Знать роль фантастики в романе

Уметь находить8информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее

План сочинения; ответы на проблемные вопросы.

 

      67

 

Р./р. Любовь и творчество в романе. Художественный пересказ эпизодов.

Развитие речи

Самостоятельная  работа

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

Текст сочинения.

 

             68

 

 

 

 

 

 

 

 

        69

 

А.П.Платонов. Характерные черты времени в повести "Котлован".

 

 

 

 

 

А Платонов Пространство и время в повести Котлован»

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с новым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление с новым материалом

Лекция с элементами беседы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Проблема поиска смысла жизни. Образы правдоискателей и усомнившихся. Высокий пафос и острая сатира

 

 

 

 

 

Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев)

Уметь передавать содер-жание инфор-мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве А. Платонова;выполнение заданий с развёрнутым ответом.

 

         70

 

 М. А. Шолохов. Жизнь
и творчество. «Донские рассказы».

 

 

 

 

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Концепция Гражданской войны.  Авторская позиция.

Знать биографию писателя.

Уметь выступать
с устным сообщением

Уметь обосновать свое отношение к писателю и его произведениям

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве М. Шолохова; ответы на проблемные вопросы.

 

        71

 

 Замысел и история создания романа «Тихий Дон».

 

Ознакомление с новым материалом

Анализ текста

Жанровое своеобразие композиции романа. Система образов, основные темы произведения. 

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом)

Уметь находить информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее

Ответы на проблемные вопросы; индивидуальные сообщения.

 

       72-73

 

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

 

Комбинированный

Коллективная работа

Тема дома, семьи.

Знать главных героев, основные сюжетные линии

Уметь составлять характеристику группы персонажей

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

Анализ текста; ответы а проблемные вопросы.

 

      74

 

 «Чудовищная нелепица войны» в изображении
М. А. Шолохова. Изображение

 

Ознакомление с новым материалом

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Первой мировой войны. Индивидуальные судьбы героев.

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам
СМИ

Текст плана; ответы на проблемные вопросы.

 

        75

 

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова.

 

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Путь исканий Григория Мелихова. Судьба Аксиньи. Трагедия любви и долга. Противопоставление естественной жизни природы и неестественности происходящего в мире людей. Нравственная позиция автора.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Ответы на проблемные вопросы.

 

       76

.

 

РР13 Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Аксинья и Наталья.

Развитие речи

Лекция с элементами беседы

Написание сочинения на заданную учителем тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять
письменный текст на заданную тему

Текст сочинения.

 

       77-78

Литература второй половины ХХ века (21 час)

 Э. Хемингуэй. Жизнь
и творчество писателя. Повесть «Старик и море».

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Своеобразие стиля. Проблематика произведения. Художественные образы.

Знать основные вехи жизни и творчества писателя

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь находить и систематизировать информацию в различных источниках

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Э. Хемингуэя; ответы на проблемные вопросы.

 

         79-80

Общественно-культурная обстановка и основные тенденции развития русской литературы второй половины ХХ века.

(21 час)

Обзор русской литературы второй половины ХХ в.

 

Комбинированный

Проблемная лекция, самостоятельная работа

Новое понимание русской истории. Постановка острых

нравственных и социальных проблем. Поиск нравственного идеала.

Знать основные сюжетные линии, главных героев, смысл названия.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь сопоставлять трактовку темы разными авторами, вести диалог

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы.

 

       81-82

 

А. Т. Твардовский. Философская лирика.

Творчество и судьба. Осмысление темы войны

Ознакомление с новым материалом

Исследование

Тема памяти в лирике поэта. Особенности поэтического стиля: жанровое своеобразие поэзии, интонационно-ритмический рисунок, метафорические и метонимические образы, образ лирического героя, конкректно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. Просветительские традиции в поэзии А. Твардовского.

Знать основные мотивы лирики
А. Т. Твардовского.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (полно, сжато, выборочно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве А. Твардовского; выразительное чтение, анализ.

 

         83-84

 

 В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. Автобиографический характер прозы. «Ко­лымские рассказы».

 

Ознакомление с новым материалом

Лекция с элементами беседы

История создания книги «Колымские рассказы». Жанровое своеобразие. Повествование и риторика. Образы-символы. «Лагерная тема» в творчестве В. Шаламова. Своеобразие художественного метода. Традиции и новаторство.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

Уметь осознанно воспринимать информацию, получаемую по каналам СМИ; находить инфор-

мацию по за данной теме в источниках различного типа и передавать ее со-ответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Работа в группах.

 

          85

 

А. Солженицын. Судьба и творчество писателя.

Ознакомление с новым материалом

Лекция с элементами беседы

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Сюжетно-композиционные особенности повести. Обобщение как способ типизации в повести. Литературные традиции в изображении человека из народа. Роль детали. Верность себе в унизительных, калечащих условиях  как способ сохранения личности.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Представление проекта.

 

      86

 

А. Солженицын.

 «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы чело­века в тоталитарном госу­дарстве.

Ознакомление с новым материалом

Лекция с элементами беседы

Внутрен­ний монолог, «лагерная» тема, тоталитарное государство

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Характеристика героев

 

 

 

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести  А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». «Архипелаг ГУЛАГ»

Комбинированный

Исследование

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Признаки времени (выписать)

 

         87

 

Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни.

Закрепление изученного

Самостоятельная работа

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Выполнение задания с развернутым ответом, теста

 

          88

 

В. М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

 

Комбинированный

Исследование

Своеобразие сюжета. Функции диалога. Своеобразие литературного характера: многообразие типологии характеров и жизненного материала. Стилистические особенности. Тема «маленького человека» в рассказах В. Шукшина.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве В. Шукшина; ответы на проблемные вопросы.

 

          89

 

В. В. Быков. Повесть «Сотников».

 

Комбинированный

Исследование

Нравственная проблематика произведения. Сочетания эпического и лирического начал повести. Сюжетно-композиционные особенности. Система персонажей в повести. Проблема нравственного выбора. Мотив предательства. Образ дороги.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве В. Быкова; ответы на проблемные вопросы; сравнительный анализ текста повести с фрагментами из кинофильма.

 

         90-91

 

 В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

 

Комбинированный

Исследование

Тема памяти и преемственности поколений. Сюжетно-композиционные особенности повести. Своеобразие художественного конфликта. Значение детали. Функции пейзажа. Дарья и Андрей как герои-оппоненты. Процесс урбанизации в обществе.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве В. Распутина; ответы на проблемные вопросы.; текст очерка.

 

       92

 

Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.

 

Комбинированный

Исследование

Стилевые доминанты лирики Н. М. Рубцова: интонационно-синтаксический и лексико-стилистический уровни, образ лирического героя. Мотив тишины, религиозные мотивы, тема Родины в лирике Н. Рубцова.

Знать особенности стиля поэта

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Н. Рубцова; анализ стихотворений; вопросы.

 

           93

 

 Р. Гамзатов. Жизнь и творчество. Лирика.

 

Комбинированный

Исследование

Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

Знать основные мотивы лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Р. Газматова; ответы на проблемные вопросы.

.

          94/95

 

 

Поэты-шестидесятники. Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др. Иосиф Александрович Бродский.

 

 

Своеобразие поэтического мышления поэта. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциация». (В.А. Зайцев)

Знать особенности лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве И. Бродского; чтение наизусть; ответы на проблемные вопросы.

 

           96

 

 Б. Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии.

 

Комбинированный

Исследование

Стилевые доминанты лирики Окуджавы. Сопряжение реального и фантастического, земного и романтического как характерные приметы стиля поэта. Мотив войны, образы Москвы, Арбата. Размышления о судьбе России.

Знать основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика

Уметь анализировать стилистические особенности «бардовской» лирики, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

Ответы на проблемные вопросы.

 

         97

 

 А. В. Вампилов. Жизнь и творчество. Лирика.

 

Комбинированный

Исследование

Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота».  Своеобразие системы персонажей. Развитие понятий о драматургии и художественном конфликте в драме. Особенности воплощения драматургического конфликта. Отрытый финал пьесы. Рефлектирующий герой. Тема «обмена».

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении, Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве А. Вампилова;анализ пьесы; ответы на проблемные вопросы.

 

    98-99

Литературный процесс рубежа веков: конец ХХ-начало XXI века (2 часа)

 Обзор литературы последнего десятилетия.

Комбинированный

Исследование

Основные тенденции. Постмодернизм.

 

Знать основные направления развития современной литературы

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

Составление учащимися синхронно-культурной таблицы.

 

100

 

Р./р. Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

 

 

Написание сочинения на заданную учителем тему.

 

Текст сочинения.

 

101/102

 

Обобщающий урок по литературе ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество , В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

 

А. Вампилов «Старший сын»

 

VII Литература на современном этапе (2 часа)

 

Итоги. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература XX века как форма отражения сложности окружающего нас мира.