Мировая художественная культура 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.

- История русской культуры. X - XX вв. Ю.С. Рябцев. М., «Владос», 2002г.

- Мировая культура и искусство. С.М. Петкова. Р.-на-Д., «Феникс», 2005г.

Учебное пособие: Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. Мировая художественная культура: учебное пособие + CD (11 класс). – М.: Академия, 2008.

Русская культура. X – XX вв. Ю.С. Рябцев. М., «Владос», 2002г.

Справочник по мировой культуре и искусству. С.М. Петкова. Р.-на-Д., «Феникс», 2005г.

Дополнительная литература:

С.С. Дмитриев Очерки истории русской культуры начала XX века. М., «Просвещение», 1985г.

Эрнст Гомбрих История искусства. М., «Ридерз Дайджест», 1998г.

Методическая литература:

            Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. Мировая художественная культура: книга для учителя (11 класс). – М.: Академия, 2008.

            Искусство. Приложение к газете «Первое сентября». Подписка на 2006-2010гг.

Рабочая тетрадь: 

11 класс: Л.Г. Емохонова, «Мировая художественная культура» 11 класс Рабочая тетрадь. Издательский центр «Академия» 2011.

Программа рассчитана на 35 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомен­даций примерной программы.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафикси­рованного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Изучение МХК направлено на достижение  следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уров­не систематизирует знания о культуре и искусстве, получен­ные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосред­ственной связью искусства и мифологии, поэтому для изуче­ния культуры Древнего мира были выбраны памятники, наибо­лее полно отразившие влияние на творческий процесс мифоло­гического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульман­ских стран. Для культуры Китая — это мифологические пред­ставления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и жен­ского земного инь, определяющие ее традиционность и устой­чивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсю­ду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «кос­мическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвра­титься, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгам­бра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голу­бой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитек­туры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением мета­форы рая.

Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой евро­пейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идей­ного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каж­дой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра по­зволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смо­гут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в яр­ких, чувственных образах.

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характери­стики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архи­тектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Воз­рождения в Италии в авторскую программу включено твор­чество Донателло, возродившего античные традиции в релье­фе и круглой скульптуре. Это способствует целостности вос­приятия процессов развития пластики от греческой класси­ки, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портре­та (также не включенных в обязательный минимум содержа­ния, но присутствующих в авторской программе) до новатор­ства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрожде­ния.

Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) пред­лагается изучение культуры Древнего мира, раннехристиан­ского искусства, искусства Средних веков с акцентом на куль­туру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, куль­туры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Ху­дожественная культура XVII века», «Художественная куль­тура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художе­ственная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения пре­дельно полной картины культурного развития выбраны все наи­более значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Ки­тай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено совре­менной художественной культуре, знание и понимание кото­рой способствует самоидентификации молодых людей в совре­менном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуаль­ного художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры разви­вает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возмож­ность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Про­блемное поле отечественной и мировой художественной куль­туры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

-   основные виды и жанры искусства;

-   изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-   шедевры мировой художественной культуры;

-   особенности языка различных видов искусства;

 

уметь:

-   узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

-   устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

-   пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-   выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);

 

использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

-   выбора путей своего культурного развития;

-   организации личного и коллективного досуга;

-   выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

-   самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное  участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены назва­ния памятников культуры, знакомство с которыми желатель­но для получения более полной и красочной картины художе­ственного развития, но изучение которых на уроке необязатель­но. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволя­ли бы анализировать произведения искусства.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11 КЛАСС (34 ЧАСА)

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)

 

Возрождение в Италии (5 часов)

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

 

Северное Возрождение (4 часа)

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола». Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)

 

Барокко (4 часа)

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

 

Классицизм (1 час)

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)

 

Рококо (1 час)

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Неоклассицизм, ампир (5 часов)

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм (2 часа)

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

 

Реализм (3 часа)

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

Модерн (2 часа)

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — ха­рактерная черта русского модерна в живописи. Валентин Алек­сандрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Евро­пы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ + ПОУ))

 

Модернизм (4 часа)

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Массовая культура и её роль в обществе. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».

 

Постмодернизм (1 час)

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».

 

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МИРОВАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА 11 класс  (35 часов)

 

Тема

Количество часов

 

МИРОВАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА 11 класс (35 часов)

 

1

Художественная культура эпохи Возрождения

9

2

Художественная культура XVII века

5

3

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века

8

4

Художественная культура второй половины  XIX —начала XX века

7

5

Художественная культура XX века

5

6

ПОУ

1

ИТОГО

35

 


 

Тематическое планирование

по Мировой художественной культуре

2018-2019 учебный год

11 класс

Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю 1

Планирование  составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Г. Емохоновой

 

Номер урока

Раздел, тема

Количество часов

Основное содержание

Вид контроля

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Дата

1

Гуманизм-основа мировоззрения эпохи Возрождения.

1

Гуманизм- основа мировоззрения эпохи Возрождения. Флоренция-воплощение ренессансной идеи «идеального города в трактатах, архитектуре, живописи. Л. Б. Альберти. «Десять книг о зодчестве». Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Купол  собора Санта-Мария дель Фьоре.  Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито.

Беседа

Каким образом новое восприятие пространства и времени отразилось в архитектуре. Знать архитектурные приемы Брунеллески. Почему его называют родоначальником ренессансной архитектуры.

Урок 1, вопросы 2,1

 

2

Образ площади и улицы в живописи.

1

Образ площади и  улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного». «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.

Опрос

Знать изобразительные приемы живописи Мазаччо. Почему эти приемы позволяют расценивать площадь как метафору нового мира. Знать ,что роднит фрески Мазаччо и рельефы Донателло.

Урок  2, вопросы

 

3

Высокое Возрождение.

1

Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане. Фреска «Парнас».

Беседа

Живописные приемы в творчестве Леонардо да Винчи. Знать что он новатор высокого Возрождения. Принципы художественного синтеза и архитектуры и живописи Рафаэля.

Урок 3, вопросы и задания

 

4

Эстетика Высокого Возрождения

1

Эстетика  Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарротти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

Проверка д/з

На каком основании можно утверждать , что в работах Микеланджело скульптура обрела равные права с архитектурой.

Урок 4, раб тетр 6, творческое задание

 

5

Венецианская школа живописи.

1

Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная». «Пьета». Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от « строгого письма» к мадригалу. Джованни де Палестрина. Мадригал «Томлюсь без конца».

Беседа.

Знать отличительные особенности венецианской живописи. Как они отражены в творчестве Тициана. Знать определение «мадригал».

Урок 5, Проектная деятельность

 

6

Особенности Северного Возрождения.

1

Особенности Северного Возрождения. Гротескно- карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер-Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста».  Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу»

Опрос

Какие черты отличают итальянскую ренессансную живопись от живописи Северного Возрождения. Знать специфику нидерландского Возрождения. Творчество Питера Брейгеля Старшего.

Урок 6,

творческое задани

 

7

Мистический характер Возрождения в

Германии.

1

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры  «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола».

Проверка д/з

Уметь определять основные черты Возрождения в Германии. Знать творчество Альбрехта Дюрера. Специфическое восприятие немцев.

Урок 7, сообщения

 

8

Светский характер Возрождения во Франции.

 

1

Светский характер во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фьорентино.

Урок исследование

Знать ренессансные черты школы Фонтенбло.

Различать декоративное оформление интерьеров во французском и итальянском Ренессансе.

Урок 8, творческое задание

 

 

9

Ренессанс в Англии.

1

Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Комедия «Укрощение строптивой.

Урок творчества

Познакомить с особенностями Ренессанса в Англии. Рассмотреть, почему драматургия Шекспира считается вершиной в искусстве эпохи Возрождения.

Урок 9творческое задание,

Проектная деятельность Написать отзыв на произведение

 

10

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.

1

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь cв. Петра. Площадь Навона. Мост Cв. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер –киворий в соборе Св. Петра.

Конференция

Познакомить с термином «барокко». Рассказать о мировоззрении, свойственном эпохе барокко. Знать архитектурные ансамбли эпохи барокко.

Урок 10Дать описание собора Святого петра

 

11

Специфика русского барокко.

1

Специфика русского барокко. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.

демонстрация

Добиться понимания специфики русского барокко. Знать стилевые особенности «растреллиевского барокко»

Урок 11, вопросы

 

12

Живопись барокко.

1

Живопись барокко. Плафонная живопись. Джованни Батиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» В церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. Питер Пауэлл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста». И «Снятие с Креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрант Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра».

Проверка д/з

Определять главное свойство стиля барокко в оформлении интерьеров. Познакомить с творчеством Рубенса. Как проявляется гуманизм в созданных им образах.

Урок 12, сообщения

 

13

Музыка в барокко.

1

Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. «На рождественскую ночь». И.С.Бах. Пассион «Страсти по Матфею». « Сжалься на до мной , Господи».

Конференция

Познакомить с творчеством Баха, Монтеверди, Корелли. Знать и определять музыку на слух. Какие музыкальные жанры привели к театрализации жизни в эпоху барокко.

Урок 13, вопросы и задания

 

14

Искусство классицизма.

1

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль Людовика 14. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

Урок творчества

Добиться понимания.»садовый быт» французского классицизма. Найти черты эстетики барокко в окружающей действительности.

Урок 14 Проектная деятельность

 

15

Истоки рококо в живописи.

1

Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цицеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Урок творчества

Познакомить с термином рококо. Как эстетика эпохи сказалась в оформлении интерьеров рококо. Франсуа Куперен-музыкальные  «безделицы».

Урок 15, вопросы

 

16

Музыка просвещения.

1

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония №*% «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан», «Реквием»: «Лакримоза». Людвиг ванн Бетховен. 5 симфония. «Лунная соната».

практикум

Знать, что такое эпоха Просвещения. Что такое музыкальный романтизм. Сравнить с музыкой барокко. Чем обусловлено различие в эстетических идеалах Моцарта и Бетховена.

Урок 16 вопросы и задания

 

17

Образ "идеального города в классицис

тических ансамблях Парижа и Петербург

1

Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриель. Площадь Людовика 15 в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге.

беседа

Сопоставить образ «идеального « города эпохи Ренессанса и классические ансамбли Парижа и Петербурга. Почему Адмиралтейство похоже на целый город.

Урок 17, вопросы и задания

 

18

Имперский стиль в архитектуре.

1

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

беседа

Познакомить с термином –ампир. Знать отличительные особенности русского ампира. Какие градостроительные приемы применялись при создании архитектурных ансамблей.

Урок 18, презентации

 

19

Неоклассицизм в живописи.

1

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Урок творчества

Знать что такое неоклассицизм. Классическая и академическая живопись Понимать специфику академической живописи. Знать различие между ними.

Урок 19, вопросы

 

20

Зарождение классической музыкальной школы в России.

 

1

Зарождение музыкальной классической школы в России. Михаил Иванович Глинка. Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

практикум

Понимать принцип народности в произведениях. Как это проявляется в опере «Жизнь за царя», в русских романсах.

Урок 20. , вопросы и

задания

 

21

Романтический идеал и его воплощение в музыке.

1

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец №1».

беседа

  Знать, что такое романтизм в музыке. Какое основное кредо романтизма реализовалось в музыке. Почему образ пеликана, бывший в средневековом искусстве аллегорией Иисуса Христа, был востребован в эпоху романтизма.         

Урок 21, вопросы

 

22

Живопись романтизма.

1

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Литературная тематика. Данте Габриэл Россетти. «Смерть Сарданапала». Франсиска Гойя. «Колосс». Образ романтического героя. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова.

Проверка д/з

Знать отличие русского романтизма от европейского. Познакомить с темами, которые нашли отражение в творчестве композиторов и художников романтиков. В чес состоит специфика романтизма в этих ареалах.

Урок 22 Проектная деятельно

 

23

Социальная тематика в живописи.

1

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».

практикум

Рассмотреть творчество  французских художников –реалистов. Что объединяет их с русскими передвижниками. Каким образом в исторических полотнах Суриков изображает скрытый антагонизм между обществом и личностью.

Урок 23, творческое задание

 

24

Направления в развитии русской музыки.

1

Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. М.П. Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Н.А. Римский-Корсаков. « Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

Конференция

Познакомить с величайшими композиторами, вошедшими в группу «Могучая кучка». Какими музыкальными приемами композиторы отражали социальные идеи.

Рассмотреть, какие черты оперного искусства были позаимствованы друг у друга.

 Урок 24, выступление по “Могуч .кучке”

 

 

25

Лирико-психологическое начало в музыке..

1

Лирико-психологическое начало в музыке. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в музыке. П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама».

Конференция

Познакомить с операми и балетами П.И. Чайковского. Какими музыкальными средствами пользовался Чайковский, чтобы отобразить в балете лирико-психологическое начало. Как характеризуется тема рока в опере «Пиковая дама».

 Урок 25, вопросы и задания

 

26

Основные черты импрессионизма в живописи.

1

 Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре.Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».

исследование

Познакомить с терминами «импрессионизм, символизм, постимпрессионизм».Как эстетика импрессионизма отражена в изобразительном искусстве. Знать ,какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм.

 Урок 26, вопросы и задания

 

27

Символизм в живописи.

1

Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Вон Гог. «Сеятель» Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».

беседа

Понимать, каким образом в картинах художников-символистов отражено их восприятие мира как окно в неведомое.

Урок 27, Творческое задание

 

28

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.

1

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт.»Бетховенский фриз».Модерн в архитектуре.Виктор Орта. Особняк тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди, Собор СВ. Семейства в Барселоне.

Проверка д/з

Модерн - новый, современный. Что служит главным критерием красоты для стиля модерн. Знать великих архитекторов-модернистов и их замечательные архитектурные сооружения.

Урок 28, вопросы

 

29

Мифотворчество-характерная черта

русского модерна в живописи.

1

Мифотворчество - характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Андреевич Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон сидящий». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».

Урок творчества

Познакомить с термином «априорная красота». Каким образом художники стиля модерн отражали мир априорной красоты. В чем состоит специфика русского модерна в музыке.

Урок 29 Проектная деятельность

 

30

Модернизм в живописи. Модернизм в

архитектуре.

1

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Щенберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы».Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция №8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня 111 Интернационала. «Органическая» архитектура. Френк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране .Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия.

беседа

Рассмотреть картины художников-модернистов. Новое видение красоты. Сравнить картины  художников постимпрессионизма и модернизма. Познакомить с термином сюрреализм. И картиной дали «Тристан и Изольда»

Урок 30, вопросы

 

31

Синтез в искусстве в XX веке. Режиссерский театр.

1

Синтез в искусстве 20 века. Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе «Три сестры»  Антона Павловича Чехова. Эпический театр. Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуани»

Урок-мастерская

Познакомить с произведениями А.П.Чехова и Бертольда Брехта. В чем состоит принципиальное различие в драматургии.

Урок 31, вопросы и задания

 

32

Кинематограф. Роль телевидения в современном обществе.

1

Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».

Урок творчества

Посмотреть отрывки фильма «Броненосец Потемкин» Какие художественные приемы Эйзенштейна считаются новаторскими. Посмотреть фрагменты из фильмов Феллини. Проанализировать их с точки зрения мифологичности.

Урок 32 Творческое задание

 

33

Стилистическая разнородность музыки

в XX веке.

1

Стилистическая разнородность в музыке 20 века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» С.С.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Д.Д.Шостаковича. 7 симфония «Ленинградская». Полистилистика Альфреда Гариевича Шнитке. «Реквием»

Урок - творчества

В чем заключается новаторство музыки «нововенской школы». Познакомить с балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта» и балетом Чайковского «Щелкунчик». Сравнить. Прослушать музыку Моцарта и Шнитке. В чем состоит различие музыкальных образов.

 

 Урок 33, вопросы и задания

 

34

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.

1

Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Юрий Лейдерман.

Проверка д/з

Знать термин постмодернизм, анализ картин.