ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся коррекционной школы.
Задачи:
- - способствовать совершенствованию речевого опыта;
- - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- - формировать выразительную сторону речи;
- - учит строить устные связные высказывания;
- - воспитывать культуру речевого общения.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по устной речи.
Введение в программу курса «Речевая практика» - 1-4 классы связана с тем, что речевая практика умственно отсталых школьников чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Сведения о программе:
Программа составлена на основе ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обоснование выбора программы:
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Выбранные программа и учебник полностью соответствуют целям и задачам коррекционного обучения развитию устной речи, дают возможность учесть особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения
Место и роль предмета:
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Речевая практика реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Количество учебных часов:
Структурно и содержательно программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс);
- - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- - обращаться за помощью и принимать помощь;
- - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- - устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- - читать; писать;
- - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- - формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- - участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- - восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- - выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- - участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- - ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- - понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- - выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- - активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- - высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- - участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- - составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел |
Тема |
Кол - во часов |
Программное содержание |
Коррекционная направляющая |
|
1 |
Аудирование |
8 |
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов - паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 - записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению. |
Развитие вербального произвольного внимания. Развитие вербальной памяти. |
|
2 |
Общение и его значение в жизни |
28 |
Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. |
Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика девиантного и деликвентного поведения. Развитие воображения. |
|
3 |
Дикция и выразительность речи |
6 |
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх). |
Коррекция звукопроизношения. Коррекция эмоционально - волевой сферы. |
|
4 |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания |
20 |
Работа над лексическими темами. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно - ответных диалогах. Составление диалогов типа "вопрос - сообщение". Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки. |
Коррекция звукопроизношения. Развитие познавательной деятельности. Развитие вербальной памяти. |
|
5 |
Культура общения |
6 |
Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. |
Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика девиантного поведения. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название темы и содержание |
Кол-во часо |
Кален. сроки |
Формы и методы работы |
Требования к уровню подготовки учащихся |
||
Предметно - информационная составляющая |
Деятельностно - коммуникативная составляющая |
Ценностно - ориентированная составляющая |
|||||
1-2 |
Повторение предложений, разных по структуре |
2 |
6/09 7/09 |
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Уточнение имеющегося словаря |
Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом |
Коррекция звукопроизношения |
3 |
Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом |
1 |
13/09 |
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи |
Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. |
Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти |
4-6 |
Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой |
3 |
14/09 20/09 21/09 |
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи |
Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. |
Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения |
7 |
Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости |
1 |
27/09 |
Урок применения предметных знаний, умений, навыков. |
Развитие способности передавать интонацией чувства и эмоции |
Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. |
Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой) |
8 |
Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти |
1 |
28/09 |
Урок применения предметных знаний, умений, навыков |
Развитие способности передавать интонацией грусть |
Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. |
Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой) |
9 |
Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя. |
1 |
4/10 |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков |
Развитие способности передавать интонацией испуг, удивление, горе |
Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. |
Воспитание нижнедиафраг-мального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой).Коррекция эмоционально - волевой сферы |
10 |
Мимика и жесты |
1 |
5/10 |
Урок первичного предъявления знаний |
Развитие способности использовать мимику и жесты при общении. |
Развитие способности воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи |
Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы |
11-12 |
Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов |
2 |
11/10 12/10 |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков |
Развитие способности использовать мимику и жесты при общении. |
Развитие способности воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи |
Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы. |
13-14 |
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи |
2 |
18/10 19/10 |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков |
Применение различных средств выразительности речи в игровых ситуациях |
Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. |
Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы |
15 |
Определение темы ситуации, подбор слов |
1 |
25/10 |
Урок первичного предъявления знаний |
Уточнение имеющегося словаря |
Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
16 |
Лексическая тема: "Я готовлю уроки" |
1 |
26/10 |
Урок первичного предъявления знаний |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности |
Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
17 |
Лексическая тема: "На улице города" |
1 |
8/11 |
Урок первичного предъявления знаний |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь:улица, транспорт, магазин, пешеходы |
Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
18 |
Лексическая тема: "Современная техника в доме" |
1 |
9/11 |
Урок первичного предъявления знаний |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: телевизор, мультиварка, электроприборы |
Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
19-20 |
Общение: "Мы собрались поиграть" |
2 |
15/11 16/11 |
Урок первичного предъявления знаний |
Учить строить диалог «предложение – возражение» |
Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
21-22 |
Общение: "В библиотеке" |
2 |
22/11 23/11 |
Урок первичного предъявления знаний |
Учить правилам поведения в библиотеке |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
23-24 |
Общение: "Сказки про Машу" |
2 |
29/11 30/11 |
Урок первичного предъявления знаний |
Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
25 |
Лексическая тема: "Магазин" |
1 |
6/12 |
Урок первичного предъявления знаний |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
26 |
Культура общения в магазине |
1 |
7/12 |
Урок первичного предъявления знаний |
Учить правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
27-28 |
Общение: "Телефонный разговор" |
2 |
13/12 14/12 |
Урок первичного предъявления знаний |
Учить формулам общения по телефону |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
29 |
Занятие - игра "Телефонный разговор" |
1 |
20/12 |
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Тренировать в использовании формул общения по телефону |
Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
30 |
Культура поведения в театре, кинотеатре |
1 |
21.12 |
Урок первичного предъявления знаний |
Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
31-32 |
Общение: "Я - зритель" |
2 |
27/12 28/12 |
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Учить использовать «вежливые» слова |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
33 |
Чистоговорки |
1 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
Учить четко произносить слова в чистоговорках |
|
Коррекция звукопроизношения |
34-35 |
Упражнения в произнесении стихотворных диалогов |
2 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
Учить строить диалог по принципу: вопрос - ответ |
Развивать выразительность |
|
36-37 |
Подбор картинок к услышанным предложениям |
2 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
|
|
|
38 |
Лексическая тема:"Бытовые советы" |
1 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь |
|
|
39-40 |
Общение:" Какая сегодня погода" |
2 |
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
41-42 |
Общение: "Снегурочка" |
2 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
Учить связывать части текста с помощью специальных слов |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
43 |
Культура общения: "Я иду в гости" |
1 |
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
|
Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
44-46 |
Общение:"Веселый праздник" |
3 |
|
Урок применения предметных знаний, умений, навыков. |
Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
47-49 |
Общение: "Учимся понимать животных" |
3 |
|
Урок применения предметных знаний, умений, навыков. |
Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
50 |
Составление различных предложений по теме: "Весна" |
1 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
|
|
|
51-52 |
Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" |
2 |
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь |
|
|
53-54 |
Культура общения: "Я и взрослые" |
2 |
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
|
Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
55 |
Лексическая тема: "Я- пешеход" |
1 |
|
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь |
|
|
56-57 |
Лексическая тема:"Привычки хорошие и не очень" |
2 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь |
|
|
58-60 |
Общение: "Узнай меня" |
3 |
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества |
Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
61 |
Составление диалогов по предложенной речевой ситуации |
1 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации |
Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила |
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
62-63 |
Культура общения с малознакомыми людьми |
2 |
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Учить вежливо отноститься |
|
Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации |
64-66 |
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" |
3 |
|
Урок формирования первоначальных предметных навыков |
Расширение словарного запаса. |
|
|
67 |
Составление предложений по теме "Лето" |
1 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
|
|
|
68 |
Лексическая тема: "Летние каникулы" |
1 |
|
Урок первичного предъявления знаний |
Расширение словарного запаса. |
Знать правила безопасного поведения |
|