МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЕЧИРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА ЕОМД
«Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"
6 НОЯБРЯ 2014 ГОДА
Цель: Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов;
Задачи:Повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
Распространение передового педагогического опыта учителей школы.
1045 – 1000 |
Встреча участников ЕОМД Завтрак
|
1005 – 1015 |
«Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"(Смирнова И.Н.-зам.дир по УВР) |
Работа в творческих группах:
|
|
10.15ч. – 11.00ч.
|
1.«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла». (Семёнова В.Р.- рук. МО гуманитарного цикла МАОУ «Среднечирковская СОШ») |
2. «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках естественно-математического цикла» (Даутова З.Ж. - рук. МО естественно-математического цикла МАОУ «Среднечирковская СОШ»)
|
|
3. «Духовно-нравственное воспитание учащихся в начальной школе и детском саду». (Кравченко Л.А.-старший воспитатель д/с «Малышок» МАОУ «Среднечирковская СОШ») |
|
4. Мастер-класс «Лепестки моей души» (Новожилова Л.А.- руководитель МО кл. рук. МАОУ «Среднечирковская СОШ»)
|
|
Экскурсии: |
|
11.00ч. – 12.30ч. |
храм «Вознесение господне» |
|
«Ивановский родник» |
12.30ч. |
обед |
Духовно-нравственое воспитание личности
в условиях новой модели образования (слайд 1)
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
(слайд 2)
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
(слайд 3)
- Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
- Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:
(слайд)
- Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
- новизна, практическая значимость подаваемого материала;
- четкое структурирование;
- логичное, яркое, контрастное выступление;
- ритмичное чередование видов деятельности;
- опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
(слайд)
- Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
- Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
- Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
- Чувство юмора.
- Ситуация успеха.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
(слайд)
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
(слайд)
Основные формы деятельности
- Учебная деятельность по предметам
- Система классных часов, нетрадиционных уроков.
- Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.
- Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии.
- Концерты, классные праздники
- Проведение традиционных русских народных праздников.
- Система мероприятий библиотеки
- Традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела.
- Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках
- Организация родительского всеобуча.
- Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий.
- Участие в акциях
- Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми
- Уроки этикета.
- Спортивные соревнования.
- Игры: ролевые, русские народные и другие.
Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:
1. Каждому педагогу осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
2. Систематически изучать каждого школьника.
3. Повышать педагогическую культуру родителей.
4. Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.
5. Всем классным руководителям активнее внедрять в воспитательный процесс различные педагогические технологии и применять новейшие компьютерные технологии при проведении внеклассной работы.
(слайд)
«В человеке все должно быть прекрасно –
и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…»
А.П.Чехов