Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. На основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной программы УМК «Школа России» ФГОС на 2011 – 2015 г.
Успешность изучения курса окружающий мир обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Нормативно-правовая основа реализации программы
Образовательная программа школы строится на основе важнейших положений:
Ø Закон РФ «Об образовании»;
Ø Конвенция о правах ребенка;
Ø Конституция РФ;
Ø Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
Ø Устав школы
Школа работает по программам, которые отвечают требованиям обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования и рассчитаны на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части базисного учебного плана образовательных учреждений.
Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утвержденному Министерством образования и науки РФ федеральному перечню учебников.
Календарно-тематические планы составлены согласно программам, в планы включены темы регионального компонента.
Вариативная часть учебного плана направлена на углубленное изучение отдельных предметов инвариантной части базисного учебного плана, организацию индивидуальных и групповых занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися, введение новых учебных предметов.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Межпредметные связи:
Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
Место предмета «Окружающий мир» в решении задачи формирования УУД
В ходе изучения учащиеся овладевают основами практико-ориентировочных знаний о человеке , природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире на многообразном материале о природы и культуры родного края. Есть широкие возможности для формирования экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Особенности организации учебного процесса
Особое внимание при реализации программы уделяется знакомству с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Программа имеет экологическую направленность. Целостный образ окружающего мира формируется во время экскурсий, в проектной деятельности учащихся. Программа предусматривает работу в группах, в парах.
Новизна программы в том, что конкретизированы требования к уровню усвоения предмета обучающимися по разделам программы, детализированы дидактические единицы, внесены изменения в содержание разделов, тем с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Для способных и одаренных детей предполагается организация индивидуальной исследовательской деятельности. Контроль усвоения материала проводится после каждого раздела программы в виде проверочного теста.
Планируемые результаты
Личностные
Учащийся научится:
-осознавать себя членом общества и государства, чувствовать любовь к родной стране, выражающейся в интересе к её природе, культуре;
-осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, культуры поведения и взаимоотношений с окружающими.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать режим дня, ежедневно выполнять физзарядку и закаливание.
Метапредметные
регулятивные
учащийся научится:
-планировать свою деятельность и действовать по плану;
-адекватно воспринимать оценки, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;
-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться
-целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, искать способы преодоления трудностей.
Познавательные
Учащийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-строить сообщения в устной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
-осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и позиции других людей, разные интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные
Учащийся научится:
-узнавать изученные объекты живой и неживой природы, наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов;
-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
Учащийся получит возможность научиться:
-овладеть основами практико-ориентировочных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир.
Содержание учебного предмета
1 класс (66 ч)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование
По окружающему миру
Учебный год 2018-2019
Класс 3
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 68 ч., в неделю 2ч.
Контрольная работа -1, практические работы – 6, экскурсии-4.
Планирование составлено на основе: основной образовательной программы начального общего образования «Школа России» и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. Мир вокруг нас.», в двух частях М.: «Просвещение» 2016 г
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
|
Как устроен мир (7 часов) |
|||||||||
1 |
|
04.09 |
Природа |
Комбинированный |
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно |
Научатся -отличать предметы живой природы от неживой природы; -классифицировать объекты живой природы; -находить взаимосвязи в природе. |
Фронтальный; индивидуальный |
Р:формировать и удерживать учебную задачу. П:умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки К:умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции Личностные: Ценностное отношение к природному миру. |
|
2 |
|
07.09 |
Человек. |
УОНЗ |
Научатся отличать человека от других живых существ; оценивать богатство внутреннего мира человека. |
Фронтальный; индивидуальный |
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. К: ставить и отвечать на вопросы, формулировать выводы, оценивать достижения на уроке. Л: Ценностное отношение к природному миру |
||
3 |
|
11.09 |
Общество |
УОНЗ |
Научатся определять человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. |
Фронтальный; индивидуальный |
Р: самостоятельно планировать свои действия при выполнении проектной деятельности П: использование различных способов поиска К: овладение способностью вести диалог, излагать свое мнение Л: Осознание целостности окружающего мира |
||
4 |
|
14.09 |
Мир глазами эколога |
Комбинированный |
Фронтальный; индивидуальный |
Р: формулировать и удерживать учебную задачу П:анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации К:формулировать выводы и оценивать достижения на уроке Л:.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире. |
|||
5 |
|
18.09 |
Природа в опасности. Охрана природы Экскурсия 1 |
Комбинированный |
Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. |
Научатся -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых территорий. |
Фронтальный; индивидуальный (тест) |
Р: использовать речь для регуляции своего действия. П: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи К: умение работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности. Л: освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения |
|
6 |
|
21.09 |
Проверочная работа по разделу «Как устроен мир»1 |
УК |
ПР |
Р: выбирать действия с поставленной задачей П: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей. К: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. Л: Самостоятель ная и личная ответственность за свои поступки. |
|||
7 |
|
25.09 |
Проект «Богатства, отданные людям» |
УОУи З |
УО |
Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: рефлексия способов и условий действий К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л: Самостоятель ность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
|||
Эта удивительная природа (19 часов) |
|||||||||
8 |
|
28.09 |
Тела, вещества, частицы.
|
УОНЗ |
Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека |
Научатся -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -различать тела и вещества, классифицировать их.
|
УО,ФО |
Р: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации. К: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. Л: Мотивация учебной деятельности. |
|
9 |
|
02.10 |
Разнообра зие веществ.
|
УОНЗ |
Научатся -определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты; - различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. |
УО,ФО |
|||
10 |
|
05.10 |
Воздух и его охрана.
|
УОНЗ |
Научатся исследовать с помощью опытов свойства воздуха, объяснять их, используя знания о частицах. |
УО,ФО |
Р: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование. П: различать цель опыта, ход опыта, вывод; К: умение работать в паре и со взрослыми Л: Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру
|
||
11 |
|
09.10 |
Вода.
|
Комбинированный |
Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды |
Научатся практическим путем исследовать свойства воды; -использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы; -рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.
|
УО,ФО |
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. К: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. Л: готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесбере гающего поведения. |
|
12 |
|
12.10 |
Превраще ния и круговорот воды.
|
УОНЗ |
Формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; -моделировать круговорот воды; -использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. |
УО,ФО |
|||
13 |
|
16.10 |
Берегите воду!
|
Комбинированный |
УО,ФО |
||||
14 |
|
19.10 |
Что такое почва.
|
УОНЗ |
Почва, ее значение для живой природы |
Научатся - определять состав почвы; -обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране. |
УО,ФО |
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. П: установления причинно-следственных связей, построения рассуждений. К:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Л: Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности |
|
15 |
|
23.10 |
Разнообра зие растений. Экскурсия 2
|
Комбинированный |
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям |
Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений. |
УО,ФО |
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную:. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, К: аргументировать свою Л: Развитие мотивов учебной деятельности. |
|
16 |
|
26.10 |
Солнце, растения и мы с вами.
|
Комбинированный |
Научатся - устанавливать связь солнца, растений и людей; -рассказывать о дыхании и питании растений; -показывать роль растений в поддержании жизни на Земле. |
УО,ФО |
|||
17 |
|
6.11 |
Размноже ние и развитие растений.
|
УОНЗ |
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) |
Научатся -характеризовать условия, необходимые для размножения растений; характеризовать стадии развития растений из семени
|
УО,ФО |
||
18 |
|
9.11 |
Охрана растений.
|
Комбинированный |
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям |
Научатся -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений |
УО,ФО |
||
19 |
|
13.11 |
Разнообра зие животных. . |
УОНЗ |
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным |
Научатся - классифицировать животных по группам, приводить примеры различных видов животных; - работать с терминологическим словариком. |
УО,ФО |
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов животных. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач. К: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. Л: Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы |
|
20 |
|
16.11 |
Кто что ест? .
|
Комбинированный |
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). |
Научатся -классифицировать животных по способу питания; анализировать схемы цепей питания.
|
УО,ФО |
|
|
21 |
|
20.11 |
Проект «Разнообра зие природы родного края». . |
УОУи З |
Животные, их разнообразие. |
Научатся составлять и презентовать «Книгу природы родного края».
|
УО,ФО |
||
22 |
|
23.11 |
Размноже ние и развитие животных.
|
УОНЗ |
Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным |
Научатся -характеризовать животных разных групп по способу размножения; -моделировать стадии размножения животных разных групп; - работать с терминологическим словариком. |
|
||
23 |
|
27.11 |
Охрана животных. Экскурсия 3
|
Комбинированный |
Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным |
Научатся - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных |
УО |
||
24 |
|
30.11 |
В царстве грибов.
|
Комбинированный |
Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов |
Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
|
ФО |
Р: соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи. П: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Л: здоровьесберегающее поведение.
|
|
25 |
|
4.12 |
Великий круговорот жизни.
|
УОНЗ |
Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным |
Научатся характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители; -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе |
ФО |
Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П: использовать знаково-символические средства для решения задач К: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: Формирование целостного взгляда на мир |
|
26 |
|
7.12 |
Обобщение знаний по теме «Эта удивитель ная природа». Проверочная работа 2 |
УРК |
ПР |
||||
Мы и наше здоровье (8 часов) |
|||||||||
27 |
|
11.12 |
Организм человека.
|
Комбинированный |
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов |
Научатся -характеризовать системы органов человека (их части и назначение); -показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; -измерять рост и вес человека; -работать с терминологичес ким словарём.
|
УО, ФО |
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: формулировать собственное мнение и позицию Л: установка на здоровый образ жизни. |
|
28 |
|
14.12 |
Органы чувств. .
|
УОНЗ |
Научатся -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; -формулировать правила гигиены органов чувств.
|
УО, ФО |
|||
29 |
|
18.12 |
Надежная защита организма.
|
УОНЗ |
Научатся -готовить рассказ об уходе за кожей; -характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; меры первой помощи при повреждениях кожи. |
ПДЗ |
|||
30 |
|
21.12 |
Опора тела и движение. . |
УОНЗ |
Научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.
|
ФО |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: формулировать собственное мнение и позицию; Л: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
||
31 |
|
25.12 |
Наше питание.
|
Комбинированный |
Система органов, их роль в жизнедеятельности организма |
Научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы; выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила.
|
ИО, ФО |
||
32 |
|
28.12 |
Проект «Школа кулинаров». |
УОУиН |
УО |
||||
33 |
|
|
Дыхание и кровообра щение. |
УОНЗ |
Система органов |
Научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. |
ФО, ИО |
Р: планировать необходимые действия, действовать по плану П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения и выводы К: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета Л: Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
|
34 |
|
|
Умей предупреж дать болезни. Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа 3 |
УРК |
Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья |
Научатся закаливать организм, предупреждать болезни.
|
ПР |
||
Наша безопасность (9 часов) |
|||||||||
35 |
|
|
Огонь, вода и газ. |
Комбинированный |
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой |
Научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечки газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. |
УО |
Р: понимать учебные задачи и стремиться их выполнить. П: поиск необходимой информации, моделировать действия в виде схем. К: формулировать собственное мнение, осуществлять совместную деятельность в парах. Л: Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
36 |
|
|
Чтобы путь был счастливым. |
Комбинированный |
Научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. |
УО, ФО |
|||
37 |
|
|
Дорожные знаки. Экскурсия 4 |
УОМН |
Правила безопасного поведения на дорогах |
Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. |
ФО |
Р: понимать учебную задачу и стараться её выполнить. П: анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём. К: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе Л:. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
38 |
|
|
Проект «Кто нас защищает». |
Урок-проек |
Знакомство с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.
|
Научатся работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме. |
ПДЗ |
||
39 |
|
|
Опасные места. |
Комбинированный |
Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года |
Научатся правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях; использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. |
УО |
||
40 |
|
|
Природа и наша безопас- ность. |
Комбинированный |
Знакомство с опасными природными явлениями.
|
Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. |
УО |
||
41 |
|
|
Экологичес кая безопас ность. |
Комбинированный |
Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр. |
Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. |
УО, ФО |
||
42 |
|
|
О молниях, змеях, собаках и прочем |
УОМН |
Правила поведения в живой природе |
УО |
Р: действовать по плану, вносить необходимые коррективы. П: извлекать нужную информацию, понимать информацию. К: вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета. Л: Развитие самостоятельности и личной ответственности |
||
43 |
|
|
Обобщение знаний по теме «Наша безопас ность». Проверочная работа 4 |
УРК |
Систематизация , обобщение, проверка знания по изученному разделу. |
ПР |
|||
Чему учит экономика (12 часов) |
|||||||||
44 |
|
|
Для чего нужна экономика. |
УОНЗ |
Раскрыть роль экономики в нашей жизни. |
Научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги |
УО |
Р: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. П: читать и слушать, извлекая нужную информацию. К: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л: Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. |
|
45 |
|
|
Природные богатства и труд людей - основа экономики. |
УОНЗ |
Знакомить с факторами, составляющими основу экономики. |
Научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать роль природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам |
ФО |
||
46 |
|
|
Полезные ископаемые. |
УОНЗ |
Разнообразие полезных ископаемых. |
Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатст в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. |
ФО |
||
47 |
|
|
Растениеводство. |
Комбинированный |
Растениеводство как отрасль с/х. Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры, отрасль, растениеводство. |
Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. |
ФО |
Р: применять установленные правила в планировании деятельности. П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения и выводы. К: учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л: Развитие самостоятельности и личной ответственности |
|
48 |
|
|
Животноводство. |
Комбинированный |
Животноводство как отрасль с/х. |
Научатся классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. |
УО |
||
49 |
|
|
Какая бывает промышленность. |
УОНЗ |
Познакомяться с промышленностью как отраслью экономики.
|
Научатся различать отрасли, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности. |
УО |
||
50 |
|
|
Проект «Экономика родного края» |
УОУиЗ |
Научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств |
Научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. |
ПДЗ |
||
51 |
|
|
Что такое деньги. |
Комбинированный |
Роль денег в экономике, различие денежных единиц |
Научатся понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы. |
УО |
Р: понимать учебную задачу и стараться выполнить её. П: устанавливать причинно-следственные связи. К: распределение обязанностей, совместная работа с одноклассниками, с учителем. Л: Адекватная мотивация учебной деятельности. Умение создавать благоприятную атмосферу, не создавая конфликтов, на уроке. |
|
52 |
|
|
Государственный бюджет. |
УОМН |
Государственный бюджет, из чего он складывается, необходимость уплаты налогов гражданами страны. |
Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. |
УО |
||
53 |
|
|
Семейный бюджет. |
Комбинированный |
Семейный бюджет, стипендия, пенсия. |
Научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. |
ФО |
||
54 |
|
|
Экономика и экология. |
УОНЗ |
Связи между экономикой и экологией
|
Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. |
ФО, УО |
||
55 |
|
|
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа 5 |
УРК |
Сообщение в устной форме |
Научатся делать сообщения в устной форме. |
ПР |
||
Путешествия по городам и странам (13 часов) |
|||||||||
56 57 58 |
|
|
Золотое кольцо России. |
УР |
Города Золотого кольца. |
Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. |
УО, ФО |
Р: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану. П: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, моделировать. К: обсуждение в группах, аргументировать свою позицию. Л: Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке. |
|
59 |
|
|
Наш проект: «Музей путешествий». |
УОУ иН |
Знакомство с некоторыми городами нашей страны и мира |
Научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. |
ПДЗ |
||
60 |
|
|
Наши ближайшие соседи. |
Комбинированный |
Осознание необходимости бережного отношения к памятникам истории и культуры. |
Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами. |
УО |
||
61 |
|
|
На севере Европы. |
УОМН |
Знакомство с северными европейскими государствами |
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
УО, ФО |
Р: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя. П: устанавливать причинно-следственные связи. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог. Л: Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности. |
|
62 |
|
|
Что такое Бенилюкс. |
УОНЗ |
Знакомство со странами Бенилюкса.
|
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников |
ФО, УО |
||
63 |
|
|
В центре Европы. |
УОНЗ |
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников |
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
УО |
||
64 |
|
|
По Франции и Великобритании. |
Комбинированный |
Знакомство со странами Францией и Великобританией. |
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
ФО |
||
65 |
|
|
На юге Европы. |
Комбинированный |
Знакомство со странами Южной Европы.
|
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. |
УО, ФО |
Р: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, планировать свои действия. П: выделять существенные и несущественные признаки. К: работа в парах, со взрослыми. Л: Доказывать своё мнение, формирование положительного отношения к учебе. |
|
66 |
|
|
По знаменитым местам мира. |
УР |
Тадж-Махал, египетские пирамиды, статуя Свободы, сиднейская опера, озеро Байкал |
Научатся ценить памятники истории, архитектуры и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним. |
УО |
||
67 |
|
|
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. 6 |
УРК |
Повторение, обобщение изученного |
Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу |
ПР |
||
68 |
|
|
Итоговая контрольная работа |
УК |
КР |
||||