Мастерская "Палитра" 3,4 класс

Пояснительная записка.

 

         Принципиальными позициями  внеурочной деятельности  «Палитра» является расширение целей и задач учебного предмета изобразительного искусства, а также социокультурных аспектов, которые он рассматривает. Приоритетным в художественном развитии школьника является изобразительное развитие ребенка, обращение к духовным сферам личности, формирование эстетических и художественных предпочтений и потребности в творчестве на основе освоения языка изобразительного искусства и художественных средств выразительности, обогащение эмоциональной структуры личности и формирование мировоззренческой позиции.

            Цель: создать условия для  постижения объективного мира ребенком, через зрительное восприятие в чувствах и ощущениях, связанных со стихией красок, линий и формы.

            Задачи:

  • развивать у учащихся чувственное восприятие красоты, стимулирующее потребность к творческому самовыражению;
  • знакомить ребенка с цветом и формой;
  • расширять эмоциональный опыт учащихся;
  • формировать личностное отношение к цвету, форме, миру, красоте;
  • реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам искусства;
  • формировать словесные выражения своих переживаний и ощущений.

 

Общая характеристика программы  

            Изобразительная деятельность ребенка младшего школьного возраста является экспериментальной  - дети начинают экспериментировать с цветом, формой, они сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объект из жизненного опыта могли бы воспроизводиться с помощью определенных средств, они всегда находят свой собственный путь. Изобилие оригинальных решений, которые он создает, всегда изумляет.  Поэтому, обязательным педагогическим условием поддержания и развития творческого потенциала ребенка становится сохранение экспериментальных условий его деятельности и моделирование в новых условиях экспериментального характера детской деятельности, а так же определение моделей, которые одновременно могут и ограничить рамки экспериментальной деятельности, и дать  неограниченное количество выходов.  Такие модели предлагаются в темах: «С чего все начинается? Что такое точка», «Страна геометрических предметов. Или что происходит с ромбами и квадратами», «Волшебное путешествие по морю», «Разноцветные линии или нити волшебства», «Путешествие по круглой луне, кто сказал, что луна кругла» и другие.

            Для того, что бы объяснить что такое «добро», надо противопоставить ему «зло», чтобы заглянуть в «будущее», надо хорошо знать «прошлое», чтобы осмыслить «прекрасное», надо понять «безобразное». И именно эта особенность человеческого мышления лягала в основы таких тем как: «Теплые и холодные цвета. Как дружат теплый и холодный», «Кислое сладкое, на что оно похоже», «Почему природа плачет иногда, а почему смеется?», «Холодно - горячо, горько – сладко, ночь -…  Что я про это знаю». То есть главной задачей программы является разбудить в ребенке его воображение, заставить его работать, мыслить и создавать неповторимые образы.

            Умение рисовать – это не только знание техники. Прежде всего, это умение разглядеть в окружающем мире неповторимые краски и  формы. Все  - дети  художники. Игры, сказки, рисунки, диалоги и творческие задания развивают чувство и воображение, учат выражать себя с помощью красок.  Еще одной особенностью программы является сказка, которая окутывает практическое каждое занятие, именно через сказку, легенду идет настрой на заданную тему, а физкультминутки плавно вписываются в сказочную ситуацию на уроке. Атмосфера чуда присутствует на каждом занятии, когда ребенок открывает для себя целый мир красоты. Со временем занятия приобретают более логический, строгий характер и вместо сказок появляются реальные ситуации и рассказы-были, где царит доброта и радость и многие из них рождаются прямо на занятии, их сочиняют сами дети. Радость вот еще одна не мало важная деталь программы, через соприкосновение с прекрасным дети  научится радоваться жизни.

            Темы и техника выполнения работ тесно связаны с возрастными особенностями детей и временем года. В первом полугодии можно встретить темы связанные с осенью, зимой, а в третьей четверти весной. На занятиях ребята   погружаются в мир цвета и гармонии. В свободной цветовой фантазии ребенок упражняет свою душевную силу восприятия, учится сопереживать.

            Первый этап обучения изобразительному искусству является основным, творческим фундаментом для дальнейшего обучения.

            На занятиях  используются методы развивающего обучения: исследовательский, эвристический. Также задействованы традиционные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: слушание музыки, беседа, рассматривание иллюстраций, показ педагогом способа действия, упражнения, выполнение композиции на заданную тему. Постоянный интерес детей к учению поддерживается при помощи методов формирования долга и ответственности в учении, быстрой сменой деятельности, созданием ситуаций занимательности. Все перечисленные методы и приемы приводят в высокой степени творческой активности и продуктивности в выполнении задания.

            С каждым классом программа усложняется,  поэтапно вводятся занятия связанные с академическим рисунком, рисование с натуры предметов, природы. К четвертому классу ребенок  будет не только владеть цветом и формой, но и знать о жанрах и видах искусства. В программе предусмотрены все виды деятельности изобразительного искусства: рисование с натуры, композиция (рисование по представлению), декоративное рисование.

            Уникальность  программы заключается в том, что побуждая ребенка к творчеству, он начинает не только креативно мыслить в области изобразительной деятельности, но и в других видах искусства сочиняя разноцветные стихи, песни, рассказы.

 

 

 

 

Сроки реализации программы.

            Данная программа внеурочной деятельности  рассчитана на учащихся  с 1 по 4 класс, и внедряется в  рамках ФГОС НОО. В основу программы легла программа: А. Лопатина, М. Скрябцова «Как научить рисовать каждого».  Занятия рассчитаны на детей с разными способностями. Количество часов в год: в 1-м классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

 

 Ценностные ориентиры содержания  курса внеурочной деятельности «Палитра»

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности « Палитра» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

            Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.            Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты

            Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

            Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

            Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной атмосферы на заданиях, погружения в мир волшебства, сказки, цвета и гармонии, наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

            Детям предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. На занятиях широко применяется методика «рисование под диктовку», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве: 1 класс «Краски осеннего леса», «Веселые рожицы», «Белая сказка» ; 2 класс «Волшебное путешествие по морю», «Целебный натюрморт», «Сколько веснушек у моего друга», «Красота весны необыкновенная»; 3 класс «Рисуем перелетных птиц», «Такой вкусный натюрморт»; 4 класс «Домашние животные», «Какие красивые деревья», «Мелодия черного  и белого». Рисование под диктовку  одно из самых значимых заданий, когда ребенок копирую действия учителя, выполняет рисунок по законам композиции. Элементы рисования под диктовку могут присутствовать по необходимости и на других занятиях в зависимости от развития графического навыка.

            Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия  в 3-4 классах проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. 

            Продуктом деятельности обучающихся становятся не только творческие работы в области изобразительного искусства, но и  цветные стихи, сказки, рассказы, сочиненные детьми на занятиях.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Разноцветная палитра» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей( потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированноти универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе коллективной и творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается  и закрепляется в процессе освоения учебного материала:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
  • понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии и анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,  скульптуре, художественном конструирование), а так же в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, мультипликация и пр.);
  • знание видов художественной деятельности (изобразительной: живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно- визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусств;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

 

Содержание программы

3 класс (34 часа)

            Чем пахнет лето? Такие теплые деньки. Сегодня капал грустный дождь. Рисуем осенние листья. О чем мечтает осень? Рисуем перелетных птиц. У каждого свой домик, или лесные домики. Почему мы улыбаемся?  Чудесное превращение лимона или что там внутри?

Какого цвета дождь? Пушистое покрывало зимы. Рождественские сказки. Рождественская елка. Такой вкусный натюрморт. Нарисуем белую кружку. Это кто за что-то там. Волшебные замки. Как много неба. Причудливое кружево зимы. Божественный образ. Краски рассвета. Когда краски играют Коллаж из цветных ладошек и пальчиков. Кислое сладкое, на что оно похоже.Мы экспериментаторы. Как прекрасен этот мир.

Чему я научился.

4 класс (34 часа)

            Вчера я так долго смотрел  в небеса… Чему удивляется солнце. Как прекрасен осенний ковер. Осенний букет. Натюрморт «Осенние листья» Домашние животные. Композиция с домашними животными. Ты такой красивый. Кто они такие смешные. Времена года. Кто сказал, что небе голубое? Какие красивые деревья. Давайте просто посмотрим в окно. Такое может быть только в сказки.  Сказка на что она похожа. Холодно - горячо, горько – сладко, ночь -…  Что я про это знаю. Портрет, натюрморт, пейзаж, а чего я еще не знаю. Мелодия черного и белого. Черно-белое фото. Сочини рисунок. Волшебная птица. Больше всего на свете я люблю… Рисуем свою семью. Весна мне спела новую песню Коллаж или игра с тенями. Путешествие по круглой Луне, а  кто сказал что луна круглая. Почему природа плачет иногда, а почему смеется? Я хочу помочь тебе – природа! Мы снова будем удивляться. Выставка работ

 

 

 

 

 

 

Календарно  - тематическое планирование 3 класс (34 часа)

 

 

№ п/п

 

Тема

Кол-во часов

Дата

 

Примечания

 

План.

Факт.

1

Чем пахнет лето?

1

 

 

 

2

Такие теплые деньки.

1

 

 

 

3

Сегодня капал грустный дождь.

1

 

 

 

4

Рисуем осенние листья.

1

 

 

 

5

О чем мечтает осень?

1

 

 

 

6

Рисуем перелетных птиц.

1

 

 

 

7

У каждого свой домик, или лесные домики.

1

 

 

 

8

Почему мы улыбаемся?

1

 

 

 

9

Чудесное превращение лимона или что там внутри?

1

 

 

 

10

Какого цвета дождь?

1

 

 

 

11

Пушистое покрывало зимы.

1

 

 

 

12

Рождественские сказки.

1

 

 

 

13

Рождественская елка.

1

 

 

 

14

Такой вкусный натюрморт.

1

 

 

 

15

Нарисуем белую кружку.

1

 

 

 

16

Это кто за что-то там.

1

 

 

 

17

Волшебные замки.

1

 

 

 

18

Как много неба.

1

 

 

 

19

Причудливое кружево зимы.

1

 

 

 

20

Божественный образ.

1

 

 

 

21

Краски рассвета.

1

 

 

 

22

Когда краски играют

1

 

 

 

23

Коллаж из цветных ладошек и пальчиков.

1

 

 

 

24

Кислое сладкое, на что оно похоже.

1

 

 

 

25

Целебный натюрморт. Что такое натюрморт.

1

 

 

 

26

Рисуем с натуры.

1

 

 

 

27

Удивительный пейзаж.

1

 

 

 

28

Живые картины. Шелковая картина.

1

 

 

 

29

Самый лучший букет.

1

 

 

 

30

Мы экспериментаторы.

1

 

 

 

31

Мы экспериментаторы.

1

 

 

 

32

Как прекрасен этот мир.

1

 

 

 

33

Как прекрасен этот мир.

1

 

 

 

34

Чему я научился.

1

 

 

 

 

 

Календарно  - тематическое планирование 4 класс (34 часа)

 

 

№ п/п

 

Тема

Кол-во часов

Дата

 

Примечания

 

План.

Факт.

1

Вчера я так долго смотрел  в небеса…

1

 

 

 

2

Чему удивляется солнце.

1

 

 

 

3

Как прекрасен осенний ковер.

1

 

 

 

4

Осенний букет.

1

 

 

 

5

Натюрморт «Осенние листья»

1

 

 

 

6

Домашние животные.

1

 

 

 

7

Композиция с домашними животными.

1

 

 

 

8

Ты такой красивый.

1

 

 

 

9

Кто они такие смешные.

1

 

 

 

10

Времена года.

1

 

 

 

11

Кто сказал, что небе голубое?

1

 

 

 

12

Какие красивые деревья.

1

 

 

 

13

Давайте просто посмотрим в окно.

1

 

 

 

14

Такое может быть только в сказки.

1

 

 

 

15

Сказка на что она похожа.

1

 

 

 

16

Сказка из цветного песка.

1

 

 

 

17

Разноцветные линии или нити волшебства.

1

 

 

 

18

Волшебное путешествие по морю.

1

 

 

 

19

Холодно - горячо, горько – сладко, ночь -…  Что я про это знаю.

1

 

 

 

20

Портрет, натюрморт, пейзаж, а чего я еще не знаю.

1

 

 

 

21

Мелодия черного и белого.

1

 

 

 

22

Черно-белое фото.

1

 

 

 

23

Сочини рисунок.

1

 

 

 

24

Волшебная птица.

1

 

 

 

25

Больше всего на свете я люблю…

1

 

 

 

26

Рисуем свою семью.

1

 

 

 

27

Весна мне спела новую песню

1

 

 

 

28

Коллаж или игра с тенями.

1

 

 

 

29

Путешествие по круглой Луне, а  кто сказал что луна круглая.

1

 

 

 

30

Почему природа плачет иногда, а почему смеется?

1

 

 

 

31

Я хочу помочь тебе – природа!

1

 

 

 

32

Мы снова будем удивляться.

1

 

 

 

33

Мы снова будем удивляться.

1

 

 

 

34

Выставка работ.

1