Основное содержание программы летнего оздоровительного лагеря «Планета друзей »

Основное содержание программы

Пояснительная записка

Человек творческий – личность целеустремлённая, работающая продуктивно. Это требует тренировки дополнительных мыслительных навыков: планирование и постановка целей.

Считается, что поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Искать, что на что похоже, пытаться использовать аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений – значит, актуализировать опыт, задействовать его при решении новых задач.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе, раскрыв полностью свой творческий потенциал, в чём детям должны помочь их более взрослые наставники: старшие братья и сёстры, родители, педагоги.

            Данная программа – «Ярмарка талантов» построена таким образом, чтобы обеспечить включение как можно большего числа участников в проводимые мероприятия, конкурсы, состязания, соревнования, а в результате дать возможность детям для полноценного раскрытия своего творческого потенциала и изменения своей позиции, организуя плавный переход от роли простого зрителя к роли участника и организатора дел. Программа используется для работы с детьми разного возраста и уровня развития, поэтому она включает в себя разноплановую деятельность по различным направлениям: воспитательное, познавательное, творческое, здоровьесберегающее.

Основная идея программы организация игровой модели смены для раскрытия творческих способностей детей и подростков.

Ежегодно для учащихся МАОУ «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа»  на базе школы организуется лагерь с дневным пребыванием. В нем отдыхают дети от 6,5 до 16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь детей из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, детей с ОВЗ, инвалидов, «одаренных» детей и лидеров детского движения. Для детей до 10 лет в режиме лагеря предусмотрен «Тихий час», старшие ребята занимаются социально-значимой деятельностью: работа на пришкольном участке не более 2 часов, шефская помощь ветеранам и воспитанникам детского сада «Малышок».

Деятельность лагеря направлена на создание социально значимого пространства для развития художественного, социального творчества и оздоровления детей.

2016 год в России объявлен Годом Кино. Кино создают талантливые люди. Отсюда и название программы «Ярмарка талантов». Всех  талантливых детей мы собрали вместе, поэтому лагерь назвали «Остров детства»

Анализ работы летнего лагеря при школе за прошлый год показал эффективность работы построенной в форме игры. Организация летней занятости обучающихся осуществлялась  через  комплексную программу «Планета друзей», посвященный Году литературы и 70-летию Победы, проект логично продолжал воспитательную работу школы в 2014-2015 учебном году по плану мероприятий, посвященных Году литературы и 70-летию Победы.

Программа была представлена основными блоками, которые осуществляли охват детей  в летний период оздоровлением, отдыхом, занятостью с 1-10 класс: летний пришкольный оздоровительный лагерь (1-10 класс) «Планета друзей»; трудоустройство (8-10 класс).

В 2015 году посредством реализации программы «Планета друзей» было организовано 50 человек, что составило 93%. Воспитательный процесс организовывали  педагоги школы: Ермачкова Т.В., Сидорова Н.Р., Семенова В.Р., Даутова З.Ж.  Начальник лагеря – Новожилова Л.А.

Были привлечены и другие формы организации отдыха обучающихся школы: трудоустройство через Центр занятости, многодневный поход, досуговая площадка.

В течение летней оздоровительной кампании в школе отрабатывались следующие виды практик:

  • социально – педагогическая практика;
  • трудоустройство через Центр занятости;
  • социально-волонтерская практика «»;
  • деятельность кружков для обучающихся 1, 2 ступени образования в рамках пришкольного лагеря  («Мастерская боровичка», «Марья-искусница», «Карандаш», «Волшебный объектив», «В мире сказок», «Волшебное перо»)

В социально-педагогической практике участвовало 93% обучающихся.

            Программа летней занятости обучающихся «Планета друзей», имела цель создать условия для активного отдыха и развития учащихся в летний период

- досуговое направление:                                                                                                    

конкурсная программа «Остров сокровищ» в районном ЦДТ, театрализованное представление «Маша и медведь» РДК «Юность»,  

- спортивное направление:

«Олимпийские игры», районные спортивные соревнования по бегу, посещение бассейна в МАОУ  «Голышмановская СОШ №2», подвижние игры на свежем воздухе.

- художественно-эстетическое:

 посещение выставок районного музея  посвященных 70-летию Победы, посещение мастер – класса в сельской библиотеке «Волшебная бумага», посещение районной детской библиотеки, посещение пожарной части поселка Голышманово, открытие зоны литературного творчества «Поэтическая тумба», посещение Земляновский пушкинский музей.

- патриотическое:

акции, посвященные 70-летию Победы: «Век Победы», «Капсула времени», «От советского информбюро», «Рассвет Победы», «Маяки Победы», конкурс рисунков «Дети против войны», конкурс стихов «И помнит мир спасенный», митинг 22 июня,

- экологическое:

Игра-путешествие «По лесным тропинкам», выпуск экологических листовок, праздник «Цветочная поляна», экологическая акция «Поле, речка, лес и луг – все мое, родное»

Многие ребята, посещавшие лагерь дневного пребывания стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты. Желающих посещать лагерь много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. По результатам анкетирования можно также сделать вывод, что больше удовлетворений от жизни лагеря получают те ребята, которые сами принимали участие в массовых мероприятиях, а не являлись сторонними наблюдателями.

В Среднечирковской школе нет ребят, состоящих на различных видах учета, но особую заботу и внимания требовали дети, проживающие в неблагополучных семьях. В течение летнего периода была организована 100% занятость детей данной категории: отдых в лагере дневного пребывания при школе, трудоустройство через Центр занятости, многодневном походе «Я – гражданин России».

Наряду с положительным опытом работы в летний период необходимо отметить следующие проблемы: отсутствие педагогов дополнительного образования различных направлений (музыкального, хореографического, вокального), большинство ребят проживают в соседних деревнях.

Анализ деятельности летней оздоровительной кампании в 2015 года показал, что в соответствии с планом воспитательной работы, комплексно-целевой программой летней занятости обучающихся «Планета друзей» школой реализован комплекс мероприятий:

1. созданы условия по обеспечению возможности организации отдыха и оздоровления обучающихся с 6,5-16 лет;

2. обеспечено активное участие школьников, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды;

3. улучшены условия сохранения и укрепления здоровья обучающихся в рамках летнего оздоровительного лагеря;

4. усилена воспитательная составляющая деятельности школы, направленная на повышение гражданско-патриотического самосознания и культурного потенциала обучающихся.

 

Легенда смены:

            Давным-давно девять Муз творчества решили каждые 100 лет проводить Ярмарку Талантов, дабы выявить самых творчески одаренных отроков вселенной. В 2016 году пал выбор на «Остров детства». Со всех уголков Вселенной съехались мастера творчества для обмена опытом и проведения мастер - классов своего направления в искусстве и побороться за звание «мастера творчества».

Самые творческие и всесторонне развитые ребята смогут попробовать свои силы в разнообразных направлениях искусства: театральном, хореографическом, музыкальном и многих других.

На протяжении всей смены Музы следят за проведением Ярмарки, фиксируя все успехи детей в книге достижений.

В конце смены самые одарённые получают из рук Муз «Золотую маску», являющуюся атрибутом, подчёркивающим принадлежность к отряду мастеров творчества.

 

Нами была выбрана  форма детского самоуправления в лагере – «Остров детства», в котором есть свой Президент со всеми своими полномочиями, свои мэры, свои финансы (таланты). Дети не просто «играют во взрослых», они приобретают умения и навыки самоуправления, саморазвития, самореализации.

 

            Все дети и взрослые являются жителями «Острова детства»,  в состав которого входят отряды, имеющие свое название, девиз и песню.

 

 Остров имеет своего президента (вожатый),

 

- мэров  (командиры отрядов)

 

- вице- мэров (заместители командиров отрядов)

 

- граждан «Острова детства»– воспитанники лагеря.

 

        В течение смены отряды зарабатывают «таланты», участвуя в общих делах. Житель острова, набравший больше всего «талантов» в конце смены вручается «Золотая маска» 

1. Художественное оформление смены.

1) Информационный стенд:

Солнечные часы (режим дня);

Чудо-календарь (план смены);

Здравствуй, новый день! (план на день);

Совет острова (структура самоуправления);

Законы «Острова детства».

2) Информация «Зеркало».

3) Оформление отрядных мест и стендов.

2. Деятельность самоуправления.

1) Круг островитян - общий сбор отрядов. Собирается 1 раз в день, планирует работу дня, информирует, подводит итоги, награждает.

2) Совет острова (Детский орган самоуправления) - исполнительный детский орган самоуправления. Собирается 1 раз в день из постоянных выбранных от групп представителей. Осуществляет обмен информацией, занимается подготовкой общих творческих дел, контролирует работу отрядов в течение дня.

 3)Совет мастеров творчества - решает вопросы педагогического руководства программой и коллективом, определяет стратегию, ориентиры и приоритеты педагогической работы, осуществляет планирование и анализ.

5) Пресс-центр  - собирает информацию о жизнедеятельности отрядов.

Освещает события жизни лагеря через выпуск фотодневника

 

6) Временные советы творческих делразрабатывает, организует, проводит конкретные дела для всего лагеря и одного отряда. Создается на период подготовки и проведения дела, собирается по необходимости.

 

3.  Солнечная активность.

Солнечная активность — своеобразный процесс соревнования отрядов, процесс наблюдения, оценки и прогноза состояния отрядов.

Карта солнечной активности, заполняется членами Совета острова на основе коллективного анализа по итогам каждого дня и вписывается в общий экран.

Коэффициент активности определяется по следующим параметрам:

-  красный - победа, успех;

-  оранжевый - творчество;

-  желтый - активность, инициатива, организация чего-либо;

зеленый — трудолюбие;

-  синий - организованность;

-  фиолетовый - негативная оценка (проступки, невыполнение, неорганизованность).

Итоги соревнования подводятся с учетом количества знаков и цветовой гаммы.

4. Минута славы

В конце каждого дня на круге  островитян отличившимся детям вручаются «таланты», которые хранятся в книге достижений. В конце смены ребятам, которые получат наибольшее количество «талантов», вручается «Золотая маска»

5. Календарь настроения

Это диагностика настроения участников смены определяется в отрядах индивидуально каждым по итогам дня и вносится в виде рисунка цветка

На основании преобладающего эмоционального фона в отряде заносится в календарь настроения.

Условные обозначения  настроения:

  • Красный мак- настроение прекрасное (хорошее, бодрое, приподнятое, оптимистичное);
  • Голубой колокольчик — спокойное, ровное настроение, но что-то

не нравится.

  • Кактус - неудовлетворенность, уныние.

По итогам смены составляется эмоциональный фон отряда и всего коллектива в целом, проводится анализ результатов.

 

 

6. Правила жизни жителей  «Острова детства».

1. Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего от тебя.

2. Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй себя и других ждать и беспокоиться напрасно.

3. Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.

4. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

5. Игра - это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.

Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря. Мероприятия будут проходить под эгидой года Кино.

 

 

4. Цель и задачи программы

 

Идея: Организация игровой модели смены для раскрытия творческих способностей детей и подростков.

Цель: Создание условий для организации   отдыха, оздоровления учащихся  и развития творческих способностей в период летних каникул через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности.

Задачи:

1. Сформировать навыки творческой деятельности.

2. Создать условия для развития творческой личности.

3. Организовать разностороннюю деятельность для создания условий,              способствующих проявлению каждым ребенком своей индивидуальности.

 

5.Принципы программы

 

 

 

ПРОГРАММА БАЗИРУЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ

 

1.

Принцип самореализации

- осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере;

- добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность;

- обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;

- создание ситуации успеха, поощрения достигнутого.

2.

Принцип включенности и социально-значимые отношения

- обеспечение учащимися гарантий свободного выбора деятельности и право на информацию;

- наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;

- взаимоуважение всех участников работы лагеря.

3.

Принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;

- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.

4.

Принцип динамичности

- постоянная смена видов деятельности

5.

Принцип единства тематического содержания

 

 

Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:

-  тематические экскурсии;
-  познавательные игры и викторины;
-  спортивные игры и соревнования;
-  беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, создании проектов;
-  занятия на природе;
-  изготовление поделок, выпуск школьной газеты.
-  концерты, фестивали, акции.

6.Участники программы

Лагерь комплектуется на лето 2016 года из числа учащихся 1-10 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей  в 1 смену - 24 человека, в 3 смену - 5 человек.  При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям с ОВЗ.

Родители  учащихся привлекаются к проведению различных мероприятий, проводимых в лагере:

  • Минутки Здоровья;
  •  Поездки, походы.

  • Малые Олимпийские игры
  • Игра – путешествие «Спорт. Здоровье. Интеллект»
  • Спортивно-массовая игра «Ищи клад».
  •  «Наши руки не для скуки»
  •  Творческие конкурсы («Фабрика звезд», «Самый поющий отряд»)
  •  Концерты («Минута славы»),
  • Творческие игры
  • Праздники

7. Этапы реализации программы:

 Подготовительный – апрель – май 2016 г.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря художественно – эстетического  направления начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней оздоровительной компании – 2016;
  •  разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря художественно – творческого направления с дневным пребыванием детей и подростков «Остров детства»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  •  отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере художественно – творческого направления;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции  и т.д.);
  • приемкам летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МАОУ «Среднечирковская СОШ»
  • комплектование отрядов.

 Организационный:

Этот период короткий по количеству дней (2 – 3 дня).

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Остров детства»;
  • формирование органов детского самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

 Основной:

Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники лагеря художественно-эстетического направления:

  • познают, отдыхают, трудятся;
  • делают открытия в себе, в окружающем мире;
  • помогают в проведении мероприятий;
  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать     трудные жизненные ситуации;
  • развивают способность доверять себе и другим;
  • укрепляют свое здоровье;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческие дела.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, уголки здорового образа жизни, выставки рисунков, поделок.

 Заключительный:

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря художественно – эстетического направления в  будущем.                                             

8. Сроки действия программы

Один год, реализация программы будет осуществляться в течение 18 дней в 1 смене (июнь) и 18 дней во второй смене (июль)

9. Содержание деятельности

 

Программа представляет собой комплекс оздоровительных, интеллектуально-развивающих, духовно-нравственных, военно-патриотических мероприятий и включает в себя следующие приоритетные направления воспитательной работы:

 

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  •  Выработка и укрепление гигиенических навыков;
  •   Расширение знаний об охране здоровья.

 Основные формы организации:

  •  Утренняя гимнастика (зарядка).
  • Спортивные игры на спортивной площадке.
  •  Подвижные игры на свежем воздухе.
  • Флэшмоб.
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоров к труду и обороне»
  • Динамические паузы.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Предусмотрено участие в проекте «Здоровье в движении!» в рамках которого втечении смены проводятся динамические часы, на которых отдыхающие разучивают несложный танец, а в конце смены организуется большой танцевальный флэшмоб с участием всех детей.

 

Художественно – творческая деятельность

 

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  •  Изобразительная деятельность.
  •  Конкурсные программы.
  •  Творческие конкурсы.
  •  Игровые творческие программы.
  •  Концерты.
  • Творческие игры.
  • Праздники.
  • КТД (коллективное творческое дело)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

 

Направление деятельности

Мероприятия

Образовательная

деятельность

 

Девиз:

«Хочу все знать!»

  • Интеллектуальная игра «Самый умный»
  • Экскурсии в  в  районный музей
  • Митинг «Не забыть нам той войны»

Культурно – досуговая деятельность

 

Девиз:

«Как прекрасен этот мир»

  • Праздник  «Бабушкин сундук»
  • Концерт  «Фабрика звезд»
  • Концерт «Самый поющий отряд»
  • Конкурс инсценированных сказок
  • Конкурс чтецов «Живая классика»
  • Фестиваль имени Л.Ш.арохи
  • Минута славы

 

Спортивно – оздоровительная деятельность

 

Девиз:

«Выше, дальше, быстрее»

  • Соревнования по футболу, пионерболу
  • Малые олимпийские игры – 2016
  • Спортивно-массовая игра «Ищи клад»
  • Соревнования по русской лапте
  • Подготовка к сдаче норм  ГТО

Экологическая деятельность

 

Девиз:

«Будь Человеком, человек!»

  • Экологический десант
  • Памятки по бережному отношению к природе
  • Поход на природу

 

Исследовательская  деятельность

Девиз:

«Я люблю тебя,

Россия »

  • Защита проектов по социально-значимой деятельности

 

 

Практическая деятельность

 

Девиз:

«Наши руки не для скуки»

  • Конкурс рисунков «Ура! Каникулы!»
  • Конкурс народного костюма
  • Уроки живописи
  • Мастер-класс
  • Конкурс композиций
  • Конкурс модных коллекций

 

Информационная деятельность

 

 

 

Девиз:

«Пусть о нас узнают, пусть о нас  услышат, пусть о нас напишут…»

 

 

  • Регулярное обновление стендовой информации «Новости из жизни Острова детства»
  • Разработка бюллетеней, проспектов, буклетов, плакатов, грамот для награждения, поздравительных открыток, «Талантов»
  • Сотрудничество со СМИ
  • Фоторепортажи добрых дел
  • Конкурс «Лучший  фотодневник отряда»

Социальное партнерство

 

Девиз:

«Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»

 

  1. Сотрудничество с администрацией  Среднечирковского сельского поселения,  (составление договоров о совместной работе по благоустройству  и уборке мусора)
  2. Сотрудничество с Советом ветеранов
  3. Сотрудничество с сельской библиотекой
  4. Сотрудничество с СДК