Изобразительное искусство

                       Пояснительная записка

 

           Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года).

            Программа рассчитана на 34 часа.

          Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.

Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Основные задачи программы обучения:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития   у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство

и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

        Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

            Учащиеся должны уметь:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
  • самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  • правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

 

  • делить лист на глаз на две и четыре равные части;
  • анализировать с помощью учителя строение предмета;
  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
  • различать и называть цвета и их оттенки;
  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
  • анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Учащиеся должны знать:

  • цвета;
  • строение изображаемого предмета;
  • правила построения узора в полосе, квадрате, круге.

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Содержание образовательной программы

Раздел

Кол - во

час.

Темы

Краткое содержание раздела

Декоративное раскрашивание

 

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Рисование шахматного узора в квадрате.

 

 

 

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

с натуры

 

        

   5

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

Рисование флага республики Татарстан.

Рисование с натуры доски для резания овощей.

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

 

Рисование на темы.

Беседы об          

изобразительном

искусстве.

 

 

1

Рисование на тему: «Парк осенью».  Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Декоративное раскрашивание

 

3

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

 

Рисование

 с натуры

 

 

3

Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об                              

изобразительном

искусстве

 

2

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа

Рисование на тему «Нарядная елка».  Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима»).

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

 Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Декоративное раскрашивание

 

4

 

 

Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

 

 

Рисование

 с натуры

 

 

5

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Рисование с натуры молотка

Рисование с натуры детской лопатки

Рисование с натуры теннисной ракетки

Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона).

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

 

Рисование на темы Беседы об

изобразительном

искусстве.

 

1

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Декоративное раскрашивание

 

3

 

Рисование узора из растительных форм в полосе

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы)

Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.

 

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

 

 

Рисова-ние

 с натуры

Беседы об          

изобра-зитель-ном

искусст-ве

 

4

Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам  А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисова-ние на темы

 

2

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют).

 

 

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

 

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Кален сроки

Факт. сроки

Планируемые результаты

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки

и способы деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

1

Рисование с натуры осенних листьев.

Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды»

1

5/09

Знать названия листьев различных  деревьев.

Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

1

12/09

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

1

19/09

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь правильно держать карандаш.

4

Рисование на тему: «Парк осенью».

 Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»

1

26/09

Знать признаки осени.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

1

3/10

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету.

6

Рисование флага России.

1

10/10

Знать символическое значение красного, белого и зеленого цветов флага.

Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги.

 Уметь наблюдать, быть внимательным, усидчивым

7

Рисование с натуры доски для резания овощей.

1

17/10

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы предмета.

Уметь контролировать свои действия.

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

1

24/10

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм».

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

9

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1

7/11

 

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

10

Рисование с натуры игрушечного домика.

1

14/11

 

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).

Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).

Распознавать формы простейших плоских фигур

11

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа.

1

21/11

 

Знать требования к композиции изображения на листе бумаги

Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов.

Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия.

12

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

1

28/11

 

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы  росписи).

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и  располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков  синего цвета на белом фоне).

Уметь сотрудничать с одноклассниками.

13

Рисование с натуры будильника круглой формы.

1

5/12

 

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.)

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

14

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1

12/12

 

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

 Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

15

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

1

19/12

 

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Планировать текущую работу.

16

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима».

1

26/12

 

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Наблюдать объекты окружающего мира.

17

Рисование узора на на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

1

 

 

Знать правила построения узора.

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно  располагать элементы оформления на рукавичке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам.

 

 

18

Рисование симметричного узора по образцу.

1

 

 

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии.

Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

 

19

Рисование с натуры постройки из элементов строи-тельного материала

1

 

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Находить ошибки в работе и их исправлять. 

 

20

Рисование с натуры молотка.

1

 

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).

Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.

Придерживаться  заданного темпа  работы.

21

Рисование с натуры детской лопатки.

1

 

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки).

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

 

22

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1

 

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки)

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

23

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».

Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

1

 

 

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

 

 

 

24

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

1

 

 

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь договариваться,  распределять  работу, оценивать свой вклад и общий результат  деятельности, работу товарищей

25

Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате.

1

 

 

Знать особенности татарского орнамента. Понятия «симметрия», «ритм».

 Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симмет. расположения элементов.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

26

Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона).

1

 

 

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

27

Рисование узора из растительных форм в полосе.

1

 

 

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

28

Рисование с натуры весенней веточки.

 Беседа по картинам

 А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

1

 

 

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Уметь рассказывать, что изображено на картине.

29

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

1

 

 

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Уметь выполнять требования учителя.

30

Рисование на тему: «Деревья весной»

 

 

1

 

 

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

31

Рисование на тему: «Праздник Победы»

(праздничный салют)

1

 

 

Знать значение праздника.

У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

32

Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.

1

 

 

Знать особенности татарского орнамента.

Уметь правильно  располагать элементы оформления на фартуке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

33

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

1

 

 

Знать строение изображаемого предмета: части растений.

Уметь рисовать с натуры куст земляники  с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности.

Уметь выделять главное

34

Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

1

 

 

Знать строение изображаемого предмета: части растений

Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного  равновесия форм, цвета.

Уметь организовать себя на выполнение задания.