Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года).
Программа рассчитана на 34 часа.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Основные задачи программы обучения:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учащиеся должны знать:
- цвета;
- строение изображаемого предмета;
- правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Содержание образовательной программы
Раздел |
Кол - во час. |
Темы |
Краткое содержание раздела |
Декоративное раскрашивание |
2 |
Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование шахматного узора в квадрате.
|
Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры
|
5 |
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды». Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша. Рисование флага республики Татарстан. Рисование с натуры доски для резания овощей. |
Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы
|
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве.
|
1 |
Рисование на тему: «Парк осенью». Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»
|
Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Декоративное раскрашивание |
3 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма) Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). |
Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры
|
3 |
Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натуры будильника круглой формы. Рисование с натуры двухцветного мяча. |
Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве |
2 |
Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа Рисование на тему «Нарядная елка». Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима»). |
Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Декоративное раскрашивание |
4
|
Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона) Рисование симметричного узора по образцу. Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате |
Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.
|
Рисование с натуры
|
5 |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала Рисование с натуры молотка Рисование с натуры детской лопатки Рисование с натуры теннисной ракетки Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона). |
Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы
|
Рисование на темы Беседы об изобразительном искусстве.
|
1 |
Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень». |
Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Декоративное раскрашивание |
3
|
Рисование узора из растительных форм в полосе Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.
|
Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.
|
Рисова-ние с натуры Беседы об изобра-зитель-ном искусст-ве |
4 |
Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март» Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос») |
Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Рисова-ние на темы |
2 |
Рисование на тему: «Деревья весной» Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют).
|
Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
|
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ |
Изучаемый раздел, тема учебного материала |
Кол-во час |
Кален сроки |
Факт. сроки |
Планируемые результаты |
||||||||||
Знания |
Умения |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
1 |
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды» |
1 |
5/09 |
Знать названия листьев различных деревьев. |
Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. |
Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место. |
|||
2 |
Рисование узора в полосе из веток с листочками. |
1 |
12/09 |
Знать правила построения узора в полосе. |
Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. |
Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте. |
|||
3 |
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. |
1 |
19/09 |
Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. |
Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. |
Уметь правильно держать карандаш. |
|||
4 |
Рисование на тему: «Парк осенью». Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень» |
1 |
26/09 |
Знать признаки осени. |
Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних. |
Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. |
|||
5 |
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша. |
1 |
3/10 |
Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. |
Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. |
Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. |
|||
6 |
Рисование флага России. |
1 |
10/10 |
Знать символическое значение красного, белого и зеленого цветов флага. |
Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги. |
Уметь наблюдать, быть внимательным, усидчивым |
|||
7 |
Рисование с натуры доски для резания овощей. |
1 |
17/10 |
Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. |
Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы предмета. |
Уметь контролировать свои действия. |
|||
8 |
Рисование шахматного узора в квадрате. |
1 |
24/10 |
Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм». |
Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета. |
Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности. |
|||
9 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате. |
1 |
7/11 |
|
Знать правила построения узора в квадрате. |
Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. |
Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. |
||
10 |
Рисование с натуры игрушечного домика. |
1 |
14/11 |
|
Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба). |
Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). |
Распознавать формы простейших плоских фигур |
||
11 |
Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа. |
1 |
21/11 |
|
Знать требования к композиции изображения на листе бумаги |
Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов. |
Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия. |
||
12 |
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма) |
1 |
28/11 |
|
Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). |
Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне). |
Уметь сотрудничать с одноклассниками. |
||
13 |
Рисование с натуры будильника круглой формы. |
1 |
5/12 |
|
Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы |
Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) |
Чётко и правильно осознавать цель своей работы. |
||
14 |
Рисование с натуры двухцветного мяча. |
1 |
12/12 |
|
Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы |
Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики). Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки. |
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам |
||
15 |
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). |
1 |
19/12 |
|
Знать правила построения узора в полосе. |
Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. |
Планировать текущую работу. |
||
16 |
Рисование на тему «Нарядная елка». Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима». |
1 |
26/12 |
|
Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. |
Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка) |
Наблюдать объекты окружающего мира. |
||
17 |
Рисование узора на на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона) |
1 |
|
|
Знать правила построения узора. |
Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке; определять структуру узора (повторение или чередование). |
Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам.
|
||
18 |
Рисование симметричного узора по образцу. |
1 |
|
|
Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. |
Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. |
Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.
|
||
19 |
Рисование с натуры постройки из элементов строи-тельного материала |
1 |
|
|
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета |
Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей. |
Находить ошибки в работе и их исправлять.
|
||
20 |
Рисование с натуры молотка. |
1 |
|
|
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка). |
Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. |
Придерживаться заданного темпа работы. |
||
21 |
Рисование с натуры детской лопатки. |
1 |
|
|
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки). |
Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком. |
Элементарно обосновывать высказанное суждение.
|
||
22 |
Рисование с натуры теннисной ракетки. |
1 |
|
|
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки) |
Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги. |
Уметь выражать свои мысли. |
||
23 |
Рисование на тему: «Елка зимой в лесу». Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень». |
1 |
|
|
Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. |
Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете |
Устно описывать объекты наблюдения.
|
||
24 |
Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. |
1 |
|
|
Знать правила построения узора на листе бумаги. |
Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. |
Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности, работу товарищей |
||
25 |
Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате. |
1 |
|
|
Знать особенности татарского орнамента. Понятия «симметрия», «ритм». |
Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симмет. расположения элементов. |
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. |
||
26 |
Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона). |
1 |
|
|
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта) |
Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы. |
Уметь пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами. |
||
27 |
Рисование узора из растительных форм в полосе. |
1 |
|
|
Знать правила построения узора в полосе. |
Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей. |
Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. |
||
28 |
Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март» |
1 |
|
|
Знать о работе художника, её особенностях. |
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. |
Уметь рассказывать, что изображено на картине. |
||
29 |
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). |
1 |
|
|
Знать правила построения узора в квадрате. |
Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии. |
Уметь выполнять требования учителя. |
||
30 |
Рисование на тему: «Деревья весной»
|
1 |
|
|
Знать элементарные правила изображения деревьев. |
Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. |
Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. |
||
31 |
Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют) |
1 |
|
|
Знать значение праздника. |
У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; |
Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. |
||
32 |
Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем. |
1 |
|
|
Знать особенности татарского орнамента. |
Уметь правильно располагать элементы оформления на фартуке; определять структуру узора (повторение или чередование). |
Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. |
||
33 |
Рисование с натуры куста земляники с цветами. |
1 |
|
|
Знать строение изображаемого предмета: части растений. |
Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. |
Уметь выделять главное |
||
34 |
Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос») |
1 |
|
|
Знать строение изображаемого предмета: части растений |
Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета. |
Уметь организовать себя на выполнение задания. |
||