- Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
- Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- учебным планом МАОУ ГСОШ №2 отделение Боровлянская СОШ
- авторская программа под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы», издательство «Русское слово», 2010 г.
Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание».
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
- Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5 по 9 класс. Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Курсы обществознания в 5,6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 5-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
В 5–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
- Результаты освоения курса
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- Содержание тем учебного курса
Тема1. Политика и социальное управление (13ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право (18 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тема 3.Экономика. Повторение (3часа ).
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства
Знать |
Уметь |
Иметь представление |
1. Основные понятия: политика, власть, государство, гражданское общество, политическая партия, правовое государство, социальное государство, референдум, СМИ. 2. Называть: признаки государства, признаки правового государства, отличительные черты выборов в демократическом государстве.
|
1. Давать характеристику политическим режимам по плану. 2. Оценивать и приводить примеры политическим партиям. 3. Различать политические партии и движения и приводить примеры из жизни. 4. Сравнивать и классифицировать формы правления. Перевод информацию из одной знаковой системы в другую; текст® таблица и наоборот. 5. Приводить примеры внутренней и внешней функции государства. |
1.Об участии граждан на выборах. 2. О влиянии СМИ на политическую жизнь общества. 3. Об условиях становления правового государства в РФ. 4. Об опасности политического экстремизма. |
Знать |
Уметь |
Иметь представление. |
1. Основные понятия: Право, закон, правоотношения, правонарушения, презумпция невиновности, Конституция РФ. 2. Признаки правонарушения и виды. 3. Что такое юридическая ответственность , какие виды ответственности существуют 4. Называть принципы конституционного строя РФ, основные документы, регулирующие права человека. |
1. Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением. 2. Давать характеристику деятельности правоохранительных органов. 3. Определять, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношения.
|
1. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение их в РФ. 2. О защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
|
- Тематическое планирование
По обществознанию
Учебный год 2018 – 2019
Класс 9
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю 1
Плановых контрольных работ: 1
Планирование составлено на основе: авторской рабочей программы к предметной линии учебников Л. Н. Боголюбо-ва. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение,2014.
Учебник:Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015
- Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.
Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2010.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М. : Легион, 2009.
- Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения обществознания обучающиеся должны:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
№ |
Тема урока
|
Кол-во час
|
Результаты освоения
|
Тип урока
|
Основные виды деятельности
|
Д.З.
|
|
|||||||
план |
факт |
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||
Политика и социальное управление (11 час) |
||||||||||||||
1 |
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. |
1 |
Предметные Рассказать о науках, изучающих общество, их особенностях и связях. Рассказать о существующих формах проявления влияния в обществе. Дать понятие политической системе общества, рассказать о роли государства в ней.
выявлять особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Метапредметные принимать и сохранять учебную задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Личностные сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания.
|
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома», анализ документов |
§1, стр. 4-8, вопросы, |
|
|||||||
2 |
Государство, его отличительные признаки. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника . Работа с текстом учебника. Анализ ситуаций |
§2, вопросы. Эссе «Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» |
|
||||||||
3 |
Политический режим. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника. |
§3, анализировать документ с.25 |
|
||||||||
4 |
Правовое государство |
1 |
Предметные Дать понятия основным положениям, раскрывающим данную тему. Научиться устанавливать причинно -следственные связи и зависимости между объектами, анализировать вопросы Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.
Личностные проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий, выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.
|
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» |
§4, ответить на вопросы «В классе и дома» |
|
|||||||
5 |
Гражданское общество. Местное самоуправление |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Рубрика «В классе и дома» Рубрика «Проверь себя», словарь. |
§5, выучить основные понятия |
|
||||||||
6 |
Участие граждан в политической жизни. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» |
§6, с.58, ответить на вопросы |
|
||||||||
7 |
Практическая работа «Школа молодого избирателя» |
|
Урок отработки умений и рефлексии
|
Деловая игра |
Стр.58, задание № 9. |
|
||||||||
8 |
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. |
§7, с.64, «В классе и дома», подготовить реферат |
|
||||||||
9 |
Средства массовой информации |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника Анализ ситуаций и задач |
§1, стр. 8-10, подготовиться к игре. |
|
||||||||
10 |
Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе» |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии
|
Работа с доп. материалами |
Составить бюллетень кандидата в председатели Совета старшеклассников |
|
||||||||
11 |
Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Работа с текстом учебника |
Повторить термины |
|
||||||||
Право (24 час) |
||||||||||||||
12 |
Право, его роль в жизни человека, общества и государства |
1 |
Предметные Рассказать что представляют из себя социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Дать понятие гражданскому обществу. Раскрыть понятия: институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус. Научить самостоятельно выделять и формулировать цели, анализировать вопросы, формулировать ответы. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно выделять и формулировать цель, составлять план и последовательность действий. участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимают позицию партнера
Личностные применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника |
§8, ответить на вопросы «В классе и дома» |
|
|||||||
13 |
Понятие правоотношения. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника . Рубрика «Проверь себя», словарь. |
§9, с.78, написать эссе |
|
||||||||
14 |
Понятие правонарушения . |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Рубрика «Проверь себя», Работа с текстом учебника |
§10с. 84, изучить рубрику «Говорят мудрые» |
|
||||||||
15 |
Правоохранительные органы |
1 |
Предметные Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее структуре и особенностях. О способах реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Сохранять мотивацию к учебной деятельности Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, участвовать в коллективном решении проблем, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию учитывать ориентиры, данные учителем при изучении материала
Личностные Владеть целостными представлениями о качествах личности
|
Урок «открытия» нового знания |
Рубрика «В классе и дома» |
§11, ответить на вопросы с. 101 «В классе и дома» |
|
|||||||
16 |
Конституция - основной закон РФ |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Анализ документа |
§12-13, стр. 103-110, заполнить таблицу |
|
||||||||
17 |
Основы конституционного строя РФ |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Анализ документа |
§12-13, стр. 110-117,составить план, работа с документами |
|
||||||||
18 |
Практическая работа по теме: «Конституция РФ» |
1 |
Предметные Рассказать что собой представляют права, свободы и обязанности человека. Познакомить с разделами конституции. Правоотношения в различных сферах жизни , каким должно быть поведение их участников. Объяснить чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей. Дифференцировать понятия: право, семья, ребенок. Выделить их спецификацию и взаимосвязь. Научить овладевать целостными представлениями о качествах личности человека, привлекать информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала планироватьт цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвовать в коллективном обсуждении проблем, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию Личностные сравнивать разные точки зрения , оценивать собственную учебную деятельность, сохранять мотивацию к учебной деятельности
|
Урок отработки умений и рефлексии
|
Работа в тетради |
Написать эссе «Наша Конституция» |
|
|||||||
19 |
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника. Рубрика «В классе и дома» |
§14-15, стр.120-132, выписать цитаты.
|
|
||||||||
20 |
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Анализ документа |
§ 14-15, стр.132-134, заполнить таблицу. |
|
||||||||
21 |
Лабораторная работа по теме: «Права и свободы граждан» |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии
|
Работа в тетради |
Работа с материалами СМИ |
|
||||||||
22 |
Гражданские правоотношения |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. |
§16, составить презентацию
|
|
||||||||
23 |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» |
§17, читать СМИ, с.153, «В классе и дома» |
|
||||||||
24 |
Семейные правоотношения |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. |
§18, выучить определения, работа с документами |
|
||||||||
25 |
Административные правоотношения |
1 |
Предметные Объяснить социальные права гражданина. Дать понятие «административное правонарушение». Объяснить его структуру и нормы, подтверждающие различные формы преступления. самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы. Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениям и, понимать позицию партнёра Личностные оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом
|
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника . Вопросы и задания для практикума |
$ 19, составить кластер. Подобрать материал из газет |
|
|||||||
26 |
Основные понятия и институты уголовного права. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. |
§20, работать с первоисточником |
|
||||||||
27 |
Социальные права |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома» |
§21, составить план, подобрать материал из газет |
|
||||||||
28 |
Практическая работа по теме: «Социальные права» |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии
|
Работа с текстом для анализа |
Написать реферат |
|
||||||||
29 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника . Рубрика «В классе и дома» |
§22, отвечать на вопросы, работать с документацией |
|
||||||||
30 |
Практическая работа по теме: «Международная правовая защита» |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии
|
Тест. Работа в тетради |
Работа в сети Интернет
|
|
||||||||
31 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь. |
§23, вопросы. |
|
||||||||
32 |
Лабораторная работа «Закон об Образовании» |
1 |
Предметные Раскрыть понятие образования как института общества. Рассказать о науке, ее функциях, об учреждениях науки, о высшей школе, видах высших учебных заведений РФ. Научиться выполнять контрольные задания по обществознанию, получить возможность научиться преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки. Метапредметные адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера Личностные выражать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
|
Урок отработки умений и рефлексии
|
Работа с документом Письменная работа в тетради |
Написать эссе на тему «Плюсы и минусы ЕГЭ» |
|
|||||||
33 |
Контрольная работа |
1 |
Урок развивающего контроля |
Письменная работа в тетради |
Подготовить презентацию |
|
||||||||
34 |
Самостоятельная работа по теме: «Право» |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии
|
Словарная работа Тест. |
Составить тезисный план |
|
||||||||
|
|
|||||||||||||
Итого 34 час |
||||||||||||||