Пояснительная записка
Данная программа секции «Общая физическая подготовка» разработана для реализации в основной школе и рассчитана на возраст 7 – 15 лет (1 – 9 классы). Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение КУ (контрольных упражнений), участие в спортивных соревнованиях различного уровня и сдаче норм ГТО.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, целью физического воспитания в общеобразовательном учреждении дополнительное образование спортивной направленности является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение обучающимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Обоснование необходимости программы.
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие обучающиеся нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие - гиперактивны.
Современные школьники в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности кружковцев решает данная программа.
ОФП - это не спорт, но без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для школьника, которого каждый здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП является фундаментом.
ОФП - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании.
ОФП - это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического уровня.
Цели программы:
совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата. Повышение сопротивляемости организма школьника неблагоприятным влияниям внешней среды посредством физических упражнений.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи.
Оздоровительные:
- укреплять здоровье и закаливать кружковцев;
- удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
- укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм воспитанников;
- снимать физическую и умственную усталость.
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
- формировать правильную осанку;
- обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
- изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
- формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
- прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности воспитанника;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Для реализации программы
Место проведения:
- Спортивная площадка (футбольное поле, беговая дорожка);
- Класс (для теоретических занятий);
- Спортивный зал.
Инвентарь:
- Волейбольные мячи;
- Баскетбольные мячи;
- Кегли;
- Скакалки;
- Теннисные мячи;
- Малые мячи;
- Гимнастические скамейки;
- Сетка волейбольная;
- Щиты с кольцами;
- Секундомер;
- Маты;
- Ракетки;
- Обручи.
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части: ОФП и игры;
- занятия оздоровительной направленности;
- праздники;
- эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
- информационно-познавательные (беседы, показ);
- творческие (развивающие игры);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа кружка «ОФП» рассчитана на 68 часов.
Организационно-методические рекомендации
Возраст детей: 7-15 лет
Занятия проводятся 2 раза
в неделю - 2 часа.
Занятия в объединении позволяют:
- максимально поднять уровень физического здоровья среди детей школьного возраста;
- развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
- развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
- сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
- подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.
Планируемые результаты освоения программы «ОФП»:
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям сердечных сокращений;
- взаимодействовать с воспитанниками в процессе занятий ОФП.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующим образом:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков (Приложение 1).
Требования к учебно-тренировочному занятию
Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации воспитанников. На каждом занятии решается комплекс взаимосвязанных задач:
образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам.
Планируя материал прохождения программы, учитываются климато - географические особенности региона, состояние материально-технической базы учреждения. В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений. Нагрузка занятий повышается постепенно и волнообразно.
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Вводное занятие. Ознакомление с правилами соревнований. |
1
|
1
|
- |
|
Техника безопасности во время занятий ОФП |
||||
Лёгкая атлетика |
14 |
- |
14 |
|
Подвижные игры |
6 |
- |
6 |
|
Спортивные игры: Футбол Волейбол Баскетбол Настольный теннис |
47 10 11 13 13 |
- - - - - |
47 10 11 13 13 |
|
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. |
Согласно плану спортивных мероприятий. |
|||
ИТОГО |
68 |
1 |
67 |
Занятия проводятся с нагрузкой 2 часа в неделю. На данном этапе предполагается ознакомление с видами, укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям, на создание базы разносторонней физической функциональной подготовленности, развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости, изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков, ознакомление с остальными разделами правил соревнований и некоторыми вопросами теории.
Основы обучения:
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам упражнений. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий ОФП. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах упражнений.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижные игры. Спортивные игры. Лёгкая атлетика.
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.
Литература
- Былеева Л.В. Подвижные игры. М.,1974.
- Портных Ю.И.Спортивные игры. М., 1974.
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов, Москва, «Просвещение», 2011 год.
- Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время, Москва, «Просвещение», 1980 год.
Приложение 1 (обязательное)
Контрольные нормативы по общей физической подготовке.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 7-11 лет представлены в таблице П.2.1
Таблица П. 2.1
№ п/п |
Наименование упражнения |
Пол учащихся |
|
Девочки |
Мальчики |
||
1. |
Бег 20 м с высокого старта (с) |
4,8-5,0 |
4,6-4,8 |
2. |
Бег 30 м с высокого старта (с) |
6,0-6,5 |
5,5-6,0 |
3. |
Бег 60 м с высокого старта (с) |
- |
10-10,5 |
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
150-160 |
155-165 |
5. |
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 с (количество раз) |
15-20 |
15-25 |
6. |
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) |
30-35 |
35-45 |
Примечание - в таблице П.2.1 приведены допустимые для данного возраста результаты по выполнению упражнения, более высокий результат говорит о перспективности учащегося, более низкий - наоборот.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 12-13 лет представлены в таблице П.2.2
Таблица П.2.2
№ п/п |
Наименование упражнения |
Пол учащихся |
|
Девочки |
Мальчики |
||
1. |
Бег 30 м с высокого старта (с) |
4,8-5,0 |
4,6-4,8 |
2. |
Бег 800 м |
- |
Без учета времени |
3. |
Бег 60 м с высокого старта (с) |
10-10,5 |
9,5-10 |
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
175-180 |
190-200 |
5. |
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) |
70-75 |
80-85 |
6. |
Подъем прямых ног за голову из положения лежа на спине (количество раз) |
10-12 |
15-20 |
7. |
Переход из положения лежа в положение сидя с касанием пальцами рук ступней (количество) |
12 |
18 |
8. |
Разгибание рук в упоре лежа (отжимание) |
15-20 |
20-25 |
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 14-15 лет представлены в таблице П.2.3
Таблица П.2.3
№ п/п |
Наименование упражнения |
Пол учащихся |
|
Девочки |
Мальчики |
||
1 |
Бег 30 м с высокого старта (с) |
4,8-5,0 |
4,3-4,6 |
2 |
Бег 1000 м (мин) |
4,5 и менее |
4,3 и менее |
3 |
Бег 60 м с высокого старта (с) |
9,5-10 |
9-9,5 |
4 |
Бег 3000 м |
- |
Без учета времени |
5 |
Прыжок в длину с места= (см) |
175-180 |
190-205 |
6 |
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) |
90-95 |
100-105 |
7 |
Подъем прямых ног за голову из положения лежа на спине (количество раз) |
14-18 |
20-25 |
8 |
Доставание ступней выпрямленных в коленях ног пальцами рук из положения лежа |
15-20 |
25-30 |
9 |
Отжимание от пола |
20-25 |
30-35 |
10 |
Подтягивание согнутых в коленях ног к груди из виса на гимнастической стенке |
10-12 |
- |
11 |
Подтягивание хватом сверху из виса на перекладине |
- |
5-8 |
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 16-17 лет представлены в таблице П.2.4
Таблица П.2.4
№ п/п |
Наименование упражнения |
Пол учащихся |
|
Девочки |
Мальчики |
||
1. |
Бег 30 м с высокого старта (с) |
4,3-4,5 |
4,1-4,3 |
2. |
Бег 60 м с высокого старта (с) |
9,1-9,3 |
8,3-8,5 |
3. |
Бег 3000 м (мин) |
Без учета времени |
15 и менее |
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
190-200 |
230-240 |
5. |
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) |
100-105 |
110-120 |
6. |
Подъем прямых ног за голову из положения лежа на спине (количество раз) |
20-25 |
30-35 |
7. |
Доставание ступней выпрямленных в коленях ног пальцами рук из положения лежа |
25 |
30 |
8. |
Отжимание от пола |
25-30 |
35-40 |
9. |
Подтягивание согнутых в коленях ног к груди из виса на гимнастической стенке |
15-25 |
- |
10. |
Подтягивание хватом сверху из виса на перекладине |
- |
10 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
Дата проведения |
1. |
Техника безопасности во время занятий ОФП. Система планирования тренировки спортсмена: многолетнее, годичное, оперативное планирование. Индивидуальный план тренировки. |
|
Лёгкая атлетика |
||
2. |
Техника безопасности во время занятий л/а. Бег на короткие дистанции. |
|
3. |
Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте. |
|
4. |
Ускорения; бег по повороту; финиш. |
|
5. |
Бег на время на дистанции 30. 60м. |
|
6. |
Бег на время на дистанции 100м. |
|
7. |
Бег по пересечённой местности. |
|
Футбол |
||
8. |
Техника безопасности во время занятий футболом. Удары по мячу с места, с хода. |
|
9. |
Ведение и обводка. Отбор мяча. |
|
10. |
Финты. Выбивания. |
|
11. |
Отбор мяча. Вбрасывание мяча. |
|
12. |
Вбрасывание мяча. Игра вратаря. |
|
13. |
Соревнования. Тренировочная игра. |
|
Баскетбол |
||
14. |
Техника безопасности во время занятий баскетболом. Перемещения и остановки. Учебная игра. |
|
15. |
Ловля и передача мяча. Учебная игра. |
|
16. |
Бросок мяча в кольцо в прыжке двумя руками. |
|
17. |
Броски мяча в кольцо после ведения. |
|
18. |
Выбивание мяча при ведении и броске. |
|
19. |
Борьба за мяч, отскочивший от щита. |
|
20. |
Учебно-тренировочная игра. |
|
Подвижные игры с мячом |
||
21. |
Техника безопасности во время занятий подвижными играми. Пионербол. Ловля мяча, летящего на средней высоте. |
|
22. |
Пионербол с элементами волейбола. Ловля мяча, летящего высоко. |
|
23. |
Учебно-тренировочная игра. |
|
24. |
Учебно-тренировочная игра. Соревнования. |
|
Волейбол |
||
25. |
Техника безопасности во время занятий волейболом. Приём мяча. Передача мяча. |
|
26. |
Приём мяча. Передача мяча. |
|
27. |
Подача мяча. Прием подачи двумя руками снизу. |
|
28. |
Подача мяча. Прием подачи двумя руками снизу. |
|
29. |
Нападающий удар. Блокирование мяча. |
|
30. |
Нападающий удар. Блокирование мяча. |
|
31. |
Учебно-тренировочная игра. Соревнования. |
|
Баскетбол |
||
32. |
Техника безопасности во время занятий баскетболом. Ведение мяча правой и левой рукой. Отвлекающие приемы. |
|
33. |
Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. |
|
34. |
Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. |
|
35. |
Овладение мячом и противодействия. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Игра. |
|
36. |
Групповые тактические действия в нападении и защите. Игра. |
|
37. |
Командные тактические действия в нападении и защите. Игра. |
|
Подвижные игры с мячом |
||
38. |
Техника безопасности во время занятий подвижными играми. Перестрелка с 1 мячом. |
|
39. |
Перестрелка с 2 и 3 мячами. |
|
Настольный теннис |
||
40. |
Техника безопасности во время занятий настольным теннисом. Упражнения с ракеткой и шариком. Техника подачи толчком. |
|
41. |
Игра толчком справа и слева. |
|
42. |
Атакующие удары по диагонали. |
|
43. |
Атакующие удары по линии. |
|
44. |
Игра в защите. |
|
45. |
Выполнение подач разными ударами. |
|
46. |
Игра в разных направлениях. |
|
47. |
Игра на счет разученными ударами. |
|
48. |
Игра с коротких и длинных мячей. |
|
49. |
Групповые игры. |
|
50. |
Отработка ударов накатом. |
|
51. |
Отработка ударов срезкой. |
|
52. |
Поочередные удары левой и правой стороной ракетки. |
|
Волейбол |
||
53. |
Верхние и нижние передачи мяча 2-мя руками. Нападающий удар. |
|
54. |
Передача мяча у сетки. Нападающий удар. |
|
55. |
Блокирование мяча. Нападающий удар. |
|
56. |
Учебно-тренировочная игра. Соревнования. |
|
Лёгкая атлетика |
||
57. |
Бег на короткие дистанции. |
|
58. |
Бег на короткие дистанции |
|
59. |
Бег по пересечённой местности. |
|
60. |
Бег по пересечённой местности. |
|
61. |
Бег по пересечённой местности. |
|
62. |
С/и «Лапта». Бег на средние дистанции. |
|
63. |
С/и «Лапта». Бег на средние дистанции. |
|
64. |
Тестирование. |
|
Футбол |
||
65. |
Удары по мячу. Тренировочная игра. |
|
66. |
Удары по мячу. Тренировочная игра. |
|
67. |
Игра вратаря. Игра. |
|
68. |
План самостоятельных занятий на лето. |
|