Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Направленность образовательной программы. Программа относится к социальной направленности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Отличительные особенности. В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ближайшего социума.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Срок реализации – 1 год
Формы и режим занятий беседы;
- - встречи с людьми различных профессий;
- - просмотр и обсуждение видеоматериала;
- - экскурсии, поездки;
- - конкурсы;
- - выставки детских работ;
- - коллективные творческие дела;
- - праздники;
- - викторины;
- - творческие проекты, презентации;
- - мастерские подарков;
- - аукционы добрых дел;
- - трудовые десанты;
- - общественно полезные практики;
- - социально-значимые акции,
- - социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Результаты и способы определения их результативности
Личностными результатами освоения курса является:
-ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
-приобретение школьником социальных знаний,
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-приобретение навыков групповой работы;
-получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
-способность регулировать собственную деятельность;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
-совершенствование в умениях слышать себя и других;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления;
-опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Способы определения результативности. Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных задач.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, защиты проектной работы
Содержание программы
1.Культура общения (9 часов)
Вежливость – основа воспитанности. Всё начинается со слова «Здравствуйте» Это слово говорят, если вас благодарят. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. У меня зазвонил телефон. Когда без извинений не обойтись?
2.Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово держи. Доброжелательность, правдивость, честность в общении. Какими в жизни следует быть?
3.Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О дружбе, мудрости, любви и словах. Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. Правда и ложь. О папе, маме и семье. Порадовать близких. Как это просто! Если будешь ссориться, если будешь драться. В мире мудрых мыслей.
4.Понять другого (10 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Поступки твои и других (их оценка). Как относиться к людям? Мы все такие разные!
О хитрости и неблагодарности. Искусство спора. В мире мудрых мыслей.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
|||||
Теория |
Практика |
Всего |
|||||
1 |
Культура общения |
Дата |
4,5 |
4,5 |
9 |
||
1.1 1.2 1.3 1.4
1.5 1.6 1.7 1.8 1.9
|
Вежливость – основа воспитанности Всё начинается со слова «Здравствуйте» Это слово говорят, если вас благодарят Устное и письменное приглашение на День рождения Встреча и развлечение гостей Поведение в гостях Как дарить подарки У меня зазвонил телефон Когда без извинений не обойтись? |
|
0,5 0,5 0,5 0,5
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
1 1 1 1
1 1 1 1 1
|
||
2 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
|
2 |
2 |
4 |
||
2.1 2.2 2.3
2.4
|
Заповеди. Дал слово - держи. Доброжелательность, правдивость, чест-ность в общении. Какими в жизни следует быть? |
|
0,5 0,5 0,5
0,5
|
0,5 0,5 0,5
0,5
|
|
||
3 |
Дружеские отношения |
9 |
2 |
11 |
|||
3.1
3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10
3.11 |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» О дружбе, мудрости, любви и словах Преданный друг О доброте и бессердечие Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности Правда и ложь О папе, маме и семье Порадовать близких. Как это просто! Если будешь ссориться, если будешь драться В мире мудрых мыслей |
|
1
1 1 1 1 1 1
1
1
|
1 1 |
|
||
4 |
Понять другого |
6,5 |
3,5 |
10 |
|||
4.1 4.2
4.3 4.4
4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 |
Золотые правила Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится Поступки твои и других (их оценка) Как относиться к людям? Мы все такие разные! О хитрости и неблагодарности Искусство спора В мире мудрых мыслей
|
|
1
0,5 0,5
1 1 1 0,5 1 |
1
0,5 0,5
1
0,5
|
|
||
|
ИТОГО |
22 |
12 |
34 |
|||