Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2010)) Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандартау 2009, рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) и обеспечена учебниками «В океане света» для 4 класса, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч., а также методические рекомендации для учителя и «Тетрадь по литературному чтению» для учащихся. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 4-м классе, составить представление о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в
рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного
чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по четыре часа в неделю (136 часов в год).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Раздел 1. «Любимые книги» - (9ч)
Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (20ч)
Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» - (45ч)
Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (62ч)
Произведения современной детской литературы разных жанров. (9 ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. (20 ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (46 ч) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (61 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.
Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
|
|||||||||||||||||||
Произведения современной детской литературы разных жанров(8 ч) |
|
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
5/9 |
|
Вводный урок . Знакомство с учебником |
Урок изучения нового |
Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником. |
Восприниматьнаслуххудоже-ственныепроизведенияразныхжанроввисполненииучителя, учащихся, мастеров слова; Пониматьглавнуюмысль,оцениватьсвоиэмоцио- нальныереакции. Воспринимать наслухзадание (учебный текст), определять алгоритмвыполнения, оценивать ход ирезультатвыполне-ния. Характеризовать прослушан-ноехудожественноепроизведе- ние: егожанр(включая поуче- ние, летопись,путешествие и др.),сюжет (последователь- ностьразвития событий);опи- сыватьгероев. Сравниватьсвоиответысотве-тамиодноклассников, оцени- ватьсвоё и чужоевысказыва- ние.
|
Предварительный контроль, устный опрос |
Познавательные УУД: -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Личностные УУД: -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Чтение. Работа с текстом -находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; -определять тему и главную мысль текста; |
|
|||||||||||||||||||
2 |
6/9 |
|
Кто будет сопровождать нас в путешествии
|
Урок закрепления знаний |
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий |
Текущий контроль, устный рассказ |
|
|||||||||||||||||||||
3 |
7/9 |
|
Начало удивительных событий |
Комбинированный урок |
Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» |
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть |
|
|||||||||||||||||||||
4 |
12/9 |
|
Что может Электроник? |
Комбинированный урок |
Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
|
|
Текущий контроль, устный опрос, выразительное чтение, чтение по ролям |
Личностные УУД: -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Чтение. Работа с текстом -находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; -определять тему и главную мысль текста; |
|
|||||||||||||||||||
5 |
13/9 |
|
Наука как искусство |
Комбинированный урок |
|
Читатьтекствслухосознан-но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию,тон и темп речи, ставитьлогическоеударение. Декламировать стихотворе-ния,отрывкипрозы. Читатьпросебятекстосознан-но, выделятьвнёмлогические части,проводитьсловарную работу,отвечатьнавопросы. |
Текущий контроль, творческий пересказ |
|
||||||||||||||||||||
6 |
14/9 |
|
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» |
Урок изучения нового |
Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности |
Тематический контроль, проверочная работа |
|
|||||||||||||||||||||
7 |
19/9 |
|
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения |
Тематический контроль, краткий пересказ |
|
|||||||||||||||||||||
8 |
20/9 |
|
Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках |
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов |
|
Предварительный контроль, устный опрос |
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
У истоков русской детской литературы (10 ч) |
|
|||||||||||||||||||||||||||
9 |
21/9 |
|
Что такое детская литература |
Урок изучения нового |
Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» |
отвечатьнавопросыпосодер-жанию; понимать главную мысль,оцениватьсвоиэмоцио- нальныереакции. Воспринимать наслухзадание (учебный текст), определять алгоритмвыполнения, оцени-ватьход ирезультатвыполне- ния. Характеризовать прослушан-ноехудожественноепроизведе- ние: егожанр(включая поуче- ние, летопись,путешествие и др.),сюжет (последователь- ностьразвития событий);опи- сыватьгероев. Сравниватьсвоиответысотве-тамиодноклассников, оцени- ватьсвоё и чужоевысказыва- ние.
Читатьтекствслухосознан-но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию,тон и темп речи, ставитьлогическоеударение. Декламировать стихотворе-ния,отрывкипрозы. Читатьпросебятекстосознан-но, выделятьвнёмлогические части,проводитьсловарную работу,отвечатьнавопросы. |
Текущий контроль, чтение текста наизусть |
Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Коммуникативные УУД: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Чтение. Работа с текстом -делить тексты на смысловые части, составлять план текста; -вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; |
|
|||||||||||||||||||
10 |
26/9 |
|
«Повесть временных лет». |
Урок закрепления знаний |
Расселение славян. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки |
|
Текущий контроль, выразительное чтение текста |
|
||||||||||||||||||||
11 |
27/9 |
|
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.
|
Комбинированный урок |
«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» |
|
Текущий контроль, выразительное чтение текста |
|
||||||||||||||||||||
12 |
28/9 |
|
Путешествия |
Комбинированный урок |
Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика |
Вычитыватьвсевидытексто-войинформации: фактуаль- ную, подтекстовую,концепту- альную. Вычитыватьфактуальную и подтекстовую информациюизпредложения, составлятьрас-сказнаосновепредложения. Формулировать основную мысльтекста. Вестипоходучтениядиалогсавтором текста: задавать вопросы автору по ходу чте-ния, прогнозироватьответы, осуществлятьсамоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смыслзаглавияпроизведения. Составлятьпростойплантек-ста самостоятельно,сложныйплан–спомощьюучителя. Пересказывать текстподроб-но,сжато,выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выби-рать книгувбиблиотеке.
КультураречевогообщенияУчастоватьвдиалоге. Конструироватьмонологиче-скоевысказывание. Создаватьустнотекст–рас- сказ-характеристикугероя. |
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть |
|
||||||||||||||||||||
13 |
3/10 |
|
Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги |
Комбинированный урок
|
Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика |
Тематический контроль, выразительное чтение |
|
|||||||||||||||||||||
14 |
4/10 |
|
Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 |
Урок комплексного применения знаний |
Проверочная работа № 2
|
Тематический контроль, проверочная работа |
|
|||||||||||||||||||||
15 |
5/10 |
|
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» |
Текущий контроль, выразительное чтение повести. Рассказ о герое книги |
|
|||||||||||||||||||||
16 |
10/10 |
|
«Детское чтение для сердца и разума»
|
Комбинированный урок |
Статья Н. И. Новикова из журнала. Образ идеального ребенка в рассказе. Детские стихи А. Шишкова. А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» |
Предварительный контроль, самостоятельное чтение; выразительное чтение |
|
|
||||||||||||||||||||
17 |
11/10 |
|
Обобщающий урок. Проверочная работа № 3
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. (автобиографические книги) Внеклассное чтение. Писатели о себе |
Тематический контроль, проверочная работа |
Познавательные УУД: -использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; -строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; Коммуникативные УУД: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; Личностные УУД: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Чтение. Работа с текстом -сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака; -понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); |
|
||||||||||||||||||||
18 |
12/10 |
|
Внеклассное чтение.
|
Комбинированный урок |
Произведения Андрея Дмитриевича Жарикова |
|
Текущий контроль, выразительное чтение, пересказ
|
|
||||||||||||||||||||
Детская литература XIX века (33 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
19 |
17/10 |
|
Путешествие 3 Москва 19 века |
Урок изучения нового |
Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь:читать осознанно текст |
Предварительный контроль, устный опрос |
Познавательные УУД: -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; Регулятивные УУД: -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия; Коммуникативные УУД: -задавать вопросы; -контролировать действия партнёра; Личностные УУД: -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Чтение. Работа с текстом -понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; -понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; |
|
|||||||||||||||||||
20 |
18/10 |
|
И. А. Крылов «Квартет». |
Урок закрепления знаний |
Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
|
Текущий контроль, выразительное чтение басни |
|
||||||||||||||||||||
21 |
19/10 |
|
Путешествие 4 |
Урок изучения нового |
Выразительное чтение. Средства художественной выразительности |
читать стихотворные произведения наизусть;различать жанры художественной литературы. |
Предварительный контроль, устный опрос |
|
||||||||||||||||||||
22 |
24/10 |
|
А. Погорельский «Черная курица» |
Комбинированный урок
|
Различие жанров произведений. Осознанное чтение |
Знать названия, основное содержание изученных произведений.Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», |
Текущий контроль, выразительное чтение |
|
||||||||||||||||||||
23 |
25/10 |
|
Путешествие 5. Лето 1831. Как писать для детей? |
Урок изучения нового |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки |
|
Предварительный контроль, краткий пересказ |
|
||||||||||||||||||||
24 |
26/10 |
|
Исторические рассказы Александры Ишимовой |
Урок закрепления знаний |
Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский |
|
Текущий контроль, выразительное чтение |
|
||||||||||||||||||||
25 |
7/11 |
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
Комбинированный урок |
Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей |
Знать названия, основное содержание изученных произведений.Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план,читать стихотворные произведения наизусть,различать жанры художественной литературы
|
Текущий контроль, краткий пересказ |
|
||||||||||||||||||||
26 |
8/11 |
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
Комбинированный урок |
Понимание содержания литературного произведения |
Текущий, выразительное чтение сказки. |
|
|||||||||||||||||||||
27 |
9/11 |
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
Комбинированный урок |
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка |
Текущий контроль, выразительное чтение |
|
|||||||||||||||||||||
28 |
14/11 |
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Знать названия, основное содержание изученных произведений.Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
|
Текущий контроль, выразительное чтение, пересказ |
|
||||||||||||||||||||
29 |
15/11 |
|
Внеклассное чтение
|
Комбинированный урок |
Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений |
Текущий контроль, выразительное чтение |
Познавательные УУД: -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Регулятивные УУД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном. Коммуникативные УУД: -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные УУД: -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; -развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; Чтение. Работа с текстом -использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; -ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. |
|
||||||||||||||||||||
30 |
16/11 |
|
В. А. Жуковский «Спящая царевна»
|
Урок обобщения и систематизации знаний |
Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка |
Текущий контроль, чтение сказки (отрывка) наизусть |
|
|||||||||||||||||||||
31 |
21/11 |
|
Литературные сказки. |
Комбинированный урок |
Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка |
Текущий контроль, выразительное чтение |
|
|||||||||||||||||||||
32 |
22/11 |
|
В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) |
Комбинированный урок |
Создание небольших письменных ответов по прочитанному |
делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы
|
Текущий контроль, выразительное чтение |
|
||||||||||||||||||||
33 |
23/11 |
|
А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») |
Урок закрепления знаний |
Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них |
|
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный устный опрос |
|
||||||||||||||||||||
34 |
28/11 |
|
Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается Проверочная работа 4 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Жанры. Главная мысль |
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы
|
Текущий контроль, краткий пересказ текста |
Познавательные УУД: -обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; Личностные УУД: -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; -установка на здоровый образ жизни; Чтение. Работа с текстом -пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; -соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую |
|
|||||||||||||||||||
35 |
29/11 |
|
Путешествие 6. |
Комбинированный урок |
Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация) |
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный устный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
36 |
30/11 |
|
Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева |
Комбинированный урок |
Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение |
Текущий контроль, чтение отрывка наизусть |
|
|||||||||||||||||||||
37 |
5/12 |
|
Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе |
Урок закрепления знаний |
Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения |
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы
|
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть |
|
||||||||||||||||||||
38 |
6/12 |
|
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» |
Урок закрепления знаний |
Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер |
пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы
|
Текущий контроль, выразительное чтение |
Познавательные УУД: -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·-устанавливать аналогии; Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Коммуникативные УУД: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Личностные УУД: -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Чтение. Работа с текстом -формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; -сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; -составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. |
|
|||||||||||||||||||
39 |
7/12 |
|
Путешествие 7. |
Комбинированный урок |
Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана |
Текущий, чтение стихотворения (отрывка) наизусть |
|
|||||||||||||||||||||
40 |
12/12 |
|
Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» |
Комбинированный урок |
Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого |
Текущий, составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом |
|
|||||||||||||||||||||
41 |
13/12 |
|
Л. Н. Толстой «Как ходят деревья» |
Комбинированный урок |
Жанры: сказка, описание, рассказ |
делить текст на смысловые части, составлять его простой план, читать стихотворные произведения наизусть, различать жанры художественной литературы
|
Текущий контроль, выразительное чтение |
|
||||||||||||||||||||
42 |
14/12 |
|
Проверка техники чтения. (I полугодие |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Правильное, сознательное и выразительное чтение |
Высказывать аргументирован-носвоёотношениекпрочитан- ному,кгероям.
КультураписьменнойречиГотовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулироватьзамысел(главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактироватьтекст. Создаватьписьменныйтекст: писатьсочинениенаматериалепрочитанного послепредвари-тельнойподготовки.
ТворческаядеятельностьИнсценировать художествен-ныепроизведения (чтениепоролям,драматизация). Иллюстрироватьтекст. Писать творческие 25работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание,отзывопрочитаннойкнигеидр. |
Тематический, чтение текста вслух. |
|
||||||||||||||||||||
43 |
19/12 |
|
К. Д. Ушинский «Столица и губернский город» |
Комбинированный урок |
Главная мысль. Жанр. Элементы |
Текущий контроль, чтение по ролям |
|
|||||||||||||||||||||
44 - 45 |
20/12 21/12 |
|
К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» |
Комбинированный урок |
Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом |
Текущий контроль, чтение по ролям |
|
|||||||||||||||||||||
46 |
26/12 |
|
К. Д. Ушинский «Наше Отечество» |
Комбинированный урок |
Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана |
Тематический контроль, творческие задания в тетради по чтению |
Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные УУД: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Личностные УУД: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
|
|
||||||||||||||||||||
47 |
27/12 |
|
А. И. Куприн «Слон» |
Комбинированный урок |
Связной рассказ. Элементы |
Тематический контроль, выявление художественных средств |
|
|||||||||||||||||||||
48 |
28/12 |
|
А. И. Куприн «Слон» |
Комбинированный урок |
Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану |
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов |
Текущий контроль, осознанное выразительное чтение |
|
||||||||||||||||||||
49 |
|
|
А. И. Куприн «Слон» |
Комбинированный урок |
Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения |
Текущий контроль, осознанное выразительное чтение, пересказ |
|
|||||||||||||||||||||
50 |
|
|
Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 минут) |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) |
|
Тематический контроль, выполнение проверочной работы |
|
||||||||||||||||||||
51 |
|
|
Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей |
Урок обобщения и систематизации изученного |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний |
Уметь : -выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А.П. Чехова; -охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений; -выразительно читать(переск-ть) |
Текущий контроль, осознанное выразительное чтение, пересказ |
|
||||||||||||||||||||
Детская литература XX века (30 ч) |
|
|||||||||||||||||||||||||||
52 |
|
|
Путешествие 8. (В библиотеку). Загадка Лидии Чарской |
Урок изучения нового |
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
|
Предварительный контроль, устный опрос |
Познавательные УУД: -использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; -строить сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия Коммуникативные УУД: -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; Личностные УУД: -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Чтение. Работа с текстом -на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. |
|
|||||||||||||||||||
53 |
|
|
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) |
Урок закрепления знаний |
Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать статьи литературных критиков, участвовать в обсуждении текстов, объяснить смысл |
Текущий контроль, толкование слов и словосочетаний |
|
||||||||||||||||||||
54 55 |
|
|
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11) Внеклассное чтение. Произведения Валентины Тихоновны Дорожкиной |
Комбинированный урок Урок обобщения и систематизации знаний |
Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин, Жуковский |
Текущий контроль, ответы на вопросы |
|
|||||||||||||||||||||
Тематический контроль, индивидуальный опрос; написание отзывов, выразительное чтение |
|
|||||||||||||||||||||||||||
56 |
|
|
Путешествие 9. Петроград. 1923 год |
Урок изучения нового |
Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов |
Предварительный контроль, фронтальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
57 |
|
|
Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» |
Комбинированный урок |
Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения |
Текущий контроль, фронтальный опрос, письменное выполнение заданий |
|
|||||||||||||||||||||
58 |
|
|
К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон |
Комбинированный урок |
Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний |
|
Текущий контроль, пересказ текста |
Регулятивные УУД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном Коммуникативные УУД: -контролировать действия партнёра; -использовать речь для регуляции своего действия; Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Чтение. Работа с текстом -находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; -определять тему и главную мысль текста; |
|
|||||||||||||||||||
59 |
|
|
Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» |
Комбинированный урок |
Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
|
Текущий контроль, выборочный пересказ текста |
|
||||||||||||||||||||
60 |
|
|
Юрий Владимиров «Чудаки» |
Урок закрепления изученного |
Выразительное чтение |
|
Текущий контроль, выразительное чтение стихотворения |
|
||||||||||||||||||||
61 |
|
|
Александр Введенский «О рыбаке и судаке» |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Выразительное чтение |
|
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть |
|
||||||||||||||||||||
62 |
|
|
Внеклассное чтение. Современные чудаки |
Урок комплекс-ного применения знаний |
Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение |
|
Тематический контроль, индивидуальный опрос |
|
||||||||||||||||||||
63 |
|
|
. Е. Шварц «Два брата». 1. Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4) |
Комбинированный урок |
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения |
|
Текущий контроль, чтение наизусть стихотворения |
|
||||||||||||||||||||
64 |
|
|
Е. Шварц «Два брата». 2. Спасение Младшего –живого мира |
Урок закрепления знаний |
Классики детской литературы |
|
Текущий контроль, рассказ о С. Я. Маршаке |
|
||||||||||||||||||||
65 |
|
|
Е. Шварц «Два брата». 3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение)
Внеклассное чтение |
Урок комплексого применения знаний |
Восприятие произведений на слух |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; анализировать сказки, составлять цитатный план, сравнивать сказки со схожим сюжетом, выразительно читать фрагменты сказок
|
Тематический контроль, индивидуальный опрос, дискуссия |
Познавательные УУД: -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные УУД: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Чтение. Работа с текстом -делить тексты на смысловые части, составлять план текста; -вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; |
|
|||||||||||||||||||
66 |
|
|
Превращение Пиноккио в Буратино |
Урок изучения нового |
Произведение классика советской детской литературы. Понимание сод-я произведения |
Предварительный контроль, фронтальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
67 |
|
|
Рассказы о детях |
Комбинированный урок |
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Текущий контроль, фронтальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
68 |
|
|
А. Н. Толстой «Фофка» |
Комбинированный урок |
Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ |
|
Текущий контроль, фронтальный опрос |
|
||||||||||||||||||||
69 |
|
|
А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» |
Комбинированный урок |
Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; выполнять творческую работу:
|
Текущий, индивидуальный опрос; творческая работа |
|
||||||||||||||||||||
70 |
|
|
М. Пришвин «Изобретатель» |
Комбинированный урок |
Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения |
Текущий контроль, фронтальный опрос; творческая работа |
|
|||||||||||||||||||||
71 |
|
|
С. Я. Маршак «Сила жизни» |
Урок изучения нового |
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Предварительный контроль, фрон-тальный опрос, самост. работа |
|
|||||||||||||||||||||
72 |
|
|
С. Я. Маршак «Сила жизни» |
Урок закрепления знаний |
Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста |
Текущий контроль, фронтальный опрос, выразительное чтение |
|
|||||||||||||||||||||
73 |
|
|
Р. Киплинг «На далекой Амазонке» |
Комбинированный урок |
Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать; выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений.
|
Текущий, подробный пересказ текста; самостоятельная работа |
Регулятивные УУД: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Личностные УУД: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
|
|
|||||||||||||||||||
74 |
|
|
Р. Бёрнс «В горах мое сердце» |
Комбинированный урок |
Выразительное чтение. Осознанное чтение. Правильность чтения. Скорость чтения |
Текущий, чтение наизусть любого стихотворения в переводе . Маршака |
|
|||||||||||||||||||||
75 |
|
|
С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор |
Комбинированный урок |
Особенности творчества С. Я. Маршака |
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
76 |
|
|
Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литера-тура XX века». (Путешествия 8-10) |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Особенности творчества писателей XX в. |
Тематический контроль, проверочная работа
|
|
|||||||||||||||||||||
77 |
|
|
Внеклассное чтение. Творцы книг |
Урок обобщения и систематизации |
Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе |
Тематический контроль, индивидуальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
78 |
|
|
Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий А. Барто«Снегирь» |
Урок изучения нового |
Иллюстраторы книг: Ив. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина |
Предварительный контроль, самостоятельная работа |
|
|||||||||||||||||||||
79 |
|
|
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» |
Урок закрепления знаний |
Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; давать определение понятиям «гротеск», «антитеза», «цвет», «ирония», «пейзаж»; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение.
|
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть |
Познавательные УУД: -обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
|
|
|||||||||||||||||||
80 |
|
|
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» |
Комбинированный урок |
Различие жанров произведений: стихотворения. Выразит.чтение |
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
81 |
|
|
Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» |
Комбинированный урок |
Понимание содержания литературного произведения |
Текущий контроль, фронтальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
Детская литература 30–50-х годов (7 ч) |
|
|
|
|
Герои произведения |
|
||||||||||||||||||||||
82 |
|
|
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети» |
Урок изучения нового |
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. Иметь целостное представление о книге. Уметь: Относить прочитанное к определенному виду и жанру; выразительно читать по ролям, инсценировать; пересказывать с добавлением диалога; характеризовать героев;
|
Предварительный контроль, фронтальный опрос |
Познавательные УУД: -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; Регулятивные УУД: -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия; Коммуникативные УУД: -задавать вопросы; -контролировать действия партнёра; Личностные УУД: -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
|
|
|||||||||||||||||||
83 |
|
|
А. Гайдар. «Тимур и его команда» |
Урок закрепления знаний |
Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов |
Текущий, индивидуальный опрос; творческая работа |
|
|||||||||||||||||||||
84 |
|
|
А. Гайдар. «Тимур и его команда» |
Комбинированный урок |
Герои произ-ния. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Текущий контроль, индивидуальный опрос, пересказ |
|
|||||||||||||||||||||
85 |
|
|
Путешествие 13. Смешные книж-ки. Н. Носов «Федина задача» |
Комбинированный урок |
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию |
Текущий контроль, чтение отрывка наизусть |
|
|||||||||||||||||||||
86 |
|
|
В. Драгунский «Что любит Мишка?» |
Комбинированный урок |
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста |
Текущий контроль, пересказ |
|
|||||||||||||||||||||
87 |
|
|
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника |
Урок комплекс-ного применения знаний |
Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного |
|
Текущий контроль, индивидуальный опрос |
|
|
|||||||||||||||||||
88 |
|
|
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? |
Комбинированный урок |
Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного |
|
Текущий контроль, фронтальный опрос |
|
|
|||||||||||||||||||
Детская литература 60–90-х годов (10 ч) |
|
|
|
|
Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного |
|
||||||||||||||||||||||
89 |
|
|
Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца |
Урок изучения нового |
Жанр: стихотворение |
Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. Иметь целостное представление о книге. Уметь: Относить прочитанное к определенному виду и жанру; выразительно читать по ролям, инсценировать; пересказывать с добавлением диалога;
|
Предварительный контроль, чтение стихотворения |
Познавательные УУД: -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Регулятивные УУД: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном. Коммуникативные УУД: -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные УУД: -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню |
|
|||||||||||||||||||
90 |
|
|
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира, Э. Мошковской и Э. Успенского |
Урок закрепления знаний |
Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение |
Текущий, чтение стихотворения наизусть |
|
|||||||||||||||||||||
91 |
|
|
Стихи С. Чёрного, В. Долиной Стихи Н. Матвеевой |
Комбинированный урок |
Жанр: стихотворение. Выразительное чтение |
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
|||||||||||||||||||||
92 |
|
|
Миниатюры Г. Цыферова |
Комбинированный урок |
Выразительное чтение миниатюр |
Текущий контроль, творческая работа |
|
|||||||||||||||||||||
93 |
|
|
Внеклассное чтение. Любимые стихи. С. Козлов «Снежный цветок» |
Урок закрепления знаний |
Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Текущий контроль, творческая работа |
|
|||||||||||||||||||||
94 |
|
|
Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Жанры. Герои произведений |
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
|
Тематический контроль, проверочная работа |
|
||||||||||||||||||||
95 |
|
|
Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле» |
Комбинированный урок |
Понимание содержания произведения: тема, главная мысль |
Текущий контроль, фронтальный опрос.
|
|
|||||||||||||||||||||
96 |
|
|
Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос |
Познавательные УУД: -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; Регулятивные УУД: -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия; Коммуникативные УУД: -задавать вопросы; -контролировать действия партнёра; Личностные УУД: -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
|
|
||||||||||||||||||||
97
|
|
|
Проверка техники чтения за II полугодие Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении
|
|
Итоговый контроль, проверочная работа |
|
||||||||||||||||||||
98 |
|
|
Внеклассное чтение. О чем мож-но, о чем хочется читать. Путе-шествие по «океану света» Рекомендации на лето. |
Урок комплексого применения знаний |
Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный) |
Знатьпроизведения классиков детской поэзии. Читать стихотворные произведения наизусть |
Итоговый, инсценировки, отчет о работе групп |
|
||||||||||||||||||||