Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.).
Индивидуального учебного плана в Отделении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 уч. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации - 1 год 3 часа в неделю – 102 часа в год.
Цели и задачи предмета
Изучение письма и развития речи во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- формирование навыков построения связных устных и письменных высказываний;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи обучения русскому языку:
- научить правильно и осмысленно читать доступный для понимания текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать нравственные качества.
Основные направления коррекционной работы:
- - развитие осмысленного отношения к основным элементам языка;
- - совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
- - формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал;
- - развитие познавательной деятельности.
Роль учебного предмета
Письмо как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения. Все знания обучающихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития.
Общая характеристика курса
Во 2 классе изучаются элементарные сведения по грамматике. Их усвоение важно для выработки у школьников осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике способствует приобретению практических навыков устной и письменной речи, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков. Обучение грамматике направлено на умственное и речевое развитие детей.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Обучение грамматике сочетается с речевой практикой обучающихся.
Умения анализировать обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения способствуют коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. По этой причине особое внимание уделяется звуко-буквенному анализу. Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких и др.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья к жизни, общению. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь. Во 2 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Также проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных обучающимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у школьников с ОВЗ зачастую связаны с недостаточным развитием мелкой моторики рук. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв, их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.).
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Примерный объем текстов контрольных работ во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Личностные результаты
- формирование мотивации к учению и познанию
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.
Метапредметные результаты
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность
- соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— различать сходные по начертанию буквы;
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие на слух, произношении, написании;
— делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя
— списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
— писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
— писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
— составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
— подбирать по вопросам названия предметов и действий;
— называть свой домашний адрес.
знать:
— прописные и строчные буквы;
— гласные и согласные буквы;
— звонкие и глухие согласные;
— твердые и мягкие согласные;
— знак ударения;
— правила переноса слов;
— правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
— правила оформления предложения.
Содержание программы: 2 класс
Повторение (9 часов.)Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение.
Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы (44 часа.) Звуки гласные и согласные, их различение.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Текст. Выделение предложений из текста.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикуляционно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительнымиь и ъ.
Слово (24 часа.)Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение (16ч.) Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
завершение начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь.Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание.Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Повторение пройденного за год (9 часов.)
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по письму и развитию речи 2 класс по адаптированной общеобразовательной программе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Учебный год 2018-2019
Класс 2
Количество часов по учебному плану 102 в неделю 3 ч.___
Диктантов 7
Контрольных списываний 4
Планирование составлено на основе: Адаптированной общеобразовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2010.
Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова: «Просвещение» 2012 г
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока
|
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
|||||
Повторение (9 ч) |
|||||||||||||
1 |
|
|
Гласные звуки и буквы. |
урок закрепления |
Буквы А, О, У, ы. Соотнесение буквы и звука. Работа с картинками |
Сравнивать буквы по начертанию. Выполнять каллиграфические задания: самостоятельно копировать образец слов, делить его на слова. Выполнять задания, ориентируясь на образец. Контролировать выполнение упражнения. Выполнять самопроверку и взаимопроверку.
|
текущий |
Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность - соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности, - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Личностные: - формирование мотивации к учению и познанию - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.
|
|||||
2 |
|
|
Буквы П,С, К, В, Р, Н. |
урок закрепления |
Знать согласные буквы: П, С, К, В, Р, Н. Уметь соотносить буквы и звуки |
Ориентироваться на страницах тетради, находить рабочую строку. Проводить анализ графических образцов для письма, выделять прямые, вертикальные, наклонные линии, овалы. Обводить образец. Сравнивать написанное с образцом. Контролировать выполнение упражнения. |
текущий |
||||||
3 |
|
|
Буквы З, М, Д, Т, Б, Г. |
урок закрепления |
Знать согласные буквы: З, М, Д, Т, Б, Г. Уметь соотносить буквы и звуки |
Выполнять каллиграфические задания: самостоятельно копировать образец слов, делить его на слова. Выполнять задания, ориентируясь на образец. Контролировать выполнение упражнения. |
текущий |
||||||
4 |
|
|
Буквы Л, , Ч, Ф ,Х, Ж. |
урок закрепления |
Знать согласные буквы Л, , Ч, Ф ,Х, Ж. Уметь соотносить буквы и звуки |
Различать звуки речи, сравнивать их со звуками природы и окружающего мира. Определять последовательность звуков в слове .Выделять гласные и согласные звуки, различать их. Выполнять задания, ориентируясь на образец. Контролировать выполнение упражнения. |
текущий |
||||||
5 |
|
|
Буквы Ц,Щ, Й |
урок закрепления |
Знать согласные буквы Ц,Щ, Й Уметь соотносить буквы и звуки |
Различать звуки речи, сравнивать их со звуками природы и окружающего мира. Передавать звуки птиц, насекомых и окру- жающих предметов звуками речи, Определять последовательность звуков в слове . Выполнять задания, ориентируясь на образец. |
текущий |
||||||
6 |
|
|
Алфавит. |
урок закрепления |
Алфавит. А.Шибаев «Беспокойные соседки» |
Определять последовательность слов в алфавитном порядке . Выполнять задания, ориентируясь на образец. Контролировать выполнение упражнения. Выполнять самопроверку и взаимопроверку. Уметь читать все буквы алфавита Уметь пересказывать по вопросам прочитанного Оценивать свою рабо- ту на основе образца. |
текущий |
||||||
7 |
|
|
Алфавит. |
урок закрепления |
|
текущий |
|||||||
8 |
|
|
Алфавит. |
урок закрепления |
|
текущий |
|||||||
9 |
|
|
Алфавит. |
урок закрепления |
|
текущий |
|||||||
Звуки и буквы. Наша речь. Слово. Слог. Предложение. Текст. (20 часов) |
|||||||||||||
10 |
|
|
Гласные и согласные звуки и буквы |
урок ознакомления |
гласные и согласные буквы и звуки, уметь их различать; |
Знать отличие гласных и согласных звуков, гласные буквы; Уметь выделять в словах гласные звуки; Навык звукобуквенного анализа.
|
текущий |
Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность - соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности, - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Личностные: - формирование мотивации к учению и познанию - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.
|
|||||
11 |
|
|
Слово. |
урок ознакомления |
Формировать представление учащихся о слове, умение определять количество слов в предложении. |
Знать понятие «слово»; Уметь определять количество слов в предложении; Навык ответов на вопросы. |
текущий |
||||||
12 |
|
|
Составление предложений с данным словом. |
урок закрепления |
Правило оформления предложения на письме. Составление предложений из слов. Работа с учебником |
Знать правило оформления предложений на письме; Уметь составлять предложение с данным словом, определять количество слов в предложении; Навык связной речи. |
текущий |
||||||
13 |
|
|
Письмо слов и предложений. |
урок закрепления |
Составление предложений из слов. |
|
текущий |
||||||
14 |
|
|
Составление предложений из двух – трех слов.
|
урок закрепления |
Составление предложений из слов. |
Знать правило оформления предложений на письме; Уметь составлять предложение с данным словом, определять количество слов в предложении; Навык связной речи. |
текущий |
||||||
15 |
|
|
Контрольное списывание № 1 Работа над ошибками. |
урок проверки знаний |
Списывание с печатного текста. |
Знать правило оформления предложений на п исьме; Уметь писать под диктовку простые по структуре предложения, написание которых не расходится с произношением, самостоятельно применять полученные ЗУН; Навык самостоятельной работы. |
Контрольное списывание |
||||||
16 |
|
|
Слог, как часть слова. |
урок ознакомления |
Дать понятие о слоге, как части слова. |
Знать роль гласных в образовании слогов; Уметь определять количество слогов по количеству гласных (первичное умение). |
текущий |
||||||
17 |
|
|
Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги. |
урок ознакомления |
Упражнять в определении количества слогов в слове по количеству гласных. |
Знать правило переноса слов; Уметь переносить часть слова при письме, делить слова для переноса; Навык деления слова на слоги. |
текущий |
||||||
18,19 |
|
|
Слог. Деление слов на слоги. |
урок ознакомления |
Формировать умение переносить часть слова при письме, разделять слова для переноса. |
уметь: делить слова на слоги; |
текущий |
||||||
20,21 |
|
|
Слог. Деление слов на слоги. |
урок закрепления |
Различать слово и слог. Понимать слог как части слова. Слитно произносить звуки в слоге. Выполнять задания, ориентируясь на образец. |
текущий |
|||||||
22 |
|
|
Предложение. Оформление предложения при письме. |
урок ознакомления |
Отличать предложение от слова. Правильно оформлять предложения на письме: писать прописную букву в начале, ставить знаки препинания (точку) в конце предложения, делать пробелы между словами. Списывать небольшой текст без ошибок. Контролировать |
текущий |
|||||||
23 |
|
|
Предложение и его схема. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
24 |
|
|
Составление схемы предложения. |
урок закрепления |
текущий |
||||||||
25 |
|
|
Текст. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
26 |
|
|
Контрольный диктант № 1 «Лиса» |
урок проверки знаний |
Выявить уровень сформированности ЗУН уч-ся по теме. |
Знать гласные и согласные звуки и буквы; Уметь писать под диктовку простые по структуре предложения, написание которых не расходится с произношением, самостоятельно применять полученные ЗУН; Навык самостоятельной работы. |
Контрольный диктант |
||||||
27 |
|
|
Работа над ошибками |
урок закрепления |
Повторить материал, который вызвал затруднения при выполнении к/р, учить замечать свои ошибки и исправлять их с помощью учителя. |
Знать правило оформления предложений на письме; Уметь замечать свои ошибки и исправлять их с помощью учителя;
|
текущий |
||||||
28,29 |
|
|
Обобщение темы «Звуки и буквы. Слово. Слог. Предложение. Текст» |
урок закрепления |
|
Знать изученные сведения по теме: «Повторение»; Уметь использовать полученные знания; Навык самостоятельной работы.
|
текущий |
|
|||||
Звуки и буквы. Ударный слог. Гласные ударные и безударные (13 часов) |
|||||||||||||
30 |
|
|
Выделение ударного гласного в слове. Постановка знака ударения. |
урок ознакомления |
Дать понятие об ударении и ударной гласной в слове, учить выделять ударную гласную в словах.
|
знать об ударении и ударной гласной; Уметь выделять ударный слог, ударную гласную в словах; Каллиграфический навык.
|
текущий |
Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность - соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности, - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Личностные: - формирование мотивации к учению и познанию - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат |
|||||
31, 32 |
|
|
Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
33 |
|
|
Слова с буквой ё. |
урок ознакомления |
|
Знать буквы русского алфавита; Уметь сравнивать и различать слова, которые различаются одним звуком; Каллиграфический навык. |
текущий |
||||||
34 |
|
|
Перенос слов. |
урок ознакомления |
Делить слово на слоги, сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Сопоставлять количество гласных с количеством слогов в слове. Выполнять задания, ориентируясь на образец. Контролировать выполнение |
Делить слово на слоги, сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Сопоставлять количество гласных с количеством слогов в слове. Выполнять задания, ориентируясь на образец. Контролировать выполнение упражнения. Выполнять самопроверку и взаимопроверку. |
текущий |
||||||
35 |
|
|
Перенос слов по слогам. Правила переноса. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
36 |
|
|
Слова с гласной э. |
урок ознакомления |
Выделять в словах букву .Э, Определять последовательность и место звук в слове Выделять гласные и согласные звуки, различать их. Выполнять задания, ориентируясь на образец |
Выделять в словах б.Э, Определять последовательность и место звук в слове Выделять гласные и согласные звуки, различать их. Выполнять задания, ориентируясь на образец. Контролировать |
текущий |
||||||
37 |
|
|
Слова с гласными и, е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. |
урок ознакомления |
Проводить звуко-буквенный анализ слов с (вместе с учителем). Анализировать (вместе с учителем) примеры записи слов. Связно писать все буквы в слове, выбирать бу- квы гласных звуков для правильного написа ния слов и записывать их |
Проводить звуко-буквенный анализ слов (вместе с учителем). Анализировать (вместе с учителем) примеры записи слов. Писать под диктовку буквы для обозначения гласных звуков. Связно писать все буквы в слове, выбирать бу квы гласных звуков для правильного написа
|
текущий |
||||||
38 |
|
|
Слова с буквами и и й, их различение. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
39 |
|
|
Контрольное списывание № 2 «Кот Васька». |
урок контроля |
Списывание с печатного текста. |
Выполняют самопроверку Прогнозируют результат |
Контрольное списы вание |
||||||
40 |
|
|
Работа над ошибками.
|
урок закрепления |
Повторить мате риал, который вызвал затрудне ния при выпол нении к/р, учить замечать свои ошибки и исправ лять их с помо щью учителя. |
Знать правило Оформления предложений на письме; Уметь замечать свои ошибки и исправлять их с помощью учителя; Навык самостоятельной работы. |
текущий |
||||||
41 |
|
|
Диктант № 2 «Осень» |
урок контроля |
Выявить уровень сформированности ЗУН уч-ся по теме. |
Выполняют самопроверку Прогнозируют результат |
итоговый |
||||||
42 |
|
|
Работа над ошибками. |
урок закрепления |
Повторить материал, который вызвал затруднения при выполнении к/р, учить замечать свои ошибки и исправлять их с помощью учителя. |
|
текущий |
||||||
Согласные звонкие и глухие (27 часов). |
|||||||||||||
43, 44 |
|
|
Определение звонких и глухих согласных. |
урок ознакомления |
Работа с наглядным материалом; выполнение задания у доски с комментированием, |
Различать звонкие и глухие звуки. Классифицировать согласные по звонкости — глухости. Сравнивать произношение звонких — глухих согласных в конце слова и обозначение их на письме |
текущий |
Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность - соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности, - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Личностные: - формирование мотивации к учению и познанию - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.
|
|||||
45 |
|
|
Контрольный диктант за 1 полугодие № 3 «Зимой». |
урок проверки знаний |
писать под диктовку текст (1 5— 17 слов) с изученными орфограммами |
Записывать под диктовку простые по структуре предложения, написание которых не расходится с произношением, выполнять грамматическое задание. |
Контрольный диктант |
||||||
46 |
|
|
Работа над ошибками. |
урок закрепления |
Повторить материал, который вызвал затруднения при выполнении к/р, учить замечать свои ошибки и исправлять их |
Исправление ошибок с помощью учителя с комментированием у доски. |
текущий |
||||||
47 |
|
|
Различай Б - П |
урок ознакомления |
Соотносить согласные звуки и буквы, выделять звуки из слов, работа с наглядными пособиями, выполнение упражнений. Выполнение упражнения, дифференцированного задания. Составление условно-графической схемы слова. |
знать: писать слова с сочетаниями жи-щи, ча-ща, чу-щу; |
текущий |
||||||
48 |
|
|
Различай Д – Т
|
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
49 |
|
|
Различай Г – К
|
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
50 |
|
|
Различай В - Ф |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
51 |
|
|
Различай З - С |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
52 |
|
|
Различай Ж - Ш |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
53 |
|
|
Различай звонкие и глухие согласные |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
54 |
|
|
Различай Р - Л |
урок ознакомления |
Познакомиться с шипящими согласными, различать на слух, в произношении и написании шипящие согласные, работа с учебником, наглядным материалом. |
текущий |
|||||||
55-58 |
|
|
Шипящие и свистящие согласные звуки. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
59 |
|
|
Различение твердых и мягких согласных. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
60 |
|
|
Правила правописания мягкого знака на конце слова. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
61 |
|
|
Контрольное списывание № 3 «Лепка» |
урок проверки знаний |
Списывание с печатного текста. |
Записывать простые по структуре предложения, написание которых не расходится с произношением, выполнять грамматическое задание. |
Контрольный диктант |
||||||
62, 63 |
|
|
Разделительные ь и ъ знаки. |
урок ознакомления |
Работа с учебником, наглядным материалом, выполнение заданий с комментированием у доски. Дидактическая игра, самостоятельное выполнение задания в тетради по карточкам. |
Писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами. Обозначать мягкие согласные на письме — с помощью Ь, твёрдые- с помощью Ъ Вырабатывать разборчивый, аккуратный почерк |
текущий |
||||||
64,65 |
|
|
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким знаком |
урок закрепления |
текущий |
||||||||
66,67 |
|
|
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным твердым знаком. |
урок закрепления |
текущий |
||||||||
68 |
|
|
Диктант № 4 «Птичье жильё». |
урок проверки знаний |
Выявить уровень сформированности ЗУН уч-ся по теме. |
Выполняют самопроверку Прогнозируют результат |
Диктант |
||||||
69 |
|
|
Работа над ошибками.
|
урок закрепления |
Повторить мате риал, который вызвал затрудне ния при выполне нии к/р, учить за мечать свои оши бки и исправлять их с помощью учителя. |
Знать правило оформ ления предложений на письме; Уметь замечать свои ошибки и исправ лять их с помощью учителя;
|
текущий |
||||||
Слово (24 часа) |
|||||||||||||
70 |
|
|
Слова, которые обозначают предметы |
урок ознакомления |
Работа по карточкам, с иллюстративным материалом, выборочное списывание слов, письмо предложений под диктовку с объяснением. |
Называть словом предметы по рисункам в учебнике. Подбирать слова с обобщающим значением (боровик, рыжик — грибы).Участвовать в игре «Кто больше?».Отвечать на вопрос «Что это?» Понимать смысл, значение слов, используемых в речи. Сравнивать и различать слово и предмет. Определять слова, которые отвечают на во- просы кто? что?) Правильно ставить вопросы (кто? что?) Называть словом предметы по рисункам в учебнике. Подбирать слова с обобщающим значением (боровик, рыжик — грибы).Участвовать в игре «Кто больше?» Отвечать на вопрос «Кто это?» Сравнивать и различать слово и предмет по вопросам :Кто? Что? Находить слова, обозначающие действия; Отвечать на вопрос «Что делает?, Что делают?» Ставить вопросы;
Участвовать в игре «Кто больше?» Понимать смысл, значение слов, используемых
|
текущий |
Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); - обращаться за помощью и принимать помощь; - доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность - соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности, - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Личностные: - формирование мотивации к учению и познанию - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.
|
|||||
71 |
|
|
Названия предметов, отвечающие на вопрос что это? |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
72 |
|
|
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто это? |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
73 |
|
|
Диктант № 5 «Друзья птиц». |
урок проверки знаний |
Выявить уровень сформированности ЗУН уч-ся по теме. |
итоговый |
|||||||
74 |
|
|
Работа над ошибками. |
урок закрепления |
Повторить материал, который вызвал затруднения при выполнении к/р, учить замечать свои ошибки и исправлять их с помощью учителя. |
текущий |
|||||||
75 |
|
|
Различение слов, отвечающих на вопросы кто это? что это? |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
76 |
|
|
Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
77 |
|
|
Большая буква в именах и фамилиях людей |
урок ознакомления |
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета. • писать большую букву в именах собственных
|
текущий |
|||||||
78 |
|
|
Правописание имен и фамилий людей, употребление их в предложении. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
79 |
|
|
Большая буква в кличках животных |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
80 |
|
|
Слова, обозначающие действия предметов. |
урок ознакомления |
Находить слова, обозначающие действия; Отвечать на вопрос «Что делает?, Что делают?» Ставить вопросы; Понимать смысл, значение слов, используемых в речи. |
текущий |
|||||||
81 |
|
|
Название действий предметов по вопросам что делает? |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
82 |
|
|
Название действий предметов по вопросам что делают? |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
83 |
|
|
Название действий предметов по вопросам что делает? что делают? |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
84 |
|
|
Предлог - как отдельное слово. |
урок ознакомления |
Объяснение, заучивание правила наизусть, тренировочные упражнения по образцу, дид. игра. |
Уметь найти и подчеркнуть в предложении и тексте предлоги; Отличать предлог от приставки |
текущий |
||||||
85 |
|
|
Предлоги в, из, на, у, с. |
урок ознакомления |
|
текущий |
|||||||
86 |
|
|
Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся. |
урок ознакомления |
|
текущий |
|||||||
87 |
|
|
Предложение. Текст |
урок ознакомления |
Правильно оформлять предложения на письме: писать прописную букву в начале, ставить знаки препинания (точку, вопросительный или восклица- тельный знаки) в конце предложения, делать пробелы между словами. Спи- сывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. |
текущий |
|||||||
88 |
|
|
Выделение предложения из текста. |
урок ознакомления |
Выделять предложения из текста, отвечать на вопросы, работа с учебником, выполнять упражне-ния. |
текущий |
|||||||
89 |
|
|
Правила записи предложения. Составление предложений по предметной картинке. |
урок ознакомления |
текущий |
|
|||||||
90 |
|
|
Составление предложений по сюжетной картинке. |
урок ознакомления |
текущий |
||||||||
91 |
|
|
Составление предложения по вопросу. |
урок ознакомления |
Текущий
|
||||||||
92 |
|
|
Обобщение по теме «Предложение» |
урок закрепления |
Списывать небольшие тексты. Вырабатывать разборчивый, аккурат- ный почерк. |
Знать представление о тексте как связанных между собой предложениях; Уметь поставить вопрос к тексту и ответить на него. |
текущий |
||||||
93 |
|
|
Контрольный диктант № 6 «Яшка». |
урок проверки знаний |
Выявить уровень сформированности ЗУН уч-ся по теме. |
Записывать под диктовку простые по структуре предложения, написание которых не расходится с произношением, выполнять грамматическое задание. |
Контрольный диктант |
||||||
Повторение пройденного за год (9 часов) |
|||||||||||||
94 |
|
|
Звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости согласных (все случаи). |
урок закрепления |
Работа с лентой букв, выполнение упражнений с использованием наглядных пособий. |
Различать звонкие и глухие согласные звуки и буквы, анализировать слова по звуковому составу, работа пол карточкам. |
текущий |
Коммуникативные: - обращаться за помощью и принимать помощь; - доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: - принимать цели и произвольно включаться в деятельность - соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности, - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
|
|||||
95 |
|
|
Контрольное списывание «Весной» |
|
Списывание с печатного текста. |
Записывать простые по структуре предложения, написание которых не расходится с произношением, выполнять грамматическое задание. |
Контрольное списывание |
||||||
96 |
|
|
Обобщение пройденного материала. Подготовка к итоговому контрольному диктанту. |
урок закрепления |
Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Правильно оформлять предложения на письме. |
Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Правильно оформлять предложения на письме. |
текущий |
||||||
97 |
|
|
Итоговый контрольный диктант «Дружба». |
урок проверки знаний |
Записывать под диктовку прос тые по структуре предложения, на писание которых не расходится с произношением, выполнять грамматическое задание. |
Контроль знаний, умений и нпвыков |
Итоговый контрольный диктант |
||||||
98 |
|
|
Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. |
урок закрепления |
Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. |
Правильно оформлять предложения на письме: писать прописную букву в начале, ставить знаки препинания (точку) в кон це предложения, делать пробелы между словами. Списывать небольшой текст без ошибок, про верять, оценивать работу. |
текущий |
||||||
99 |
|
|
Слова, обозначающие название предметов и название действий. Большая буква в име нах, фамилиях людей, кличках животных |
урок закрепления |
Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. |
Орфографически верно писать слова, пользовать ся словариком в учебни ке; Списывать небольшой текст без ошибок, прове рять, оценивать работу. |
текущий |
||||||
100 -102 |
|
|
Обобщение пройденного материала за год. |
урок закрепления |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Орфографически верно писать слова, ользоваться словариком в учебнике; Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. |
текущий |
||||||