ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе программы для адаптированных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.
Главная цель- приспособление умственно отсталых детей к жизни и труду.
Основные задачи начального обучения умственно отсталых детей:
- Ø воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
- Ø уважение к людям труда;
- Ø сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- Ø формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- Ø ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- Ø предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- Ø контролировать свою работу (определять правильность действий и результат, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает детей к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
Место курса «Технология» в учебном плане.
На предмет «Русский язык» базисным учебным планом выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в Отделении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа» с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся 2 класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.
Планируемые результаты освоения программы по технологии во 2 классе
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- - самостоятельно определять и высказыватьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулироватьучебнуюпроблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Тематическое планирование. Содержание предмета.
I ч е т в е р т ь
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ ( 2ч. )
Практические работы
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Складывание из вылепленных деталей башни, дома.
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина — строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ( 4ч. )
Практические работы
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.
Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ ( 3ч. )
Практические работы
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.
Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
Технические сведения. Применение и назначение картона.
Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.
Умения
Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно. Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя и самостоятельно. Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно (для однотипных изделий). Выполнение первого изделия каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. Употребление в речи технической терминологии. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя. Пространственная ориентировка, умение на глаз и с помощью линейки определить высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние прямоугольных геометрических тел (кубик, брусок). Умение указать положение ближе — дальше, а также положения, усвоенные в 1 классе. Самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: высокий — низкий, широкий — узкий, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: впереди — сзади, справа — слева, рядом.
II ч е т в е р т ь
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ ( 2ч. )
Практические работы
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.
Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол».
Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ ( 5ч. )
Практические работы
Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром (по заделу).
Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли.
Умения
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией частично с помощью учителя и самостоятельно. Составление плана работы над несложным изделием самостоятельно, над сложным — по вопросам учителя. Самостоятельное изготовление несложных изделий, сложных (объемные елочные украшения) — частично с помощью учителя. Умение придерживаться планирования при выполнении изделия. Умение осуществлять контроль действий в ходе работы частично с помощью учителя.
Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе по операциям. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние геометрических тел. Умение указать положения: напротив, один над или под другим. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: больше — меньше, выше — ниже, шире — уже, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: около, между, сверху — снизу.
III ч е т в е р т ь
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ ( 5ч.)
Практические работы
Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.
Экскурсия в картонажную мастерскую.
Технические сведения. Правила склеивания картона бумагой с двух сторон. Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ( 5ч.)
Практические работы
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя.
Технические сведения. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
Приемы работы. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.
Умения
Ориентировка в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя, для однотипных изделий — самостоятельно. Выполнение первого изделия нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при выполнении задания, осуществлять необходимые контрольные действия. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Пространственная ориентировка: закрепление умений, слов и фраз, указанных во второй четверти.
IV ч е т в е р т ь
РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ ( 2ч.)
Практические работы
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.
Технические сведения. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.
Приемы работы. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
РАБОТА С БУМАГОЙ ( 4ч.)
Практические работы
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги.
Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.
Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.
Технические сведения. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ( 2ч.)
Практические работы
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.
Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочными стежками.
Технические сведения. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий — короче, длинный — длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко — далеко.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке.Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа — слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.
Изобразительное искусство. Расчленение объекта на простые геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложении
Результаты изучения курса обучающимися 2 класса
К концу второго класса обучающиеся должны
знать:
– свойства новых материалов;
– новые свойства уже встречавшихся материалов;
– новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;
– новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;
– новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;
– новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;
уметь:
– лепить из пластилина способом вытягивания;
– вырезать из бумаги по криволинейному контуру;
– вырезать из бумаги полоски на глаз;
– обрывать бумажные детали по намеченному контуру;
– плести разными способами из различных материалов;
– выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;
– пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;
– экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;
– соединять детали разными способами;
– ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
– ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
– планировать последовательность выполнения действий по образцу;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
– создавать образы по собственному замыслу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по адаптированной программе коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида по технологии 2 класс
Учебный год 2018 – 2019
Классы __ 2__
Количество часов по учебному плану 34___
Плановых контрольных работ
Планирование составлено на основе программы для адаптированных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Учебник «Трудовое обучение», Н. А. Цирулик: М. «Просвещение» 2012 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ТЕХНОЛОГИИ 3 класс «Школа 2100»
(1 час в неделю; всего 34 часа в год)
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения характеристика основных видов деятельности (выявлять различать получать) |
Вид контроля |
Универсальные учебные действия |
Работа с глиной и пластилином 2 ч. |
||||||||
1. |
|
|
Складывание из вылепленных деталей башни, дома. |
комбинированный |
кубики, бруски, образец практическая работа, демонстрация |
Знать виды материалов, их свойства и названия; о чертеже и линиях чертежа. Уметь экономно и рационально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке |
Текущий |
Регулятивные:выявлять и формулировать цель деятельности, учебную проблему; отделять известное от неизвестного, контролировать свою деятельность по ориентированию в учебнике. Познавательные: наблюдать связи человека с природой и предметным миром, понимают общие правила создания предметов рукотворного мира. Коммуникативные:вести небольшой познавательный диалог по теме урока |
2 |
|
|
Лепка столярных инструментов (киянки, рубанка, молотка)
|
изучение нового материала |
практическая работа, демонстрация киянка, рубанок, молоток, стека |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы; о чертеже и линиях чертежа. |
Текущий |
Р :определять и формулировать цель деятельности на уроке; контролировать свою деятельность. П :отбирать и анализировать информацию, находить информацию в учебных пособиях, осуществлять классификацию предметов по определенным признакам. Коммуникативные:вступать в беседу и обсуждение на уроке |
Работа с природными материалами 4 ч. |
||||||||
3 |
|
|
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала |
комбинированный |
экскурсия, объяснение, беседа папки для сбора материала, мешочки. |
Уметь самостоятельно организовывать рабо чее место и поддержи вать порядок на нём; экономно и рациональ но размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику |
Текущий |
Р:определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать свою деятельность по ориентированию в учебнике. П :осуществлять поиск необходимой информации в иллюстрациях учебника, наблюдать, сравнивать. К :слушать и понимать речь других, вести познавательный диалог по теме урока |
4 |
|
|
Изготовление по образцу зайца из засушенных листьев крылаток |
изучение нового материала |
картинка зайца, трафарет зайца, листья крылаток практическая работа, демонстрация |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный и подвижный способы соединения деталей. |
Текущий |
П: наблюдать и сравнивать виды композиций, цветосочетания, анализировать готовое изделие. Р:принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. К :выстраивать коммуникативно-речевые действия, слушать учителя, одноклассников |
5 |
|
|
Изготовление рыбки из чешуек шишки ели с применением цветной бумаги (по образцу) |
комбинированный |
объяснение, практическая работа еловые шишки, цветная.бумага, образец |
Уметь самостоятель но организовывать рабочее место и под держивать порядок на нём; экономно и рационально разме чать несколько дета лей; выполнять раз метку с опорой на чертёж по линейке, угольнику |
Текущий |
П:наблюдать конструкции и образы объектов природы, называют используемые материалы, выполняют пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания. |
6 |
|
|
Изготовление узора в круге из чешуек ели. Украшение декоративной тарелки. |
изучение нового материала |
чешуйки еловых шишек, круг объяснение, практическая работа |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный и подвижный способы соединения деталей. |
Текущий |
П:сравнивать изделия с образцом учителя, выполнять анализ работы, создавать и воплощать мысленный образ в изделии, осуществлять поиск информации для решения учебной задачи. Рпринимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К :вести небольшой диалог по теме урока |
Работа с бумагой и картоном 3 ч. |
||||||||
7 |
|
|
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий |
комбинированный |
объяснение, практическая работа бумага, технологические карты |
Знать виды материалов, их свойства и названия;
|
Текущий |
П :сравнивать конструктивные особенности изделий, понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания.Р :принимать и сохранять учебную задачу, работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления) |
8 |
|
|
Украшение аппликацией пакета из бумаги для хранения изделий |
изучение нового материала |
цветная бумага, образцы аппликаций объяснение, практическая работа |
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы; о чертеже и линиях чертежа. |
Текущий |
П: сравнивать конструктивные особенности изделий, выполнять пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания. Р:принимать и сохранять учебную задачу, планировать практическую деятельность на уроке. К:коллективно анализировать изделие, слушать учителя и одноклассников. |
9 |
|
|
Изготовление счетного материала |
|
мастерская трафареты, цветная бумага, |
Уметь экономно и рационально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику; |
Текущий |
П :сравнивать конструктивные особенности изделий, выполнять пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания. Р :принимать и сохранять учебную задачу, планировать практическую деятельность на уроке. К :вести небольшой познавательный диалог по теме урока. |
Работа с глиной и пластилином 2 ч. |
||||||||
10 |
|
|
Лепка предметов цилиндрической формы: стакана для карандашей, кружки |
комбинированный |
стакан для карандашей, кружка, стека объяснение, практическая работа |
Знать виды матери алов, их свойства и названия; о чертеже и линиях чертежа. Уметь экономно и ра ционально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке; самостоятель но организовывать ра бочее место и поддер живать порядок на нём |
Текущий |
Р :понимать перспективы дальнейшей учебной работы; учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; П: высказывать суждения; обосновывать свой выбор; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К :формировать навыки речевых действий: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. |
11 |
|
|
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды (чайника для заварки, чашек с блюдцем) |
изучение нового материала |
чайная посуда :чайник для заварки, чашки с блюдцем, практическая работа, демонстрация |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный способ соединения деталей. Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей |
Текущий |
Р :осуществлять действия по образцу и заданному правилу; оценивать совместно с учителем результат своих действий. П: с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; делать выводы о результате совместной работы всего класса. К:сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; строить связное высказывание из 4-5 предложений по предложенной теме. |
Работа с бумагой и картоном 5 ч |
||||||||
12 |
|
|
Изготовление закладки |
комбинированный |
образцы, цветная бумага, технологические карты демонстрация практическая работа, |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы; о чертеже и линиях чертежа. |
Текущий |
Р:понимать перспективы дальнейшей учебной работы, учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. П: понимать учебные задачи занятия и стремиться их выполнить; высказывать предположения; делать обобщения, выводы; . К :участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. |
13 |
|
|
Изготовление из картона плоских елочных игрушек (рыбы, птицы, животные) |
изучение нового материала |
картон, цветная бумага, клей, технологические карты мастерская |
Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём; экономно и рационально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику |
Текущий |
Р:проговаривать последовательность действий на занятии; осуществлять контроль точности выполнения операций; корректировать при необходимости ход практической работы. П: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; делать обобщения, выводы. К: формировать умение договариваться, определять способы взаимодействия в группах (парах); |
14 |
|
|
Изготовление из картона плоских елочных игрушек (рыбы, птицы, животные) |
комбинированный |
картон, цветная бумага, клей, технологические карты мастерская |
Знать виды материалов, их свойства и названия; о чертеже и линиях чертежа. Уметь экономно и рационально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке; самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём |
Текущий |
Р:отличать верно выполненное задание от неверного; корректировать при необходимости ход практической работы. П :осознавать познавательную задачу; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К : точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. |
15 |
|
|
Изготовление из плотной бумаги елочных игрушек объёмной формы: фонари, шары |
изучение нового материала |
мастерская образцы, бумага, картон |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный способ соединения деталей. Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей |
Текущий |
Р :отличать верно выполненное задание от неверного; П :осознавать познавательную задачу; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К : проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы. |
16 |
|
|
Изготовление из плотной бумаги елочных игрушек объёмной формы: фонари, шары |
комбинированный |
образцы, бумага, картон мастерская |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный способ соединения деталей. Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём |
Текущий |
Р :соотносить свои действия с поставленной целью; руководствоваться правилами при выполнении работы; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. П :ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К:слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему; |
Работа с бумагой и картоном 5 . |
||||||||
17 |
|
|
Изготовление закладки из тонкого картона |
комбинированный |
образцы, цветная.картон, технологические карты практическая работа |
Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём; экономно и рационально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке. |
Текущий |
Р: планировать работу: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; корректировать при необходимости ход практической работы. П: понимать учебные задачи занятия и стремиться их выполнить; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; делать обобщения, выводы. К :строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. |
18 |
|
|
Изготовление закладки из цветной бумаги |
изучение нового материала |
практическая работа цветная бумага, клей, технологические карты |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный способ соединения деталей. Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём |
Текущий |
Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью урока, корректировать свою деятельность; отличать верно выполненное задание от неверного. П :добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; пользоваться памяткой; делать обобщения, выводы.. К :с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
19 |
|
|
Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) |
комбинированный |
объяснение, практическая работа иллюстрации грузовика, образец |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный и подвижный способы соединения деталей. |
|
Р :прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. П : с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические особенности объектов; проводить анализ изделий по заданным критериям; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. К :сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. |
20 |
|
|
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалотходов поздравительных открыток |
изучение нового материала |
бросовый материал: тесьма, фольга, открытки и др., демонстрация, практическая работа |
Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём, экономно и рационально |
Текущий |
Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного. П :находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текста; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К :определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного. |
21 |
|
|
Изготовление из бумаги и картона сувениров с использованием материалоотходов |
комбинированный |
спичечные коробки, яйца откиндер- сюрпризов, картон, цв. бумага, клей демонстрация, практическая работа |
размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке. |
Текущий |
Р: осуществлять действия по образцу; корректировать при необходимости ход практической работы; воспринимать оценку своей работы; П :осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы; с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические особенности объектов. К:осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; выражать готовность идти на компромиссы; анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя. |
Работа с текстильным материалом 5 ч |
||||||||
22 |
|
|
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника |
комбинированный |
ткань, выкройки, карандаш,[13]объяснение, практическая работа |
Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём, экономно и рационально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику |
Текущий |
Р: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать работу: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; корректировать при необходимости ход практической работы. П: понимать учебные задачи занятия и стремиться их выполнить; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; делать обобщения, выводы. К : участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. |
23 |
|
|
Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороны |
изучение нового материала |
демонстрация, практическая работа ткань разных видов, картон, клей, ножницы,[12] |
Знать виды материалов, их свойства и названия; о чертеже и линиях чертежа. Уметь экономно и рационально размечать несколько деталей; выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке; реализовывать творческий замысел |
Текущий |
Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью урока, корректировать свою деятельность; отличать верно выполненное задание от неверного. П :добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; пользоваться памяткой; делать обобщения, выводы.. К :с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
24 |
|
|
Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнение на полосе бумаги в клетку |
комбинированный |
объяснение, практическая работа игла, нитки, бумага в клеточку |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы. Уметь выполнять подвижное соединение деталей с помощью ниток (№10); реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей |
Текущий |
Р :прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. П : с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические особенности объектов; проводить анализ изделий по заданным критериям; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. К :сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. |
25 |
|
|
Вышивание закладки по канве или ткани. Оформление концов закладки кисточками из ниток |
изучение нового материала |
демонстрация, практическая работа канва, нитки, игла, образцы узоров |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный способ соединения деталей. Уметь выполнять подвижное соединение деталей с помощью ниток (№10); реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей |
Текущий |
Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного. П :находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текста; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К :определять цели и задачи усвоения новых знаний; осуществлять действия по образцу; отличать верно выполненное задание от неверного. |
26 |
|
|
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани |
комбинированный |
практикум, ткань, картон, линейка, карандаш, ножницы, поролон[13], [16] самостоятельная работа |
Знать виды материалов, их свойства и названия; неподвижный способ соединения деталей. Уметь выполнять подвижное соединение деталей с помощью ниток (№10); реализовывать творческий замысел |
Текущий |
Р: осуществлять действия по образцу; корректировать при необходимости ход практической работы; воспринимать оценку своей работы; П :осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы; К :осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учетом конкретных учеб но-познавательных задач; выражать готов ность идти на компромиссы; анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя. |
Работа с глиной и пластилином 2 ч. |
||||||||
27 |
|
|
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса» |
комбинированный |
объяснение, практическая работа пластилин, иллюстрации к сказке, [12] |
Знать виды материалов, способы соединения. Уметь самостоятельно организовывать рабочее место. |
Текущий |
Р :действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения. П :анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. К :проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников; |
28 |
|
|
Лепка по представлению свободных композиций: «Маша и медведь», «Лиса и журавль» |
изучение нового материала |
демонстрация, практическая работа пластилин, иллюстрации к сказкам, [13], [16] |
Знать технологическую последовательность изготовления несложных изделий. Уметь планировать предстоящую деятельность. |
Текущий |
Р :работать над проектом под руководст вом учителя: ставить цель, обсуждать и сос тавлять план, распределять роли; анализиро вать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты. П :выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы; прояв лять индивидуальные творческие способнос ти при выполнении проектного задания. К :с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы |
Работа с бумагой и картоном 4 ч. |
||||||||
29 |
|
|
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги |
комбинированный |
объяснение, практическая работа коробочки, картон, бархатная бумаги , образцы, [13], [16] |
Уметь ориентироваться в своей системе знаний и умений |
Текущий |
Р :прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; под контролем учителя выполнять пробные упражнения для выявления оптимального решения задачи. П :ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. К :с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы; строить связное высказывание |
30 |
|
|
Изготовление по образцу плоскостной модели трёхсекционного светофора |
изучение нового материала |
объяснение, практическая работа, демонстрация модель светофора, картон, цв. бумага |
Знать способы разметки. Уметь планировать практическую деятельность. |
Текущий |
Р :контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. П :понимать учебные задачи занятия и стремиться их выполнить; понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. К :вести диалог на заданную тему; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; проявлять доброжелательное отношение к сверстникам |
31 |
|
|
Изготовление по образцу указателя «переход» |
комбинированный |
объяснение, практическая работа картон, цв. бумага, образец,[13], [16] |
Знать способы соединения деталей. Уметь самостоятель но организовывать рабочее место, рационально размещать несколько деталей. Уметь самостоятель но определять коли чество деталей в кон струкцииизготовляе мого изделия. |
Текущий |
Р:прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; под контролем учителя выполнять пробные упражнения для выявления оптимального решения задачи. П :ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. К :с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы; |
32 |
|
|
Изготовление по образцу коробки для оборудования рабочего места (путём складывания) |
изучение нового материала |
демонстрация, практическая работа картон, технологическая карта[13], [16] |
Знать правила безопасности труда. Знать виды материалов. Уметь анализировать, планировать предстоящую практическую работу
|
Текущий |
Р :контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. П :понимать учебные задачи занятия и стремиться их выполнить; понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы. К :вести диалог на заданную тему; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме; проявлять доброжелательное отношение к сверстникам |
Работа с текстильным материалом 2 ч. |
||||||||
33 |
|
|
Изготовление однослойной прихватки |
комбинированный |
демонстрация, практическая работа ткань, игла, нитки, [12] |
Знать правила безопасности труда. Уметь реализовывать творческий замысел. |
Текущий |
Р :анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы. П :выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения и выводы. К:с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы; строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. |
34 |
|
|
Изготовление однослойной прихватки |
изучение нового материала |
практическая работа ткань, игла, нитки, [12] |
Знать правила безопасности труда. Уметь реализовывать творческий замысел. |
Текущий |
Р :анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы. П :выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения и выводы. К :с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы; |