Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых
обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, нои в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ :
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие понятия:
-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
-ни одна культура не может быть лучше другой,
-каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики , по месту в учебном плане, и по содержанию дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России.Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Содержание программы
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
|
|
|||||||||
1 |
3/9 |
|
Россия - Родина моя. |
Урок введения новых знаний |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. |
Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. |
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
2 |
10/9 |
|
Этика и этикет |
Урок введения новых знаний |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. |
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. |
Творческая работа «Составление предложений со словами культура». |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
|
|
3 |
17/9 |
|
Мораль и культура. |
Урок введения новых знаний |
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. |
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
4 |
24/9 |
|
Особенности морали. |
Урок введения новых знаний |
|
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. |
Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
5-6 |
1/10 8/10 |
|
Добро и зло. |
Урок введения новых знаний |
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. |
Понимать и сопереживать чувствам других людей. |
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
7 |
15/10 |
|
Добродетели и пороки. |
Урок введения новых знаний |
|
Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. |
Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
8-9 |
22/10 12/11 |
|
Свобода и моральный выбор человека. |
Урок введения новых знаний |
Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. |
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. |
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
10 |
19/11 |
|
Свобода и ответственность. |
Обобщение |
|
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» |
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
11 |
26/11 |
|
Моральный долг. |
Урок введения новых знаний |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. |
Уметь осознавать ценности человеческой жизни. |
Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
12 |
3/12 |
|
Справедливость. |
Урок введения новых знаний |
|
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. |
Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
13 |
10/12 |
|
Альтруизм и эгоизм. |
Урок введения новых знаний |
|
Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
14 |
17/12 |
|
Что значит быть моральным? |
Урок введения новых знаний |
|
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …» |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
15 |
24/12 |
|
Дружба. |
Урок введения новых знаний |
Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. |
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
16 |
|
|
Творческие работы учащихся. |
|
|
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. |
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
17 |
|
|
Презентация творческих работ. |
|
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. |
|
|
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
18 |
|
|
Род и семья – исток нравственных отношений |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. |
Род, фамилии, семья. |
|
Самостоятельная работа |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
19 |
|
|
Нравственный поступок |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. |
Поступок, нравственный поступок. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
20 |
|
|
Золотое правило нравственности |
Комбинированный урок. |
Золотое правило нравственности |
ценности нравственности духовности в человеческой жизни
|
Самостоятельная работа |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
21 |
|
|
Стыд, вина и извинения |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. |
Стыд, вина. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
22 |
|
|
Честь и достоинство |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. |
Честь, достоинство. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Самостоятельная работа |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
23 |
|
|
Совесть |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. |
Совесть |
уметь: излагать свое мнение |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
24 |
|
|
Нравственные идеалы |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок |
Богатыри, правила честного поединка. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Самостоятельная работа |
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему) Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
25 |
|
|
Нравственные идеалы |
Комбинированный урок |
Рыцари, джентльмены, леди. |
ценности нравственности духовности в человеческой жизни
|
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
26 |
|
|
Образцы нравственности в культуре Отечества |
Комбинированный урок |
Труженик, патриот, воин, активист. |
ценности нравственности духовности в человеческой жизни
|
Самостоятельная работа |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения
|
|
27 |
|
|
Этикет |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок |
Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета. |
|
Самостоятельная работа |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения
|
|
28 |
|
|
Семейные праздники |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок |
Праздники, возникновение праздников. |
|
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные : перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы
|
|
29 |
|
|
Жизнь человека – высшая нравственная ценность |
Урок изучения нового материала. Комбинированный урок |
Жизнь человека. |
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. |
Самостоятельная работа |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
|
30 |
|
|
Подведение итогов. Любовь и уважение к Отечеству |
Комбинированный урок |
|
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России |
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему) Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы |
|
31-34 |
|
|
Итоговый урок |
Итоговый урок |
Участвуют в диспутах учатся слушать собеседника и излагать своё мнение |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему) Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения |
||