Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке и пению для 3 класса составлена на основе и следующих нормативных документов:
-Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ;
-Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Музыка и пение »
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культуры, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается умении и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умения слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощённые в ней, умения различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, исполнительские навыки.
Программа по музыке состоит из следующих разделов:
- Пение;
- Слушание музыки;
- Элементы музыкальной грамоты.
Общая характеристика учебного предмета
«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
Учебно-тематический план по музыке и пению
№ раздела |
Наименование раздела |
Теоретическая часть |
1 |
Пение |
5 |
2 |
Слушание музыки |
3 |
3 |
Пение |
5 |
4 |
Слушание музыки |
2 |
5 |
Пение |
5 |
6 |
Слушание музыки |
6 |
7 |
Пение |
6 |
8 |
Слушание музыки |
2 |
|
|
34 |
Календарно- тематическое планирование |
||||||
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемый результат:
|
Формы и виды контроля |
|
Знать |
Уметь |
|||||
1 |
05/09 |
Введение Ф. Шуберт «Аве Мария» - слушание. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. |
Текущий, устный опрос |
2 |
12/09 |
« Весёлые путешественники» М. Старокадомский, сл. С.Михалкова- разучивание. |
1 |
Знать слова песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения |
Текущий, устный опрос |
3 |
19/09 |
« Весёлые путешественники» М. Старокадомский, сл. С.Михалкова- исполнение |
1 |
Знать слова песни. |
Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении. |
Текущий, устный опрос |
4 |
26/09 |
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен» - слушание. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
5 |
3/10 |
В. Шаинский, сл. А. Тимофеевского «Песенка Крокодила Гены» -разучивание |
1 |
Знать взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
6 |
10/10 |
«Песенка Крокодила Гены» -исполнение |
1 |
Знать слова песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
7 |
17/10 |
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида» - слушание. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш). |
Текущий, устный опрос |
8 |
24/10 |
В. Шаинский , сл. Ю.Энтина «Первоклашка» - разучивание. Исполнение разученных песен. |
1 |
Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении. |
Текущий, устный опрос |
|
9 |
7/11 |
М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского «Дружба школьных лет» - разучивание. |
1 |
Знать слова песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
10 |
14/11 |
Д. Львов-Компанейц, сл. С, Богомазова «Снежная песенка»- разучивание. |
1 |
Знать слова песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
11 |
21/11 |
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады» - слушание. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
12 |
28/11 |
Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит?» - разучивание
|
1 |
Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». |
Уметь определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях |
Текущий, устный опрос |
13 |
5/12 |
Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит?» - исполнение. Теодоракис. Сиртаки – слушание. |
1 |
Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». |
Уметь определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях |
Текущий, устный опрос |
14 |
12/12 |
А. Филиппенко, сл. Г. Бойко «Новогодний хоровод» - разучивание. |
1 |
Знать новогодние песни. |
Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении. |
Текущий, устный опрос |
15 |
19/12 |
Обобщение тем четверти. Исполнение изученных песен. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
16 |
26/12 |
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова. Слова Ю.Энтина - слушание |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
17 |
|
В. Соловьёв –Седой, сл. С.Погореловского «Стой, кто идёт?» - разучивание. |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
18 |
|
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. соч. №3, 94 - слушание |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
19 |
|
Е. Крылатов «Крылатые качели» - слушание, разучивание. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
20 |
|
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик» - слушание. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов
|
Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
|
Текущий, устный опрос |
21 |
|
«Песня Чебурашки» -исполнение. Д.Кабалевский, сл. А.Пришельца. «Наш край» муз.Д. Кабалевского, сл.А.Пришельца-слушание |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
22 |
|
В. Шаинский , сл..Э. Успенского«Песня Чебурашки» -разучивание. |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
23 |
|
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма »Однажды утром». Муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковского - слушание |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
24 |
|
В. Шаинский , сл. З. Александровой «Бескозырка белая» -разучевание. |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
25 |
|
А. Филиппенко, сл.т. Волгиной «Праздничный вальс» - разучивание. |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении. |
Текущий, устный опрос |
26 |
|
Обобщение тем четверти. Исполнение разученных песен. |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
27 |
|
А. Пряжников «Пойте вместе с нами»-разучивание |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
28 |
|
«Пойте вместе с нами»-исполнение. Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Прекрасное далёко» - слушание |
1 |
Знать названия изученных произведений и их авторов |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, устный опрос |
29 |
|
В. Шаинский , сл. Л.Яхнина «Белые кораблики» - разучивание |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
30 |
|
Бу-ра-ти-но. Музыка а. Рыбникова, слова Ю. Энтина- слушание. |
1 |
Знать названия изученных произведений |
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
Текущий, |
31 |
|
В. Шаинский, сл. Ю.Энтина «Чунга-Чанга»-разучивание |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий |
32 |
|
В. Шаинский , сл..Э. Успенского «Голубой вагон»-разучивание. |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
33 |
|
Р. Паульс, сл. И. Резника «Кашалотик»- разучивание. |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |
34 |
|
Обобщение тем года. Исполнение разученных песен. |
1 |
Знать текст песни. |
Уметь исполнять в хоре вокальные произведения. |
Текущий, устный опрос |