Природоведение

Пояснительная записка.

 Данная рабочая программа составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:  

  1. Закона Российской Федерации №237 «Об образовании в Российской федерации».2 Федерального государственного стандарта начального общего и основного общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 г.). 3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4  классы / под редакцией  В. В. Воронковой. –  М.: Просвещение, 2008.4. Программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под редакцией  В. В. Воронковой. –  М.: Владос, 2014.                                                        

 Место предмета в учебном плане:

В учебной программе  на предмет отведен 1 час в неделю, 34 часов в год

Цели обучения:          

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
  • расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий ;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и

опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • формирует знания учащихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Роль предмета  в формировании  ключевых компетенций:

Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Особенности организации учебного процесса в классе

  • постоянная стимуляция детской самостоятельности и инициативы.
  • детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу (книга на подставке), со сходящимся косоглазием – дальше (книга лежит на столе).
  • совершенствование навыка пользования основными тифлотехническими средствами (лупы, очки).
  • временные ограничения в зрительной работе.
  • речевое сопровождение, комментируемое решение с сопутствующими действиями.
  • замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
  • упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
  • разностороннее развитие личности учащихся, способствующее их умственному развитию;
  • обеспечение гражданского, нравственного, эстетического воспитания;
  • обогащение и расширение зрительного восприятия, уточнение представлений об объектах, явлениях природы;
  • расширение чувственного опыта детей, формирование адекватного представления об окружающем мире.

 Планируемые результаты освоения материала.

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов;
  • выученные правила дорожного движения.

Содержание курса

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение .

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

  • о простейших свойствах воздуха, его значении в жиз­ни растений, животных, человека;
  • о растениях сада, леса;
  • об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;
  • о роли человека в жизни домашних животных;
  • о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
  • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.

 

Требование к уровню подготовки обущающегося:

умения:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
  • различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
  • различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.

 знания:

  • о воздухе, и о значении воздуха для человека;
  • о растениях леса, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
  • о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
  • о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
  • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
  • правила ухода за растениями сада, как использует человек;
  • о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

3 класс

Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

10

2

Неживая природа.

4

3

Живая природа. Растения.

5

4

Живая природа. Животные.

8

5

Живая природа. Человек.

7

Всего:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

 

План.

Факт.

Тема            

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты  освоения материала

1

 

4/09

Сезонные изменения в природе. Осень.

Различие признаков осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

2

 

11/09

Охрана здоровья и безопасное поведение.

Охрана здоровья и безопасное поведение.

Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года. Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

3

 

18/09

Наблюдения за растениями осенью. Экскурсия

Наблюдение за объектами.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

4

 

25/09

Животные осенью

Соотношение сезонных изменений в неживой природе с изменениями в жизни  животных осенью.

Знать названия  перелётных птиц. Уметь узнавать перелётных птиц по описанию.

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых. Знать особенности лесных животных.

5

 

02/10

Труд людей осенью

Описывание сезонных ра­бот в саду, в огороде,  в осеннее время года.

Грамотно и логически  строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору.

Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные ра­боты в саду, в огороде,  в осеннее время года.

6

 

09/10

Изменение продолжительности дня и ночи.  Восход и заход солнца.

Активное участие  в беседе, дополнять ответы товарища.

Знать изменения продолжительности дня и ночи, о восходе и заходе солнца. Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

7

 

16/10

Календарь. Знакомство с календарём. Элементы погоды.

Пользование календарем. Чтение показателей времени по часам.

Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки.

8

 

23/10

Воздух и его значение в жизни растений, животных и человека.

Формирование умения правильно называть изученные объекты и явления; внимательно слушать учителя и товарища.

Знать  значение воздуха для жизни растений, животных и человека.

9

 

6/11

Термометр (элементарное представление). Ветер.

Описывание  строения термометра. Правильное называние изученных объекты и явления.

Формирование умения внимательно слушать учителя и товарища; читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Знать  строение и назначение термометра их виды. Уметь им пользоваться. Знать о явлениях в неживой природе: небольшой дождь, холодный-тёплый ветер, заморозки. Уметь определять их в природе.

10

 

13/11

Растения. Части растений

Формирование умения обозначь части растений; сравнивать строение дерева и кустарника.

Знать строение растений. Уметь  называть и определять части растений.

11

 

20/11

Растения сада. Экскурсия

Формирование умения сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья; сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники.

Знать о растениях сада: фруктовых деревьев,   об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать фруктовые деревья. Знать о растениях сада: ягодных кустарниках,   об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать ягодные кустарники.

12

 

27/11

Лес. Растения леса.

Формирование умения сравнивать и различать кустарники; сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу.

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли.

Знать названия наиболее распространенных  кустарников. Знать названия различных видов орехов;  знать об употреблении их в пищу. Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу.

13

 

4/12

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Формирование умения сравнивать и различать съедобные и несъедобные грибы; слушать и выделять главные мысли. Работать  с  иллюстрациями, схемами.

Знать  строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов. Уметь  отличать съедобные грибы от несъедобных.

14

 

11/12

Травы полезные и опасные.

Формирование умения сравнивать и различать полезные и опасные травы.

Знать ряд распространённых  лекарственных растений (календула, зверобой, подорожник и др.) их помощь  людям; Ряд опасных (ядовитых)растений.

15

 

18/12

Сезонные изменения в природе. Зима.

Наблюдение за объектами окружающего мира: находить изменения и их выделять и называть. Сравнение наблюдаемых объектов.

Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длин-нее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзают пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах.

16

 

25/12

Труд людей зимой.

Формирование умения соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой; строить монологическое высказывание по предложенной теме.

Знать о видах труда людей в зимний период. Уметь показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой и живой природе.

17

 

 

Птицы

Формирование умения описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Знать особенности диких птиц, их питание, повадки, образ жизни, места обитания. Знать строение птичьих гнёзд, их заботу о потомстве.

18

 

 

Дикие обитатели леса: кабан

Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать особенности дикого животного: кабана  (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану.

19

 

 

Дикий обитатель леса: лось

Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать особенности дикого животного: лося  (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану.

20

 

 

Дикий обитатель леса: заяц

Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать особенности дикого животного: зайца  (внешний вид, пища, повадки). Уметь описывать животное по плану

21

 

 

Домашнее животное: свинья

Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать   свинью от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

22

 

 

Домашнее животное: корова

Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

23

 

 

Домашнее животное: кролик

Формирование умения грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать  кролика от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

24

 

 

Сравнение диких и домашних животных.

Формирование умения  сравнивать и  различать диких и домашних животных.

Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных.

25

 

 

Сезонные изменения в природе. Весна. Экскурсия

Формирование умения правильно называть изученные объекты и явления.

Уметь внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации

Знать о явлениях в неживой природе: потепление, оттепель, таяние снега, ледоход, тёплые и жаркие дни, небольшой дождь, гром, радуга. Уметь определять их в природе.

26

 

 

Труд людей весной.

Формирование умения описывать сезонные ра­боты в саду, в огороде весной.

Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные ра­боты в саду, в огороде весной.

27

 

 

Дыхание человека

Формирование умения описывать по плану строение и работу лёгких.

Иметь элементарные представления о строении и работе лёгких. Уметь определять на картинке лёгкие.

28

 

 

Температура человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.

Описывание по плану строения градусника. Формирование умения давать полные ответы на вопросы; описывать по плану правила профилактика простудных заболеваний.

Знать элементарные сведения о температуре человека, строение и назначение градусника. Уметь измерять температуру человека.

29

 

 

Сердце, кровь. Пульс.

Формирование умения описывать по плану строение и работу сердца.

Знать элементарные представления о строении и работе сердца, о значении крови для организма человека. Уметь определять на картинке сердце,

30

 

 

Окружающая среда и здоровье человека.

Формирование умения строить монологическое  высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека.

Знать о взаимодействии человека и природы, о значении здоровья для жизни человека. Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы.

31

 

 

Питание человека..

Формирование умения строить монологическое  высказывание по схеме об употреблении продуктов в пищу.

Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде однообразного, богатого углеводами  питания. Уметь обрабатывать продукты перед употреблением в пищу.

32

 

 

Приготовление и хранение пищи.

Формирование умения описывать по плану приготовление пищи.

Знать сроки и способы хранения пищи. Условно уметь приготавливать пищу.

33

 

 

Промежуточная аттестация. Тестирование на тему «Мир вокруг нас»

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мир вокруг нас»

Уметь работать самостоятельно.

34

 

 

Сезонные изменения в природе. Лето. Экскурсия

Формирование умения правильно называть изученные объекты и явления.

Умение внимательно слушать учителя и товарища.

Знать о явлениях в неживой природе. Уметь определять их в природе.