Организация работы с детьми подготовительной и специальной медицинских групп в условиях интегрированного обучения. Группы коррекции в школе (Из опыта работы МАОУ «Среднечирковская СОШ»).
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Любое общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Но, к сожалению, медицинская статистика говорит об обратном. Около 80% детей рождаются с патологией центральной нервной системы, а из них 60% имеют и другие отклонения в состоянии здоровья.
Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети в школе проводят по 6-8 уроков. Они мало двигаются, много сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, при этом возникает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации и, следовательно, напряжение зрительного аппарата. Кроме этого, на детей оказывает влияние и неблагоприятная экологическая обстановка, радиационный фон, ослабление иммунитета к окружающей среде, сказывается также неблагоприятная наследственность, о чем свидетельствуют медицинские исследования и цифры. Все эти факты создают у учащихся предпосылки к отклонениям в состоянии здоровья. Сейчас в сельских школах есть классы, в которых сложно найти хоть одного абсолютно здорового учащегося! А из всех старшеклассников трудно сформировать команду для участия соревнованиях.
На основании данных медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся с целью дифференцированного подхода распределяются на медицинские группы (основную, подготовительную, специальную) для занятий физической культурой. Распределение школьников по группам позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе физического воспитания в соответствии с состоянием здоровья учащихся, найти правильное сочетание возможностей организма с объемом физической нагрузки, содержанием и нормативными требованиями.
К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются под руководством учителя по действующим учебным программам. Ведущий принцип в моей работе – дифференцированный подход, дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. На уроках физической культуры для учащихся подготовительной группы учитываются индивидуальные медицинские показания и противопоказания. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся подготовительной группы снижаются. Учебную программу они проходят с уменьшением сложности: сокращение длительности упражнений и количества повторений.
Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе, должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние их здоровья, уровень физической подготовленности, функциональное состояние организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.
Также у кого в классах есть ученики специальной группы слабослышащие или слабовидящие надо не забывать о адаптивной физической культуре - это
n одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения;
n рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;
n письменное описание одного упражнения с последующим разбором;
n выполнение упражнения только по словесной инструкции, только после показа.
В нашей школе два ученика отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, ознакомившись с медицинским заключением и побеседовав с врачом педиатром о состоянии здоровья этих детей, о том какие упражнения им противопоказаны, мы проводим занятия со всеми школьниками вместе. При этом строго индивидуально дозирую физическую нагрузку, не предъявляю к таким учащимся общих требований, не привлекаю их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, и участию в соревнованиях, а беру их своими помощниками в проведении спортивных состязаний. Например: У юноши 10 класса специальная медицинская группа, ему противопоказаны прыжки, кувырки, резкие наклоны, подтягивание, бег на время. Ему многие упражнения противопоказаны. Для этого мы совместно с ним подготавливаем комплексы упражнений, и он проводит их в своем классе, также он самостоятельно подготавливает рефераты, например: история олимпийских игр, знаменитые спортсмены (гимнасты, легкоатлеты), готовит сообщение о чемпионатах по футболу, баскетболу, теннису, биатлону и т.д. Работает на уроках индивидуально по карточкам (теория).
Еще с учащимися подготовительной и специальной медицинской групп провожу дополнительные занятия после уроков два раза в неделю их продолжительность 20 мин. занятия проводятся в игровой и творческой форме.
У нас много детей с болезнями костно-мышечной системы. Считаю, что нужно проводить работу по формированию у детей правильной осанки.
Правильная осанка обеспечивает правильную работу опорно-двигательного аппарата, внутренним органам. Формирование осанки – процесс длительный и должен прочно войти в режим школьника на протяжении всего периода роста детского организма. Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. Мы проводим работу в данном направлении со школьниками младшего и среднего возраста. Учащиеся с нарушением осанки, плоскостопием у нас занимаются дополнительно в корригирующей гимнастикой. Эти занятия, прежде всего, укрепляют мышцы, а также воздействуют на позвоночный столб для устранения его возможных искривлений. Это достигается при помощи специальных упражнений. При регулярном выполнении несложного комплекса дефекты осанки уменьшаются.
Занятия корригирующей гимнастикой являются важнейшим моментом первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма. На занятиях корригирующей гимнастикой идет формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей являются целью проекта. Корригирующая гимнастика способствует проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.
В результате занятий корригирующей гимнастикой у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата возрастает мышечная сила, увеличивается подвижность связочного аппарата, улучшается координация движений,
повышается адаптация организма к физическим нагрузкам и общая выносливость.
Но не только на специальных занятиях мы обращаем внимание на осанку учащихся, а так же в течении всех уроков учитель обращает внимание учащихся как в статических позах, так и при движении, на оптимальное положение головы, работы рук, туловища, ног, поощряет правильную позу и помогает исправить ошибки.
Реализацияяя программы «Здоровье» окружным координационным советом
Школьный округ представлен тремя общеобразовательными учреждениями:
МАОУ «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа»
В ней обучается 81 учащийся
Работает 11 педагогов
МАОУ «Земляновская средняя общеобразовательная школа»
- 85 учащихся, - 11 педагогов
МАОУ «Ражевская средняя общеобразовательная школа»
-127 учащихся, - 13 педагогов
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет сохранение и укрепление здоровья школьников как одно из приоритетных направлений развития современной школы.
Образовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, где дети проводят до 70% времени. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных условий окружающей среды.
При анализе результатов медицинских осмотров школьников обозначились проблемы, требующие безотлагательного решения: это прежде всего ухудшение здоровья участников образовательного процесса ( снизился среднегодовой индекс здоровья, количество уроков, пропущенных по болезни на 1 ученика возросло, увеличилось количество детей с нарушениями зрения. Не снижается количество дней по больничным листам педагогических работников). В связи с этими проблемами нашим школьным округом в 2011 году была разработана программа «Школа территория Здоровья»
Главной целью нашей программы является Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Обеспечение эколого-гигиенических условий образования в соответствии с СанПиНом и закономерностями современного видеодизайна;
2) Здоровьесберегающая рациональная организация учебного процесса;
3) Организация физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с особенностями потребностно-мотивационной сферы участников образовательного процесса;
4) Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
5) Формирование культуры здоровья учащихся и
педагогов;
6) Санитарно-гигиенические и этико-эстетические аспекты питания в школе;
Для решения этих задач определены приоритетные направления деятельности:
• Обеспечение эколого-гигиенических условий образования, создание современной комфортной школьной среды, здоровьесберегающая рациональная организация учебного процесса;
• Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создание возможностей для внедрения интегрированных и дистанционных форм обучения детей с ОВЗ;
• Формирование культуры здоровья учащихся и педагогов;
• Санитарно-гигиенические и этико-эстетические аспекты питания в школе;
• Изменение школьной инфраструктуры, создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогами и администрацией школы уделяется внимание созданию и поддержанию благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.
Проблема сохранения здоровья детей решается в наших коллективах округа - осознанно, комплексно, постоянно.
Учитель строит свой учебный процесс с учётом возраста, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, используя информацию по сохранению и укреплению здоровья. Только при таком подходе можно реализовать принцип «здоровье через образование».
Расписание учебных занятий учащихся составлено с учётом Сан. Пина.
Учебная нагрузка распределена рационально в течение учебного дня и недели, чтобы снизить утомляемость и повысить работоспособность учащихся.
Учителя начальных классов, среднего звена обязательно во время уроков проводят физкультурные паузы. Особое внимание уделяется на уроках письма, русского языка, математики, информатики, выполняют упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж для каждого пальчика отдельно. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, проводятся физкультминутки по снятию утомляемости с плечевого пояса.
Для снятия напряжения на уроках, для учащихся 1-х классов проводятся динамические часы
Ежедневно перед началом занятий проводится утренняя зарядка. Её проводят физорги классов.
Организованы подвижные перемены, которые способствуют укреплению здоровья, поддержанию работоспособности на последующих уроках.
С учащимися начальной школы проводится кружок «Игры на свежем воздухе и на спортивной площадке».
Пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения у педагогического коллектива школы происходит в рамках проведения семинаров, педсоветов.
Внеклассная работа – это продолжение учебной работы. Главная задача этой работы – включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. Для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа.
В школах нашего округа - этой работе уделяется огромное внимание. На сегодняшний день в школах работают следующие спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, подвижные игры, лёгкая атлетика В секциях занимаются –75% учащихся. Секции проходят днем и в вечернее время.
Первоочередной задачей является предоставление ребенку возможности полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта.
На территории Среднечирковского сельского поселения открыт для всех желающих корт, учащиеся всех возрастов с желанием играют в хоккей.
Также в школах округа в выходные дни с учащимися ходим в походы и экскурсии на лыжах, там мы проводим соревнования, эстафеты, игры на лыжне.
C 1-8 классы проводятся занятия по корригирующей гимнастике. Эти занятия проводит учитель физкультуры, дети разделены на две подгруппы: первая подгруппа 1-4 классы два раза в неделю .
Вторая подгруппа – это дети 5-8 классов. С учащимися 9,10,11 классов, имеющих заболевания косно-мышечной системы, и их родителями были проведены индивидуальные беседы о пользе корригирующей гимнастики для формирования правильной осанки и укрепления мышц стопы. Для каждого индивидуально были разработаны комплексы специальных упражнений для домашней работы
В течение года проходят спортивные соревнования между школами округа по волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, легкой атлетике, В каждой школе округа проходят весёлые старты, спортивные эстафеты, спортивные праздники, состязания лыжные гонки, традиционный день здоровья 1 раз в четверть
Не менее важна оздоровительная направленность работы. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, а становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.
С ослабленными детьми проводятся специальные занятия после окончания уроков два раза в неделю их продолжительность 20 мин. занятия проводятся в игровой и творческой форме.
В рамках санитарно-гигиенических требований обучающихся в школе созданы условия: величина учебной нагрузки, оборудование подсобных помещений (раздевалки, туалеты), водоснабжение и канализация, гигиенические нормы естественного и искусственного освещения, соблюдение размеров мебели, воздушно-тепловой режим, наличие спортивных залов, раздевалок, спортивное оборудование и инвентарь, столовая и её оснащённость.
Одной из составляющих здоровья учащихся является качественная организация горячего питания детей. В школах округа для этого созданы необходимые условия: имеются столовые, где всем необходимым оборудованы пищеблоки, комнаты для приёма пищи. 100% учащихся получают двухразовое питание : завтрак и обед. Потребление овощей: капусты, моркови, свеклы, лука, картофеля для приготовления блюд, в том числе витаминных, осуществляется бесплатно за счет выращенного детского руками урожая на пришкольном участке. Это со своей стороны удешевляет стоимость питания.
В целях профилактики простудных заболеваний, организуется витаминизация питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже).
Для формирования навыков и культуры здорового питания с учащимися были проведены классные часы такие как:
« Если хочешь быть здоров - правильно питайся»; «Здоровое питание – отличное настроение»; «Правильное питание – зоолог здоровья» и т.д.
С родителями проводятся беседы (групповые и индивидуально) о правильном рациональном питании, о вредном влиянии «быстрой еды» на растущий организм ребенка;
В рамках программы «Здоровье» решались задачи профилактики вредных привычек, в том числе табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Для этого проводились родительские собрания: «Психологическое развитие подростков», "Детско-родительские отношения как фактор психического здоровья ребёнка-школьника"; классные часы « Скажем наркотикам – Нет», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Наркомания – ответишь своей жизнью». «Никотин – медленный яд». И т.д.
В классах регулярно проводятся встречи с медработниками.
Проведение этих мероприятий дало следующие результаты за первое полугодие 2011-2012 учебного:
Среднегодовой индекс здоровья повысился с 37% до 70%
Количество уроков пропущенных по болезни на одного ученика понизилось с 20,1 до 5,8%.
Количество детей отнесенных по состоянию здоровья к 1 и 2 группам повысился на 1,6%
Количество детей с нарушением зрения уменьшилась на 0,5%
Несмотря на все проведенные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей число детей с заболеваниями костно - мышечной системы увеличилось на 6%
Поэтому для нас и в будущем работа «Школа территория здоровья» необходима, чтобы нормализовать и предотвратить развитие, начальных форм патологических изменений у учащихся, повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, поднять уровень работоспособности школьников и, тем самым, повысить продуктивность их обучения.
Здоровье – самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Чтобы укрепить его, нужно смолоду закалять свой организм, придерживаться рационального образа жизни, стремиться к физическому совершенству. Цель: Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
1. Исходное положение – основная стойка. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.