- Пояснительная записка
Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.
Программа студии "Я – волонтер. Ты – волонтер?" создана для учащихся 7, 8 классов общеобразовательной школы. Занятия проводится один раз в неделю. Работа кружка основана на теоретических и практических занятиях.
Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа студии «Я волонтер. Ты – волонтер?» является актуальной.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.
Подростковый возраст – время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.
Основная цель волонтерской деятельности в школе: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Задачи:
- воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
- содействие всестороннему развитию учащихся
- поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.
- расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости учащихся
- - вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.
Направления волонтерского движения
- психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения;
- социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, семейные и другие интересы;
- социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга;
- трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа;
- валеологическое - формирование здорового образа жизни;
- профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи;
- лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни;
- патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам;
Студия "Я – волонтер. Ты – волонтер?" – это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
студии "Я – волонтер. Ты – волонтер?":
- активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- Содержание курса
Введение в курс «Я волонтер!»
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Вредные привычки
Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование обучающихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?
Здоровый образ жизни
Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
Участие в акциях и конкурсах.
Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема
|
Кол-во часов |
1 |
Введение в курс «Я волонтер!»
|
4 |
2 |
Вредные привычки
|
10 |
3 |
Здоровый образ жизни
|
10 |
4 |
Участие в акциях и конкурсах.
|
10 |
|
ИТОГО |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Дата проведения |
||
факт |
план |
|||||
|
1.Введение в курс «Я волонтер!»
|
4 |
|
|
|
|
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. |
1 |
|
|
|
|
2 |
История волонтерского движения в России и за рубежом. |
1 |
изучение информации в сети Интернет о волонтерских отрядах |
|
|
|
3 |
Права и обязанности волонтеров. Концепция волонтерства |
1 |
ознакомление с правами и обязанностями волонтера |
|
|
|
4 |
Создание банка данных нуждающихся в волонтерской помощи. |
1 |
сбор информации о лицах, нуждающихся в помощи |
|
|
|
|
2.Вредные привычки
|
10 |
|
|
|
|
5 |
Социологический опрос учащихся. Как ты относишься к вредным привычкам?» |
1 |
проведение и анализ анкет |
|
|
|
6-7 |
Устный журнал «Употребление алкоголя – опасная болезнь». Приготовление и раздача буклетов. |
2 |
приготовление и раздача буклетов. |
|
|
|
8-9 |
«Курить – здоровью вредить». Подготовка и вручение буклетов. |
2 |
подготовка и вручение буклетов. |
|
|
|
10-11 |
«Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам. |
2 |
изучение и составление буклетов, вручение их школьникам. |
|
|
|
12 |
Какие привычки называют вредными?-. |
1 |
подготовка устного журнала «Поговорим о вредных привычках» (выступление перед 4 – 6 классами) |
|
|
|
13-14 |
«Поговорим о вредных привычках» беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов |
2 |
|
|
||
|
3.Пропаганда здорового образа жизни
|
10 |
|
|
|
|
15-16 |
Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания |
2 |
работа в группах по теме |
|
|
|
17-18 |
“Мы и наше здоровье” |
2 |
встреча с медработником; выпуск стенгазеты |
|
|
|
19 |
Безопасность школьников в сети Интернет, |
1 |
подготовка и вручение буклетов школьникам. |
|
|
|
20-21 |
«Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. |
2 |
подготовка сценки, выразительное чтение; учатся вести себя на сцене, |
|
|
|
22-23 |
«Школа за здоровый образ жизни» -выступление агитбригады |
2 |
|
|
||
24 |
Интеллектуальная игра «Мы за ЗОЖ» |
1 |
участие в игре |
|
|
|
|
4. Участие в акциях и конкурсах. |
10 |
|
|
|
|
25 |
Акция «Поздравительная открытка» (ко Дню учителя) |
1 |
изготовление и вручение открыток учителям - ветеранам |
|
|
|
26 |
Акция «Поделись улыбкою своей» |
1 |
посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству |
|
|
|
27 |
Конкурс рисунков «Как сказать «Нет!» сигаретам. |
1 |
создание сюжета и выполнение рисунков |
|
|
|
28 |
Акция « Дети - детям» |
1 |
приготовление и вручение новогодних поделок для д.сада «Тополек». |
|
|
|
29 |
|
1 |
оформление плакатов |
|
|
|
30 |
Акция «Я люблю свое село» |
1 |
оформление буклетов, плакатов, создание презентаций |
|
|
|
31 |
Конкурс стенгазет «Мы за ЗОЖ» |
1 |
подготовка материалов и оформление стенгазеты |
|
|
|
32 |
Создание проекта «Мое село в будущем» |
1 |
подготовка проекта и выступление на конференции |
|
|
|
33 |
Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» |
1 |
уход за памятниками воинам защитникам Отечества |
|
|
|
34 |
Акция «Помоги ветерану» |
1 |
оказание помощи ветеранам труженикам тыла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|