Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273
- Рабочая программа по геометрии 7 - 11 класс / Сост. Н.Ф.Гаврилова
- Ученого плана отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ»
Рабочая программа по геометрии в 9 классе рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Основные цели курса:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
- развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
В основу курса геометрии для 9 класса положены такие принципы как:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
- Практико-ориентированный подход, обеспечивающий отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Задачи обучения:
- учить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
-познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом;
- выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач;
- учить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения;
- использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу, уроки геометрии проводятся с использованием компьютера, проектора, экрана . Доказательство геометрических фактов ведется в среде математической лаборатории Динамическая геометрия. Некоторые разделы геометрии закрепляются посредством тестов на ПК. Для этого используется пакет прикладных программ Microsoft Office и УМК Живая математика – это компьютерная система моделирования, исследования и анализа широкого круга задач математики. Программа Живая Математика помогает конструировать интерактивные математические модели, давая начальные представления о понятиях формы тела, числах и т.п. Современный компьютерный чертеж можно деформировать и видоизменять, а результаты этих изменений допускают дальнейшую компьютерную обработку.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь/знать:
- Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.
- Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи.
- Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи.
- Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
- Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
- Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.
- Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.
- Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.
- Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
- Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.
- Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.
- Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движения плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник; уметь решать задачи.
- Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи.
Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
Содержание учебного предмета, курса
- Векторы. Метод координат. (22 часа)
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (14 часов)
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
- Длина окружности и площадь круга. (11 часов)
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
- Движения. (11 часов)
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
- Повторение. Решение задач. (10 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Тематическое планирование
по _____геометрии________
Учебный год_______2018-2019___________
Класс_______9___________________
Количество часов по учебному плану ОУ: всего _____68________в неделю_______2_________.
Плановых контрольных работ_____6_____________.
Планирование составлено на основе программы по геометрии 7 - 11 класс / Сост. Н.Ф.Гаврилова -М. ВАКО: 2013г
Учебник: Геометрия 7-9 классов общеобразовательных учреждений Атанасян, Л. С. [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -М.: Просвещение, 2013г
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения |
Виды контроля (формы) |
Дата по плану |
Дата по факту |
Векторы. Метод координат (22 ч.) |
||||||
1 2 3 |
Повторение материала 7-8 класса |
медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат |
выполнять задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника. |
ФО СР |
|
|
4 5 |
Понятие вектора. |
определение вектора, виды векторов, длина вектора |
-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор; -знать виды векторов |
ФО ИРД |
|
|
6 7 8 |
Сложение и вычитание векторов. |
вектор, операции сложения и вычитания векторов |
-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов |
ФО ИРД
|
|
|
9 |
Умножение вектора на число. |
вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции |
-уметь строить произведение вектора на число; -уметь строить среднюю линию трапеции |
ФО ИРД
|
|
|
10 11 |
Решение задач. |
правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов |
-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов; -уметь применять эти правила при решении задач |
ФО ИРД
|
|
|
12 13 |
Координаты вектора. |
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора |
-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот; -уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число |
ФО ИРД СР |
|
|
14 |
Решение задач. |
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами |
-уметь применять знания при решении задач в комплексе |
ФО ИРД
|
|
|
15 |
Контрольная работа №1 по теме «Векторы» |
|
-уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач на определение координат вектора, на определение вектора суммы, разности, произведения |
КР-1 |
|
|
16 17 |
Работа над ошибками. Простейшие задачи в координатах. |
радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками |
-уметь определять координаты радиус-вектора; -уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца; - уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками |
ФО ИРД СР |
|
|
18 |
Уравнение окружности. |
уравнение окружности |
-знать уравнение окружности; -уметь решать задачи на применение формулы |
ФО ИРД |
|
|
19 |
Уравнение прямой. |
уравнение прямой |
-знать уравнение прямой; -уметь решать задачи на применение формулы |
ФО ИРД СР |
|
|
20 21 |
Решение задач. |
уравнение окружности и прямой |
-знать уравнения окружности и прямой; -уметь решать задачи |
ФО ИРД
|
|
|
22 |
Контрольная работа №2 по теме «Метод координат» |
|
-уметь решать простейшие задачи в координатах; -уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой |
КР-2 |
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч.) |
||||||
23 24 25 |
Работа над ошибками. Синус, косинус, тангенс угла. |
единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения |
-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства; -уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки |
ФО ИРД СР |
|
|
26 27 |
Площадь треугольника. |
теорема о площади треугольника, формула площади |
-уметь выводить формулу площади треугольника; -уметь применять формулу при решении задач |
ФО ИРД |
|
|
28 |
Теорема синусов. |
теорема синусов |
-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение |
ФО ИРД |
|
|
29 |
Теорема косинусов. |
теорема косинусов |
-знать вывод формулы; -уметь применять формулу при решении задач |
ФО ИРД СР |
|
|
30 31 32 |
Решение треугольников. |
теорема синусов, теорема косинусов |
-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
|
ФО ИРД СР |
|
|
33 |
Скалярное произведение векторов. |
определение скалярного произведения векторов; условие перпендикулярности ненулевых векторов; выражение скалярного произведения в координатах и его свойства. |
|
ФО ИРД СР |
|
|
34 |
Скалярное произведение в координатах. |
|
ФО ИРД СР |
|
|
|
35 |
Применение скалярного произведения к решению задач. |
|
ФО ИРД СР |
|
|
|
36 |
Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» |
|
-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач |
КР-3 |
|
|
Длина окружности и площадь круга (11 ч.) |
||||||
37 38 |
Работа над ошибками. Правильные многоугольники |
правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность |
-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле; -уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать |
ФО ИРД
|
|
|
39 40 41 42 43 44 |
Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. |
площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей |
-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an; -уметь строить правильные многоугольники |
ФО ИРД СР |
|
|
45 46 |
Длина окружности и площадь круга. |
длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора |
-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга; -уметь выводить формулы и решать задачи на их применение |
ФО ИРД СР |
|
|
47 |
Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга» |
|
-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an; -уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора |
КР-4 |
|
|
Движения (11 ч.) |
||||||
48 |
Работа над ошибками. Понятие движения. |
отображение плоскости на себя |
-знать , что является движением плоскости |
ФО ИРД |
|
|
49 50 |
Симметрия. |
осевая и центральная симметрия |
-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной |
ФО СР |
|
|
51 52 53 |
Параллельный перенос. |
параллельный перенос |
-знать свойства параллельного переноса; -уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор . |
ФО ИРД |
|
|
54 55 |
Поворот. |
поворот |
-уметь строить фигуры при повороте на угол |
ФО ИРД СР |
|
|
56 57 |
Решение задач. |
|
решать задачи с применением движений |
|
|
|
58 |
Контрольная работа №5 по теме «Движения» |
|
-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте |
КР-5 |
|
|
Повторение. Решение задач. (10 часов) |
||||||
59 60 |
Работа над ошибками. Об аксиомах планиметрии. |
аксиомы планиметрии |
-знать все об аксиомах планиметрии |
ФО ИРД |
|
|
61 62 63 |
Решение задач в координатах. |
координаты вектора, метод координат |
-знать все об аксиомах планиметрии |
ФО ИРД |
|
|
64 65 66 |
Теоремы синусов и косинусов. |
теорема синусов, теорема косинусов |
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца; - уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками |
ФО ИРД
|
|
|
67 |
Итоговая контрольная работа №6 |
|
- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник |
ФО ИРД
|
|
|
68 |
Анализ КР. Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
Сокращения, используемые в рабочей программе:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.