Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы (8 – 9 классы) составлена на основе:
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273
- Учебного плана отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ»
- Учебника: Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2014
- Учебника: Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 8-9 классов.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм.
Цели и задачи курса информатика в 8-9 классах необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 п. 19.2. («Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны: ….3) являться содержательной и критериальной основой для разработки … учебно-методической литературы») курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
- знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
- формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
- целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
- формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
- формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
- осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Содержание тем учебного курса
8 класс
Информация и информационные процессы – 8 часов
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Кодирование и обработка текстовой и графической информации – 4 часа
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 4 часов
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Кодирование и обработка числовой информации – 7 часов
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 3 часа
Коммуникационные технологии и разработка Web – сайтов - 6 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Повторение - 2 часа
9 класс
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 29 часов
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Моделирование и формализация – 17 часов
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Логика и логические основы компьютера – 16 часов
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Информационное общество и информационная безопасность – 5 часов
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Повторение - 1 час
Тематическое планирование
по __информатике__
Учебный год ____2017 - 2018_____
Класс 8_
Количество часов по учебному плану ОУ: всего _34_,в неделю__1__
Плановых контрольных работ__4__
- Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Учебник: Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2014
Тематическое планирование
по __информатике__
Учебный год ____2017 - 2018_____
Класс 9_
Количество часов по учебному плану ОУ: всего _68_,в неделю__2__
Плановых контрольных работ__3__
- Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Учебник: Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
Введение. Глава 1.Информация и информационные процессы (8 часов) |
|||||||
1.
|
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. |
УОНМ |
Информация. Информационные процессы, свойства информации. |
Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером. Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использовнаия информации живыми организмами. Называть свойства информации. |
Беседа ФО |
|
|
2. |
Информационные процессы в технике. |
УОНМ |
Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами |
Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах. |
ФО |
|
|
3. |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. |
УОНМ |
Знаки (иконические знаки, символы), сигналы. |
Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы. |
Беседа |
|
|
4. |
Знаковые системы. |
УОНМ |
Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит. |
|
|
|
|
5. |
Кодирование информации. ПР № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры» |
КУ |
Кодирование, длина кода, код |
Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Умение определять длину кода. |
ФО ПР |
|
|
6. |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. |
УОНМ |
|
|
ФО ПР |
|
|
7. |
Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации. ПР № 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора» |
КУ |
|
|
ФО ПР |
|
|
8. |
Контрольная работа №1 по теме «Количество информации» |
КЗУ |
|
|
ИК |
|
|
Глава 2. Кодирование текстовой и графической информации (4 часов) |
|||||||
9. |
Кодирование текстовой информации. ПР №2.1 «Кодирование текстовой информации» |
КУ |
Кодирование текстовой информации |
Уметь определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе |
ПР |
|
|
10. |
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. |
УОНМ |
Аналоговая и дискретная форма графической информации. Пространственная дискретизация. |
Знать понятия: аналоговая и дискретная форма графической информации, пространственная дискретизация. |
ПР |
|
|
11. |
Кодирование графической информации. Растровые изображения на экране монитора. |
УОНМ |
Пиксель. Растровое изображение. Разрешающая способность растрового изображения. Глубина цвета. Графические режимы экрана монитора |
Пиксель, растровое изображение, разрешающая способность растрового изображения, глубина цвета, графические режимы экрана монитора |
ФО |
|
|
12. |
Кодирование графической информации. Палитры цветов в системах цветопередачи. ПР № 2.2 «Кодирование графической информации» |
КУ |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Кодирование графической информации |
Знать, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Уметь устанавливать различные графические режимы экрана монитора; устанавливать цвет путём задания числовых кодов интенсивностей базовых цветов палитры RGB (красного, зелёного и синего) |
ФО ПР |
|
|
Глава 3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (4 часов) |
|||||||
13. |
Кодирование и обработка звуковой информации ПР № 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации |
УПЗУ |
Звуковая информация (амплитуда, частота, громкость, тон) Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования. Качество оцифрованного звука. Звуковые редакторы |
Знать понятия: звуковая информация (амплитуда, частота, громкость, тон); временная дискретизация звука; частота дискретизации; глубина кодирования; качество оцифрованного звука; звуковые редакторы |
ПР |
|
|
14. |
Цифровое фото и видео. ПР 3.2. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» |
УПЗУ |
Цифровое фото и видео. Потоковое видео. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу |
Уметь захватывать снимки с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу |
|
|
|
15. |
ПР 3.3 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» |
УПЗУ |
Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа |
Уметь захватывать и редактировать цифровые видеозаписи |
ПР |
|
|
16. |
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации» |
КЗУ |
|
|
ИК |
|
|
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации ( 7 часов) |
|||||||
17. |
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. ПР №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» |
УОНМ |
|
Знать принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления, двоичную систему счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую. |
ПР |
|
|
18. |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере |
КУ |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
Уметь выполнять арифметические операции(сложение, вычитание, умножение, деление) в позиционных системах счисления |
ФО ПР |
|
|
19. |
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. |
КЗУ |
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных |
Знать основные параметры электронных таблиц, типы и форматы данных |
ПР |
|
|
20. |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. ПР №4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» |
|
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
Знать понятия: относительные, абсолютные и смешанные ссылки Уметь использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
|
|
|
21. |
Встроенные функции. ПР № 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» |
|
Встроенные функции |
Встроенные функции (суммирование, степенная функция, квадратный корень, таблица значений функции) |
|
|
|
22. |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Основные параметры диаграмм. ПР №4.4 «Построение диаграмм различных типов» |
|
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах |
Знать порядок процесса построения диаграмм и графиков в электронных таблицах Уметь строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график. |
|
|
|
23. |
Контрольная работа №3 по теме "Кодирование и обработка числовой информации" |
|
|
|
|
|
|
Глава 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3 часа) |
|||||||
24. |
Базы данных в электронных таблицах. |
|
Базы данных в электронных таблицах |
|
|
|
|
25. |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
|
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
Уметь осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей базы данных по нескольким столбцам и поиск данных |
|
|
|
26. |
ПР № 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» |
|
|
|
|
|
|
Глава 6. Коммуникационные технологии и разработка Web – сайтов (6 часов) |
|||||||
27. |
Передача информации |
|
|
|
|
|
|
28. |
Локальные компьютерные сети. |
УОНМ |
Локальные компьютерные сети. Топология сетей. Аппаратное и ПО сетей. |
Знать принципы работы локальной сети. Уметь пользоваться локальной сетью. |
ФО |
|
|
29. |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интерната. Адресация в интернете. ПР № 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» |
УОНМ |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. |
Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом. |
ФО |
|
|
30. |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Маршрутизация и транспортировка данных. ПР № 6.2 «География Интернета» |
|
|
Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом. |
|
|
|
31. |
Разработка Web – сайтов. ПР №6.3. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» |
КУ |
Основы языка разметки гипертекста. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML |
Иметь представление об основах языка HTML. Уметь создавать сайт с использованием Web-редактора. |
ИК |
|
|
32. |
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» |
КЗУ |
|
|
ИК |
|
|
Повторение (2 часа) |
|||||||
33. |
Повторение по теме «Информация и информационные процессы» |
УОСЗ |
Информационные технологии. |
Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. |
ФО |
|
|
34. |
Повторение «Кодирование и обработка числовой информации» |
УОСЗ |
Итоговое тестирование за курс 8 класса |
|
Беседа |
|
|
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Элементы содержания |
Ключевые компетенции |
Вид контроля |
|
план |
факт |
|||||
Глава 1 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» – 29 часов |
||||||
1 |
|
|
Алгоритм и его формальное исполнение |
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. |
Знать , определение алгоритма; основные типы алгоритмических конструкций Уметь определять исполнителей алгоритмов |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1. |
2 |
|
|
Свойства алгоритма и его формальное исполнение |
|||
3 |
|
|
Выполнение алгоритмов компьютером. |
Выполнение алгоритмов компьютером. |
Знать: смысл понятия «программа», виды объектно-ориентированных языков программирования Уметь: выполнять алгоритмы с помощью компьютера |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1.2 |
4 |
|
|
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
|
|
|
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1.3 |
5 - 6 - 7 - 8
|
|
|
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования |
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». |
Знать : основные свойства алгоритмов, вид линейного алгоритма, общий вид разветвляющихся алгоритмов разных типов, виды циклических алгоритмов Уметь: описывать свойства алгоритмов, составлять линейные, циклические, алгоритмы с ветвлением |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2 |
9 |
|
|
Переменные: имя, тип, значение |
Переменные: тип, имя, значение. |
Знать: виды переменных (имя, тип, значение) |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3 |
10 - 11 |
|
|
Арифметические, строковые и логические выражения |
Арифметические, строковые и логические выражения. |
Знать правила записи и построения арифметических и строковых констант Уметь: решать задачи на составление алгоритмов |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.4 |
12
|
|
|
ПР 1.1 "Знакомство с системами объектно - ориентированного и процедурного программирования" |
выполнение практической работы |
Знать: смысл понятий «проект, объекты, свойства объекта, методы объекта, событие» |
ФО, стр.37 |
13 - 14 |
|
|
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования |
Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. |
Знать: виды функций. Уметь: различать и пользоваться функциями |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.5 |
15 |
|
|
ПР 1.2 Разработка проекта "Переменные" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 43 |
16 |
|
|
ПР 1.3 Разработка проекта "Калькулятор" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 46 |
17 |
|
|
ПР 1.4 Разработка проекта "Строковый калькулятор" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 50 |
18 |
|
|
ПР 1.5 Разработка проекта "Даты и время |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 52 |
19 |
|
|
ПР 1.6 Разработка проекта "Сравнение кодов символов" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 55 |
20 |
|
|
ПР 1.7 Разработка проекта "Отметка" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 57 |
21 |
|
|
ПР 1.8 Разработка проекта "Коды символов" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 60 |
22 |
|
|
ПР 1.9 Разработка проекта "Слово-перевертыш" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 63 |
23 |
|
|
ПР 1.10 Разработка проекта "Графический редактор" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 65 |
24 |
|
|
ПР 1.11 Разработка проекта "Системы координат" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 69 |
25 |
|
|
ПР 1.12 Разработка проекта "Анимация" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 71 |
26 - 27 - 28 |
|
|
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования |
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic, разработка программы с использованием графического редактора |
Знать: основные возможности графического редактора Уметь размещать на форме элементы управления, изменять их расположение и размер |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.6 |
29 |
|
|
Контрольная работа № 1 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
Проверка знаний по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
|
Индивидуальный контроль |
Глава 2. «Моделирование и формализация» - 17 часов |
||||||
30 - 31 |
|
|
Окружающий мир как иерархическая система. |
Окружающий мир как иерархическая система. |
Знать: смысл понятия «системы, элементы» Уметь: приводить примеры использования моделей окружающего мира |
ФО, беседа |
32 - 33 |
|
|
Моделирование, формализация, визуализация |
Моделирование, формализация, визуализация |
Знать о моделировании как методе познания Уметь приводить примеры различных информационных моделей в жизни и в учебной деятельности |
ФО, ответы на вопросы §2.1 |
34 |
|
|
Материальные и информационные модели. |
Материальные и информационные модели. |
ФО, ответы на вопросы §2.2 |
|
35 |
|
|
Материальные и информационные модели. |
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. |
ФО, ответы на вопросы §2.2 |
|
36 |
|
|
Формализация и визуализация информационных моделей |
Формализация и визуализация моделей |
Уметь: приводить примеры описательных и формализованных моделей |
ФО, ответы на вопросы §2.2 |
37 - 38 |
|
|
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере |
ФО, ответы на вопросы §2. |
39 |
|
|
Построение и исследование моделей из курса физики ПР 2.1 «Бросание мячика в площадку» |
Построение и исследование физических моделей. |
Знать: принцип построения физических моделей Уметь: создавать компьютерные модели движения |
ФО, ответы на вопросы §2.3, выполнение практической работы |
40 |
|
|
Приближенное решение уравнений. ПР 2.2 «Графическое решение уравнения» |
Приближенное решение уравнений |
Уметь: создавать компьютерные модели решения уравнений |
ФО, ответы на вопросы §2.4, выполнение практической работы |
41 - 42 |
|
|
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения ПР 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» |
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. |
Уметь: выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС |
ФО, ответы на вопросы §2.5, выполнение практической работы |
43 - 44 |
|
|
Экспертные системы распознавания химических веществ. ПР 2.4 «Распознавание удобрений» |
Экспертные системы распознавания химических веществ |
Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты |
ФО, ответы на вопросы §2.6 выполнение практической работы |
45 |
|
|
ПР 2.5 «Модели систем управления» |
Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты |
Выполнение практической работы |
|
46 |
|
|
Контрольная работа № 2 "Моделирование и формализация" |
Проверка знаний по теме «Моделирование и формализация» |
Индивидуальный контроль |
|
Глава 3. «Логика и логические основы компьютера» - 16 часов |
||||||
47 |
|
|
Формы мышления |
Понятие, содержание, объем, высказывание, умозаключение, понятие "истина", "ложь" |
Знать: смысл понятий «истина, ложь»
|
Беседа |
48 - 49 |
|
|
Алгебра высказываний. Конъюнкция. |
Алгебра логики, конъюнкция, таблицы истинности |
Знать: смысл понятия «конъюнкция» Уметь: заполнять таблицу истинности |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
50 |
|
|
Дизъюнкция. Инверсия |
Алгебра логики, дизъюнкция, инверсия, таблицы истинности |
Знать: смысл понятия «дизъюнкция, инверсия» Уметь: заполнять таблицу истинности |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
51 |
|
|
Логические выражения. Таблицы истинности. |
Логические выражения, таблицы истинности |
Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения
|
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
52 |
|
|
Логические выражения. Таблицы истинности. |
Логические выражения, таблицы истинности |
Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения
|
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
53 |
|
|
Определение истинности логических выражений |
Определение истинности логических выражений, решение задач |
Уметь: решать логические задачи |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
54 |
|
|
Определение истинности логических выражений |
|||
55 |
|
|
ПР 3.1 «Таблицы истинности логических функций» |
ФО, Проверка выполнения работы |
||
56 |
|
|
Импликация. Эквивалентность |
Импликация. Эквивалентность. |
Знать смысл понятий «импликация, эквивалентность» Уметь: решать логические задачи |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
57 |
|
|
Законы логики |
Законы логики , |
Знать формулировку законов логики Уметь использовать законы логики при решении задач |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
58 |
|
|
ПР № 3.2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ» |
Выполнение практической работы |
Проверка выполнения работы |
|
59 |
|
|
Решение логических задач |
Решение логических задач |
Уметь: решать логические задачи
|
ФО, ответы на вопросы §3.2 |
60 |
|
|
Решение логических задач |
ФО, ответы на вопросы §3.2 |
||
61 |
|
|
Решение логических задач |
ФО, ответы на вопросы §3.2 |
||
62 |
|
|
Контрольная работа № 3«Логика и логические основы компьютера» |
Проверка знаний по теме «Логика и логические основы компьютера» |
|
Индивидуальный контроль |
Глава 4. «Информационное общество и информационная безопасность» - 5 часов |
||||||
63 |
|
|
Информационное общество. |
Информационное общество. |
Знать признаки информационного общества |
Беседа |
64 - 65 |
|
|
Информационная культура |
Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. |
Знать основные компоненты информационной культуры |
ФО, ответы на вопросы по материалу §4.1 |
66 67
|
|
|
Правовая охрана программ и данных. Защита информации |
Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. |
Знать основные принципы защиты информации, виды распространяемых программ |
ФО, ответы на вопросы по материалу Тест, §4.2 |
Повторение - 1 час |
||||||
68 |
|
|
Итоговый урок |
Итоговое тестирование за курс 9 класса |
|
УОСЗ, беседа |