Питание

                                                                                 

                                                                                

                               Комплексная программа по культуре питания

МАОУ «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа»

 

«Формула культуры правильного питания - ключ к здоровью»

 

 

                                 Автор программы:

                                    Председатель ОКС 

                                                          МАОУ «Среднечирковская СОШ»

                                        Голубева С.А.

                                                                 

                                                                               

2016г.

Содержание

1. Паспорт Программы......................................................................................3ст

2. Обоснование Программы..............................................................................5ст

3. Актуальность..................................................................................................6ст

4. Механизмы реализации Программы............................................................7ст

5. Основные направления реализации Программы........................................7ст

6. Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы........7ст

7. Принципы Программы...................................................................................9ст

8. Список литературы........................................................................................12ст

9.Приложение.....................................................................................................13ст

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Формула культуры правильного питания - ключ к здоровью»

Основание для разработки Программы

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Закон РФ от 13.01.1996г. №12-ФЗ «Об образовании».
  • СанПин 2.4.2.8421-10 «Гигиенические требования к условиям  обучения в ОУ»
  • СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ.

Разработчик Программы

Председатель ОКС  МАОУ «Среднечирковская СОШ»

Цель Программы

Формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья

Задачи Программы

1. Обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

2. Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания;

3. Формирование ответственного отношения к своему здоровью;

4. Воспитание культуры правильного питания у школьников и их родителей.

Основные направления реализации Программы.

 

  •  
  • Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение;
  • Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и учителей;
  • Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей учащихся.
 

Сроки  реализации Программы

2014-2017гг.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
  • Сформировать более ответственное отношение к собственному здоровью у обучающихся и педагогов через различные виды и формы воспитательной работы;
  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию культуры правильного питания детей;
  • Увеличить долю участников образовательного процесса изменивших пищевые пристрастия в пользу здорового питания.

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ  

Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.

Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». А жаль! Между тем А.П. Чехов – вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека – утверждал, что  тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться «интеллигентом» и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе».

К сожалению, за долгие десятилетия в нашей стране не сложилась культура общепита. И сегодня мы все уже осознали, что культура питания важна, даже необходима для каждого человека. В нашем случае -  и для ученика, и для учителя, и для родителя.

Мы считаем, что культурный человек в плане питания – это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья.

Однако, чтобы культура питания стала неотъемлемой частью в жизни каждого человека и, простите, прописалась в нашем сознании, а главное в сознании ученика, необходимо, чтобы он и в школе, и дома находился в одинаковой атмосфере – атмосфере культуры питания.

А обеспечить это можем только мы, взрослые: учителя и родители. 

АКТУАЛЬНОСТЬ 

 Актуальность данной системы работы по пропаганде культуры правильного питания определяется решением одной из важных проблем современной школы и государства  – обеспечение здоровья нации. Пропаганда культуры правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация культуры правильного питания не только в школе, но и дома. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Выбранная проблема является одной из самых острых, так как у школьников нарушен режим питания вне стен школы, учащиеся злоупотребляют чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и так далее. Обычно это связано с недостаточной информированностью и попустительством со стороны родителей. Конечно, каждая семья считает свой образ жизни, свой режим дня, свой тип питания наиболее верным. Поэтому очень важно объяснить, показать, убедить родителей, что существует определённая культура питания.

Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

МЕХАНИЗМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предоставление школьникам качественного, сбалансированного и рационального питания, соответствующего физиологическим потребностям детей разных возрастных групп по энергетической ценности и составу макро- и микронутриентов;

Соответствие ежедневного меню нормам СанПИН;

Разнообразные формы питания;

Соответствие обеденного зала нормам СанПИН;

Культура принятия пищи;

Контроль за качеством питания;

Разъяснительная и профилактическая работа по вопросам культуры правильного питания и пропаганда его, как среди школьников, так и их родителей;

Работа Комиссии по проверке качества питания согласно плану мероприятий.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение;
  • Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и учителей;
  • Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей учащихся.

Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы.

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

I.   Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.

1.

Совещание при директоре по вопросам организации  и развития школьного питания.

Август

Директор

2

Создание бракеражной комиссии.

Сентябрь

Директор

3

Составление графика дежурства учителей в столовой.

Сентябрь

Зам. дир. по УВР

4

Составление графика приема пищи.

Сентябрь

Ответств. по питанию

5

Организация длительных перемен для приёма пищи

В течение года

Администрация школы

6

Осуществление постоянного контроля за работой столовой, состоянием питания, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм питания.

В течение года

Директор

Бракеражная комиссия

 

 

7

Обеспечение продуктами питания, обогащенными витаминами и микроэлементами.

В течение года

Ответств. по питанию

 

II. Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и учителей

1

Проведение анкетирования: «Питание глазами учащихся».

Сентябрь

Ответств. по питанию

Зам. дир. по УВР

Кл. руководители

2

Проведение классных часов по темам:

- «Принципы здорового питания»,

- «Пирамида здорового питания»

«Культура здорового питания»

- «Режим дня и его значение»,

- «Культура приема пищи»,

- «Сервировка стола. Этикет за столом»,

- «Чипсы. Вред или польза?».

- «Правила поведения за столом»,

-.«Правила ухода за посудой».

- «Скажем, НЕТ вредным привычкам»

В течение года

Зам. дир. по УВР

Кл.  руководители

 

3

Включение вопросов о культуре питания в план учебных программ по технологии и в план внеклассных мероприятий и часов общения.

В течение года

Администрация школы

4

Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здорового питания.

В течение года

Классные руководители

Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей учащихся

1

Просветительская работа среди родителей о правильном и полноценном питании учащихся на родительских собраниях «Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни», «Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка», « Профилактика вредных привычек у детей».

В течение года

Зам. дир. по УВР

 

 

Кл. руководители

2

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ.

В течение года

Кл. руководители

3

Родительский лекторий 

 «Правильное и полноценное питание – залог здоровья каждого ребенка».

апрель

Зам. дир. по УВР

Кл. руководители

4

Проведение анкетирования: «Питание глазами родителей».

Сентябрь -май

Зам. дир. по УВР

Кл. руководители

 

В ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ – 5 ПРИНЦИПОВ. 

  • Регулярность.
  • Разнообразие.
  • Адекватность.
  • Безопасность.
  • Удовольствие.

1 принцип – регулярность. Рекомендации соблюдать режим питания – не прихоть гигиенистов и диетологов, потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма.

2 принцип – разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Перефразируя поэта, можно сказать: «вещества всякие нужны, вещества всякие важны!» Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда.

3 принцип – адекватность. Важно, чтобы ребенок понимал, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким.

Еще, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т.д. В деле контроля адекватности питания основная ответственность – на взрослых.

4 принцип – безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. В первом условии – соблюдение ребенком правил личной гигиены мы обращаем внимание на чистоту рук (учебные кабинеты, столовая, туалетные комнаты) и чистоту раковин, которые должны привлекать своей свежестью, а не отталкивать.

5 принцип – удовольствие. Призыв к получению удовольствия от еды – это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного, а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д. Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют «мягким», «кисло-сладким», «горько-сладким» и т.д.

И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом, от сервировки стола, от звучания музыки в обеденном зале. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы. Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – обеденный стол – это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

   Все это на наш взгляд формирует у учащихся понимание, что культура питания – одна из составляющих здорового образа жизни.

Заключение

    Данная программа «Формула культуры правильного питания - ключ к здоровью» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

ü Обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

ü Отработка системы выявления уровня  «культуры правильного питания» школьников и целенаправленное отслеживание его в течение всего времени обучения;

ü Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания.

    Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Г.Ф.Балашова, Н.С.Криволап, О.А.. Хаткевич. Питание школьников. Минск, изд. ООО «Красико-Принт», 2003.
  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Разговор о правильном питании. Москва, «НЕСТЛЕ», 2003.
  3. Т.И.Бочкарёва, И.В.Абрамова. Здоровое питание школьников. Самара, ГОУ СИПКРО, 2005.
  4. С.Шапиро и др. Питание и ваше здоровье. Фонд Сороса, Нижний Новгород, 1994.
  5. Интернет ресурсы. 

 Приложение 1

Анкета «Питание глазами родителей»

Уважаемые родители!

Мы просим вас принять участие в исследовании, цель которого - оценить эффективность программы обучения детей культуре правильного питания. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем усовершенствовать ее содержание и формы реализации.

№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

Да

Нет

1

Ваш  сын (дочь)  обедает в школе?

 

 

2

Интересуетесь ли вы организацией горячего питания в школе?

 

 

3

Довольны ли вы качеством школьного питания?

 

 

4

Принимаете ли вы активное участие в  классных и общешкольных мероприятиях, связанных  с вопросами питания  детей?

 

 

5

Как вы думаете, нужно ли приучать ребенка к культуре еды?

 

 

6

Говорите ли вы с вашим ребенком дома о пользе той или иной пищи, о витаминах, содержащихся в разных блюдах?

 

 

7

Завтракает ли Ваш ребенок перед уходом в школу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Питание глазами учащихся»

Дорогие ребята!
     Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией. Основным источником энергии служит пища.

Наряду с этим пища является «Строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.

     Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально.

     Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из двух ответов, который характерен для Вас.

№ п/п

Вопросы анкеты

Ответы

Да

Нет

1

Завтракаете ли Вы ежедневно дома?

 

 

2

Посещаете ли Вы школьную столовую?

 

 

3

Нравится ли Вам питание в школе?

 

 

4

Знакомят ли Вас  с организацией правильного питания на уроках?

 

 

5

Хватает ли Вам времени, чтобы нормально поесть в столовой?

 

 

6

Считаешь ли Вы, что горячее питание повышает твою успеваемость?

 

 

7

Каждый день ли Вы употребляете фрукты и овощи?

 

 

8

Отдаете ли Вы предпочтения чипсам, газированной воде, продуктам быстрого приготовления?