Кружок "Школа добрых дел" 3,4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа «Школа добрых дел»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации  ребёнок становится  в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной  деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, об­щественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон  обще­ственной жизни: отношений между группами школьников, под­держки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.  Самое главное он учится  делать добро и принимать его.

Направленность образовательной программы.  Программа относится  к социальной   направленности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность  

Новизна  программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.                                                          

  Актуальность  программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Педагогическая целесообразность Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы. Обучать  навыкам общественно-полезной деятельности. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой де­ятельности. Развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Отличительные особенности.     В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ближайшего социума. 

 

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Срок реализации – 1 год                                                                                                                

Формы и режим занятий беседы;

  • - встречи с людьми различных профессий;
  • - просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • - экскурсии, поездки;
  • - конкурсы;
  • - выставки детских работ;
  • - коллективные творческие дела;
  • - праздники;
  • - викторины;
  • - творческие проекты, презентации;
  • - мастерские подарков;
  • - аукционы добрых дел;
  • - трудовые десанты;
  • - общественно полезные практики;
  • - социально-значимые акции,
  • - социальные проекты и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Результаты и способы определения их результативности                                       

 Личностными результатами освоения курса является:

-ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

-приобретение школьником социальных знаний,

-понимание социальной реальности и повседневной жизни;

-приобретение навыков групповой работы;

-получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

-поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

-способность регулировать собственную деятельность;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

-совершенствование в умениях слышать себя  и других;

-приобретение школьником опыта самостоятельного социального

действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления;

-опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

    В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. 

   Способы определения результативности.   Результаты  внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • самостоятельность работы;
  • осмысленность действий;
  • разнообразие освоенных задач.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной  программы

Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, защиты проектной работы 

Содержание программы

 

1.Культура общения (9 часов)

Вежливость – основа воспитанности. Всё начинается со слова «Здравствуйте» Это слово говорят, если вас благодарят. Устное и письменное пригла­шение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. У меня зазвонил телефон. Когда без извинений не обойтись?

2.Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово держи. Доброжелательность, правдивость, честность в общении. Какими в жизни следует быть?

3.Дружеские отношения (11 часов)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О дружбе, мудрости, любви и словах. Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. Правда и ложь. О папе, маме и семье. Порадовать близких. Как это просто! Если будешь ссориться, если будешь драться. В мире мудрых мыслей.

4.Понять другого (10 часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном по­ведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Поступки твои и других (их оценка). Как относиться к людям? Мы все такие разные!

О хитрости и неблагодарности. Искусство спора. В мире мудрых мыслей.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Культура общения

Дата

4,5

4,5

9

1.1

1.2

1.3

1.4

 

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

 

Вежливость – основа воспитанности 

Всё начинается со слова «Здравствуйте» 

Это слово говорят, если вас благодарят 

Устное и письменное пригла­шение на День рождения

Встреча и развлечение гостей

Поведение в гостях 

Как дарить подарки 

У меня зазвонил телефон

Когда без извинений не обойтись?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

2

Общечеловеческие  нормы нравственности

 

2

2

4

2.1

2.2

2.3

 

2.4

 

Заповеди. 

Дал слово - держи. 

Доброжелательность, правдивость, чест-ность в общении. 

Какими в жизни следует быть?

 

 

 

 

 

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

 

3

Дружеские отношения

9

2

11

3.1

 

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

 

3.11

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

О дружбе, мудрости, любви и словах

Преданный друг 

О доброте и бессердечие 

Об уважительном отношении к старшим. 

О зависти и скромности 

Правда и ложь

О папе, маме и семье 

Порадовать близких. Как это просто!

Если будешь ссориться, если будешь драться 

В мире мудрых мыслей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

1

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

4

Понять другого

6,5

3,5

10

4.1

4.2

 

4.3

4.4

 

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

Золотые правила 

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

О тактичном и бестактном по­ведении

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится 

Поступки твои и других (их оценка)

Как относиться к людям? 

Мы все такие разные!

О хитрости и неблагодарности

Искусство спора

В мире мудрых мыслей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

0,5

0,5

 

 

1

1

1

0,5

1

 

1

 

0,5

0,5

 

1

 

 

 

0,5

 

 

 

ИТОГО

 22

 12

34