Рабочая программа предметного курса по обществознанию для 9 класса «Практическое обществознание»
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п. 5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст.48);
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 (в ред. от 31.01.2012)
- Уставом МАОУ «Голышмановская СОШ №2»;
- на основании авторской программы учителя Пеляйкиной С. В., СОШ п. Чамзинка
- Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
- Содержание учебного предмета, курса
Введение. Цели и задачи курса 1 час
Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Важность практической деятельности в жизни человека.
Тема 1 Основы хозяйственной жизни человека 1 час
Специализация, производительность труда, торговля.
Тема 2 Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы 1 час
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Решение задач на построение кривой производственных возможностей.
Тема 3 Типы экономических систем 1 час
Традиционная экономическая система. Командно – административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система. Решение задач на определение типов экономических систем.
Тема 4 Спрос, предложение, рыночное равновесие 2 часа
Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Задачи на построение кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара. Эластичность спроса и предложения. Определение эластичности спроса и предложения.
Тема 5 Деньги и денежное обращение 2 часа
Роль денег в рыночной экономике. Виды денег, их свойства и функции. Финансовые ресурсы региона. Решение задач с использованием уравнения количественной теории денег (УКТД). Личность И. Фишера. Просмотр и обсуждение фильма А. Мамонтова «Деньги».
Тема 6. Инфляция. Причины и виды 2 часа
Определение инфляции и еѐ измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Решение задач на определение индекса потребительских цен (ИПЦ). Решение задач на определение темпов инфляции
Тема 7 Рынок труда. Безработица 1 час
Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости.
Тема 8 Личные доходы и проблемы их распределения 2 часа
Доходы и расходы семьи. Инфляция и семейная экономика. Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации). Эрнст Энгель. Решение задач на определение реального и номинального доходов.
Тема 9 Регулирование неравенства доходов с помощью налогов 1 час
Принципы и методы налогообложения. Лабораторное занятие «Налоги и налоговые системы». А. Лаффер. Эссе по теме: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
Тема 10 Бюджет государства 1 час
Доходы/расходы бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Региональная бюджетно-налоговая система. Эссе по теме: «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвес).
№ |
Тема |
Количество часов |
Письменные работы |
1 |
Введение |
1 |
- |
2 |
Основы хозяйственной жизни человека |
1 |
1 |
3 |
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы |
1 |
1 |
4 |
Типы экономических систем |
1 |
1 |
5 |
Спрос, предложение, рыночное равновесие |
2 |
1 |
6 |
Деньги и денежное обращение |
2 |
1 |
7 |
Инфляция. Причины и виды |
2 |
1 |
8 |
Рынок труда. Безработица |
1 |
1 |
9 |
Личные доходы и проблемы их распределения |
2 |
1 |
10 |
Регулирование неравенства доходов с помощью налогов |
1 |
1 |
11 |
Бюджет государства |
1 |
1 |
12 |
Заключение |
1 |
1 |
- Тематическое планирование
По обществознанию (предметный курс)
Учебный год 2018 – 2019
Класс 9
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 17, в неделю 1
Плановых контрольных работ: 11
Планирование составлено на основе: авторской программы учителя Пеляйкиной С. В., СОШ п. Чамзинка
Календарно – тематическое планирование (при реализации программ в соответствии с ФКОС):
№ уро- ка |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Элементы содержания (основные понятия) |
Перечень ключевых компетенций |
Формы контроля |
1 |
|
|
Введение |
Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Важность практической деятельности в жизни человека. |
|
текущий |
2 |
|
|
Основы хозяйственной жизни человека |
Специализация, производительность труда, торговля.
|
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах |
текущий |
3 |
|
|
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы |
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Решение задач на построение кривой производственных возможностей. |
Уметь решать задачи по обществознанию |
текущий |
4 |
|
|
Типы экономических систем |
Традиционная экономическая система. Командно – административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система. |
Анализировать текст Решение задач на определение типов экономических систем. |
текущий |
5, 6 |
|
|
Спрос, предложение, рыночное равновесие |
Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Задачи на построение кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Эластичность спроса и предложения. Определение эластичности спроса и предложения. |
Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара. |
текущий |
7,8 |
|
|
Деньги и денежное обращение |
Роль денег в рыночной экономике. Виды денег, их свойства и функции. Финансовые ресурсы региона. Личность И. Фишера. Просмотр и обсуждение фильма А. Мамонтова «Деньги». |
Решение задач с использованием уравнения количественной теории денег (УКТД). |
текущий |
9, 10 |
|
|
Инфляция. Причины и виды |
Определение инфляции и еѐ измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения. |
Решение задач на определение индекса потребительских цен (ИПЦ). Решение задач на определение темпов инфляции |
текущий |
11 |
|
|
Рынок труда. Безработица |
Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости. |
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы |
текущий |
12,13 |
|
|
Личные доходы и проблемы их распределения |
Доходы и расходы семьи. Инфляция и семейная экономика. Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации). Эрнст Энгель. |
Решение задач на определение реального и номинального доходов. |
текущий |
14 |
|
|
Регулирование неравенства доходов с помощью налогов |
Принципы и методы налогообложения. Лабораторное занятие «Налоги и налоговые системы». А. Лаффер. |
Эссе по теме: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан). |
текущий |
15 |
|
|
Бюджет государства |
Доходы/расходы бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Региональная бюджетно-налоговая система. |
текущий |
|
16,17 |
|
|
Заключение |
|
|
|