Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации №237 «Об образовании в Российской федерации».2 Федерального государственного стандарта начального общего и основного общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 г.). 3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы / под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.4. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Владос, 2014.
Место предмета в учебном плане:
В учебной программе на предмет отведен 1 час в неделю, 34 часов в год
Цели обучения:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий ;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций:
Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Особенности организации учебного процесса в классе
- постоянная стимуляция детской самостоятельности и инициативы.
- детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу (книга на подставке), со сходящимся косоглазием – дальше (книга лежит на столе).
- совершенствование навыка пользования основными тифлотехническими средствами (лупы, очки).
- временные ограничения в зрительной работе.
- речевое сопровождение, комментируемое решение с сопутствующими действиями.
- замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
- упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
- разностороннее развитие личности учащихся, способствующее их умственному развитию;
- обеспечение гражданского, нравственного, эстетического воспитания;
- обогащение и расширение зрительного восприятия, уточнение представлений об объектах, явлениях природы;
- расширение чувственного опыта детей, формирование адекватного представления об окружающем мире.
Планируемые результаты освоения материала.
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- выученные правила дорожного движения.
Содержание курса
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение .
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада, леса;
- об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;
- о роли человека в жизни домашних животных;
- о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
- о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.
Требование к уровню подготовки обущающегося:
умения:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
- различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
- различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
знания:
- о воздухе, и о значении воздуха для человека;
- о растениях леса, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
- о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
- правила ухода за растениями сада, как использует человек;
- о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
Тематическое планирование
3 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Сезонные изменения в природе. |
10 |
2 |
Неживая природа. |
4 |
3 |
Живая природа. Растения. |
5 |
4 |
Живая природа. Животные. |
8 |
5 |
Живая природа. Человек. |
7 |
Всего: |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
|
|||
План. |
Факт. |
Тема |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Планируемые результаты освоения материала |
|
1 |
|
4/09 |
Сезонные изменения в природе. Осень. |
Различие признаков осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. |
Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. |
2 |
|
11/09 |
Охрана здоровья и безопасное поведение. |
Охрана здоровья и безопасное поведение. |
Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года. Уметь правильно называть изученные объекты и явления. |
3 |
|
18/09 |
Наблюдения за растениями осенью. Экскурсия |
Наблюдение за объектами. |
Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. |
4 |
|
25/09 |
Животные осенью |
Соотношение сезонных изменений в неживой природе с изменениями в жизни животных осенью. |
Знать названия перелётных птиц. Уметь узнавать перелётных птиц по описанию. Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых. Знать особенности лесных животных. |
5 |
|
02/10 |
Труд людей осенью |
Описывание сезонных работ в саду, в огороде, в осеннее время года. Грамотно и логически строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору. |
Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года. |
6 |
|
09/10 |
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца. |
Активное участие в беседе, дополнять ответы товарища. |
Знать изменения продолжительности дня и ночи, о восходе и заходе солнца. Уметь правильно называть изученные объекты и явления. |
7 |
|
16/10 |
Календарь. Знакомство с календарём. Элементы погоды. |
Пользование календарем. Чтение показателей времени по часам. |
Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки. |
8 |
|
23/10 |
Воздух и его значение в жизни растений, животных и человека. |
Формирование умения правильно называть изученные объекты и явления; внимательно слушать учителя и товарища. |
Знать значение воздуха для жизни растений, животных и человека. |
9 |
|
6/11 |
Термометр (элементарное представление). Ветер. |
Описывание строения термометра. Правильное называние изученных объекты и явления. Формирование умения внимательно слушать учителя и товарища; читать правильно и осознанно с соблюдением интонации. |
Знать строение и назначение термометра их виды. Уметь им пользоваться. Знать о явлениях в неживой природе: небольшой дождь, холодный-тёплый ветер, заморозки. Уметь определять их в природе. |
10 |
|
13/11 |
Растения. Части растений |
Формирование умения обозначь части растений; сравнивать строение дерева и кустарника. |
Знать строение растений. Уметь называть и определять части растений. |
11 |
|
20/11 |
Растения сада. Экскурсия |
Формирование умения сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья; сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники. |
Знать о растениях сада: фруктовых деревьев, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать фруктовые деревья. Знать о растениях сада: ягодных кустарниках, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать ягодные кустарники. |
12 |
|
27/11 |
Лес. Растения леса. |
Формирование умения сравнивать и различать кустарники; сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу. Грамотно и логически правильно излагать свои мысли. |
Знать названия наиболее распространенных кустарников. Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу. Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу. |
13 |
|
4/12 |
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. |
Формирование умения сравнивать и различать съедобные и несъедобные грибы; слушать и выделять главные мысли. Работать с иллюстрациями, схемами. |
Знать строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных. |
14 |
|
11/12 |
Травы полезные и опасные. |
Формирование умения сравнивать и различать полезные и опасные травы. |
Знать ряд распространённых лекарственных растений (календула, зверобой, подорожник и др.) их помощь людям; Ряд опасных (ядовитых)растений. |
15 |
|
18/12 |
Сезонные изменения в природе. Зима. |
Наблюдение за объектами окружающего мира: находить изменения и их выделять и называть. Сравнение наблюдаемых объектов. |
Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длин-нее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзают пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. |
16 |
|
25/12 |
Труд людей зимой. |
Формирование умения соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой; строить монологическое высказывание по предложенной теме. |
Знать о видах труда людей в зимний период. Уметь показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой и живой природе. |
17 |
|
|
Птицы |
Формирование умения описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду. |
Знать особенности диких птиц, их питание, повадки, образ жизни, места обитания. Знать строение птичьих гнёзд, их заботу о потомстве. |
18 |
|
|
Дикие обитатели леса: кабан |
Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. |
Знать особенности дикого животного: кабана (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану. |
19 |
|
|
Дикий обитатель леса: лось |
Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. |
Знать особенности дикого животного: лося (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану. |
20 |
|
|
Дикий обитатель леса: заяц |
Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. |
Знать особенности дикого животного: зайца (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану |
21 |
|
|
Домашнее животное: свинья |
Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. |
Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать свинью от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни. |
22 |
|
|
Домашнее животное: корова |
Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. |
Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни. |
23 |
|
|
Домашнее животное: кролик |
Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. |
Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать кролика от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни. |
24 |
|
|
Сравнение диких и домашних животных. |
Формирование умения сравнивать и различать диких и домашних животных. |
Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных. |
25 |
|
|
Сезонные изменения в природе. Весна. Экскурсия |
Формирование умения правильно называть изученные объекты и явления. Уметь внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации |
Знать о явлениях в неживой природе: потепление, оттепель, таяние снега, ледоход, тёплые и жаркие дни, небольшой дождь, гром, радуга. Уметь определять их в природе. |
26 |
|
|
Труд людей весной. |
Формирование умения описывать сезонные работы в саду, в огороде весной. |
Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде весной. |
27 |
|
|
Дыхание человека |
Формирование умения описывать по плану строение и работу лёгких. |
Иметь элементарные представления о строении и работе лёгких. Уметь определять на картинке лёгкие. |
28 |
|
|
Температура человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. |
Описывание по плану строения градусника. Формирование умения давать полные ответы на вопросы; описывать по плану правила профилактика простудных заболеваний. |
Знать элементарные сведения о температуре человека, строение и назначение градусника. Уметь измерять температуру человека. |
29 |
|
|
Сердце, кровь. Пульс. |
Формирование умения описывать по плану строение и работу сердца. |
Знать элементарные представления о строении и работе сердца, о значении крови для организма человека. Уметь определять на картинке сердце, |
30 |
|
|
Окружающая среда и здоровье человека. |
Формирование умения строить монологическое высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека. |
Знать о взаимодействии человека и природы, о значении здоровья для жизни человека. Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы. |
31 |
|
|
Питание человека.. |
Формирование умения строить монологическое высказывание по схеме об употреблении продуктов в пищу. |
Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде однообразного, богатого углеводами питания. Уметь обрабатывать продукты перед употреблением в пищу. |
32 |
|
|
Приготовление и хранение пищи. |
Формирование умения описывать по плану приготовление пищи. |
Знать сроки и способы хранения пищи. Условно уметь приготавливать пищу. |
33 |
|
|
Промежуточная аттестация. Тестирование на тему «Мир вокруг нас» |
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мир вокруг нас» |
Уметь работать самостоятельно. |
34 |
|
|
Сезонные изменения в природе. Лето. Экскурсия |
Формирование умения правильно называть изученные объекты и явления. Умение внимательно слушать учителя и товарища. |
Знать о явлениях в неживой природе. Уметь определять их в природе. |