ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физкультуре составлена на основе программы по физкультуре специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., 4 – е издание.- М.: Просвещение, 2013.Она разработана в целях решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой: 4-е издание - М.: Просвещение, 2013.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение учащимся системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса — пионербол.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Уроки «лыжной подготовки» как обязательные занятия проводятся с 3 класса при температуре не ниже 12°С (для средней климатической зоны). Занятия на коньках не проводятся, в связи отсутствием спортивного инвентаря.. При проведении уроков по лыжной подготовке, особое внимание уделяю соблюдению технике безопасности и охране здоровья школьников.
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяю в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
В зависимости от конкретных региональных и климатических условий стараюсь изменять выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Имеется следующая документация: программа, годовой план-график прохождения учебного материала, тематический план на четверть, поурочные планы-конспекты.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
3 класс
Класс |
Виды упражнений, время |
Всего часов |
|||
гимнастика |
легкая атлетика |
подвижные игры |
лыжи |
||
2 |
31 |
28 |
27 |
12 |
102 |
В начальной школе исключительно важное значение имеет организация и проведение «Дней здоровья». Внеклассная спортивная работа проводиться после обеда, три раза в неделю, по которой имеется отдельная программа спортивных мероприятий.
Все занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля в 3 классе провожу два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценку по предмету «Физкультура» определяю в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
В федеральном базисном учебном плане на предмет «Физкультура» в 3 классе выделяется 2 учебных часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 102 часов. Из этого объёма, в примерной программе выделяется 10% учебного времени, которое является резервным и используется по моему усмотрению.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-ценность природы — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- ценность науки — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- ценность человечества — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
- ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- ценность патриотизма — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
ценность социальной солидарности — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- ценность гражданственности — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
- ценность поликультурного мира, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- ценность семьи — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
- ценность личности — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самовосприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- ценность традиционных религий — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалог.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Использование речевых средств и средств информационных технологий для решения задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: : изучения курса (Физическая культура) являются:
- организация отдыха и досуга средствами физической культуры
- изложение фактов истории физической культуры
- измерение показателей физического развития (рост, вес, масса тела)
- бережное обращение с оборудованием и инвентарем
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
|
Тема |
Дата проведения |
Условные обозначения
|
||
По плану |
По факту |
||||
1. |
Инструкция по технике безопасности. Построение в колонну ро одному |
|
|
|
|
2. |
Перестроение в колонну по три. |
|
|
|
|
3. |
Повороты переступанием. |
|
|
|
|
4. |
Построение в шеренгу. |
|
|
|
|
5. |
Ходьба и бег в рассыпную. |
|
|
|
|
6. |
Перестроение в круг из шеренги. |
|
|
|
|
7. |
Ходьба и бег по кругу. |
|
|
|
|
8. |
Прыжки с мягким приземлением на полусогнутые ноги. |
|
|
|
|
9. |
Ходьба боком приставным шагом, перешагивая через предмет. |
|
|
|
|
10. |
Ходьба по скамейке на носках. |
|
|
|
|
11. |
Поворот прыжком, спрыгивание с высоты. |
|
|
|
|
12. |
Ходьба и бег между предметами. |
|
|
|
|
13. |
Метание на дальность. |
|
|
|
|
14. |
Лазание по гимнастической стенке. |
|
|
|
|
15. |
Ходьба и бег по кругу. |
|
|
|
|
16. |
Перебрасывание мяча друг другу. |
|
|
|
|
17. |
Бег змейкой. Забрасывание мяча в корзину. |
|
|
|
|
18. |
Повороты прыжком на месте. |
|
|
|
|
19. |
Ходьба и бег парами. |
|
|
|
|
20. |
Перестроение из колонны по два и в колонну по одному. |
|
|
|
|
21. |
Перепрыгивание через скакалку . |
|
|
|
|
22. |
Ползанье по гимнастической скамейке. |
|
|
|
|
23. |
Прыжки на скакалке. |
|
|
|
|
24. |
Метание мяча из за головы двумя руками. |
|
|
|
|
25. |
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. |
|
|
|
|
26. |
Метание мяча на дальность. |
|
|
|
|
27. |
Перестроение в круг между предметами. |
|
|
|
|
28. |
Перепрыгивание через скакалку. |
|
|
|
|
29. |
Ходьба и бег врассыпную. |
|
|
|
|
30. |
Ведение мяча одной рукой |
|
|
|
|
31. |
Подвижная игра «Метко в цель» |
|
|
|
|
32. |
Общеразвивающие упражнения. |
|
|
|
|
33. |
Прыжок в длину с места. |
|
|
|
|
34. |
Ходьба и бег между предметами. |
|
|
|
|
35. |
Ходьба между предметами. |
|
|
|
|
36. |
Прыжки через короткую скакалку. |
|
|
|
|
37. |
Прыжки через скакалку с продвижением вперед. |
|
|
|
|
38 |
Прыжки через скакалку на месте. |
|
|
|
|
39 |
Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед. |
|
|
|
|
40 |
Ходьба и бег в колонне по одному |
|
|
|
|
41 |
Метание мешочка в цель. |
|
|
|
|
42 |
Метание мешочка в вертикальную цель. |
|
|
|
|
43 |
Ходьба по полу начерченной линии |
|
|
|
|
44 |
Медленный бег. Игра «У медведя во бору» |
|
|
|
|
45 |
Бег на месте с высоким подниманием бедра. |
|
|
|
|
46 |
Прыжки в высоту с шага. Игра «Съедобное не съедобное» |
|
|
|
|
47. |
Ходьба парами по гимнастической скамейке. |
|
|
|
|
48. |
Упражнения на развитие координации и равновесия. |
|
|
|
|
49 |
Техника безопасности при передвижении на лыжах, перенос лыж. |
|
|
|
|
50 |
Повороты на месте переступанием. |
|
|
|
|
51 |
Повороты на месте с продвижением вперед. |
|
|
|
|
52 |
Передвижения скользящим шагом. |
|
|
|
|
53 |
Передвижения скользящим шагом. Игра «Подними предмет» |
|
|
|
|
54 |
Передвижения скользящим шагом. |
|
|
|
|
55 |
Передвижения скользящим шагом. Подъем «лесенкой» |
|
|
|
|
56 |
Спуск в низкой стойке. |
|
|
|
|
57 |
Развитие скорости в прохождении дистанции. |
|
|
|
|
58 |
Сгибание и разгибание ног в низкой стойке. |
|
|
|
|
59 |
Прохождение дистанции 300 метров. |
|
|
|
|
60 |
Техника безопасности на уроках с подвижными играми. |
|
|
|
|
61 |
Метание малого мяча на дальность .Игра «Передача меча» |
|
|
|
|
62 |
Передача мяча в парах. Игра «Попробуй отбери». |
|
|
|
|
63 |
Передача мяча в парах. Игра «Лиса и куры» |
|
|
|
|
64 |
Броски мяча в стену. Игра «Выстрел в небо» |
|
|
|
|
65 |
Подача через сетку. |
|
|
|
|
66 |
Ловля мяча. |
|
|
|
|
67 |
Подачи и броски мяча через сетку. |
|
|
|
|
68 |
Ведение мяча ногами. |
|
|
|
|
69 |
Ведение мяча с остановкой по сигналу. |
|
|
|
|
70 |
Обведение мяча ногой вокруг стоек. |
|
|
|
|
71 |
Обучение остановки катящегося мяча. |
|
|
|
|
72 |
Броски мяча в цель. |
|
|
|
|
73 |
Передача мяча ногами партнеру. |
|
|
|
|
74 |
Броски мяча в цель. Игра «Гонка мячей» |
|
|
|
|
75 |
Кувырок вперед и назад. |
|
|
|
|
76 |
Группировка и мост. |
|
|
|
|
77 |
Упражнения с гимнастическими палками. |
|
|
|
|
78 |
Упражнения с акробатикой. |
|
|
|
|
79 |
Круговая тренировка. |
|
|
|
|
80 |
Развитие координации при упорах на руки. |
|
|
|
|
81 |
Прыжки в длину с места. |
|
|
|
|
82 |
Развитие силовых качеств акробатики. |
|
|
|
|
83 |
Подтягивание на перекладине. Игра «Коньки горбунки» |
|
|
|
|
84 |
Упражнения на равновесие. |
|
|
|
|
85 |
Упражнения с гантелями. |
|
|
|
|
86 |
Контроль наклон вперед из положения стоя. |
|
|
|
|
87 |
Подъем туловища за 30 секунд. |
|
|
|
|
88 |
Развитие гибкости в акробатических упражнениях |
|
|
|
|
89 |
Развитие выносливости в беге |
|
|
|
|
90 |
Бег с ускорением. |
|
|
|
|
91 |
Прыжки в длину с места. |
|
|
|
|
92 |
Обучение прыжкам через барьеры. |
|
|
|
|
93 |
Рузучивание упражнений в полосе препятствий. |
|
|
|
|
94 |
ТБ на уроках легкой атлетики. Медленный бег. |
|
|
|
|
95 |
Метание теннисного мяча. |
|
|
|
|
96 |
Метание мешочка на дальность. |
|
|
|
|
97 |
Совершенствование строевых упражнений. |
|
|
|
|
98 |
Контроль пульса. |
|
|
|
|
99 |
Совершенствование броска и ловле мяча. |
|
|
|
|
100 |
Развитие выносливости в круговой тренировке. |
|
|
|
|
101. |
Развитие внимания в эстафетах. |
|
|
|
|
102. |
Развитие ловкости в эстафетах с прыжками. |
|
|
|
|