Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273
- Учебного плана отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ»
Рабочая программа содержит обязательный минимум образования, учебный план и программа предусматривают 3 часа в неделю. Программа 9 класса, который является классом для детей со сложной структурой дефекта, обучающихся по программе ГУО.
Обучение общеобразовательным предметам в коррекционных классах имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что все, что изучается в школе, необходимо умственно отсталым детям в их практической жизни. Кроме того, все знания и навыки они получают практическим путем в процессе упражнений.
Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков умственно отсталых школьников с опорой на их сохранные возможности.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Рабочая программа разработана с учетом интеллектуальных, индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся класса.
Ученики не умеют считать, не ориентируются во времени, на странице в тетради, не называют геометрические фигуры, не различают цвета. У них слабо развита мелкая моторика. С большим трудом усваивают программный материал , нуждаются в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимают как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Поэтому обучение ведется по упрощенной программе. Темы на урок неоднократно повторяются. Материал по изучаемым темам сокращен до уровня приобретенных ранее учениками ЗУН.
Цель:
Формировать доступные учащимся математические знания и умения в пределах 20, применять их в повседневной жизни.
Задачи:
- Учить и развивать счет в пределах 20, использовать навыки счета при решении практических задач;
- Развивать, корригировать по мере возможности недостатки познавательной деятельности, личностных качеств и возможностей учащихся;
- Воспитывать целенаправленную деятельность, трудолюбие, готовить к вступлению детей в социум.
У детей с глубокой умственной отсталостью очень низкая познавательная деятельность. Процессы анализа и синтеза им недоступны, что особенно обнаруживается при обучении счету. У детей отсутствует понятие числа и его состава. Они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом. Абстрактный счет для них недоступен.
Обучение ведется на практической наглядной основе. При работе с детьми используется наглядность при фронтальной и индивидуальной работе. На уроках учащиеся считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи, работают с монетами и с символами бумажных денег. Знакомятся с временными представлениями. Учатся распознавать геометрические фигуры.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
Важными принципами обучения будут доступность, наглядность, индивидуальный подход и принципы практической направленности обучения и коррекции.
Прогнозируемые знания и умения
Учащиеся должны знать:
- Счет в пределах 20 по единице;
- цифры в пределах 20;
- названия и знаки арифметических действий сложение и вычитание;
- монеты 1 руб, 2 руб, 5 руб; 10 руб.
- цвет, величину, размеры, форму предметов.
Учащиеся должны уметь:
- определять форму и цвет знакомых предметов;
- узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
- писать цифры до 20; соотносить количество предметов с цифрой;
- решать простые задачи на нахождение суммы, остатка (с помощью учителя);
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по готовым вершинам.
Тематическое планирование
по ____предмету практический счёт_____
Учебный год ____2018 - 2019_____
Класс _______9__________
Количество часов по учебному плану ОУ: всего _____102__________,в неделю______3__________.
Плановых контрольных работ______-___________.
Учебник_________-__________
Календарно - тематическое планирование по предмету практический счёт 9 класс
№ |
Содержание (темы, разделы) |
Кол-во часов |
Дата |
||
план |
факт |
||||
Временные и пространственные представления. 10ч. |
|||||
1 |
Число и цифра 5. Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
2 |
Счет в пределах 5. Сравнение чисел. |
1 |
|
|
|
3 |
Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. |
1 |
|
|
|
4 |
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1руб, 2 руб, 5 руб. |
1 |
|
|
|
5 |
Распознавание монет в играх и упражнениях. |
1 |
|
|
|
6 |
Размен мотет: 2 руб, 5 руб. Сравнение. |
1 |
|
|
|
7 |
Решение примеров в пределах 8. Работа со счетами. |
1 |
|
|
|
8 |
Решение задач на нахождение суммы и разности. |
1 |
|
|
|
9 |
Временные понятия: неделя. Число дней в неделе, их последовательность. |
1 |
|
|
|
10 |
Числовой ряд 1-8 (10). Решение примеров и задач. |
1 |
|
|
|
Счетные операции в пределах 13. 15ч. |
|||||
11-12 |
Понятия: много – мало, несколько, один – много, ни одного. |
2 |
|
|
|
13-14 |
Понятия: больше – меньше, столько же, одинаковое ( равное) количество. |
2 |
|
|
|
15 |
Число и цифра 9,10 |
1 |
|
|
|
16 |
Число и цифра 11,12. |
1 |
|
|
|
17 |
Работа со счетами, сравнение чисел до 12 |
1 |
|
|
|
18 |
Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
19 |
Составление и решение примеров и задач. |
1 |
|
|
|
20 |
Число и цифра 13. |
1 |
|
|
|
21 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 13 на конкретном материале. |
1 |
|
|
|
22 |
Работа со счетами, сравнение чисел в пределах 13. |
1 |
|
|
|
23 |
Состав числа 13. Сложение и вычитание в пределах 13. |
1 |
|
|
|
24-25 |
Решение примеров и задач в пределах 13. |
2 |
|
|
|
Счетные операции в пределах 20. 15ч |
|||||
26 |
Число и цифра 14 |
1 |
|
|
|
27 |
Число и цифра 15. Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
28 |
Счет в пределах 15. Сравнение чисел. |
1 |
|
|
|
29-30 |
Решение примеров и задач в пределах 15. |
2 |
|
|
|
31 |
Состав числа 15. Сложение и вычитание в пределах 15. |
1 |
|
|
|
32 |
Прямой и обратный счет в пределах 15. Работа со счетами. |
1 |
|
|
|
33 |
Число и цифра 16,17 |
1 |
|
|
|
34 |
Число и цифра 18 - 20, Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
35 |
Счет в пределах 20. Сравнение чисел. |
1 |
|
|
|
36 |
Состав числа 20. Сложение и вычитание в пределах 20. |
1 |
|
|
|
37-38 |
Прямой и обратный счет в пределах 20. Работа со счетами. |
2 |
|
|
|
39-40 |
Решение примеров и задач в пределах 20. |
2 |
|
|
|
Число и цифра 10. 10ч. |
|||||
41 |
Число и цифра 10. Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
42 |
Прямой и обратный счет в пределах 20. |
1 |
|
|
|
43 |
Прямой и обратный счет в пределах 20. Работа со счетами |
1 |
|
|
|
44 |
Знакомство с монетой 10 руб. |
1 |
|
|
|
45 |
Меры стоимости. Работа с монетами: 1руб, 2 руб, 5 руб, 10 руб |
1 |
|
|
|
46 |
Распознавание монет в играх и упражнениях. |
1 |
|
|
|
47 |
Размен мотет: 2 руб, 5 руб. Сравнение. |
1 |
|
|
|
48 |
Решение примеров и задач с мерами стоимости. |
1 |
|
|
|
49 |
Составление и решение задач с мерами стоимости. |
1 |
|
|
|
50 |
Размен мотет: 2 руб, 5 руб, 10 руб. Состав чисел до 20.. |
1 |
|
|
|
Число и цифра 15. 10ч. |
|||||
51 |
Число и цифра 15. Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
52 |
Счет в пределах 15. Сравнение чисел. |
1 |
|
|
|
53 |
Состав числа 15. Сложение и вычитание в пределах 15. |
1 |
|
|
|
54 |
Прямой и обратный счет в пределах 15. Работа со счетами. |
1 |
|
|
|
55 |
Решение примеров и задач в пределах 15. |
1 |
|
|
|
56 |
Счет прямой и обратный в пределах 15. |
1 |
|
|
|
57 |
Порядковый счет от заданного числа до заданного. |
1 |
|
|
|
58 |
Решение задач на нахождение суммы в пределах 15. Запись слова «Задача». |
1 |
|
|
|
59 |
Решение задач на нахождение разности в пределах 15. Запись слова «Задача». |
1 |
|
|
|
60 |
Решение задач на нахождение суммы и разности в пределах 15. |
1 |
|
|
|
Число и цифра 17. 11ч. |
|||||
61 |
Число и цифра 17. Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
62 |
Счет в пределах 17. Сравнение чисел. |
1 |
|
|
|
63 |
Состав числа17. Сложение и вычитание в пределах 17. |
1 |
|
|
|
64 |
Прямой и обратный счет в пределах 17. Работа со счетами. |
1 |
|
|
|
65 |
Решение примеров и задач в пределах 17. |
1 |
|
|
|
66 |
Счет прямой и обратный в пределах 17. |
1 |
|
|
|
67 |
Порядковый счет от заданного числа до заданного. |
1 |
|
|
|
68 |
Решение задач на нахождение суммы в пределах 17. Запись слова «Задача». |
1 |
|
|
|
69 |
Решение задач на нахождение разности в пределах 17. Запись слова «Задача». |
1 |
|
|
|
70 |
Решение задач на нахождение суммы и разности в пределах 17. |
1 |
|
|
|
71 |
Монеты: 1руб, 2 руб, 5 руб. 10 руб. Решение примеров и задач с мерами стоимости. |
1 |
|
|
|
Счетные операции в пределах 20. 10ч. |
|||||
72 |
Порядковый счет от заданного числа до заданного. |
1 |
|
|
|
73 |
Образование и запись чисел второго десятка. |
1 |
|
|
|
74 |
Счет прямой и обратный. |
1 |
|
|
|
75 |
Сравнение чисел по величине в пределах 20. |
1 |
|
|
|
76 |
Решение примеров в пределах 20. Работа со счетами. |
1 |
|
|
|
78-79 |
Решение задач на нахождение суммы и разности. |
3 |
|
|
|
80 |
Временные понятия: неделя. Число дней в неделе, их последовательность. |
1 |
|
|
|
81 |
Число дней в неделе, их последовательность. |
1 |
|
|
|
Число и цифра 20. 11ч. |
|||||
82 |
Число и цифра 20. Соответствие числа, количества и цифры. |
1 |
|
|
|
83 |
Счет в пределах 20. Сравнение чисел. |
1 |
|
|
|
84 |
Состав числа 20. Сложение и вычитание в пределах 20. |
1 |
|
|
|
85 |
Прямой и обратный счет в пределах 20. Работа со счетами. |
1 |
|
|
|
86 |
Решение примеров и задач в пределах 20. |
1 |
|
|
|
87 |
Счет прямой и обратный в пределах 20. |
1 |
|
|
|
88 |
Порядковый счет от заданного числа до заданного. |
1 |
|
|
|
89 |
Решение задач на нахождение суммы в пределах 20. Запись слова «Задача». |
1 |
|
|
|
90 |
Решение задач на нахождение разности в пределах 20. Запись слова «Задача». |
1 |
|
|
|
91-92 |
Решение задач на нахождение суммы и разности в пределах 20. |
2 |
|
|
|
93 |
Решение примеров и задач с мерами стоимости (в пределах 20). |
1 |
|
|
|
Закрепление пройденного материала. 10ч. |
|||||
94 |
Счет прямой и обратный в пределах 20 |
1 |
|
|
|
95 |
Решение задач на нахождение суммы и разности. Счет по линейке |
1 |
|
|
|
96 |
Составление и решение задач по картинке. |
1 |
|
|
|
97 |
Сравнение чисел по величине в пределах 20 |
1 |
|
|
|
98 |
Составление и решение задач с мерами стоимости. |
1 |
|
|
|
99 |
Решение примеров и задач на наглядном материале. |
1 |
|
|
|
100 |
Присчитывание и отсчитывание по 1. Счет по линейке. |
1 |
|
|
|
101 |
Решение задач в пределах 20. Работа со счетами. |
1 |
|
|
|
102 |
Состав числа. Решение примеров на счетном материале. |
1 |
|
|
|