Ручной труд

 

 

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

 Программа разработана  на основе авторской программы Н. Н. Павловой по трудовому обучениюдля специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под  редакцией В.В.Воронковой .  Москва, «Просвещение», 2010г. ориентирована на учебник: Технология. Ручной труд. 2 класс  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор Л.А.Кузнецова, изд. Санкт-Петербург, филиал «Просвещение», 2014г.)

Количество     часов     по     программе                                      68     

Количество часов в неделю по учебному плану                          2

Количество часов в год                                                                  68

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в Отделении муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа»   с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся 2 класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «Ручной труд» включен в обязательную предметную область «Технология».

Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.

Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующихцелей:

  1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.
  2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.
  3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Задачи:

  1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
  2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
  3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
  4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
  5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.

 

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

 

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

  1. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

  1. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

  1. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  2. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

В процессе реализации образовательной программы по ручному труду  решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
  • коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
  • Умениевыражатьсвоичувства.

Планируемые результаты освоения программы по технологии «Ручной труд» во 2  классе

Личностными результатами   является формирование следующих умений:

  • - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
  • - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • - самостоятельно определять и высказыватьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

         Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на  умение определять

     своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Содержание предмета

Во 2-м классе коррекционной школы VIII вида учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с при родными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».

Работа с пластилином (20 часов). Во 2-м классе знания школьников пополняются техническими сведениями о назначении и применении глины в промышленности: глина как строительный материал (l-я четверть); применение глины для изготовления посуды (2-я четверть); применение глины для изготовления скульптуры (з-я четверть). В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы (столярные предметы прямоугольной геометрической формы; посуда цилиндрической, конической и шарообразной формы). Работая с пластическим материалом, второклассники осваивают как новые приёмы их обработки (с применением резака, стеки), так и закрепляют и совершенствуют ранее освоенные в l-м классе (скатывание, сплюшивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание). Так же происходит закрепление практических умений лепить конструктивным способом изделия и фигурки (лепка из отдельных частей). Новым для второклассников является освоение пластического способа лепки изделий и фигурок (лепка из целого куска пластической массы), что является наиболее сложным для этих детей.

Объекты труда: бруски, кубики, башня, ворота, молоток, чашки, чайник, фигурки животных, птиц, макеты.

Работа с природными материалами (14 часов). Во 2-м классе содержание учебного материала данного вида работы направлено на ознакомление школьников с разными видами природных материалов, их свойствами и применением (листья, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объёмных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или вспомогательного материала (палочки с заострёнными концами). Повторяются познавательные сведения об уже знакомых природных материалах, их свойствах и правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки и др.). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использования их при изготовлении аппликационных работ и объёмных композиций (макетов).

Объекты труда: птички, парусник, черепаха, собачка, человечек, утка, композиции (макеты) и др.

Работа с бумагой и картоном (21 часов). Во 2-м классе содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке (l-я четверть). Также новым для учащихся 2-го класса на уроках труда является освоение приёмов разметки бумаги с помощью линейки (з-я четверть). Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математики, дети применяют его в процессе разметки бумаги и картона. В то же время школьники продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретённые в l-м классе. Содержание про граммы предусматривает работу по разметке бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур (l-я четверть) и форм сложной конфигурации (2-я четверть). Все шаблоны, образцы которых представлены в рабочей тетради, заранее заготавливаются учителем. Особое внимание во 2-м классе уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. В процессе сгибания бумаги используются приемы: «сгибание с угла на угол», «сгибание пополам», «совмещение углов и сторон с опорными точками», «деление стороны на две равные части способом сгибания бумаги», «сгибание по типу гармошки». Работая ножницами, второклассники закрепляют приёмы прямолинейного и криволинейного вырезания: «надрез по короткой вертикальной линии», «разрез по короткой линии», «разрез по длинной линии», «вырезание по кругу». Продолжают осваивать способы: «симметричное вырезание» и «тиражирование деталей».

Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, поздравительные открытки, композиции (макеты), предметы быта: пакет, книжки-игольницы, салфетки с прорезным орнаментом, закладки и др.

Работа с текстильными материалами. (13 часов)Во 2-м классе содержание данного раздела углубляется за счёт включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма, сутаж, тонкая верёвка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении (З-я четверть). В ходе практической деятельности дети овладевают разнообразными приёмами работы с этими материалами (пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани и вышивание по канве смёточным стежком, выполнение стежка «шнурок»). Наряду с освоением перечисленных материалов дети повторяют имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках (свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются). В l-й четверти программой предусматривается работа на повторение практических действий с нитками (намотка ниток на картон и в клубок, связывание в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нити, вышивание).

Объекты труда: коллекция из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, ягоды, шарики и человечки из ниток, игольница, закладка и салфетка с вышивкой.

Результаты изучения курса обучающимися 2 класса

К концу второго класса обучающиеся должны

знать:

– свойства новых материалов;

– новые свойства уже встречавшихся материалов;

– новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;

– новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;

– новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;

– новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;

уметь:

– лепить из пластилина способом вытягивания;

– вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

– вырезать из бумаги полоски на глаз;

– обрывать бумажные детали по намеченному контуру;

– плести разными способами из различных материалов;

– выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;

– пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;

– экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;

– соединять детали разными способами;

– ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;

– ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;

– планировать последовательность выполнения действий по образцу;

– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

– создавать образы по собственному замыслу.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по  адаптированной программе коррекционных общеобразовательных учреждений VIII  вида по  технологии 2 класс

Учебный год   2018 – 2019

Классы __ 2__

Количество часов по учебному плану    68 (2 часа в неделю)___

Плановых контрольных работ

Планирование составлено на основе программы  для адаптированных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Учебник:Технология. Ручной труд. 2 класс  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор Л.А.Кузнецова, изд. Санкт-Петербург, филиал «Просвещение», 2014г.)

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

 по

плану

Дата

 по

факту

Тема

Тип

 урока

Элементы  содержания

Планируемые результаты обучения характеристика основных видов деятельности

(выявлять различать получать)

Вид

контроля

Универсальные учебные действия

1

 

 

Повторение пройденного в первом классе. Работа с   пластилином. «Брус».

Урок введения новых знаний.

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготов

ке и содержаниюв по

рядке рабочего места. Выявление знаний  о видах ручного труда, поделочных материа

лах и инструментах, используемых при их обработке. Закрепле

ние навыка работы с учебником.

Знать правила поведения и работы на уроках труда.

Уметь работать с учебником.

Текущий

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Работа с   пластилином.

«Ворота».

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Познавательные сведе

ния о  пластилине и прямоугольном геоме

трическомтеле«брус». Лепка из пластилина геометри

ческих тел прямоу

гольной формы.

Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот, крепо

сти.Закрепление на

выков лепки из плас

тилинагеометричес

ких тел. Лепка столяр

ных инструментов, имеющих прямоуголь

ную форму.

Иметь представления о глине и пластилине, как о поделочных материалах.

Знать, что такое «брус».

Уметь анализировать изделие, ориенти

руясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на  план с помощью учителя.

Знать правила работы с пластилином.

Текущий

3

 

 

Работа с   пластилином.

«Крепость».

Комбинированный

Текущий

4

 

 

Работа с   пластилином. «Молоток».

Комбинированный

Текущий

5

 

 

Работа с природными материалами. «Осенняя коллекция».

Урок введения новыхзна

ний.

Экскурсия по приш

кольному участку. Сбор природных мате

риалов для уроков тру

да. Организация суш

ки и хранения собран

ных материалов.

Иметь представления о растительном мире (деревья, кустарники и травянистые расте

ния), о разнообразии форм и окраски листьев, цветов.

Знать правила сбора, сушки и хранения разных природных материалов. 

Знать правила загото

вкиприродных мате

риалов.Уметь из жёлудейизготавли

вать игрушки.

Уметь анализировать изделие, ориентиру

ясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Текущий

6

 

 

Работа с природными материалами. «Птичка», «Собачка».

Урок введения новых знаний.

Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек по образцу и самостоятельно.

Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.

Текущий

7

 

 

Работа с природными материалами. «Зайчик», «Поросёнок».

Комбинированный

Текущий

8

 

 

Работа с природными материалами. «Кораблик».

Комбинированный

Текущий

9

 

 

Работа с природными материалами.

«Черепаха», «Рыбка».

Комбинированный

Текущий

10

 

 

Работа с бумагой и картоном.

 «Виды и сорта бумаги».

Урок развития и коррекции  навыков.

Повторение пройден

ного в 1 классе по теме «Виды и сорта бумаги». Закрепление умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная, ри

совальная, салфеточ

ная; свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустой

чивость).Изучение внешнего вида бумаги на ощупь. Составле

ние коллекции «Сорта бумаги».Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппли

кацииизмятой бума

ги по образцу. Расши

рение представления о сезонных изменениях в природе (лето, осень, зима, весна). Знакомство с состоя

нием деревьев в раз

ные времена года.  Развитие умения анализировать, ориентируясь на образец по вопросам учителя.

Знать свойства бума

ги.Уметь сравнивать бумагу разныхсортов.Знать приём сминания бумаги.

Знать о сезонных изменениях в приро

де. Уметьанализиро

вать изделие, ориенти

руясь на образец.

Уметь составлять план работы над изде

лием с опорой на  план с помощью учителя.Знать правила работы с клеем и кистью.

Знатьгеометричес

кие фигуры. Уметь сравнивать и устанав

ливать сходство и различие этих фигур (стороны, углы).

Текущий

11

 

 

Работа с бумагой и картоном.

Аппликация:  «Дерево осенью»

Урок введения новых знаний.

Текущий

12

 

 

Работа с бумагой и картоном.

«Маска собачки».

Урок введения новых знаний.

Текущий

 13

 

 

Работа с бумагой и картоном.

«Пакет».

Урок введения новых знаний.

Уметь обрабатывать бумагу (резание ножницами, сгибание, разметка).

Знать хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними.

Текущий

 

Регулятивные:прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Познавательные: с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические особенности объектов; проводить анализ изделий по заданным критериям; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

Работа с текстильными материалами. «Свойства ниток».

Урок развития и коррекции умений

 Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.  Расширение представлений о назначении ниток. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства. Развитие навыков планировать изготовление изделия

Знать свойства ниток и их назначение.

Уметь изготавливать стилизованные ягоды из ниток.

Уметь планировать изготовление изделия по  плану с частичной помощью учителя.

Знать приёмы нама

тывания, связывания, резания ниток.

Текущий

15

 

 

Работа с текстильными материалами.

«Ягоды».

Урок введения новых знаний.

Текущий

16

 

 

Работа с текстильными материалами.

«Пуговица с двумя сквозными отверстиями».

Урок введения новых знаний.

Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. Форми

рованиепредставле

ний о назначении пуговиц, цвете, фор

ме, материалах.   Расширение представ

ления об одежде. 

Уметь пришивать пуговицу с двумя сквозными отверстиями.

Знать о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы.

Текущий

17

 

 

Работа с  пластилином.

«Кружка».

Урок введения новых знаний.

Лепка из пластилина предметов цилиндри

ческой формы.

 

Знать, что такое цилиндр.

Уметь лепить из пластилина предметы цилиндрической формы.

Уметь раскатывать пластилин в ладонях до овальной формы.

Уметь работать с опорой на предметно-операционный план.

Текущий

Регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текста; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения.

Коммуникативные:определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного.

 18

 

 

Работа с   пластилином.

«Чашка из пластилиновых жгутиков».

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы.

Текущий

19

 

 

Работа с природными материалами. Аппликация из листьев: «Мальчик».

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу. Закрепление представления о деревьях, листьях.

Знать, что такое аппликация.

Уметь изготавливать аппликацию из сухих листьев по образцу.

 

Текущий

20

 

 

Работа с природ

ными материала

ми. Аппликация из листьев: «Девочка».

Урок развития и коррекции умений

Текущий

21

 

 

Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна.

Урок введения новых знаний.

Проверка знаний о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Повторение правил работы с шаблонами. Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контурной линии. Развитие зрительно-двигательной координации.

Знать, что такое природные материалы.

Уметь изготавливать рамку для фотографии, аппликацию из сухих листьев по образцу.

 

Текущий

22

 

 

Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. «Машина».

Урок введения новых знаний.

Обучение приёмам изготовления плоских ёлочных  игрушек в форме стилизованных изображений (яблоко, рыбка).  Закрепление умений: разметка по шаблону, вырезание по контурной линии, обрывание бумаги, наклеивание небольших кусочков бумаги на основу. Развитие навыков изготовления изделий

Расширение представлений об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя.Развитие навыков изготовления изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приёмов наматывания, связывания, резания ниток.

Уметь обрабатывать бумагу (резание ножницами, сгибание, разметка).

Знать правила работы с шаблоном.

Знать хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними.

Уметь вырезать ножницами по контурной линии

Знать признаки (плоский, объёмный).

Знать правила работы с шаблоном.

 

Текущий

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Познавательные:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные:строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; вступать в диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

Работа с бумагой и картоном.  Из

готовлениеплос

ких ёлочных игр

шек,украшен

ныхапплика

цией. «Яблоко».

Урок введения новых знаний.

Текущий

24

 

 

Работа с бумагой и картоном.

Аппликация:  «Дерево зимой»

Комбинированный

Текущий

25

 

 

Работа с бумагой и картоном.  Из

готовлениепло

ских ёлочных игрушек, украше

нныхаппликаци

ей. «Рыба».

Урок введения новых знаний.

Текущий

26

 

 

Работа с тексти

льными матери

алами. Изготов

лениестилизова

нных фигурок из связанных пуч

ков ниток. «Девочка».

Комбинированный

Знать свойства ниток и их назначение.

Уметь сматывать нитки в клубок.

Уметь планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Знать приёмы наматывания, ниток.

Текущий

 

Регулятивные:действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические особенности объектов; пользоваться памятками.

Коммуникативные:задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия; выполнять работу в паре, группе, принимая предложенные правила взаимодействия; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

Работа с тексти

льными матери

алами. Изготов

лениестилизова

нных фигурок  «Мальчик».

Урок введения новых знаний.

Текущий

28

 

 

Работа с   пластилином. «Чайник для заварки».

Урок развития и коррекции умений

Лепка чайной посуды в форме шара.

 

Иметь представления о  пластилине, как о поделочных материалах.

Знать, что такое «скульптура».

Уметь лепить фигур

ки животных, ориен

тируясь на образец.

Знать правила рабо

ты с пластилином.

Уметь анализировать изделие, ориентиру

ясь на образец.

Уметь из шишки делать фигурки птиц.

Текущий

29

 

 

Работа с   пластилином. «Чашка».

 

Урок введения новых знаний.

Изготовление из бума

ги игрушек в форме шара. Закрепление знаний о геометричес

ких формах «круг», «шар», их признаки (плоский, объёмный). Совершенствование навыка устанавливать сходства с предмета

ми, имеющими округ

лую форму, и приме

нят эти изделия в быту.

Текущий

 30

 

 

Работа с бумагой и картоном. «Шар из кругов».

Комбинированный

Знать, что такое шар, круг.  Знать их приз

наки (плоский, объём

ный).Уметь обраба

тывать бумагу (реза

ние ножницами, сгибание, разметка).

Знать хранения нож

ниц, передачи их дру

гому лицу и работы с ними.

Текущий

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);- учиться планиро

вать практическую деятельность на уроке; - с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструк

торско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе  заданий в учебнике);- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию   в учебнике,   и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

-   делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные 

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек

31

 

 

Работа с бумагой и картоном. «Шар из полос».

Урок введения новых знаний.

Текущий

32

 

 

 Работа с бумагой и картоном. «Новогодняя игрушка».

Урок введения новых знаний.

 

Уметь планировать изготовление изделия по  плану с частич

ной помощью учителя.

Текущий

33

 

 

Работа с   пластилином «Медвежонок».

Комбинированный

Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Расширение представления о глине как  о поделочном материале и её применении для изготовления скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и произведениями этого вида искусства. Закрепление умения лепить фигурки животных (заяц, медведь) конструктивным способом, т. е. из отдельных частей и деталей.

Уметь лепить из пластилина предметы конической формы.

Текущий

34

 

 

Работа с   пластилином «Заяц».

Урок введения новых знаний.

Иметь представления о глине и пластилине, как о поделочных материалах.

Знать, что такое «скульптура».

Уметь лепить фигурки животных, ориентируясь на образец.

Иметь представления о растительном мире (хвойные деревья).

Знать характерные особенности ели и сосны.

Уметь сравнивать эти деревья находить сходства и различия между ними.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Уметь из шишки делать фигурку человечка.

Иметь представления о растительном и животном мире (хвойные деревья, птицы).

Знать характерные особенности хвойных деревьев

Знать названия и характерные особенности птиц.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Уметь из шишки делать фигурки птиц.

Текущий

35

 

 

Работа с   пластилином. Лепка стилизованных фигур птиц.

«Утка».

Урок развития и коррекции умений

 

36

 

 

Работа с   пласти

лином. Лепка стилизованных фигур птиц.

«Петух».

Урок введения новых знаний.

Текущий

37

 

 

Работа с природ

ными материала

ми. Изготовле

ние из шишки стилизованной фигурки человека.

Урок введения новых знаний.

Расширение представления о растительном и животном мире (хвойные деревья, птицы). Формирование умения создавать образы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин, перья и другие природные материалы).

Текущий

Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий; анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Познавательные:выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы; проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.

38

 

 

Работа с природ

нымиматериа

лами. Изготовле

ние из шишки стилизованной фигурки птички. «Сова».

Комбинированный

Текущий

39

 

 

Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Утка».

Комбинированный

Текущий

40

 

 

Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Журавль».

Комбинированный

Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёма соединения деталей в одно целое.

 

Текущий

41

 

 

Работа с природ

ными материала

ми. Изготовле

ние из шишки стилизованной фигурки птички. «Лебедь».

Урок введения новых знаний.

Текущий

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью урока, корректировать свою деятельность; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; пользоваться памяткой; делать обобщения, выводы..

Коммуникативные:с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

42

 

 

Работа с природными материалами.

Композиция «Пальма».

Урок введения новых знаний.

Изготовление композиции с использованием шишки, листьев дуба и пластилина.

 

Текущий

43

 

 

Работа с бумагой и картоном.  Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке.

Урок введения новых знаний.

 

Знакомство с линейкой как измерительным инструментом. Закрепление умения проводить с помощью линейки линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Составление аппликации из размеченных деталей.

Знать назначение линейки.

Уметь проводить линии с помощью линейки (горизонтальные, вертикальные, наклонные).

Уметь измерять отрезок, отсчитывать сантиметры от нулевого деления.

Текущий

44

 

 

Работа с бумагой и картоном.

«Грузовик».

 

Урок введения новых знаний.

 

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Знать правила работы с бумагой.

Текущий

Регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текста; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения.

Коммуникативные:определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного.

45

 

 

Работа с бумагой и картоном. «Поздравительная открытка «Сказочный цветок»».

Урок введения новых знаний.

 Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке.

Закрепление знаний о линейке.

Знать назначение линейки.

Уметь проводить линии с помощью линейкиУметь резать ножницами по размеченным линиям.

Уметь оставлять апп

ликацию из размечен

ных деталей.

Текущий

46

 

 

Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. «Коллекция тканей».

Урок введения новых знаний.

Составление коллекции тканей.

Формирование представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей.

Знать что такое отк

рытка, её назначение.

Уметь анализировать изделие, ориентиру

ясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на   план с помощью учителя.

Текущий

Регулятивные: осуществлять действия по образцу; корректировать при необходимости ход практической работы; воспринимать оценку своей работы; воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.

Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы; с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические особенности объектов.

Коммуникативные:осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; выражать готовность идти на компромиссы; анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.

 47

 

 

Работа с текстильными материалами. «Квадраты из ткани 5Х5 см».

Урок введения новых знаний.

Раскрой из ткани заготовки изделия.

Закрепление представления о ткани. Знакомство с профессией портного. Ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ.

Знать свойства ниток и их назначение.

Знать, что такое ткань и о её назначении в жизни людей.

Уметь различать ткани по разным свойствам.

Уметь составлять коллекцию тканей.

Знать, что такое ткань и о её назначении в жизни людей.

 

Текущий

48

 

 

Работа с текстильными материалами. «Упражнения на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5х5 см».

Урок введения новых знаний.

Текущий

49

 

 

Работа с текстильными материалами. «Игольница».

Комбинированный

Текущий

50

 

 

Работа с бумагой и картоном. «Автофургон».

 

Урок введения новых знаний.

Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке.

 

Знать назначение линейки.Уметь проводить линии с помощью линейки (горизонтальные, вертикальные, наклонные).

Текущий

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Познавательные:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные:строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; вступать в диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

 

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Познавательные:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные:строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; вступать в диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

 

51

 

 

Работа с пластилином. Изготовление композиции к сказке «Колобок».

«Лиса», «Колобок».

Урок введения новых знаний.

Лепка из пластилина предметов различной формы.

Повторение сведений о пластилине о пластилине и его физических свойствах. Закрепление  умений лепить предметы различной формы.

Уметь лепить из пластилина предметы 

Уметь работать с опорой на предметно-операционный план.

 

 

 

Текущий

52

 

 

Работа с пласти

лином. Изготов

лениекомпози

ции из пласти

лина к сказке «Колобок».

«Ель», «Пень».

Урок введения новых знаний.

Текущий

53

 

 

Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции «Божья коровка на цветочной поляне».

Урок введения новых знаний.

Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги.

Расширение представления о животном мире. Закрепление умений называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник.

Уметь анализировать композицию, состоящую из геометрических фигур.

Уметь резать ножницами по размеченным линиям.

Уметь оставлять аппликацию из размеченных деталей.

Уметь отвечать на вопросы учителя связными предложениями

Текущий

54

 

 

Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции на тему Космонавтика»

Урок введения новых знаний.

Текущий

55

 

 

Работа с бумагой и картоном. Изготовление модели дорож

ного знака.

Урок введения новых знаний.

Текущий

56

 

 

Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком. «Закладка из канвы».

Комбинированный

Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства. Развитие навыков планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя

Знать свойства ниток и их назначение.

Знать, что такое ткань и оеёназначе

нии в жизни людей.

Уметь различать тка

ни по разным свойст

вам.Уметь состав

лять коллекцию тканей.

Текущий

57

 

 

Работа с бумагой и картоном.

Аппликация:  «Дерево весной» 

Урок введения новых знаний.

Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контурной линии. Развитие зрительно-двигательной координации.

Уметь обрабатывать бумагу (резание ножницами, сгибание, разметка).

Знать правила работы с шаблоном.

Текущий

58

 

 

Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком. «Закладка из канвы».

Урок развития и коррекции умений

Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя. Развитие навыков изготовления изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приёмов наматывания, связывания, резания ниток.

 

 

Знать свойства ниток и их назначение.

Знать, что такое ткань и оеёназначе

нии в жизни людей.

Уметь различать ткани по разным свойствам.

Уметь составлять коллекцию тканей.

Уметь изготавливать стилизованные фигурки из ниток.

Уметь планировать изготовление изделия по предметно- операционному плану с частичной помощью учителя.

Текущий

59

 

 

Работа с тексти

льнымиматериа

лами. Вышива

ние смёточным стежком. «Закла

дка из канвы».

Урок введения новых знаний.

Текущий

60

 

 

Работа с тексти

льнымиматериа

лами. Вышива

ние смёточным стежком. «Закла

дка из канвы».

Комбинированный

Текущий

61

 

 

Работа с пластилином  Лепка игрушек медвежонка.

Комбинированный.

Текущий

62

 

 

Работа с пластилином  Лепка игрушек   утки.

Урок развития и коррекции умений

Объёмное изделие    

Конструировать объекты с учетом технологических и художественных условий.

Текущий

63

 

 

Работа с пластилином  Лепка игрушек золотая рыбка

Урок введения новых знаний.

Объёмное изделие     Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали.

 

 

 

 

Конструировать объекты с учетом технологических и художественных условий.

Практическая работа: Как плоское преврати

лось в объемное.

 

Текущий

64

 

 

Работа с пластилином  Лепка любимой игрушки 

Комбинированный

Текущий

65

 

 

Работа с пластилином «Ландыши»

Комбинированный

Текущий

66

 

 

Работа с бумагой и картоном.

Аппликация:  «Веточка сирени» 

Комбинированный

Проверка знаний о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Повторение правил работы с шаблонами. Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контурной линии. Развитие зрительно-двигательной координации.

Знать их признаки (плоский, объёмный).

Уметь обрабатывать бумагу (резание ножницами, сгибание, разметка).

 Знать хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними.

Текущий

67

 

 

Работа с бумагой и картоном.

Аппликация:  «Веточка сирени» 

Урок введения новых знаний.

Текущий

68

 

 

Работа с пластилином «Ваза с цветами»

Комбинированный

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на план с помощью учителя.Знать правила работы с пластилином.

Текущий