«Информационно-коммуникативные технологии в обучении и воспитании»

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ДНЯ

МАОУ «СРЕДНЕЧИРКОВСКАЯ СОШ» 09.12.2013 год

Тема: «Информационно-коммуникативные технологии в обучении и воспитании»

Цели:

  1. 1.     Активизация методической работы в школе.
  2. 2.     Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.
  3. 3.     Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
  4. 4.     Распространение передового педагогического опыта учителей  школы.

Открытые уроки

 

Время

ФИО педагога

Класс

Предмет

Тема урока

9.25-10.10

2 урок

Новожилова Л.А.

11

Химия

«Гидролиз»

10.25-11.10

3 урок

Даутова З.Ж.

5

Математика

«Доли. Дроби»

Внеклассная работа по предмету

6 урок

Новожилова Л.А.

6

математика

«Своя игра»

Даутова З.Ж.

7

кружок «Эрудит»

«Разрезание и складывание фигур»

Анализ, самоанализ уроков

 

мини-доклад «Информационно-коммуникативные технологии в обучении и воспитании»

 

Опыт работы по темам

6 урок

Новожилова Л.А.

«Информационно-коммуникативные технологии на уроках химии»

Сидорова Н.Р.

«Исследовательская деятельность на уроках математики» 

Тестовая работа.

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

1)За советы Чичиков благодарил, говоря, что при случае не преминет ими воспользоваться, а от конвоя отказался решительно.

2)Чайки, как рассказывают моряки, долго сопровождают уходящие в море корабли.

3)По мере того как я подходил к дому,огни на улице гасли.

4)Книга, что дала мне хозяйка, потрясла меня.

А. Найдите пример с вводным предложением.

1) 1

2) 2

3) 1.2

4) 4

Б.Укажите сложноподчиненные предложения, структура которых соответствует схеме:

! сущ., ( ), !

1) 1,2,4

2) 1,2

3) 1,4

4) 4

В.Найдите предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Г.Найдите предложение(-я) с придаточным изъяснительным.

1) 1

2) 1,4

3) 1,2

4) 2,4

Д.Укажите предложение, в котором придаточное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Е.Укажите, на месте каких цифр НЕ пишется раздельно:

(Не)прекращающиеся дожди; говорил (не)громко, но убедительно;

задача (не)труднее предыдущей; работа (не)проверена.

1) 1,4

2) 2

3) 1,2

4) 3,4

 

 

 «Информатизация образовательной среды школы»

Введение  информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового  федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

Информатизация образованияпроцесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:

— повышение эффективности образования;

— повышение гибкости и доступности образования;

— развитие информационной культуры.

В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:

· информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

· информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

· информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

· информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая "дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:

— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;

— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

— бесплановость, случайность применения ИКТ;

— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков.

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— во время проведения урока;

— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

— при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

— в процессе создания и передачи общешкольной информации;

— в процессе научной деятельности;

— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— для более глубокого восприятия учебного материала;

— в проектной деятельности;

— при создании мультимедийных сочинений;

— в презентационной деятельности;

— в локальной и глобальной сети.

Выстраивая рейтинг мотивов, побуждающих педагога использовать ИКТ на уроке, можно, опираясь на данные анкетирования, проведенные некоторыми авторами (Алашеев С.Ю., Антипова А.В. и др.), сделать вывод о том, что ведущей движущей силой для учителей в этом направлении является повышение уровня профессиональной культуры.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

· повышение уровня профессиональной культуры;

· снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

· развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

· возможность использования чужого опыта и методических разработок;

· повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

· переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора (преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях);

· возможность самореализации и самоутверждения;

· возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

· повышение авторитета среди учащихся;

· повышение авторитета среди коллег;

· поощрение администрации.

Что дает информатизация образованию:

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

· повысить у учащихся интерес к предмету;

· облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

· подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

· выявлять и развивать способности;

· овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

· интеллектуально развивать учащихся;

· подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

· использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т.д.;

· расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

· повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:

— развитию интереса к изучаемому предмету;

— стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, внеклассной работе;

— формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;

— обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

ИКТ в учебном заведении — это:

— обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;

— электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;

— фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;

— электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;

— школьный сайт в Интернете;

— интегрированные уроки преподавателей;

— оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;

— проектная деятельность учащихся;

— выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах;

— создание и пополнение медиатеки школы.

Основными направлениями использования ИКТ в информационной среде образовательного учреждения могут быть:

· использование ИКТ в качестве объекта изучения;

· использование ИКТ в качестве средства представления и получения знаний;

· использование ИКТ в качестве инструмента контроля знаний;

· использование ИКТ для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;

· использование ИКТ в целях управления образовательным процессом.

Дело в том, что все больше учителей начинают применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, в реализации которого четко вырисовываются два аспекта. Первый аспект заключается в применении ИКТ на конкретном уроке. В этой роли компьютерное и мультимедийное оборудование используются как современные технические средства обучения (ТСО); цель их применения — повысить наглядность предъявляемого материала, расширить рамки урока за счет использования всего богатства мультимедиа, усилить контроль знаний, применяя различные виды тестирования, повысить мотивацию учащихся к освоению новых знаний и закреплению имеющихся. К сожалению, использование на конкретном уроке всего богатства ИК-технологий вообще и компьютерной и мультимедийной техники в частности, как правило, сводится к демонстрации отдельных картинок или простеньких презентаций, созданных самим преподавателем или взятых из многочисленных цифровых источников (лазерных дисков, Интернета и т.п.).

У каждого урока, на котором применяются информационно-коммуникационные технологии, в частности, компьютерная и мультимедийная техника, должен быть свой сценарий, должна быть четко продумана режиссура урока еще на стадии его замысла. Проектируя мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Ему надо продумать вопрос о том, как он будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения

Второй аспект использования ИК-технологий — внеурочная деятельность, в процессе которой и у учащегося, и у преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей.

Имеется и третий аспект — информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением.

Эти три аспекта применения ИКТ в школе являются объективными факторами и позволяют конкретизировать модели использования информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении. Основные модели приведены ниже:

· уроки с компьютерным сопровождением — обычный урок в предметном кабинете, оборудованном одним компьютером с презентационными возможностями;

· уроки в специализированном компьютерном кабинете, проводимые с использованием обучающих и тестирующих программ, материалами Интернета по различным предметам;

· внеурочная и внеклассная работа учащихся с использованием персонального компьютера и мультимедийной техники;

· методическая подготовка учителей к урокам — подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации;

· использование компьютерных технологий в управлении школой и для организации работы педагогического коллектива.

Цифровые образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационной среды образовательного учреждения.

Следует помнить, что компьютер не заменяет преподавателя. Компьютер лишь моделирует деятельность преподавателя. "Машинное” и человеческое мышление существенным образом различаются: мышление человека значительно шире и богаче.

Уроки с применением ИКТ – повышают качество знаний учащихся!