Пояснительная записка
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
В возрасте 13-16 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Отличительной особенностью элементов является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия.
Цели:
Обеспечить учащихся знаниями о специальных приемах и действиях баскетболистов. Содействовать укреплению здоровья детей 13-16 лет. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.
Задачи работы секции:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни; совершенствование функциональных возможностей организма; формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия; обучить основным элементам игры в баскетбол.
Содержание программы.
Содержание данной программы рассчитано на систему трехразовых занятий в неделю продолжительностью 45 минут. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация, при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое, ритмичное, без задержки). На занятиях целесообразно применять соревновательный метод (эстафеты, подвижные игры), технические приемы изучать в сочетании с выработкой тактических умений.
Данная программа содержит материал теоретических и практических занятий.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия.
Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.
Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени. Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся. Содержательное обеспечение разделов программы.
Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
- Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
- Физическая подготовка баскетболиста.
- Техническая подготовка баскетболиста.
- Тактическая подготовка баскетболиста.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
- Соревновательная деятельность баскетболиста.
- Организация и проведение соревнований по баскетболу.
- Правила судейства соревнований по баскетболу.
- Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
- Специальная физическая подготовка
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
- с разной скоростью;
- в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
- Ловля и передача мяча
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
- Ведение мяча
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
- Броски мяча
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6.Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
- Защитные действия при опеке игрока с мячом.
- Перехват мяча.
- Борьба за мяч после отскока от щита.
- Быстрый прорыв.
- Командные действия в защите.
- Командные действия в нападении.
- Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Календарно-тематическое планирование секции «Баскетбол», 68 ч.
№ п/п |
Содержание материала |
Задачи |
Количество часов |
Дата |
|
плану |
факт |
||||
1 |
Медицинское обследование учащихся Техника безопасности |
Выявление состояния здоровья учащихся |
1 |
||
2 |
Знакомство с упражнениями по физической подготовке баскетболистов |
Развитие и укрепление физических качеств учащихся |
1 |
||
3 |
Совершенствование упражнений ОФП |
Совершенствование силы, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести. |
1 |
||
4 |
Зачетные требования |
Контроль умений и навыков |
1 |
||
5 |
Правила техники баскетбола |
Познакомить с многообразием и классификацией техники игры. |
1 |
||
6 |
Техника нападения. ОФП |
Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча, ведения, бросков по кольцу. |
1 |
||
7 |
Техника перемещений |
Отрабатывать приемы перемещений |
1 |
||
8 |
Тактика перемещений. СФП |
Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков, остановки и поворотов. |
1 |
||
9 |
Техника владения мячом |
Отрабатывать приемы ловли, передачи мяча |
1 |
||
10 |
Передача мяча двумя руками от груди.ОФП |
Совершенствовать навыки передачи мяча двумя руками от груди |
1 |
||
11 |
Передача мяча двумя руками с отскоком мяча от пола |
Отрабатывать приемы передачи мяча |
1 |
||
12 |
Передача мяча двумя руками сверху. ОФП |
Отрабатывать приемы передачи мяча |
1 |
||
13 |
Передача мяча одной рукой от плеча Техника безопасности |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
1 |
||
14 |
Передача мяча одной рукой сверху (крюком) |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
1 |
||
15 |
Передача мяча одной рукой снизу.ОФП |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
1 |
||
16 |
Передача мяча одной рукой за спиной |
Совершенствовать приемы передачи мяча |
1 |
||
17 |
Передача мяча снизу назад |
Отрабатывать приемы передачи мяча |
1 |
||
18 |
К.у. Приемы передачи мяча |
Контроль умений выполнять приемы передачи мяча |
1 |
||
19 |
Совершенствование ОФП |
Развитие навыков подвижности, ловкости. взаимовыручки |
1 |
||
20 |
Совершенствование СФП |
Совершенствование индивидуальных способностей |
1 |
||
21 |
Игра Техника безопасности |
Отработка приемов передачи мяча разными способами |
1 |
||
22 |
Техника ведения мяча |
Совершенствование техники ведения мяча |
1 |
||
23 |
Техника бросков мяча по кольцу |
Совершенствовать навыки броски по кольцу |
1 |
||
24 |
Бросок одной рукой от плеча с места. ОФП |
Совершенствовать навыки броски по кольцу |
1 |
||
25 |
Бросок одной рукой мяча от плеча в движении |
Совершенствовать навыки броски по кольцу |
1 |
||
26 |
Бросок одной рукой в прыжке Техника безопасности |
Отрабатывать навыки игры по изученным правилам |
1 |
||
27 |
Игра баскетбол. ОФП |
К.у. способностей по изученным правилам |
1 |
||
28 |
Бросок двумя руками. ОФП |
Развивать гибкость, силу воли, терпение, выносливость |
1 |
||
29 |
Ведение мяча |
Совершенствовать приемы игры |
1 |
||
30 |
Техника защиты |
Совершенствовать приемы защиты |
1 |
||
31 |
Техника перемещений |
Совершенствовать приемы перемещений |
1 |
||
32 |
Упражнения ОФП |
Развивать физические качества |
1 |
||
33 |
Перехват мяча.ОФП |
Совершенствовать навыки игры |
1 |
||
34 |
Вырывание мяча Техника безопасности |
Совершенствование техники овладения мячом |
1 |
||
35 |
Выбивание мяч. СФП |
Совершенствование техники выбивания мяча |
1 |
||
36 |
Техника накрывания мяча |
Отработка умений овладения мячом |
1 |
||
37 |
Соревнование по баскетболу.ОФП |
К./у. техники игры |
1 |
||
38 |
Сочетание приемов игры в баскетбол |
Совершенствование физических качеств учащихся |
1 |
||
39 |
Соревнование по баскетболу |
Совершенствование физических качеств учащихся |
1 |
||
40 |
Технические приемы баскетболиста |
Изучение теоретического материала |
1 |
||
41 |
Упражнения в передвижении. СФП |
Отработка двигательных навыков ( бег, прыжки на месте толчком одной двумя ногами, остановка, построение парами) |
1 |
||
42 |
Упражнения в ловле и передачах Техника безопасности |
Отрабатывать физические навыки (построение по 3 человека, встречными колонами, |
1 |
||
43 |
Совершенствование техники передвижения |
Воспитание культуры исполнения правил игры |
1 |
||
44 |
Совершенствование упражнений в бросках |
Совершенствование физических качеств учащихся |
1 |
||
45 |
Упражнения в ведении. ОФП Техника безопасности |
Отрабатывать навыки построения колоннами, обводки препятствий, построение группами |
1 |
||
46 |
Упражнения в перемещениях защитника |
Совершенствование навыков перемещения (произвольное, в парах) |
1 |
||
47 |
Подвижные игры Техника безопасности |
Закрепление двигательных способностей учащихся |
1 |
||
48 |
Упражнения в овладении мячом. СФП |
Совершенствование умений и навыков построения вкруг, построения по три человека |
1 |
||
49 |
Теоретический материал. Условия выполнения упражнений |
Воспитание культуры исполнения отработанных правил |
1 |
||
50 |
Соревнование по баскетболу |
Совершенствовать правила игры, изученные ранее |
1 |
||
51 |
Тактика нападения. Волевая подготовка |
Познакомить с общими требованиями |
1 |
||
52 |
Индивидуальные действия |
Отрабатывать навыки игры |
1 |
||
53 |
Групповые действия |
Отрабатывать навыки игры |
1 |
||
54 |
Правила пересечения |
Совершенствовать навыки игры |
1 |
||
55 |
Тактические комбинации игры. СФП |
Отрабатывать комбинации игры (тройка, малая восьмерка,скрестный выход,наведение на двух игроков) |
1 |
||
56 |
Командные действия. Волевая подготовка Техника безопасности |
Совершенствовать умения стремительного нападения, позиционного нападения, эшелонированного прорыва |
1 |
||
57 |
Тактика защиты. СФП |
Отработка противодействий атакующих |
1 |
||
58 |
Индивидуальные действия |
Укрепление физических способностей |
1 |
||
59 |
Командные действия |
Совершенствовать правила игры |
1 |
||
60 |
Игра баскетбол.СФП Техника безопасности |
Совершенствовать систему смешанной защиты |
1 |
||
61 |
Тактическая подготовка баскетболистов (теория) |
Формировать культуру игры, прививать интерес к физкультуре и спорту |
1 |
||
62 |
Тактика нападения. Игра баскетбол. СФП. |
Совершенствовать навыки группового взаимодействия, в командных действиях |
1 |
||
63 |
Тактика защиты. Игра баскетбол |
Отработка навыков индивидуальных, групповых, командных взаимодействий. К./у. |
1 |
||
64 |
Соревнования между командами спортивной секции двух школ. |
Совершенствовать навыки командных взаимодействий |
1 |
||
65 |
Упражнения общей физическ. подготовки.СФП. Техника безопасности |
Отрабатывать и закреплять физические способности и навыки учащихся |
1 |
||
66 |
Общие правила игры в баскетбол. К./у. |
Контроль теоретических знаний учащихся |
1 |
||
67 |
Зачетное занятие Техника безопасности |
Контроль техники выполнения тактических приемов игры |
1 |
||
68 |
Волевая подготовка учащихся |
Совершенствование навыков игры |
1 |
||