Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Среднечирковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на методическом совете школы Протокол №___ от «__»_____2013г. |
Утверждаю: Директор МАОУ «Среднечирковская СОШ» Т.Л. Новожилова «__»_________2013г.
|
Программа
«Школа успеха»
Средние Чирки
2013 год
Содержание:
- 1. Введение.
Аннотация программы.
- 2. Проблемный анализ состояния школы.
Анализ ситуации и приоритетные направления реализации программы:
Раздел 1. Переход на новые образовательные стандарты.
Раздел 2.Развитие системы поддержки талантливых детей.
Раздел 3.Совершенствование учительского корпуса.
Раздел 4. Изменение школьной инфраструктуры.
Раздел 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Раздел 6. Развитие самостоятельности школы.
- 3. План реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2013-2014 уч. год.
- 4. Ожидаемые результаты.
- 1. Введение.
Программа развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа» (далее – Программа).
Цель разработки Программы – анализ ситуации в школе по основным направлениям развития общего образования (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»), определение задач и мероприятий в перспективе до 2016 года.
В соответствии с целью в Программе сформулированы:
- механизм реализации по ключевым направлениям;
- проблемы образовательного учреждения и их решения.
Аннотация программы.
Настоящая Программа является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период до 2016 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Программа подготовлена рабочей группой педагогического совета школы.
Методологической основой разработки Программы является теория социально-педагогического проектирования основных направлений развития, которая позволяет рассматривать школу как субъект и целостный организм в развивающейся и постоянно изменяющейся среде.
Ключевой идеей программы является идея развития. Программа исходит из необходимости сохранения ценностно-смыслового ядра развития школы с корректировкой содержательного и целевого блоков с учетом требований компетентностного подхода и современной социокультурной ситуации.
В Программе развития отражены приоритеты региональной образовательной политики, что учтено при проектировании содержания программы через:
- соблюдение принципов гуманизации образования;
- создание условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- создание ситуации успеха.
Разработка программы развития школы осуществлена, исходя из понимания того, что развитие носит вероятностный характер, так как этот процесс обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на него на протяжении некоего временного периода. Факторы различаются по происхождению, направленности и периодичности действия, степени и характеру. Цели и задачи, которые ставит школа перед собой в виду влияния этих факторов могут быть достигнуты/решены быстрее/медленнее или не достигнуты/не решены вовсе; они могут быть реализованы частично.
Предполагается, что в процессе реализации программы развития, в школе могут появляться новые, позитивные непрогнозируемые элементы – новообразования, появление которых предполагается отслеживать в период осуществления программы развития и фиксировать при управленческом анализе.
С учетом всего сказанного выше программа предусматривает проработку ценностно-целевого блока и определение ключевых направлений развития образовательной системы школы, которые в дальнейшем будут конкретизированы в инициативных проектах, разрабатываемых субъектами образовательного процесса школы и годовых планах развития школы.
- 2. Проблемный анализ состояния школы.
Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на выполнение социального заказа общества и государства.
Важные проблемы школы:
- проблема повышения качества образования;
Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Она (проблема) приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода, оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена и формирования компетентностной модели выпускника.
- проблема эффективного использования современных образовательных технологий;
Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования.
- демократизация школьного уклада; (использование потенциала родителей и социальных партнёров образовательного учреждения в качестве главных ресурсов развития школы).
Анализ позволяет:
- выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2016 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса;
-оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
Анализ ситуации и приоритетные направления реализации программы
Раздел 1. Переход на новые образовательные стандарты.
В рамках перехода на Федеральные государственные стандарты нового поколения
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р был утвержден план первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год. В соответствии с ним в школе:
- организована рабочая группа по разработке основной образовательной программы начального общего образования на основе примерной ООП;
- созданы программы внеурочной деятельности учащихся;
- педагоги проходят поэтапную (по мере введения ФГОС) курсовую переподготовку;
- педагоги прошли курсы повышения квалификации;
- определены направления внеурочной деятельности учащихся 1-3 их классов на 2013-2014 учебный год:
Внеурочная деятельность обучающихся
№ п/п |
Направления |
Форма проведения |
Название программы |
Количество часов |
||
1 кл |
2 кл |
3 кл |
||||
1 |
Спортивно-оздоровительное |
Подвижные игры |
«Игротека» |
2 |
|
|
«Играй, играй» |
|
2 |
|
|||
«Здоровейка» |
|
|
2 |
|||
2 |
Художественно-эстетическое |
кружок |
«Волшебный карандаш» |
1
|
1 |
1 |
3 |
Научно-познавательное |
кружок |
Риторика «В царстве слов» |
1 |
1 |
1 |
4 |
Военно-патриотическое |
кружок |
«Юный патриот» |
1 |
|
|
«С чего начинается Родина?” |
|
1 |
|
|||
«Я – гражданин России» |
|
|
1 |
|||
5 |
Общественно-полезная деятельность |
кружок |
«Труд – целительный бальзам» |
1 |
|
|
«Труд на радость себе и людям» |
|
1 |
|
|||
«Каждый день – доброе дело» |
|
|
1 |
|||
6 |
Проектная деятельность |
кружок |
«Юный исследователь» |
1 |
1 |
1 |
итого |
7 |
7 |
7 |
Были распределены 7 часов внеурочной деятельности.
Анализ позволяет определить плюсы и минусы внеурочной деятельности.
Плюсы |
Минусы |
Развитие обучающихся. |
Обязательное посещение кружков
|
Единое образовательное пространство – системно – деятельностный подход. Преемственность в развитии и воспитании. |
Утомляемость обучающихся (7 часов дополнительной нагрузки в неделю) |
Динамические паузы между занятиями. |
|
Не более 2-х кружков в день на одного ученика. |
|
Отличная от урока форма проведения занятия. |
|
Оценка – похвала, создание ситуации успеха. |
|
Раздел 2.Развитие системы поддержки талантливых детей.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.
Эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, при этом, не направляя их в особую школу или специальный класс, помогает программа «Одаренные дети».
Программа «Одаренные дети» предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных и талантливых детей.
Школа использует образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Учащиеся школы принимают участие в предметных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах районного, регионального, федерального, всероссийского уровней;
Общая численность участников олимпиад школьников на всех этапах их проведения за 2012-2013 учебный год:
Работа с одаренными детьми с 1 сентября 2013 года будет организована по программе «Одаренные дети».
Проблемные вопросы:
- отсутствие методического обеспечения работы с одарёнными детьми;
-отсутствие массовой практики использования технологий образования, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Раздел 3.Совершенствование учительского корпуса.
«Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь.
Помни, ковчег был построен любителем.
Профессионалы построили «Титаник»».
В данном разделе администрацией школы выделены задачи:
ü Включение всех педагогов в работу по реализации Программы развития школы.
ü Выбор педагогами ОУ индивидуального маршрута повышения своего профессионального уровня.
ü Обеспечение условий для освоения и реализации новых образовательных технологий.
ü Обобщение и систематизация педагогического опыта педагогов, организация окружных ЕМД в ОУ.
ü Развитие системы стимулирования профессиональной деятельности педагогов.
ü Материальное стимулирование.
В школе из 11 учителей - 4 педагога имеют Почётные грамоты Министерства образования; 1 педагог почётную грамоту Департамента образования; 3 педагога благодарность Главы администрации Голышмановского района.
В 2012/2013 учебном году прошедших курсы повышения квалификации составляет 100%.
Раздел 4. Изменение школьной инфраструктуры.
Переход на новую систему оплаты труда и нормативное подушевое финансирование отмечается как факт, но практически не рассматривается как инструмент, повышающий качество образовательных услуг и эффективность использования инфраструктуры.
В нашей школе обучаются дети из соседних сел. Развитие транспортной доступности является обязательным условием эффективной реструктуризации сети образовательных учреждений. Обновление автопарка, закупка новых транспортных средств и их оснащение современным навигационным оборудованием – это наиболее важные проблемы.
Раздел 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Работниками школы более полно осознается ответственность за здоровье детей и подростков.
В школе создана оптимальной система организации горячего сбалансированного питания. Наличие собственного зала для приема пищи с площадью в соответствии с СанПиН, а также производственных помещений, оснащенных современным технологическим оборудованием.
Горячим питанием обеспечены 100 % учащихся. Организовано двухразовое питание. Обучающиеся получают горячее питание за счёт родительских средств, а дети из малообеспеченных семей получают бесплатное питание.
Совершенствуется деятельность общеобразовательного учреждения по внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию системы целенаправленной индивидуальной работы, формированию здорового образа жизни. Создана система комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами. Реализуются инновационные образовательные программы здоровьесберегающей направленности.
Задачи раздела:
Расширение контингента учащихся, принимающих участие в спортивной и иных видах здоровьесберегающей деятельности, а также охваченных различными оздоровительными мероприятиями (в том числе летним отдыхом).
Наиболее полное включение учеников в проблематику собственного здоровья.
Раздел 6. Развитие самостоятельности школы.
Развитие самостоятельности школ – наиболее сложное для реализации направление Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Введено подушевое финансирование.
Введена новая системы оплаты труда, связывающая результаты и качество работы учителя с уровнем его заработной платы.
Внедрение электронного документооборота (приказы, справки) при дублировании всей документации в бумажном виде.
На начало 2013-2014 учебного года в школе 12 учителей. Высшей категории – 2 человека, первой – 4 человека, второй – 3 человека, без категории – 2 человека.
Педагогический коллектив создает комфортную среду для всех работников и обучающихся школы. Комфортная среда – это совокупность условий, которые способствуют созданию нормальных взаимоотношений участников образовательного процесса, улучшению физического и психического здоровья, создают интеллектуально-эмоциональный фон, положительно воздействуют на актуализацию творческого потенциала, сопутствуют вдохновению, снижают неблагоприятное воздействий на организм вредных факторов, сопровождающих жизнедеятельность.
В таком ОУ
- воспитывается конкурентноспособная личность,
- воспитывается здоровая личность,
- повышается качество образования.
Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (ребенка) жизнь» (А.Г.Асмолов), является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации.
- 3. План МАОУ «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа» по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2013 – 2014 уч. год.
Новая школа – это школа для всех
Ключевые направления |
Механизмы реализации |
Сроки реализации |
1.Обновление образовательных стандартов
|
|
В течение года
По графику |
2.Система
поддержки талантливых детей. |
|
сентябрь
в течение года
|
3.Развитие
учительского потенциала. |
|
Октябрь
Декабрь-январь
В течение года
По графику
В течение года |
4.Развитие
современной школьной инфраструктуры. |
|
В течение года
|
5. Система обеспечения здоровья школьников.
|
-регулирование углублённого медосмотра учащихся; - -выступления медицинских работников на классных часах, родительских собраниях; -мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек; -медосмотр врачами – узкими специалистами; -индивидуальная работа с детьми – их родителями. |
В течение года |
6.Расширение самостоятельности школы |
|
В течение года
Февраль |
- 4. Ожидаемые результаты:
Качественные показатели.
Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;
- обеспечения преемственности и непрерывности образования на всех уровнях образования на основе альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса;
- дифференциации и индивидуализации обучения в системе непрерывного образования;
- развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;
- повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
- максимального учета интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно - воспитательной работы;
- создания условий для творческой самореализации учителя.
Количественные показатели.
Каждый педагог пройдет профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Результативность управления качеством программы:
- Положительная динамика развития.
- Развитие образовательного процесса на основе внедрения нового содержания и технологий образования.
- Развитие профессиональной компетентности педагогов.
- Благоприятный психологический климат.
- Повышение уровня организационной культуры в учреждении.
- Развитие управленческой компетентности субъектов управления.
- Обоснованность стратегии развития учреждения.
- Оптимальное ресурсное обеспечение.
С этой целью планируется:
- аттестация педагогов;
- мониторинг процессов и результатов деятельности учреждения;
- самообследование по качеству;
- планирование деятельности учреждения по обеспечению и развитию качества образования;
- контроль качества;
- экспертиза процесса функционирования и развития учреждения и его результатов;
- документирование хода и результатов деятельности учреждения.