Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по информатике составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273
- Учебного плана отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ»
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 8-9 классов.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм.
Цели и задачи курса информатика 9 классе необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях
Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
- знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
- формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
- целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
- формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
- формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
- осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Содержание тем учебного курса
9 класс
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 29 часов
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Моделирование и формализация – 17 часов
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Логика и логические основы компьютера – 16 часов
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Информационное общество и информационная безопасность – 5 часов
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Повторение - 1 час
Тематическое планирование
по __информатике__
Учебный год ____2018 - 2019_____
Класс 9_
Количество часов по учебному плану ОУ: всего _68_,в неделю__2__
Плановых контрольных работ__3__
- Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Учебник: Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Элементы содержания |
Ключевые компетенции |
Вид контроля |
|
план |
факт |
|||||
Глава 1 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» – 29 часов |
||||||
1 |
|
|
Алгоритм и его формальное исполнение |
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. |
Знать , определение алгоритма; основные типы алгоритмических конструкций Уметь определять исполнителей алгоритмов |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1. |
2 |
|
|
Свойства алгоритма и его формальное исполнение |
|||
3 |
|
|
Выполнение алгоритмов компьютером. |
Выполнение алгоритмов компьютером. |
Знать: смысл понятия «программа», виды объектно-ориентированных языков программирования Уметь: выполнять алгоритмы с помощью компьютера |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1.2 |
4 |
|
|
Основы объектно - ориентированного визуального программирования.
|
|
|
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1.3 |
5 - 6 - 7 - 8
|
|
|
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования |
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». |
Знать : основные свойства алгоритмов, вид линейного алгоритма, общий вид разветвляющихся алгоритмов разных типов, виды циклических алгоритмов Уметь: описывать свойства алгоритмов, составлять линейные, циклические, алгоритмы с ветвлением |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2 |
9 |
|
|
Переменные: имя, тип, значение |
Переменные: тип, имя, значение. |
Знать: виды переменных (имя, тип, значение) |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3 |
10 - 11 |
|
|
Арифметические, строковые и логические выражения |
Арифметические, строковые и логические выражения. |
Знать правила записи и построения арифметических и строковых констант Уметь: решать задачи на составление алгоритмов |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.4 |
12
|
|
|
ПР 1.1 "Знакомство с системами объектно - ориентированного и процедурного программирования" |
выполнение практической работы |
Знать: смысл понятий «проект, объекты, свойства объекта, методы объекта, событие» |
ФО, стр.37 |
13 - 14 |
|
|
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования |
Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. |
Знать: виды функций. Уметь: различать и пользоваться функциями |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.5 |
15 |
|
|
ПР 1.2 Разработка проекта "Переменные" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 43 |
16 |
|
|
ПР 1.3 Разработка проекта "Калькулятор" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 46 |
17 |
|
|
ПР 1.4 Разработка проекта "Строковый калькулятор" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 50 |
18 |
|
|
ПР 1.5 Разработка проекта "Даты и время |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 52 |
19 |
|
|
ПР 1.6 Разработка проекта "Сравнение кодов символов" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 55 |
20 |
|
|
ПР 1.7 Разработка проекта "Отметка" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 57 |
21 |
|
|
ПР 1.8 Разработка проекта "Коды символов" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 60 |
22 |
|
|
ПР 1.9 Разработка проекта "Слово-перевертыш" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 63 |
23 |
|
|
ПР 1.10 Разработка проекта "Графический редактор" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 65 |
24 |
|
|
ПР 1.11 Разработка проекта "Системы координат" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 69 |
25 |
|
|
ПР 1.12 Разработка проекта "Анимация" |
выполнение практической работы |
|
ФО, стр. 71 |
26 - 27 - 28 |
|
|
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования |
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic, разработка программы с использованием графического редактора |
Знать: основные возможности графического редактора Уметь размещать на форме элементы управления, изменять их расположение и размер |
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.6 |
29 |
|
|
Контрольная работа № 1 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
Проверка знаний по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
|
Индивидуальный контроль |
Глава 2. «Моделирование и формализация» - 17 часов |
||||||
30 - 31 |
|
|
Окружающий мир как иерархическая система. |
Окружающий мир как иерархическая система. |
Знать: смысл понятия «системы, элементы» Уметь: приводить примеры использования моделей окружающего мира |
ФО, беседа |
32 - 33 |
|
|
Моделирование, формализация, визуализация |
Моделирование, формализация, визуализация |
Знать о моделировании как методе познания Уметь приводить примеры различных информационных моделей в жизни и в учебной деятельности |
ФО, ответы на вопросы §2.1 |
34 |
|
|
Материальные и информационные модели. |
Материальные и информационные модели. |
ФО, ответы на вопросы §2.2 |
|
35 |
|
|
Материальные и информационные модели. |
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. |
ФО, ответы на вопросы §2.2 |
|
36 |
|
|
Формализация и визуализация информационных моделей |
Формализация и визуализация моделей |
Уметь: приводить примеры описательных и формализованных моделей |
ФО, ответы на вопросы §2.2 |
37 - 38 |
|
|
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере |
ФО, ответы на вопросы §2. |
39 |
|
|
Построение и исследование моделей из курса физики ПР 2.1 «Бросание мячика в площадку» |
Построение и исследование физических моделей. |
Знать: принцип построения физических моделей Уметь: создавать компьютерные модели движения |
ФО, ответы на вопросы §2.3, выполнение практической работы |
40 |
|
|
Приближенное решение уравнений. ПР 2.2 «Графическое решение уравнения» |
Приближенное решение уравнений |
Уметь: создавать компьютерные модели решения уравнений |
ФО, ответы на вопросы §2.4, выполнение практической работы |
41 - 42 |
|
|
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения ПР 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» |
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. |
Уметь: выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС |
ФО, ответы на вопросы §2.5, выполнение практической работы |
43 - 44 |
|
|
Экспертные системы распознавания химических веществ. ПР 2.4 «Распознавание удобрений» |
Экспертные системы распознавания химических веществ |
Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты |
ФО, ответы на вопросы §2.6 выполнение практической работы |
45 |
|
|
ПР 2.5 «Модели систем управления» |
Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты |
Выполнение практической работы |
|
46 |
|
|
Контрольная работа № 2 "Моделирование и формализация" |
Проверка знаний по теме «Моделирование и формализация» |
Индивидуальный контроль |
|
Глава 3. «Логика и логические основы компьютера» - 16 часов |
||||||
47 |
|
|
Формы мышления |
Понятие, содержание, объем, высказывание, умозаключение, понятие "истина", "ложь" |
Знать: смысл понятий «истина, ложь»
|
Беседа |
48 - 49 |
|
|
Алгебра высказываний. Конъюнкция. |
Алгебра логики, конъюнкция, таблицы истинности |
Знать: смысл понятия «конъюнкция» Уметь: заполнять таблицу истинности |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
50 |
|
|
Дизъюнкция. Инверсия |
Алгебра логики, дизъюнкция, инверсия, таблицы истинности |
Знать: смысл понятия «дизъюнкция, инверсия» Уметь: заполнять таблицу истинности |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
51 |
|
|
Логические выражения. Таблицы истинности. |
Логические выражения, таблицы истинности |
Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения
|
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
52 |
|
|
Логические выражения. Таблицы истинности. |
Логические выражения, таблицы истинности |
Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения
|
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
53 |
|
|
Определение истинности логических выражений |
Определение истинности логических выражений, решение задач |
Уметь: решать логические задачи |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
54 |
|
|
Определение истинности логических выражений |
|||
55 |
|
|
ПР 3.1 «Таблицы истинности логических функций» |
ФО, Проверка выполнения работы |
||
56 |
|
|
Импликация. Эквивалентность |
Импликация. Эквивалентность. |
Знать смысл понятий «импликация, эквивалентность» Уметь: решать логические задачи |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
57 |
|
|
Законы логики |
Законы логики , |
Знать формулировку законов логики Уметь использовать законы логики при решении задач |
ФО, ответы на вопросы §3.1 |
58 |
|
|
ПР № 3.2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ» |
Выполнение практической работы |
Проверка выполнения работы |
|
59 |
|
|
Решение логических задач |
Решение логических задач |
Уметь: решать логические задачи
|
ФО, ответы на вопросы §3.2 |
60 |
|
|
Решение логических задач |
ФО, ответы на вопросы §3.2 |
||
61 |
|
|
Решение логических задач |
ФО, ответы на вопросы §3.2 |
||
62 |
|
|
Контрольная работа № 3«Логика и логические основы компьютера» |
Проверка знаний по теме «Логика и логические основы компьютера» |
|
Индивидуальный контроль |
Глава 4. «Информационное общество и информационная безопасность» - 5 часов |
||||||
63 |
|
|
Информационное общество. |
Информационное общество. |
Знать признаки информационного общества |
Беседа |
64 - 65 |
|
|
Информационная культура |
Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. |
Знать основные компоненты информационной культуры |
ФО, ответы на вопросы по материалу §4.1 |
66 67
|
|
|
Правовая охрана программ и данных. Защита информации |
Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. |
Знать основные принципы защиты информации, виды распространяемых программ |
ФО, ответы на вопросы по материалу Тест, §4.2 |
Повторение - 1 час |
||||||
68 |
|
|
Итоговый урок |
Итоговое тестирование за курс 9 класса |
|
УОСЗ, беседа |