Геометрия 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Рабочая программа по геометрии 7 - 11 класс / Сост. Н.Ф.Гаврилова -М. ВАКО: 2013г.
  2. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4.
  3. Сборник нормативных документов. Математика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -М.: Просвещение, 2013г.
  5. Методическое письмо под редакцией И.В. Ященко, А.В. Семенова "О преподавании математики в 2018/2019 учебном году".
  6. Ученым планом МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
  7. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273
  8. Авторской программы по геометрии Л.С.Атанасяна входящей в «Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Геометрия», составитель: Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2011. – 95 с.;

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержан    ии, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик .

Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

§     Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

-изучение свойств пространственных тел,

- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

§     Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
§     Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;

- выполнения расчетов практического характера;

-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

 

§     Место предмета в базисном учебном плане

На изучение геометрии отводиться 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

 

 

 

Содержание учебного предмета, курса

 

Координаты и векторы (12 ч.). Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.

Тела и поверхности вращения (16 ч.). Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей (30 ч.). Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Повторение (10 ч.)

Тематическое планирование

 

  по _____геометрии______________________________________________________________________

Учебный год_______2018-2019___________

Класс_______11___________________

Количество часов по учебному плану ОУ: всего _____68________в неделю_______2_________.

Плановых контрольных работ_____5_____________.

Планирование составлено на основе_________ Авторской программы по геометрии Л.С.Атанасяна входящей в «Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Геометрия», составитель: Т.А. Бурмистрова.  М.: Просвещение, 2011. – 95 с.;Учебник ___________Л.С. Атанасян_______________________________________________________________________

 

п/п

Тема урока

Элементы

содержания

(основные понятия)

 

Планируемые результаты обучения Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды

контроля

(формы)

Дата проведения

 

По плану

По факту

 

Координаты вектора (12 ч.)

 

1

Прямоугольная система координат в пространстве.

Координаты вектора

1) Прямоугольная система координат в пространстве.

2) Действия над векторами с заданными координатами.

З н а т ь: алгоритм разложения векторов по координатным векторам.

У м е т ь: строить точки по их координатам, находить координаты векторов

УО

 

 

 

2

Действия над векторами

Правила действия над векторами с заданными координатами.

З н а т ь: алгоритмы сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разности двух векторов.

У м е т ь: применять их при выполнении упражнений

СР № 1

ДМ

(15 мин)

 

 

 

3

Связь между координатами векторов и координатами точек

Радиус-вектор, коллинеарные и компланарные векторы

З н а т ь: признаки коллинеарных и компланарных векторов

У м е т ь: доказывать их коллинеарность и компланарность

ФО

 

 

 

4

Простейшие задачи в координатах

1)Формула координат середины отрезка.

2) Формула длины вектора и расстояния между двумя точками.

З н а т ь: формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками.

У м е т ь: применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом

СР № 2

ДМ

(15 мин)

 

 

 

5

Простейшие задачи в координатах

Алгоритм вычисления длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам

З н а т ь: алгоритм вычисления длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам.

У м е т ь: применять алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам при решении задач.

Теоретический опрос

 

 

 

6

Скалярное произведение векторов

1)Угол между векторами, скалярное произведение векторов.

2) Формулы скалярное произведение векторов.

3)Свойства скалярное произведение векторов.

И м е т ь представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора.

У м е т ь: вычислять скалярное произведение в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними; находить угол между векторами по координатам; применять формулы вычисления угла между прямыми

УО

 

 

 

7

Скалярное произведение векторов

1)Направляющий вектор.

2)Угол между прямыми

СР № 3

ДМ

(15 мин)

 

 

 

8

Простейшие задачи в координатах

 

З н а т ь: форму нахождения скалярного произведения векторов.

У м е т ь: находить угол между прямой и плоскостью.

Проверка домашнего задания

 

 

 

9

Движение

1)Осевая, центральная, зеркальная симметрия, параллельный перенос.

2)Построение фигуры, симметрично относительно оси симметрии, центра симметрии, плоскости, при параллельном переносе

Иметь представление о каждом из видов движении: осевая, центральная, зеркальная симметрия, параллельный перенос,

у м е т ь выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра симметрии, плоскости, при параллельном переносе

Изображение каждого вида движения под контролем учителя

 

 

 

10

Движение

При отображении пространства на себя 

у м е т ь устанавливать связь между координатами симметричных точек

Практическая работа на постро-ие фигуры, явля-йся пробра-м данной, при всех видах движения

(20 мин)

 

 

 

11

Векторы

1) Скалярное произведение векторов, угол между прямыми.

2) Длина вектора.

3)Координаты середины отрезка.

4) Длина отрезка, координаты вектора.

5)Координаты точки в прямоугольной системе координат

З н а т ь: формулы скалярного произведения векторов, длины отрезка, координат середины отрезка, уметь применять при их решении задач векторным,  векторно-координатным способами.

У м е т ь: строить точки в прямоугольной системе координат по заданным координатам

 

 

 

КР №2

ДМ

(40 мин)

 

 

 

 

12

Контрольная работа № 1 по теме: «Векторы»

 

 

 

Тела и поверхности вращения (16 ч.)

 

13

Цилиндр

Цилиндр, элементы цилиндра

Иметь представление о цилиндре.

У м е т ь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи

УО

 

 

 

14

Цилиндр

Осевое сечение цилиндра, центр цилиндра.

У м е т ь: находить площадь осевого сечения цилиндра, строить осевое сечение цилиндра

Прак. работа на постро-ие сечений

(10 мин)

 

 

 

15-17

Площадь поверхности цилиндра

Формулы площади полной поверхности площади боковой поверхности

З н а т ь: формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра и уметь их выводить; используя формулы, вычислять S боковой и полной поверхностей

СР № 7

ДМ

(15 мин)

 

 

 

18

Конус

Конус, элементы конуса

З н а т ь: элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание

У м е т ь: выполнять построение конуса и его сечения, находить элементы

ФО

 

 

 

19

Усеченный конус

Усеченный конус, его элементы

Знать: элементы усеченного конуса

У м е т ь: распознавать на моделях, изображать на чертежах

СР № 8

ДМ

(15 мин)

 

 

 

20-21

Площадь поверхности конуса

Площадь поверхности конуса и усеченного конуса

З н а т ь: формулы площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса.

У м е т ь: решать задачи на нахождение площади поверхности конуса и усеченного конуса.

Проверка домашнего задания

 

 

 

22

Сфера и шар

1) Сфера и шар.

2)Взаимное расположение сферы и плоскости, плоскость, касательная и сфера.

З н а т ь: определение сферы и шара.

У м е т ь: определять взаимное расположение сфер и плоскости.

УО

 

 

 

23

Сфера и шар

З н а т ь: свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения.

У м е т ь: решать задачи по теме.

Проверка домашнего задания

 

 

 

24

Уравнение сферы

1) Уравнение сферы.

2)Свойства касса-тельной и сферы.

3)Расстояние от центра сферы до плоскости сечения.

З н а т ь: уравнение сферы.

У м е т ь: составлять уравнение сферы по координатам точек; решать типовые задачи по теме

СР № 10

ДМ

(10 мин)

 

 

 

25

Площадь сферы

Площадь сферы

З н а т ь: формулу площади сферы.

Уметь: применять формулу на нахождение  S сферы.

ФО

 

 

 

26

Решение задач по теме «Сфера и шар»

1) Уравнение сферы.

2) Площадь сферы.

У м е т ь: решать типовые задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях

СР № 11

ДМ

(15 мин)

 

 

 

27

Контрольная работа № 2 по теме: «Цилиндр, конус, шар»

1) Цилиндр, конус, шар.

2) Площадь поверх-ности цилиндра, конуса, сферы

З н а т ь: элементы цилиндра, конуса, уравнение сферы, формулы боковой и полной поверхностей

 

КР № 3

ДМ

(40 мин)

 

 

 

28

Зачет по теме «Цилиндр, конус, шар»

 

У м е т ь: решать типовые задачи по теме, использовать полученные знания для исследования несложных практических ситуаций

МД № 3

ДМ

(20 мин)

 

 

 

Объемы тел и площади их поверхностей (30 ч.)

 

29

Объем прямоугольного параллелепипеда

1)Понятие объема.

2) Объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба

З н а т ь: формулы объема прямоугольного параллелепипеда.

У м е т ь: находить объем куба и  объем прямоугольного параллелепипеда.

УО

 

 

 

30

СР № 13

ДМ

(15 мин)

 

 

 

31-32

Объем прямоугольной призмы

Формула объема призмы:

1)основание – прямоугольный треугольник;

2)Произвольный треугольник;

3)Основание-многогранник

З н а т ь: теорему об объеме прямой призмы.

У м е т ь: решать задачи с использованием формулы объема прямой призмы

ФО

 

 

 

33-34

Объем  цилиндра

Формула объема цилиндра

З н а т ь: формулу объема цилиндра

У м е т ь: выводить формулу и использовать ее при решении задач

Проверка домашнего задания

 

 

 

35-36

Объем наклонной призмы

Метод нахождения объема тела с помощью определенного интеграла

З н а т ь: формулу объема наклонной призмы.

У м е т ь: находить объем наклонной призмы

СР № 15

ДМ

(10 мин)

 

 

 

37-39

Объем пирамиды

Формулы объема треугольной и произвольной пирамиды

З н а т ь: метод вычисления объема через определенный интеграл.

У м е т ь: применять метод для вывода формулы объема пирамиды, находить объем пирамиды, находить объем пирамиды

ФО

 

 

 

40-42

Решение задач по теме «Объем много-ника»

Формулы объема параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды

З н а т ь: формулы объемов.

У м е т ь: вычислять объемы многоугольников

СР № 16

ДМ

(15 мин)

 

 

 

43-44

 

 

 

 

Объем конуса

Формулы объема конуса, усеченного конуса.

З н а т ь: формулы.

У м е т ь: выводить формулы объемов конуса и  усеченного конуса, решать задачи на

вычисление объемов  конуса и  усеченного конуса

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

45-47

Решение задач по теме «Объем тел вращения»

Формула объема цилиндра, конуса, усеченного конуса

З н а т ь: формулы объемов.

У м е т ь: решать простейшие стереометрические задачи на нахождение объемов.

Проверка задач СР

 

 

 

48

Контрольная работа № 3 по теме: «Объемы тел»

 

 

КР № 4

ДМ

(40 мин)

 

 

 

49-50

Анализ КР № 3. Объем шара.

Объем шара.

З н а т ь: формулу объема шара.

У м е т ь: выводить формулу с помощью определенного интеграла и использовать ее при решении задач на нахождение  объема шара.

УО

 

 

 

51- 52

 

 

 

 

Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового спектра.

Объем шарового сегмента, слоя

И м е т ь представление о шаровом сегменте, шаровом спектре, слое.

З н а т ь: формулу объемов этих тел.

У м е т ь: решать задачи на нахождение  объемов шарового слоя, сектора, сегмента

Проверка домашнего задания

 

 

 
 

 

 

 

 

53

Площадь сферы

Формулы площади сферы

З н а т ь: формулу площади сферы.

У м е т ь: выводить формулу площади сферы, решать задачи на вычисление площади сферы

ФО

 

 

 

54-55

Решение зад «Объем шара. Площадь сферы»

Формулы площади сферы

 

Проверка задач

 

 

 

56-57

Решение задач по теме «Объем шара и его частей»

Формулы площади сферы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для вычисления объем шара и площади сферы

СР № 19

ДМ

(20 мин)

 

 

 

58

Контрольная работа №4  по теме «Объем»

Формулы объема  прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара

З н а т ь: формулы и уметь

использовать их при решении задач

Теоретический опрос

 

 

 

Повторение (10 ч.)

 

59

Взаимное расположение прямых и плоскостей

Взаимное расположение прямых и плоскостей

У м е т ь: решать задачи по теме «Взаимное расположение прямых и плоскостей» и анализировать взаимное расположение прямых и плоскостей

Тест-6,

I в.

Алтынов

 

 

 

 

60

Взаимное расположение прямых и плоскостей

УО

 

 

 

61

Векторы. Метод координат

1)Действия над векторами.

2)координаты вектора.

 

З н а т ь: расположение векторов по координатным векторам, действия над векторами, уравнение прямой, координаты вектора; координаты середины отрезка, скалярное произведение векторов, формулу для вычисления угла между векторами и прямыми в пространстве.

У м е т ь: решать задачи координатным и векторно-координатным способами

Практикум (Тест-5,

I в.,с. 20

П.И. Алтынов

 

 

 

62

Многогранники

1) Прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида.

2)площади поверхности и объемов.

3)Виды сечений.

З н а т ь: понятие многогранника, формулы площади поверхности и объемов

У м е т ь: распознавать и изображать многогранники; решать задачи на нахождение площади и объема

Вариант

ЕГЭ

2017г.

 

 

 

63-66

Тела вращения

1) Цилиндр, конус, сфера.

2)Площадь поверхности и объем

З н а т ь: определения, элементы, формулы площади поверхности и объема, виды сечений.

У м е т ь: использовать приобретенные навыки в практической деятельности для вычисления объемов и площадей поверхности.

Вариант

ЕГЭ

2017г.

 

 

 

67

Итоговая контрольная работа по стереометрии

1)Многоугольники

2) Тела вращения.

3)Площадь поверхности.

4)Объем

У м е т ь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, решать простейшие стереометрические задачи

КР № 5

ДМ

(40 мин)

 

 

 

68

Анализ итоговой КР.

Заключительный урок

 

У м е т ь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур