Пояснительная записка
Направленность программы «ЮИД. Юные инспектора движения» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации — годичной подготовки).
Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровье сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения – индивидуальность, доступность, преемственность;
- формах и методах обучения – слайд-лекции, практикумы, выполнение проектов, исследовательская работа, олимпиады
- методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ результатов конкурсов;
- средства обучения – тетрадь, тесты, видеофильмы, компьютер, мультимедийные презентации.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому логично устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
Цели программы:
помочь воспитанникам усвоить требования Правил дорожного движения Российской Федерации,
Выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения.
Воспитать ответственного и активного агитатора безопасности дорожного движения.
Задачи:
- повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- обучить воспитанников грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 12 до 15 лет. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, участие в работе агитбригады, шефская работа и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка и позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности.
Сроки реализации образовательной программы 1 год (34 часа).
Формы занятий:
- по количеству детей – коллективная, индивидуальная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, практикум, олимпиада, мастерская, эксперимент;
- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительность одного занятия – 45 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
- основные понятия и термины из Правил дорожного движения РФ;
- общие положения Правил дорожного движения РФ;
- правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
- правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
- правила поведения детей при перевозке;
Воспитанник будет уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения
Способы проверки: Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
дата |
Кол-во часов |
теория |
практика |
Тип урока |
Характеристика деят-ти уч-ся или виды учебной деятельности |
Виды контроля |
1. |
Основные понятия и термины ПДД |
|
1 |
1 |
|
Изучение нового |
Изучение основных понятий и терминов по ПДД |
Фронтальный опрос |
2 |
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения |
|
1 |
1 |
|
Беседа |
Изучение прав, обязанностей участников дорожного движения |
Фронтальный опрос |
3 |
Азбука дорожной безопасности |
|
1 |
|
1 |
Инсценирование |
Подготовка агит.выступления |
контрольный |
4 |
ПДД – законы улиц и дорог |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Комбинированный |
Повторение знаний по ПДД |
Текущий |
5-6 |
Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!» |
|
2 |
|
2 |
лабораторный |
Наблюдение за поведением пешеходов и водителей |
Лабораторная работа |
7-8 |
Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации |
|
2 |
1 |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с видами дорожных знаков и другими информационными средствами |
Фронтальный опрос |
9 |
Правила дорожного движения |
|
1 |
1 |
|
Комбинированный |
Повторить правила поведения на дороге |
Текущий |
10 |
Акция «Берегись автомобиля!» |
|
1 |
|
1 |
Комбинированный |
Оформление выставки рисунков по ПДД |
|
11-12 |
Рейд на перекрёсток «За безопасность движения» |
|
2 |
|
2 |
Лабораторный |
Наблюдение за поведением пешеходов и водителей |
Лабораторная работа |
13 |
Травмы. Виды травм, их классификация |
|
1 |
1 |
|
Изучение нового |
Познакомить с видами травм |
Фронтальный опрос |
14 |
Первая мед. помощь при ДТП |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Практикум |
Научить оказывать первую мед.помощь при ДТП |
Текущий |
15 |
Для чего нужно знать статистику травматизма |
|
1 |
1 |
|
Комбинированный |
|
Текущий |
16 |
Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?» |
|
1 |
|
1 |
Лабораторный |
Наблюдение за поведением пешеходов и водителей |
Лабораторная работа |
17 |
Закрепление знаний о ПДД |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Повторении |
Повторить правила поведения на дороге |
Текущий |
18 |
«Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!» |
|
1 |
|
1 |
Комбинированный |
Повторить о правилах поведения на дороге в зимний период |
текущий |
19 |
Викторина «Кто лучше знает ПДД» |
|
1 |
|
1 |
Контрольный |
Повторение знаний по ПДД |
Контрольный |
20 |
Правила дорожного движения – наши друзья |
|
1 |
1 |
|
Комбинированный |
Познакомить с правилами дорожного движения за городом |
Текущий |
21 |
Рейд на перекрёсток |
|
1 |
|
1 |
Лабораторный |
Наблюдение за поведением пешеходов и водителей |
Лабораторная работа |
22 |
Светофор – мой друг |
|
1 |
1 |
|
Комбинированный |
Познакомить с видами светофоров и их назначением |
Текущий |
23 |
Викторина «Светофор» |
|
1 |
|
1 |
Контрольный |
Повторить правила поведения на дороге |
Контрольный |
24 |
Познавательная игра «Перейди улицу» |
|
1 |
|
1 |
Комбинированный |
Повторить правила поведения на дороге |
Контрольный |
25 |
Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД |
|
1 |
|
1 |
Фронтальный |
Повторить правила поведения на дороге |
Контрольный |
26 |
Рейд на перекрёсток «Вежливый водитель» |
|
1 |
|
1 |
Лабораторный |
Наблюдение за поведением пешеходов и водителей |
Лабораторная работа |
27 |
Элементы улиц и дорог |
|
1 |
1 |
|
Комбинированный |
Познакомить с видами перекрёстков и дорожной разметкой |
Текущий |
28 |
Правила пользования общественным транспортом |
|
1 |
1 |
|
Комбинированный |
Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте |
Фронтальный опрос |
29 |
Значение дорожной размётки |
|
1 |
1 |
|
Комбинированный |
Познакомить с дорожной разметкой и её значением для пешеходов и водителей |
Текущий |
30 |
Закрепление знаний о ПДД |
|
1 |
|
1 |
Фронтальный |
Повторить правила поведения на дороге |
текущий |
31 |
Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» |
|
1 |
|
1 |
Комбинированный |
Повторить правила поведения на дороге |
Текущий |
32-33 |
Практическое занятие по вождению велосипеда |
|
2 |
|
2 |
Практикум |
Повторить знания по вождению велосипедов |
Практическая работа |
34 |
Выступление ЮИД |
|
1 |
|
1 |
Контрольный |
|
Контрольный |
|
|
|
34 часа |
|
|
|
|
|
Содержание курса
Тема № 1. Основные понятия и термины ПДД
Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
Тема № 2 Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
Тема № 3 Азбука дорожной безопасности
Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. Подготовка агитвыступления.
Тема № 4 ПДД – законы улиц и дорог
Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
Тема № 5-6 Рейд на перекрёсток «Внимание – дети!»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 7 Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации
Дорожные знаки – символы, устанавливаемые на дорогах для ориентирования участников дорожного движения в сложной обстановке. Группы дорожных знаков. Первые дорожные знаки. Современные дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, сервиса, информационно-указательные, дополнительной информации.
Тема № 9. Правила дорожного движения
Выполнение ПДД – долг каждого человека. Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированностью Повышение культуры – источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних нарушителей ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Тема № 10. Акция «Берегись автомобиля!»
Оформление выставки рисунков по ПДД
Тема № 11-12. Рейд на перекрёсток «За безопасность движения»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 13. Травмы. Виды травм, их классификация
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Тема № 14 Первая мед. помощь при ДТП
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема № 15. Для чего нужно знать статистику травматизма.
Наиболее распространенные виды ДТП с участием детей: переход в неустановленном месте неожиданный выход из-за предметов, закрывающих обзор пешехода и водителя; переход на запрещающий сигнал светофора, нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Разбор конкретных ДТП с участием детей и подростков.
Детский дорожно-транспортный травматизм. Экономические потери государства. Моральный ущерб, причиненный родителям, родственникам, друзьям. Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия ДТП – наступившая инвалидность, потеря зрения. Наиболее аварийное время. Разбор конкретных ДТП с использованием статистики ГИБДД региона проживания учащихся.
Тема № 16. Рейд на перекрёсток «Всегда ли пешеход помнит о светофоре?»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 17. Закрепление знаний о ПДД
Изучение типичных опасных дорожных ситуаций. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом – опасность для пешехода-нарушителя. Аварийные ситуации для пешеходов и транспортных средств.
Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля.
Тема № 18. «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!»
Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок, гаражей.
Повторить о правилах поведения на дороге в зимний период
Тема № 19. Викторина «Кто лучше знает ПДД»
Повторение знаний по ПДД
Тема № 20. Правила дорожного движения – наши друзья
Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимым для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору.
Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зрения и носящих очки. Необходимость выработки компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностями зрения.
Яркая одежда и светоотражающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода.
Тема № 21. Рейд на перекрёсток
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 22. Светофор – мой друг
Из истории создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Пешеходные светофоры. Светофор с мигающим желтым сигналом. Сколько стоит светофор. Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Сигналы регулировщика.
Тема № 23. Викторина «Светофор»
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 24. Познавательная игра «Перейди улицу»
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 25. Разгадывание и составление кроссвордов по ПДД
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 26. Рейд на перекрёсток « Вежливый водитель»
Практическое занятие. Наблюдение за поведением пешеходов и водителей
Тема № 27. Элементы улиц и дорог
Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители – как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Тема № 28. Правила пользования общественным транспортом
Для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая, как и для пешеходов, существуют особые обязанности, которые следует всегда помнить и выполнять.
Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания прибытия общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Поведение в салоне. Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса.
Тема № 29. Значение дорожной размётки.
Познакомить с дорожной разметкой и её значением для пешеходов и водителей.
Тема № 30. Закрепление знаний о ПДД
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 31. Подготовка агитбригады «Безопасное колесо»
Повторить правила поведения на дороге
Тема № 32-33. Практическое занятие по вождению велосипеда
Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.
Препятствия:
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.
Тема № 34. Выступление ЮИД
Информационное обеспечение программы
Литература
- Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
- «Добрая дорога детства» 2003-2005 гг
- Жук Л.И. Защитим детство. - Оригинал маркет. 2001.- 127 с.
- Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
- Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006
- Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104 с.
Методическое обеспечение
CD и DVD диски:
- Правила дорожного движения для школьников.
- Безопасность на улицах и дорогах.
- Чрезвычайные приключения Юли и Ромы.
- Улица полна неожиданностей
- Травматизм правила оказания первой помощи.