Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова); базисного учебного плана ;«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)«Примерных программ начального общего образования»; авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010.,), подготовлена для обеспечения образовательных запросов обучающихся и направлена на их общее развитие в рамках УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Объем програмы:
Программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов году— 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства
Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС
Восприятие произведений искусства.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства — сходство и различие. Человек, природный мир в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина —и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия горизонтали, вертикали и диагонали в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.
Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Опыт художественно-творческой деятельности
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству
По окончании 4 класса
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту); высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного курса
- Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
- Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
- Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
- Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
- Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию).
- Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
- Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
- Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
- Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
- Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
- Передача объёма в живописи и графике.
- Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
- Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
- Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.
- Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
- Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.
- Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
- Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства.
- Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений.
- Развитие фантазии и воображения.
- Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
- Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
- Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
- Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
- Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
- Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
- Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза). Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
- Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
- Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
- Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
- Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства.
- Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
- Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
- Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому.
- Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический.
- Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
- Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
|
1–2 |
5/9 12/9 |
|
Монументально – декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. |
Комбини- рованный |
Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж. |
Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства . Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 и стр. 7 учебника. Называть особенности фресковой живописи Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике . Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж Выполнить творческоезадание на стр. 10 учебника и ответитьна вопрос настр. 11учебника |
Практическая индивидуальная работа. Анализ работ |
• Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
|
3 |
19/9 |
|
Русская икона. Звенигородская находка. |
Комбини- рованный |
Помимо икон, предложенных в учебнике, можнорассмотреть и другие иконы разного времени и школ |
Рассказыватьоб историииконынаРуси Иметь представление озвенигородских иконах, написанныхАндреем Рублёвым Выполнить задания на стр. 13 учебника Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон |
Текущий. Практическая самостоятельная работа |
||
4
|
26/9 |
|
Монументальная скульптура. |
Комбини- рованный |
Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне |
Иметь представлениеобособенностяхизадачах монументальной скульптуры Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике и ответить на вопросы на стр. 14-15 Прослушать песню «Вставай, страна огромная» иэмоционально связать памятникисмузыкой После урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя |
Текущий. Практическая индивидуальная работа |
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
|
|
5 |
3/10 |
|
Новые виды искусств: дизайн и фотография. |
Изучение нового материала |
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.
|
Пониматьзадачидизайнаи уметь рассказыватьоегопроисхождениии целях работы художников-дизайнеров. Выполнитьзаданиянастр.16–17 Иметьпредставлениео различных видахфотографии Отличатьхудожественныефотографии отдругих видов этогоискусства Выполнить задания на стр. 19 учебника |
Практическая самостоятельная работа |
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей |
|
6 |
10/10 |
|
На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).
|
Комбини- рованный |
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению. |
Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана Проанализировать его картины об осени Подобратькним подходящие стихи Выполнить задания на стр. 21 учебника. Написать осеннийпейзажпо воображениюили снатуры(стр. 6–7 рабочейтетради) |
Практическая работа. Анализ работ |
• Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
|
|
7 |
17/10 |
|
Передача светотени цветными карандашами. Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). |
Комбини- рованный |
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. |
Изучить напримере рисунка Д. Митрохина«Яблоки»,какможно передать объём предмета спомощью цветныхкарандашей Использоватьразличные виды штриховкидля более выразительной передачиобъёма Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2–3 рабочей тетради |
Практическая индивидуальная работа. |
||
8–9 |
24/10 7/11 |
|
Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. |
Закрепление изученного |
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике. |
Определять, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Выполнить задания на стр. 25 учебника, стр. 8–9 и на стр. 10–11рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошоразличать,где на предметах свет, тень,полутень,блик,рефлекси падающаятень Называть, где на предметесамое светлоеместо,агде–самоетёмное Иметь понятие о конструкции предмета |
Практическая работа. Анализ работ |
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
|
10–11 |
14/10 21/10 |
|
Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. |
Комбини- рованный |
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». |
Составлять и использовать для созданиякомпозицииопорную схему Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческойработы Изучить материал и выполнить задания на стр. 26-27 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу Эта работа может выполняться в парах(по желанию детей). |
Практическая индивидуальная работа. |
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
|
|
12–13 |
28/10 5/10 |
|
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. |
Комбини- рованный |
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика). |
Иметь представление о значении зарисовокснатурыдлясозданияболее значительныхтворческихработ Ответитьна вопросыи выполнить творческоезадание на стр. 29 учебникаили работу «Твой пушистыйдруг»на стр. 12–13рабочейтетради Выполнить коллективный проект: оформить свои работыиорганизоватьвклассе выставкурисунков ииллюстраций с животными |
Практическая коллективная работа. Анализ работ. |
|
|
14–15 |
12/12 19/12 |
|
Композиция и её основные законы. |
Комбини- рованный |
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. |
Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции и их определять в натюрмортах других авторов Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–15 рабочей тетради) (Н). Ответить на вопросы стр. 30-31 учебника . |
Текущий. Практическая коллективная работа. Анализ работ. |
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
|
16 |
26/12 |
|
Отмывка. Гризайль. |
Комбини- рованный |
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. |
Самостоятельно изучить материалы и выполнить творческие задания на стр. 32–33 учебника, стр.16-17 рабочей тетради . |
Текущий. Практическая индивидуальная работа. |
||
17 |
|
|
Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.
|
Комбини- рованный |
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. |
Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 35 учебника и на стр. 28–29 рабочей тетради. |
Практическая коллективная работа. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей последовательность действий на уроке. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |
|
18–19 |
|
|
Линейная перспектива. |
Комбини- рованный |
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе. |
Получить понятиео линейнойперспективе:знать,каквлияетнапостроение перспективы положениелинии горизонта Называть, что такое точка схода Уметь делатьпростые построенияперспективы Находитьточкусходавпроизведенияхизвестных художников Иметьпредставлениео воздушной перспективе Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради. |
Текущий. Практическая коллективная работа. |
||
20–23 |
|
|
Фигура человека. Пропорции. |
Комбини- рованный |
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле.Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир». |
Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле. Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н) и на стр. 42–43 рабочей тетради (Н). Сделатьнескольконабросковснатуры (одноклассниковили родственников) Выполнить коллективную работу «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради Изучить материалы и выполнить задания на стр. 76 учебника и на стр. 44–47 рабочей тетради Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Выполнить коллективную работу «Сказочный мир» (стр. 46–47 рабочей тетради). |
Практическая коллективная работа. |
||
24-25 |
|
|
Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П.Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы.
|
Комбини- рованный |
Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы. |
Изучить работысоветскиххудожников,посвящённые ВеликойПобеде,и ответитьнавопросынастр.39учебника Выполнить коллективный проект «Альбом Славы»:разработатьмакет альбома, определитькомпозициюего страниц. Каждыйученикдолженсоздать свою страничку,котораябудет затемразмещена в общем «Альбоме Славы» (стр.30–31рабочейтетради) |
Практическая коллективная работа. |
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика |
|
26 |
|
|
Китайский рисунок кистью. |
Комбини- рованный |
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). |
Самостоятельно изучитьтему Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника и на стр. 32–33 рабочей тетради |
Практическая коллективная работа. |
||
27–30 |
|
|
Родная история и искусство – русский народный театр. |
Комбини- рованный |
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». |
Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23 рабочей тетради). |
Практическая работа. Анализ работ |
-формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; -формирование духовных и эстетических потребностей знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
|
31–32 |
|
|
Эрмитаж. |
Изучение нового материала |
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран. |
Знать историю основания Эрмитажа Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (стр. 46–64 учебника). |
Практическая самостоятельная работа. |
||
33-34 |
|
|
Здравствуй, лето! |
Комбинированный |
Создание тематических рисунков, умение фантазировать, использовать правильно- подобранные цвета |
Иметь представление о значении зарисовокдлясозданияболее значительныхтворческихработ
|
Практическая самостоятельная работа. |
||