Отделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» «Боровлянская средняя
общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: Зав. отделением МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» ________ С.А. Кравченко «____»___________ 2018 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №2» Казанцева Н.И. ______________ Приказ №_____от «____»_______ 2018 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
клуба «Патриот»
для обучающихся 7, 8 классов
Автор-составитель
Учитель _Ефимова Вера Ивановна___
Квалификационная категория __высшая__
д. Боровлянка, 2018 г.
- Пояснительная записка
Программа “Патриот” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Патриот” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается
- в развитии высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны:
- в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, своего края, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Главной задачей программы является формирование активной гражданской позиции обучающегося прежде всего по отношению к конкретному социальному объекту (школе, малой Родине), которая проявляется в практической деятельности школьного сообщества, что позволит продолжить воспитание патриотических качеств личности по отношению к Родине в широком смысле этого слова.
Представленная целостная программа разработана для учащихся 7 и 8 классов.
Место курса в учебном плане:реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и поселковой библиотеки, ДК, улицы села, спортивный зал, спортивная площадка школы.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения программы «Патриот» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа состоит из 5 блоков на 1- год обучения
1 блок. Вводное занятие. Документальные памятники истории.4 ч
Цели и задачи работы объединения «Патриот». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование.
Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами
Практическое занятие. Экскурсия в сельскую библиотеку
2 блок. «Россия – родина моя. Мой край родной»» 8ч
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни.
Страницы истории Тюменской области.
География Тюменской области Голышмановского района.
Экскурсии: село Боровлянка, сельская библиотека.
Практическое занятие. Составление таблицы «Основные места нашего сенла
Практическое занятие. Виртуальное путешествие «По городу Тюмень»
3 блок. Село родное 12ч
Происхождение села. Документы, рассказавшие о происхождении села. Статистические данные о Боровлянском поселении.
Тематика и методика проведения беседы со старожилами.
Экскурсия в Администрацию поселения
«Так начиналось село моё…».
Первые жители села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села.
Тематический поиск. Беседы со старожилами села.
Основные занятия жителей села.
Земледелие, животноводство, рыболовство – основные занятия жителей села.
Тематический поиск. Традиционные ремесла.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Традиции семьи. «Примечай будни, а праздники сами придут».
Практическое занятие. Деревенские посиделки: история и традиции.
4 блок. Моя школа 4ч
История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы).
Учителя и выпускники школы.
Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах.
Практическое занятие. Выпуск стенгазеты к вечеру встречи выпускников.
5 блок. «Связь поколений» 6 ч
Проведения февральских военно-патриотических месячников;
Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни,
Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!»,
Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
Учебно-тематический план
№№ п\п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Документы истории. |
4 |
2 |
«Россия – родина моя. Мой край родной»» |
8 |
3 |
Село родное |
12 |
4 |
Моя школа |
4 |
5 |
Связь поколений |
6 |
|
|
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
1. Вводное. Документальные памятники истории |
4 |
|
|
|
|
1 |
Инструктаж ТБ. Организационное занятие |
1 |
|
|
|
2 |
Анкетирование |
1 |
Заполнение анкет |
|
|
3 |
Документы. Виды исторических документов. |
1 |
Изучение документов |
|
|
4 |
Экскурсия в сельскую библиотеку |
1 |
Участие в мероприятии |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Россия – Родина моя. Мой край родной |
8 |
|
|
|
|
5 |
Беседа «Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни» |
1 |
Участие в беседе, рассказы о близких и знакомых |
|
|
6 |
Стихи о малой родине (конкурс чтецов) |
1 |
Выбор стихов и участников |
|
|
7 |
Страницы истории Тюменской области |
1 |
Виртуальная экскурсия в музеи Тюмени |
|
|
8 |
Виртуальное путешествие по Тюмени |
1 |
Виртуальная экскурсия в музеи Тюмени |
|
|
9 |
География Тюменской области, Голышмановского района |
1 |
Экскурсия в краеведческий музей Голышманово |
|
|
10 |
Экскурсия в сельскую библиотеку |
1 |
Обзор краеведческой литературы |
|
|
11 |
Экскурсия «Боровляночка моя» |
1 |
Посещение особых мест села |
|
|
12 |
Составление таблицы «Примечательные места нашего села» |
1 |
Групповая работа над составлением таблицы, презентации |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Село родное |
12 |
|
|
|
|
13 |
Экскурсия в школьный музей «Происхождение села» |
1 |
Экскурсия |
|
|
14 |
Тематика и проведение бесед со старожилами |
1 |
Составление вопросника. |
|
|
15 |
Экскурсия в Администрацию поселения |
1 |
Беседа с главой Администрации |
|
|
16 |
Встреча со старожилами села |
1 |
Посещение земляков |
|
|
17 |
Первая улица села |
1 |
Экскурсия |
|
|
18 |
Устный журнал «Основные занятия жителей села» |
1 |
Выступления членов клуба |
|
|
19 |
Создание презентации «Традиционные ремесла» |
1 |
Групповая работа над проектом |
|
|
20 |
Родной дом и семья |
1 |
Беседа за круглым столом |
|
|
21 |
Труд и отдых в семье |
1 |
Беседа за круглым столом |
|
|
22 |
Традиции семьи «Примечай будни, а праздники сами придут» |
1 |
Беседа, дискуссия |
|
|
23-24 |
«Деревенские посиделки: история и традиции» |
2 |
Подготовка и проведение посиделок |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Моя школа |
4 |
|
|
|
|
25 |
Беседа «История моей школы» |
1 |
Учебный диалог |
|
|
26 |
Экскурсия в школьный музей «Учителя и выпускники школы» |
1 |
Экскурсия |
|
|
27 |
Встреча с ветеранами педагогического труда |
1 |
Встречи, беседы, воспоминания |
|
|
28 |
Выпуск стенгазеты к вечеру встречи выпускников |
1 |
Работа творческих групп |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Связь поколений |
6 |
|
|
|
|
29 |
Встреча с ветеранами труда |
1 |
Встречи, беседы, воспоминания |
|
|
30 |
Урок мужества |
1 |
|
|
|
31 |
Конкурс «Вперед, мальчишки!» |
1 |
Соревнования |
|
|
32 |
Конкурс детского рисунка «Наша армия родная» |
1 |
Подготовка и проведение выставки |
|
|
33 |
Операция «Поздравительная открытка» |
1 |
Изготовление и вручение открыток |
|
|
34 |
Конкурс патриотической песни |
1 |
Караоке-конкурс |
|
|
|
|
|
|
|
|