Пояснительная записка
Программа создана на основе:
1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
отклонениями в развитии».
- Образовательной программы В.В. Воронковой по предмету « Письмо и развитие речи» для 2 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Просвещение», 1999 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Цели и задачи обучения предмету.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- формирование элементарных навыков грамотного письма;
- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Общая характеристика организации учебного процесса
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Рабочая программа рассчитана:
В 3 классе на изучение русского языка отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34учебных недель).
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
- Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
- Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
- Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов)
Тематическое планирование.
№ п/п |
Раздел учебного предмета |
Количество часов |
1 |
Повторение |
5ч |
2 |
Звуки и буквы |
17 ч |
3 |
Слово |
45 ч |
4 |
Предложение |
30 ч |
5 |
Повторение |
5ч |
|
Итого: |
102 часа |
Календарно - тематическое планирование
По русскому языку
Учебный год 2018-2019
Класс 3
Количество часов по учебному плану ОУ: всего 102 ч., в неделю 3 ч
Планирование составлено на основе: Образовательной программы В.В. Воронковой по предмету « Письмо и развитие речи» для 2 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Просвещение», 1999 год, под редакцией В.В. Воронковой.
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
кол-во часов |
дата
|
Коррекционные цели
|
Виды учебной деятельности |
Повторение |
5ч |
|
|
|
|
1 |
Употребление простого предложения |
1 |
3/09 |
Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
|
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
2 |
Большая буква в начале предложения, точка в конце. |
1 |
4/09 |
||
3 |
Составление по картинкам и дописывание предложений |
1 |
5/09 |
||
4 |
Составление предложений по вопросам |
1 |
10/09 |
||
5 |
Контрольное списывание «Хвосты» |
1 |
11/09 |
||
|
Звуки и буквы |
32ч |
|
Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении
.
|
|
6 |
Звуки и буквы |
1 |
12/09 |
Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. |
|
7 |
Выбор сходных по буквам слов |
1 |
17/09 |
||
8 |
Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком |
1 |
18/09 |
||
9 |
Упражнение в различении звуков и букв |
1 |
19/09 |
||
10 |
Алфавит |
1 |
24/09 |
||
11 |
Расположение слов в алфавитном порядке |
1 |
25/09 |
||
12 |
Контрольное списывание |
1 |
26/09 |
||
13 |
Гласные звуки и буквы |
1 |
01/10 |
||
14 |
Согласные звуки и буквы. |
1 |
2/10 |
||
15 |
Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв |
1 |
3/10 |
||
16 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
1 |
8/10 |
||
17 |
Гласная и, е, е,в начале слов и после согласных |
1 |
9/10 |
||
18 |
Гласная ю, я,э в начале слова и после согласных |
1 |
10/10 |
||
19 |
Ударение в слове |
1 |
15/10 |
||
20 |
Гласные ударные и безударные |
1 |
16/10 |
||
21 |
Диктант |
1 |
17/10 |
||
22 |
Работа над ошибками |
1 |
22/10 |
||
23 |
Слог как часть слова |
1 |
23/10 |
||
24 |
Упражнения в делении слов на слоги |
1 |
24/10 |
||
25 |
Перенос слов при письме |
1 |
6/11 |
||
26 |
Твёрдые и мягкие согласные |
1 |
7/11 |
||
27 |
Обозначение твёрдости –мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я, |
1 |
12/11 |
||
28 |
Различение твёрдых и мягких согласных на слух и при письме |
1 |
13/11 |
||
29 |
Мягкий знак на конце слова |
1 |
14/11 |
||
30 |
Мягкий знак на конце и в середине слова |
1 |
19/11 |
||
31 |
Диктант |
|
20/11 |
||
32 |
Работа над ошибками |
|
21/11 |
||
33 |
Правописание жи-ши, ча –ща,чу, щу |
1 |
26/11 |
||
34 |
Повторение изученных орфограмм |
1 |
27/11 |
||
35-36 |
Разделительный ь знак |
2 |
28/11 3/12 |
||
37 |
Контрольное списывание |
1 |
4/12 |
||
|
Слово |
36 ч |
|
Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Коррекция фонематического слуха и восприятия Коррекция грамматического строя речи
|
|
38 |
Слова, обозначающие предмет |
1 |
5/12 |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Писать с заглавной буквы имена собственные. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать |
|
39 |
Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что? |
1 |
10/12 |
||
40 |
Группировка предметов по их назначению. |
1 |
11/12 |
||
41 |
Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам |
1 |
12/12 |
||
42 |
Упражнения в изменении слов по вопросам |
1 |
17/12 |
||
43 |
Употребление слов в речи в различной форме |
1 |
18/12 |
||
44 |
Большая буква в именах собственных |
1 |
19/12 |
||
45 |
Большая буква в именах людей, кличках животных. |
1 |
24/12 |
||
46 |
Большая буква в названиях населённых пунктов |
1 |
25/12 |
||
47 |
Большая буква в названиях городов, сёл, улиц. |
1 |
26/12 |
||
48 |
Слова, которые обозначают действия предметов |
1 |
|
||
49 |
Определение предмета по действию |
1 |
|
||
50 |
Слова, отвечающие на вопросы Что сделал? что сделает? |
1 |
|
||
51 |
Подбор слов-действий по вопросу |
1 |
|
||
52 |
Согласование слов-предметов и слов-действий |
1 |
|
||
53 |
Составление коллективного рассказа по картине по вопросам. |
1 |
|
||
54 |
Упражнения в определении предмета по его действию. |
1 |
|
||
55 |
Выделение в предложениях названий предметов и действий |
1 |
|
||
56 |
Диктант |
|
|
||
57 |
Работа над ошибками |
|
|
||
58 |
Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов |
1 |
|
||
59 |
Определение предметов по цвету, вкусу и форме |
1 |
|
||
60 |
Определение предметов по материалу, из которого они сделаны |
1 |
|
||
61 |
Подбор названий признаков предметов по смыслу |
1 |
|
||
62 |
Сравнение предметов по признакам |
1 |
|
||
63 |
Подбор названия признаков предметов по смыслу. |
1 |
|
||
64 |
Составление предложений по картинке и схеме |
1 |
|
||
65 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
1 |
|
||
66 |
Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов |
1 |
|
||
67 |
Предлоги. Предлог как отдельное слово |
1 |
|
||
68 |
Раздельное написание предлогов со словами |
1 |
|
||
69 |
Выделение предлогов в тексте |
1 |
|
||
70 |
Составление предложений по вопросам Выделение предлогов |
1 |
|
||
71 |
Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы. |
1 |
|
||
72 |
Закрепление упражнений на изученные орфограммы |
1 |
|
||
73 |
Контрольное списывание |
1 |
|
||
|
Предложение |
24ч |
|
|
|
74 |
Предложение. Правила оформления простого предложения. |
1 |
|
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Изменять имена существительные по падежам.
|
|
75 |
Дополнение предложений |
1 |
|
||
76 |
Работа с деформированным предложением |
1 |
|
||
77 |
Согласование слов в предложении |
1 |
|
||
78 |
Определение порядка слов в предложении |
1 |
|
||
79 |
Предложение как часть текста. Деление текста на предложения |
1 |
|
||
80 |
Составление письменных ответов на вопросы текста |
1 |
|
||
81 |
Составление предложений с употреблением формы винительного падежа |
1 |
|
||
82 |
Слова, отвечающие на вопросы кого? что? |
1 |
|
||
83 |
Составление предложений с употреблением формы родительного падежа |
1 |
|
||
84 |
Слова, отвечающие на вопрос кого? чего? |
1 |
|
||
85 |
Составление предложения с употреблением формы дательного падежа |
1 |
|
||
86 |
Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? |
1 |
|
||
87 |
Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу |
1 |
|
||
88 |
Составление предложений с употреблением формы творительного падежа |
1 |
|
||
89 |
Слова, отвечающие на вопрос кем? чем? |
1 |
|
||
90 |
Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей |
1 |
|
||
91 |
Составление предложений с употреблением формы предложного падежа |
1 |
|
||
92 |
Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? |
1 |
|
||
93 |
Закрепление упражнений на изученные орфограммы |
1 |
|
||
94 |
Работа с деформированными предложениями |
1 |
|
||
95 |
Контрольный диктант |
|
|
||
96 |
Работа над ошибками |
|
|
||
97 |
Контрольное списывание |
1 |
|
||
|
Повторение |
5 ч |
|
|
|
|
Развитие зрительного восприятия на основе |
|
|||
98 |
Повторение. Предложение Составление ответов на вопросы |
1 |
|
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
|
|
99-100 |
Повторение изученных орфограмм |
2 |
|
||
101-102 |
Закрепление изученных орфограмм |
2 |
|