ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.
Программа рассчитана на 35 учебных часа из расчёта 1 часа в неделю.
Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы.
Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.
Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:
- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.
В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для культуры Китая — это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и женского земного инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсюду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «космическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитектуры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая.
Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в Италии в авторскую программу включено творчество Донателло, возродившего античные традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета (также не включенных в обязательный минимум содержания, но присутствующих в авторской программе) до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрождения.
Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII века», «Художественная культура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художественная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.
Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.
Значительное место в программе отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.
Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:
знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС (34 ЧАСА)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (13 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. ФрескоАя роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор Апеллы Карла
Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храА: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (3 часа)
Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (3 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (1 час)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
ПОУ – 1 час
Тематическое планирование
по Мировой художественной культуре
2018-2019 учебный год
10 класс
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю 1
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Г. Емохоновой
Номер урока |
Дата По плану/ факту |
Раздел, тема |
Количество часов |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Виды контроля |
Домашнее задание |
|||
1 |
|
Вводный урок. Язык искусства: проблема художественного образа. |
1 |
Введение понятия МХК. Для чего человеку нужны произведения искусства. Понятие «художественный образ». Объективная и субъективная сторона «художественного образа». Классификация произведений искусства. Язык видов искусства. |
Знать что такое художественный образ, культура, виды изобразительного искусства |
беседа |
Создать свой художественный образ |
|||
2 |
|
Тема 1. Художественная культура первобытного мира. Миф - основа ранних представлений о мире. |
3
1 |
Периодизация первобытности. Причины возникновения искусства. Виды произведений первобытности. Отличительные черты и функции первобытного искусства. Космогонические мифы. Древние образы. |
Знать что такое мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису |
беседа |
Учебник с.14 -18 (прочитать и выполнить задания на с. 18). |
|||
3 |
|
Славянская древняя культура |
1 |
Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне |
Знать что такое Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. |
опрос |
Прочитать учебное пособие с.19-23 и выполнить задание на с. 23. |
|||
4 |
|
Зарождение искусства. |
1 |
Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов. |
Знать что такое Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 23 – 29 и выполнить задание на с. 29. Анализ видео сюжета «Стонхендж - мегалитическая культура Великобритании» |
|||
5 |
|
Тема 2. Художественная культура Древнего мира. Искусство Древней Месопотамии. |
14
1 |
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. |
Знать зиккураты в Уре и Вавилоне. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 32 – 37 |
|||
6 |
|
Искусство Древнего Египта. |
2 |
Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Наземный храм - символ вечного самовозрождения бога Ра. |
Знать что такое Пирамиды в Гизе. Храм Амона-Ра в Карнаке |
Тест |
Прочитать учебное пособие с. 38 – 43 и выполнить задание на с. 43. |
|||
7 |
|
Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. |
Знать что такое Гробница Рамсеса IX в Долине царей |
Беседа |
Прочитать учебное пособие с. 44 – 49 и выполнить задание на с. 49 |
|||||
8 |
|
Искусство Индии.
|
2 |
Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. |
Знать что такое храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 50 – 54 и выполнить задание на с. 54 |
|||
9 |
|
Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Особенности буддистской пластики и живописи. |
Знать что такое большая ступа в Санчи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 55– 59 и выполнить задание на с. 59 |
|||||
10 |
|
Древняя Америка. |
1 |
Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. |
Знать что такое Пирамида Солнца в Тео-тиуакане. Храм бога Уици-лопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке |
Опрос |
Прочитать учебное пособие с. 60 – 67 и выполнить задание на с. 67 |
|||
11 |
|
Крито-микенская культура |
1 |
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. |
Познакомиться Кносский дворец-лабиринт царя Ми-носа на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах |
Опрос |
Прочитать учебное пособие с. 68 – 73 и выполнить задание на с. 73 |
|||
12 |
|
Искусство Древней Греции. |
4 |
Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов. |
Знать что такое Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики |
Беседа |
Прочитать учебное пособие с. 74 – 79 и выполнить задание на с. 79. |
|||
13 |
|
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. |
Знать что такое Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 79 – 84 и выполнить задание на с. 84 |
|||||
14 |
|
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. |
Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада |
Урок творчества |
Прочитать учебное пособие с. 84 – 88 и выполнить задание на с. 88. |
|||||
15 |
|
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. |
Знать что такое Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Алтарь Зевса в Пергаме |
беседа |
Прочитать учебное пособие с. 94 – 99 и выполнить задание на с. 99 |
|||||
16 |
|
Древний Рим |
2 |
Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. |
Знать что такое Римский форум, Пантеон, Колизей |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 100 – 105 и выполнить задание на с. 105 |
|||
17 |
|
Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора. Скульптурный портрет. |
Знать что такое Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 88 – 93 и выполнить задание на с. 93 |
|||||
18 |
|
Раннехристианское искусство |
1 |
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. |
Знать что такое Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 106 – 111 и выполнить задание на с. 111 |
|||
19 |
|
Тема 3. Художественная культура Средних веков. Византия и Русь. |
13
7 |
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая и топографическая символика |
Знать что такое Собор Святой Софии в Константинополе. |
тест |
Прочитать учебное пособие с. 114 – 119 и выполнить задание на с. 119, |
|||
20 |
|
Временная символика крестово-купольного храма. Византийский стиль в мозаичном декоре. |
Знать что такое Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве
|
опрос |
Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 119-120, 123-126 и выполнить задание на с. 126 |
|||||
21 |
|
Византийский стиль в иконописи. Исихазм и творчество Феофана Грека. |
Знать что такое Икона Богоматери Владимирской Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля |
беседа |
Прочитать учебное пособие с. 126-131 и выполнить задание на с. 131 |
|||||
22 |
|
Формирование московской школы иконописи. Андрей Рублёв и его эпоха. Русский высокий иконостас. |
Знать Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель
|
Урок творчества |
Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 132-135, 134-135 и выполнить задание на с. 126 |
|||||
23 |
|
Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Символика православного храма. Формирование местных художественных школ. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура Пскова и Новгорода. Московская архитектурная школа.
|
Знать что такое Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Знать что такое Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. Успенский и Архангельский соборы Москов- кого Кремля. Церковь Вознесения в Коломенском
|
Проверка д.з |
Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 120-123, 135-139 и выполнить задание на с. 123, 140 |
|||||
24 |
|
Дионисий и его школа. Формирование облика Москвы и Кремля. Архитектура и градостроительство XVI века. Живопись. Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.
|
Знать что такое Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества богородицы в Ферапонтове. |
беседа |
Прочитать учебное пособие с. 140-145 и выполнить задание на с. 145 |
|||||
25 |
|
Западная Европа |
3 |
Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор.
|
Знать что такое Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере |
Урок творчества |
Прочитать учебное пособие с. 146-151 и выполнить задание на с. 152 |
|||
26 |
|
Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. |
Знать что такое Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне |
беседа |
Прочитать учебное пособие с. 152-158 и выполнить задание на с. 158 |
|||||
27 |
|
Готика. Готический храм — образ мира. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. |
Знать что такое Церковь Сен-Дени под |
Урок-практикум |
Прочитать учебное пособие с. 158-164 и выполнить задание на с. 164 |
|||||
28 |
|
Искусство – Арс нова |
3 |
Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. |
Знать что такое Данте Алигь-ери. «Божественная комедия». Джотто. Фресковый цикл в капелле Скро-венъи в Падуе |
опрос |
Прочитать учебное пособие с. 172-178 и выполнить задание на с. 178 |
|||
29 |
|
Аллегорические циклы Арс нова. Музыкальное течение Арс нова |
Знать что такое Андрей да Бонапути. «Триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Мастер «Триумфа Смерти». «Триумф Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе. |
Урок-практикум |
Прочитать учебное пособие с. 178-184 и выполнить задание на с. 148 |
|||||
30 |
|
Специфика Арс нова на Севере. |
Знать что такое Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Ренте |
Проверка д.з |
Прочитать учебное пособие с. 184-189 и выполнить задание на с. 189 |
|||||
31 |
|
Тема 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века. Китай |
3 1 |
Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. |
Знать что такое Храм. Неба в Пекине |
Беседа с элементами анализа репродукций |
Прочитать учебное пособие с. 192-201, выполнить задание на с. 201 |
|||
32 |
|
Япония |
1 |
Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. |
Знать что такое Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский Сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото |
Урок творчества. |
Прочитать учебное пособие с. 202-209, выполнить задание на с. 209 |
|||
33 |
|
Ближний Восток |
1 |
Образ рая в архитектуре мечетей. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.
|
Знать что такое Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Альгамбра в Гранаде. |
Урок развивающего обучения |
Прочитать учебное пособие с. 210-216, 216-225, выполнить задание на с. 216, 225 |
|||
34 |
|
Мировая культура с древности по средневековье. |
1 |
Базовые знания. |
|
Проверка д.з |
|
|||