Студия "Я - волонтёр! Ты - волонтёр?" 7-8 класс

  1. Пояснительная записка

 

Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.

Программа студии "Я – волонтер. Ты – волонтер?" создана для учащихся 7, 8 классов общеобразовательной школы. Занятия проводится один раз в неделю. Работа кружка основана на  теоретических и практических занятиях.

Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют  появления новых подходов и методов активизации подростков.  Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа  студии «Я волонтер. Ты – волонтер?»  является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.

Подростковый возраст – время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.

Основная цель волонтерской деятельности в школе: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).

Задачи:

  • воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
  • содействие всестороннему развитию учащихся
  • поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.
  • расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости учащихся
  • - вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.

 

Направления волонтерского движения

  • психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения;
  • социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, семейные и другие интересы;
  • социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга;
  • трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа;
  • валеологическое - формирование здорового образа жизни;
  • профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи;
  • лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни;
  • патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам;

 

Студия "Я – волонтер. Ты – волонтер?" – это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

 

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

студии "Я – волонтер. Ты – волонтер?":

  • активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  • творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
  1. Содержание курса

Введение в курс «Я волонтер!»

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.  Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.

Вредные привычки

Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование обучающихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?

 Здоровый образ жизни

Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Участие в акциях и конкурсах.

Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности;  организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

 

№ п/п

Тема

 

Кол-во часов

1

Введение в курс «Я волонтер!»

 

4

2

Вредные привычки

 

10

3

Здоровый образ жизни

 

10

4

Участие в акциях и конкурсах.

 

10

 

 

ИТОГО

34

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата проведения

факт

план

 

1.Введение в курс «Я волонтер!»

 

4

 

 

 

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

1

 

 

 

2

История волонтерского движения в России и за рубежом.

1

изучение информации в сети Интернет о волонтерских отрядах

 

 

3

Права и обязанности волонтеров. Концепция волонтерства

1

ознакомление с правами и обязанностями волонтера

 

 

4

Создание банка данных   нуждающихся  в волонтерской помощи.

1

сбор информации о лицах, нуждающихся в помощи

 

 

 

2.Вредные привычки

 

10

 

 

 

5

Социологический опрос учащихся. Как ты относишься к вредным привычкам?»

1

проведение и анализ анкет

 

 

6-7

Устный журнал «Употребление алкоголя – опасная болезнь». Приготовление и раздача буклетов.

2

приготовление и раздача буклетов.

 

 

8-9

«Курить – здоровью вредить». Подготовка и  вручение буклетов.

2

подготовка и  вручение буклетов.

 

 

10-11

«Осторожно! Наркотические вещества!»  Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам.

2

изучение и составление буклетов, вручение их школьникам.

 

 

12

Какие привычки называют вредными?-.

1

подготовка устного журнала «Поговорим о вредных привычках» (выступление перед 4 – 6 классами)

 

 

13-14

«Поговорим о вредных привычках» беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов

2

 

 

 

3.Пропаганда здорового образа жизни

 

10

 

 

 

15-16

Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания

2

работа в группах по теме

 

 

17-18

“Мы и наше здоровье”

2

встреча с медработником; выпуск стенгазеты

 

 

19

Безопасность школьников в сети Интернет,

1

подготовка и вручение буклетов школьникам.

 

 

20-21

«Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и

нравственных ценностей.

2

подготовка сценки, выразительное чтение; учатся вести себя на сцене,

 

 

22-23

«Школа  за здоровый образ жизни» -выступление агитбригады

2

 

 

24

Интеллектуальная игра «Мы за ЗОЖ»

1

участие в игре

 

 

 

4. Участие в акциях и конкурсах.

10

 

 

 

25

Акция «Поздравительная открытка» (ко Дню учителя)

1

изготовление и вручение открыток учителям - ветеранам

 

 

26

Акция «Поделись улыбкою своей»

1

посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству

 

 

27

Конкурс рисунков  «Как сказать «Нет!» сигаретам. 

1

создание сюжета и выполнение рисунков

 

 

28

Акция « Дети - детям»

1

приготовление и вручение новогодних поделок для д.сада «Тополек».

 

 

29

Конкурс  плакатов «Как прекрасен этот мир!»

 

1

оформление плакатов

 

 

30

Акция «Я люблю свое село»

1

оформление буклетов, плакатов, создание презентаций

 

 

31

Конкурс стенгазет «Мы за ЗОЖ»

1

подготовка материалов и оформление стенгазеты

 

 

32

Создание проекта «Мое село в будущем»

1

подготовка проекта и выступление на конференции

 

 

33

Акция «Никто не забыт, ничто не забыто»

1

уход за памятниками воинам защитникам Отечества

 

 

34

Акция «Помоги ветерану»

1

оказание помощи ветеранам труженикам тыла