Технология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  примерной программы по технологии, УМК Школа России под редакцией А.А. Плешакова («Технология», авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг)

XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с началь­ной школы.

Успешность изучения курса технологии обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Нормативно-правовая основа реализации программы

Образовательная программа школы строится на основе важнейших положений:

Ø          Закон РФ «Об образовании»;

Ø          Конвенция о правах ребенка;

Ø          Конституция РФ;

Ø          Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

Ø          Федеральный государственный образовательный стандарт общего   образования;

Ø         Устав школы

Школа работает по программам, которые отвечают требованиям обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования и рассчитаны на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части базисного учебного плана образовательных учреждений.

Учебники, используемые в образовательном процессе, соответствуют утвержденному Министерством образования и науки РФ федеральному перечню учебников.

Календарно-тематические планы составлены согласно программам, в планы включены темы регионального компонента.

Вариативная часть учебного плана направлена на углубленное изучение отдельных  предметов инвариантной части базисного учебного плана, организацию индивидуальных и групповых занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися, введение новых учебных предметов.

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направлен­ностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методи­ческом наполнении данный предмет может стать опорным для формирова­ния системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов реше­ния, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции техноло­гично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последова­тельности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать пра­вилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на­правленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о тех­нологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к тех­нической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информа­ции, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством об­щего развития ребёнка, становления социально значимых личностных ка­честв, а также формирования системы специальных технологических и уни­версальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техни­ко-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-эти­ческого и социачьно-исторического опыта человечества, отражённого в ма­териальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к со­циальному миру и миру природы через формирование позитивного отноше­ния к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по­знания мира через осмысление духовно-психологического содержания пред­метного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудо­вых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления из­делий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мо­тивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
  • — внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, плани­рование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
  • — умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретичес­кие знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предме­та «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • — коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятель­ности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому ре­шению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  • — первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической до­кументацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техни­ки безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
  • — первоначальных умений поиска необходимой информации в различ­ных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • — творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

  • системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает пере­ход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирова­ние психических действий субъекта из внешних, материальных (материали­зованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
  • теория развития личности учащегося на основе освоения универсаль­ных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструменталь­ную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изуче­ние начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осу­ществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирова­ние конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процес­се работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных раз­делов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения пред­мету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает уча­щимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению про­екта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при вы­полнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые ма­териалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами ра­боты) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы­полнении работы:
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятель­ность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

Межпредметные связи.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусс­тво»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства ху­дожественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьни­ки осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометричес­кими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельно­сти в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информа­тика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с обра­зовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии тех­нических образов рассматривается культурно-исторический справочный ма­териал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анали­зируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изго­товления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — со­зидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в про­грамме рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способ­ствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультур­ных традиций в деятельности человека также связано с содержанием пред­мета «Окружающий мир».

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.

Новизна программы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру­ют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова­тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол­нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель­ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития лич­ности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформи­ровать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружаю­щим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурны­ми традициями, активное изучение образов и конструкций природных объ­ектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа­ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли­тературного чтения.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образователь­ный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль­ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Планируемые результаты

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих резуль­татов.

Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об­работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла­виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи­ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и вы­ступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое вы­сказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из­вестным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Формирование первоначальных представлений о материальной культу­ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.
  4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет­ной и информационной среды и умения применять их для выполнения учеб­но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • уметь донести свою позицию до собеседника;
  • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения блока «Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»

Выпускник научится:

иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

уважительно относиться к труду людей;

понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты».

Выпускник научится:

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»

Выпускник научится

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться

соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»

Выпускник научится:

соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

Содержание учебного курса

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного

мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка

материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).

  1. Практика работы на компьютере.

Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD/DVD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, Power Point.

В приведённом ниже тематическом планировании представлена последовательность изучения тем курса и примерное количество часов на каждую тему. Окончательное распределение часов зависит от конкретного планирования учителя (школы).

 

 

Тематическое планирование

По   технологии

Учебный год    2018-2019

Класс     3

Количество часов по учебному плану ОУ:  всего 34 ч., в неделю 1 ч.

Планирование составлено на основе: Основной образовательной программы  начального общего образования  «Школа России»и авторской программы по технологии для 1-4 классов  Роговцевой Н.И., С.В. Анащенковой

Учебник  «Технология» 3 класс, Лутцева Е.А., Зуева Т.П. М.: Просвещение, 2018.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

обучения:

характеристика

основных видов

деятельности

Вид

контроля

(формы)

УУД

(деятельность

учащихся)

 

Введение в предмет (1 ч.)

1

 

03/09

Как работать с учебником. Путешествуем по городу.

УОНЗ

Современники, городская инфраструктура, маршрутная карта, экскурсия, стоимость

повторят знания, полученные

в 1–2 классах
(отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием).

Познакомятся

с учебником и рабочей тетрадью для 3 класса;
со значением понятий «стоимость», «дорого»,

«дешево».

Научатся вычислять стоимость изделия; на практическом уровне составлять маршрутную карту города

 

Текущий

Умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради; принимать учебную задачу;

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

 

Человек и земля (20 ч.)

 

2

 

10/09

Архитектура.

Изделие: дом

Комбинированный урок

Чертеж, масштаб,

эскиз, технический рисунок, развертка, чтение чертежа, архитектура, каркас,

линия чертежа.

-      Осуществлять сборку объемных изделий по слайдовому и текстовому планам;

-      различать форматы бумаги А3 и А4;

-      выполнять чертеж заданной фигуры в масштабе на странице в клетку;

-      выполнять разметку по линейке чертежа развертки  на листе формата А3, соблюдая основные линии чертежа;

-      выполнять чертеж по заданному образцу;

-      соблюдать правила безопасного пользования ножом;

-      соблюдать правила экономного расходования бумаги;

-      использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея.

Текущий

-    Соблюдать последовательность выполнения изделия;

-    дополнять слайдовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами (с помощью учителя);

-    корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или замене материалов;

-    проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи слайдового плана;

-    прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта; оценивать качество своей работы;

-    выделять информацию из текстов учебника, заданную в явной форме;

-    использовать понятия «чертеж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развертка», «чтение чертежа», «архитектура», «каркас», «линия чертежа»;

-    рассказывать о профессиональной деятельности людей, работающих в городе (архитектора, инженера-строителя, прораба);

-    различать особенности изображений, используемых

в черчении (эскиза, технического рисунка, развертки

Положительно относятся
к занятиям предметно-практической деятельностью; сориентированы на уважительное отношение к труду строителей, на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

 

3

 

17/09

Городские постройки.

Изделие: телебашня.

Комбинированный урок

Проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.

-     Осваивать способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание);

-     называть свойства проволоки;

-     объяснять использование проволоки в бытовых условиях;

-     определять различие между назначением плоскогубцев и кусачек при выполнении работ (резать, сгибать);

-     использовать способы соединения проволоки,

конструировать макет телебашни из проволоки;

-     называть свойства и способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание);

-     объяснять значение понятий: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня;

-     рассказывать о назначении городских построек и об их архитектурных особенностях;

 

Текущий

4

 

24/09

Парк. Изделие: городской парк

Комбинированный урок

Лесопарк, садово-парковое искусство.

-   Называть свойства природных материалов;

-   сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности;

-    использовать свойства природных материалов для создания композиции;

-   сочетать различные материалы в работе над одной композицией;

-   выполнять эскиз, имитируя деятельность ландшафтного дизайнера;

-   составлять план работы над изделием;

-   создавать макет городского парка из природных материалов;

-   выполнять объемную аппликацию с элементами рельефа;

-   имитировать реальные объекты, используя природные материалы;

-   выполнять разметку при помощи копировальной бумаги, соблюдая основные правила данного вида разметки;

-   познакомиться со способами ухода за садово-парковыми растениями;

-   определять назначение инструментов для ухода за растениями.

Текущий

5

 

01/10

Изделие: Проект «Детская площадка».

УР

Проект, алгоритм.

-   Работать в мини-группе;

-   распределять роли (под руководством учителя);

-   использовать алгоритм работы над проектом;

-   представлять результат своей деятельности;

-   закрепить навыки работы над с бумагой на практическом уровне;

-   выполнять эскиз и технический рисунок;

-   комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

-   выполнять изделия, используя разные материалы.

Текущий

6

 

8/10

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие : украшение платочка монограммой.

Комбинированный урок

Ателье,

фабрика, кроить, выкройка, рабочая одежда, форменная одежда, ткань, пряжа, природные волокна, химические волокна, строчка стебельчатых стежков, аппликация.

-      Отмерять длину нити;

-      использовать строчки стежков для оформления изделий;

-      освоить технику выполнения строчек стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;

-      выполнять разметку деталей при помощи выкройки;

-      выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;

-      расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;

-      выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;

-      украсить платочек монограммой;

-      различать виды строчек стежков, тканей;

 

Текущий

-    Соблюдать последовательность выполнения изделия;

-    дополнять слайдовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, описанием промежуточных этапов (под руководством учителя);

-    прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта ;

-    проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия;

-    вносить необходимые изменения в свои действия;

-    прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» (под руководством учителя);

-    выделять информацию из текстов учебника, заданную в явной форме;

-    проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения (под руководством учителя);

-    находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями (под руководством учителя или самостоятельно);

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных изделий; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

 

7

 

15/10

Аппликация из ткани. Изделие: украшение фартука петельным швом.

УОНЗ

Петельный шов, аппликация

-      Отмерять длину нити;

-      использовать строчки стежков для оформления изделий;

-      освоить технику выполнения строчек петельных и крестообразных стежков;

-     использовать технологию выполнения аппликации из ткани;

Текущий

8

 

22/10

Изготовление тканей. Изделие: гобелен

Комбинированный урок

Ткачество, ткацкий станок, основа, уток,

-     Отличать гобелен от других видов ткачества, создавать изделие, соблюдая технологический процесс плетения гобелена;

-     отмерять длину нити;

-     расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;

-     выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;

-     выполнять разметку по шаблону;

-     сочетать цвета в композиции при выполнении эскиза и создании гобелена;

Текущий

9

 

12/11

Вязание.

Изделие: воздушные петли.

УОНЗ

Вязание, вязание крючком.

-   Уметь пользоваться правилами работы при вязании крючком;

-   отработать навык составления плана работы.

Текущий

10

 

19/11

Одежда для карнавала. Изделие : карнавальные костюмы для «Дамы» и «Кавалера»

Комбинированный урок

Карнавал, крахмал, кулиска

-   Познакомиться с последовательностью крахмаления ткани, со способами создания карнавального костюма из подручных средств.

Текущий

11

 

26/11

Бисероплетение.  

Изделие :

Браслетик «Цветочки»

УОНЗ

Бисер, бисероплентение

-        Научить плести из бисера браслетик.

Текущий

12

 

3/12

Кафе «Кулинарная сказка» Работа с бумагой. Изделие: весы.

Комбинированный урок;

Рецепт, порция, ингредиенты, повар, официант

-    Научиться использовать таблицу мер веса продуктов в граммах;

-    развивать навыки выполнения чертежей, навыки конструирования.

Текущий

13

 

10/12

Фруктовый завтрак.

Изделие: приготовление  салата «Фруктовый завтрак»

УОНЗ

Ингредиенты, приспособления

-     Отработать правила работы ножом;

-     научить работать со съедобными материалами.

Текущий

14

 

17/12

 Работа с тканью. Изделие: колпачок-цыпленок для яиц.

Комбинированный урок

Снятие мерок, синтепон. Сантиметровая лента

-     Отрабатывать навыки работы с тканью;

-     знакомиться с возможностями использования синтепона на практическом уровне.

Текущий

-    Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике;

-    осуществлять самоконтроль  и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием;

-    выбирать материалы для выполнения изделия;

-    называть виды плетения ткани;

-    различать виды тканей и волокон;

-    приводить аргументы за и против при совместных обсуждениях;

-    оценивать высказывания и действия партнера;

использовать различные средства общения в том числе и средства ИКТ.

Имеют мотивацию к учебной деятельности; эстетически воспринимают выполненные изделия; понимают значение красоты в жизни людей; проявляют интерес к предмету

 

15

 

24/12

 Кулинария. Изделие: бутерброды.

УОНЗ

Бутерброды, холодные закуски

-   Формировать умение самостоятельно составлять план и работать по нему, работать ножом.

Текущий

16

 

 

Сервировка стола. Изделие: салфетница.

Комбинированный урок

Симметрия, салфетница, сервировка.

-     Формировать умение выполнять работу с использованием орнаментальной симметрии;

-     уметь находить примеры, где встречали изображения с выраженной симметрией;

-     называть    классификации видов симметрии;

-      совершенствовать умение работать по плану, в соответствии с алгоритмом разметки по линейке, умения работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.

Текущий

17

 

 

Магазин подарков. Изделие: брелок для ключей.

Комбинированный урок

Подарок, магазин, товаровед, продавец,  витрина, оформитель витрин.

-       Совершенствовать навык лепки из теста, проведения анализа готового изделия, составления плана работы.

Текущий

18

 

 

 Работа с природным материалом. Изделие: золотистая соломка.

УОНЗ

Соломка, междоузлие, эластичный.

-     Отрабатывать приёмы работы с соломкой;

-     формировать умение составлять композицию, учитывая особенности природного материала.

Текущий

19

 

 

Работа с бумагой. Изделие: упаковка подарков.

Комбинированный урок

Цветоведениеупаковщик, контраст, тональность

-    Освоить некоторые приёмы упаковки, показать на практическом уровне особенности использования, сочетания цвета

в композиции.

Текущий

20

 

 

Работа с картоном. Автомастерская.

Изделие: фургон «Мороженое»

УОНЗ

Развертка, пассажирский транспорт,  инженер-конструктор, автослесарь.

-   Познакомиться с правилами построения развёртки и склеивания геометрического тела на практическом уровне.

Текущий

-   Использовать приобретённые знания для составления инструкции сборки грузовика;

-    адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога;

-   приходить к общему мнению в совместной деятельности;

адекватно представлять результат деятельности группы, осознавать собственные достижения при освоении темы и выполнения теста.

21

 

 

Работа с металлическим конструктором.

Изделие: грузовик.

Комбинированный урок

Металлический конструктор

-      Закреплять умение проводить анализ готового изделия и на его основе самостоятельно составлять технологическую карту и план работы.

 

Текущий

Человек и вода (4 ч.)

22

 

 

Работа с различными материалами. Изделие: мост.

Комбинированный урок

Мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост,  несущая конструкция, арочный мост, понтонный мост

-    формировать на практическом уровне умение использовать новый вид соединения материалов (натягивание нитей).

Текущий

-  Раскрывать значение понятий «мост», «виадук», «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «кабель», «конструкция» и использовать их в активном словаре;

-  формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога, выполнять учебное действие, используя план;

-  выполнять самооценку учебного задания, определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение;

определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение.

Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие красоты выполненного изделия, уважительное отношение к труду строителей

 

23

 

 

Водный транспорт.

Работа с конструуктором.

Изделие: яхта.

УОНЗ

Акватория судно, корабль, лодка, паром, яхта, баржа, верфь, кораблестроитель, порт

 

-    Формировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Текущий

24

 

 

Океанариум.

Работа с текстильными материалами.

Изделие: осьминоги и рыбки.

Комбинированный урок

Аквариум, океанариум ихтиолог

-      Отработать навык самостоятельного составления плана и работы по нему;

-       научиться изготавливать упрощённый вариант объёмной мягкой игрушки.

Текущий

25

 

 

Работа с пластилином. Изделие: фонтан.

УОНЗ

фонтан

-      создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу;

-      закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия.

Текущий

Человек и воздух (3 ч.)

26

 

 

Работа с бумагой.

Зоопарк.

Изделие: птицы

УОНЗ

Оригами, бионика.

-    Формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, умение выполнять работу по схеме.

Текущий

-   Объяснять значение понятий «акватория» «судно», «корабль», «лодка», «паром», «яхта», «баржа», «верфь», «кораблестроитель», «порт» и использовать их в активном словаре;

-   адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;

-   знать алгоритм выполнения подвижного соединения деталей пластмассового конструктора;

-   конструировать макет яхты;

оформлять модель баржи из пластмассового конструктора и презентовать изделие.

Сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны со строительством кораблей; проявляют интерес к строительству

 

27

 

 

Вертолетная площадка. Работа с бумагой и картоном.

Изделие: вертолёт

комбинированный урок

Модель, схема, воздушный шар, вертолёт, лопасть

-    Отрабатывать навыки самостоятельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона.

Текущий

28

 

 

Работа с бумагой. Папье-маше.

Изделие:

воздушный шар.

Комбинированный урок

Папье-маше, муляж, тиснение

-    Отработать навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне;

-    учиться подбирать бумагу для выполнения изделия.

Текущий

Человек и информация (5 ч.)

29

 

 

Переплетная мастерская.

Комбинированный урок

Переплётные работы, переплёт, переплётчик.

-       Закрепить навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия.

-       Научиться выполнять работу над простым видом переплёта.

Текущий

-    Понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме;

-    выполнить работу над изделием «Птицы»;

-     научиться понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме;

выполнить работу над изделием «Аист».

Эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; проявляют интерес к предмету; имеют мотивацию к творческой деятельности

 

30

 

 

Почта.

Знакомство с различными видами почтовых отправлений.

Заполнение бланка телеграммы.

Комбинированный урок

Почта, почтальон, бланк, письмо, корреспонденция, телеграмма, телефон, журнал, газета, посылка, почтовый служащий.

.

-         Формировать умение кратко излагать информацию, показать способы заполнения бланка на практическом уровне.

Текущий

31

 

 

Работа с тканью. Изделие: проект «Кукольный театр.»

Комбинированный урок

Театр, театр кукол, кукловод, художник, декоратор, марионетка.

-    Научиться изготавливать пальчиковых кукол.

Текущий

32

 

 

Афиша. Создание эскиза афиши для кукольного представления «Красная Шапочка»

УОНЗ

Афиша, интернет, программист.

-   Создать афишу,

Текущий

33

 

 

Работа с различными материалами.

Изделие: сцена и занавес.

 

Комбинированный урок

Сцена, занавес, раздвижной занавес, подъёмный занавес.

Научатся различать виды занавесов, выполнят работу над изделием « Сцена и занавес»

Текущий

Повторение (1ч.)

34

 

 

Обобщение и систематизация учебного материала по технологии за курс 3 класса

Комбинированный урок

 

Проверят усвоение знаний
по технологии

за 3 класс; овладение основными навыками
и универсальными учебными действиями, умениями проводить презентацию своей работы, самостоятельно анализировать и оценивать свою работу и товарищей; усвоение правил и приёмов работы с различными материалами и инструментами

 

Текущий

Умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать, формулировать ответы на вопросы.