Основное содержание программы
Пояснительная записка
Человек творческий – личность целеустремлённая, работающая продуктивно. Это требует тренировки дополнительных мыслительных навыков: планирование и постановка целей.
Считается, что поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Искать, что на что похоже, пытаться использовать аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений – значит, актуализировать опыт, задействовать его при решении новых задач.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе, раскрыв полностью свой творческий потенциал, в чём детям должны помочь их более взрослые наставники: старшие братья и сёстры, родители, педагоги.
Данная программа – «Ярмарка талантов» построена таким образом, чтобы обеспечить включение как можно большего числа участников в проводимые мероприятия, конкурсы, состязания, соревнования, а в результате дать возможность детям для полноценного раскрытия своего творческого потенциала и изменения своей позиции, организуя плавный переход от роли простого зрителя к роли участника и организатора дел. Программа используется для работы с детьми разного возраста и уровня развития, поэтому она включает в себя разноплановую деятельность по различным направлениям: воспитательное, познавательное, творческое, здоровьесберегающее.
Основная идея программы организация игровой модели смены для раскрытия творческих способностей детей и подростков.
Ежегодно для учащихся МАОУ «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа» на базе школы организуется лагерь с дневным пребыванием. В нем отдыхают дети от 6,5 до 16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь детей из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, детей с ОВЗ, инвалидов, «одаренных» детей и лидеров детского движения. Для детей до 10 лет в режиме лагеря предусмотрен «Тихий час», старшие ребята занимаются социально-значимой деятельностью: работа на пришкольном участке не более 2 часов, шефская помощь ветеранам и воспитанникам детского сада «Малышок».
Деятельность лагеря направлена на создание социально значимого пространства для развития художественного, социального творчества и оздоровления детей.
2016 год в России объявлен Годом Кино. Кино создают талантливые люди. Отсюда и название программы «Ярмарка талантов». Всех талантливых детей мы собрали вместе, поэтому лагерь назвали «Остров детства»
Анализ работы летнего лагеря при школе за прошлый год показал эффективность работы построенной в форме игры. Организация летней занятости обучающихся осуществлялась через комплексную программу «Планета друзей», посвященный Году литературы и 70-летию Победы, проект логично продолжал воспитательную работу школы в 2014-2015 учебном году по плану мероприятий, посвященных Году литературы и 70-летию Победы.
Программа была представлена основными блоками, которые осуществляли охват детей в летний период оздоровлением, отдыхом, занятостью с 1-10 класс: летний пришкольный оздоровительный лагерь (1-10 класс) «Планета друзей»; трудоустройство (8-10 класс).
В 2015 году посредством реализации программы «Планета друзей» было организовано 50 человек, что составило 93%. Воспитательный процесс организовывали педагоги школы: Ермачкова Т.В., Сидорова Н.Р., Семенова В.Р., Даутова З.Ж. Начальник лагеря – Новожилова Л.А.
Были привлечены и другие формы организации отдыха обучающихся школы: трудоустройство через Центр занятости, многодневный поход, досуговая площадка.
В течение летней оздоровительной кампании в школе отрабатывались следующие виды практик:
- социально – педагогическая практика;
- трудоустройство через Центр занятости;
- социально-волонтерская практика «»;
- деятельность кружков для обучающихся 1, 2 ступени образования в рамках пришкольного лагеря («Мастерская боровичка», «Марья-искусница», «Карандаш», «Волшебный объектив», «В мире сказок», «Волшебное перо»)
В социально-педагогической практике участвовало 93% обучающихся.
Программа летней занятости обучающихся «Планета друзей», имела цель создать условия для активного отдыха и развития учащихся в летний период
- досуговое направление:
конкурсная программа «Остров сокровищ» в районном ЦДТ, театрализованное представление «Маша и медведь» РДК «Юность»,
- спортивное направление:
«Олимпийские игры», районные спортивные соревнования по бегу, посещение бассейна в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», подвижние игры на свежем воздухе.
- художественно-эстетическое:
посещение выставок районного музея посвященных 70-летию Победы, посещение мастер – класса в сельской библиотеке «Волшебная бумага», посещение районной детской библиотеки, посещение пожарной части поселка Голышманово, открытие зоны литературного творчества «Поэтическая тумба», посещение Земляновский пушкинский музей.
- патриотическое:
акции, посвященные 70-летию Победы: «Век Победы», «Капсула времени», «От советского информбюро», «Рассвет Победы», «Маяки Победы», конкурс рисунков «Дети против войны», конкурс стихов «И помнит мир спасенный», митинг 22 июня,
- экологическое:
Игра-путешествие «По лесным тропинкам», выпуск экологических листовок, праздник «Цветочная поляна», экологическая акция «Поле, речка, лес и луг – все мое, родное»
Многие ребята, посещавшие лагерь дневного пребывания стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты. Желающих посещать лагерь много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. По результатам анкетирования можно также сделать вывод, что больше удовлетворений от жизни лагеря получают те ребята, которые сами принимали участие в массовых мероприятиях, а не являлись сторонними наблюдателями.
В Среднечирковской школе нет ребят, состоящих на различных видах учета, но особую заботу и внимания требовали дети, проживающие в неблагополучных семьях. В течение летнего периода была организована 100% занятость детей данной категории: отдых в лагере дневного пребывания при школе, трудоустройство через Центр занятости, многодневном походе «Я – гражданин России».
Наряду с положительным опытом работы в летний период необходимо отметить следующие проблемы: отсутствие педагогов дополнительного образования различных направлений (музыкального, хореографического, вокального), большинство ребят проживают в соседних деревнях.
Анализ деятельности летней оздоровительной кампании в 2015 года показал, что в соответствии с планом воспитательной работы, комплексно-целевой программой летней занятости обучающихся «Планета друзей» школой реализован комплекс мероприятий:
1. созданы условия по обеспечению возможности организации отдыха и оздоровления обучающихся с 6,5-16 лет;
2. обеспечено активное участие школьников, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды;
3. улучшены условия сохранения и укрепления здоровья обучающихся в рамках летнего оздоровительного лагеря;
4. усилена воспитательная составляющая деятельности школы, направленная на повышение гражданско-патриотического самосознания и культурного потенциала обучающихся.
Легенда смены:
Давным-давно девять Муз творчества решили каждые 100 лет проводить Ярмарку Талантов, дабы выявить самых творчески одаренных отроков вселенной. В 2016 году пал выбор на «Остров детства». Со всех уголков Вселенной съехались мастера творчества для обмена опытом и проведения мастер - классов своего направления в искусстве и побороться за звание «мастера творчества».
Самые творческие и всесторонне развитые ребята смогут попробовать свои силы в разнообразных направлениях искусства: театральном, хореографическом, музыкальном и многих других.
На протяжении всей смены Музы следят за проведением Ярмарки, фиксируя все успехи детей в книге достижений.
В конце смены самые одарённые получают из рук Муз «Золотую маску», являющуюся атрибутом, подчёркивающим принадлежность к отряду мастеров творчества.
Нами была выбрана форма детского самоуправления в лагере – «Остров детства», в котором есть свой Президент со всеми своими полномочиями, свои мэры, свои финансы (таланты). Дети не просто «играют во взрослых», они приобретают умения и навыки самоуправления, саморазвития, самореализации.
Все дети и взрослые являются жителями «Острова детства», в состав которого входят отряды, имеющие свое название, девиз и песню.
Остров имеет своего президента (вожатый),
- мэров (командиры отрядов)
- вице- мэров (заместители командиров отрядов)
- граждан «Острова детства»– воспитанники лагеря.
В течение смены отряды зарабатывают «таланты», участвуя в общих делах. Житель острова, набравший больше всего «талантов» в конце смены вручается «Золотая маска»
1. Художественное оформление смены.
1) Информационный стенд:
Солнечные часы (режим дня);
Чудо-календарь (план смены);
Здравствуй, новый день! (план на день);
Совет острова (структура самоуправления);
Законы «Острова детства».
2) Информация «Зеркало».
3) Оформление отрядных мест и стендов.
2. Деятельность самоуправления.
1) Круг островитян - общий сбор отрядов. Собирается 1 раз в день, планирует работу дня, информирует, подводит итоги, награждает.
2) Совет острова (Детский орган самоуправления) - исполнительный детский орган самоуправления. Собирается 1 раз в день из постоянных выбранных от групп представителей. Осуществляет обмен информацией, занимается подготовкой общих творческих дел, контролирует работу отрядов в течение дня.
3)Совет мастеров творчества - решает вопросы педагогического руководства программой и коллективом, определяет стратегию, ориентиры и приоритеты педагогической работы, осуществляет планирование и анализ.
5) Пресс-центр - собирает информацию о жизнедеятельности отрядов.
Освещает события жизни лагеря через выпуск фотодневника
6) Временные советы творческих дел - разрабатывает, организует, проводит конкретные дела для всего лагеря и одного отряда. Создается на период подготовки и проведения дела, собирается по необходимости.
3. Солнечная активность.
Солнечная активность — своеобразный процесс соревнования отрядов, процесс наблюдения, оценки и прогноза состояния отрядов.
Карта солнечной активности, заполняется членами Совета острова на основе коллективного анализа по итогам каждого дня и вписывается в общий экран.
Коэффициент активности определяется по следующим параметрам:
- красный - победа, успех;
- оранжевый - творчество;
- желтый - активность, инициатива, организация чего-либо;
- зеленый — трудолюбие;
- синий - организованность;
- фиолетовый - негативная оценка (проступки, невыполнение, неорганизованность).
Итоги соревнования подводятся с учетом количества знаков и цветовой гаммы.
4. Минута славы
В конце каждого дня на круге островитян отличившимся детям вручаются «таланты», которые хранятся в книге достижений. В конце смены ребятам, которые получат наибольшее количество «талантов», вручается «Золотая маска»
5. Календарь настроения
Это диагностика настроения участников смены определяется в отрядах индивидуально каждым по итогам дня и вносится в виде рисунка цветка
На основании преобладающего эмоционального фона в отряде заносится в календарь настроения.
Условные обозначения настроения:
- Красный мак- настроение прекрасное (хорошее, бодрое, приподнятое, оптимистичное);
- Голубой колокольчик — спокойное, ровное настроение, но что-то
не нравится.
- Кактус - неудовлетворенность, уныние.
По итогам смены составляется эмоциональный фон отряда и всего коллектива в целом, проводится анализ результатов.
6. Правила жизни жителей «Острова детства».
1. Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего от тебя.
2. Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй себя и других ждать и беспокоиться напрасно.
3. Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.
4. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
5. Игра - это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение, смотрись в зеркало чаще.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря. Мероприятия будут проходить под эгидой года Кино.
4. Цель и задачи программы
Идея: Организация игровой модели смены для раскрытия творческих способностей детей и подростков.
Цель: Создание условий для организации отдыха, оздоровления учащихся и развития творческих способностей в период летних каникул через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать навыки творческой деятельности.
2. Создать условия для развития творческой личности.
3. Организовать разностороннюю деятельность для создания условий, способствующих проявлению каждым ребенком своей индивидуальности.
5.Принципы программы
№ |
ПРОГРАММА БАЗИРУЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ
|
|
1. |
Принцип самореализации |
- осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере; - добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность; - обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков; - создание ситуации успеха, поощрения достигнутого. |
2. |
Принцип включенности и социально-значимые отношения |
- обеспечение учащимися гарантий свободного выбора деятельности и право на информацию; - наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены; - взаимоуважение всех участников работы лагеря. |
3. |
Принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления |
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; - формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия; - защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений. |
4. |
Принцип динамичности |
- постоянная смена видов деятельности |
5. |
Принцип единства тематического содержания
|
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, создании проектов;
- занятия на природе;
- изготовление поделок, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
6.Участники программы
Лагерь комплектуется на лето 2016 года из числа учащихся 1-10 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей в 1 смену - 24 человека, в 3 смену - 5 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям с ОВЗ.
Родители учащихся привлекаются к проведению различных мероприятий, проводимых в лагере:
- Минутки Здоровья;
- Поездки, походы.
- Малые Олимпийские игры
- Игра – путешествие «Спорт. Здоровье. Интеллект»
- Спортивно-массовая игра «Ищи клад».
- «Наши руки не для скуки»
- Творческие конкурсы («Фабрика звезд», «Самый поющий отряд»)
- Концерты («Минута славы»),
- Творческие игры
- Праздники
7. Этапы реализации программы:
Подготовительный – апрель – май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря художественно – эстетического направления начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней оздоровительной компании – 2016;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря художественно – творческого направления с дневным пребыванием детей и подростков «Остров детства»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере художественно – творческого направления;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
- приемкам летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МАОУ «Среднечирковская СОШ»
- комплектование отрядов.
Организационный:
Этот период короткий по количеству дней (2 – 3 дня).
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Остров детства»;
- формирование органов детского самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
- сплочение отряда;
- формирование законов и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
Основной:
Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники лагеря художественно-эстетического направления:
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- помогают в проведении мероприятий;
- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
- развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческие дела.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, уголки здорового образа жизни, выставки рисунков, поделок.
Заключительный:
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря художественно – эстетического направления в будущем.
8. Сроки действия программы
Один год, реализация программы будет осуществляться в течение 18 дней в 1 смене (июнь) и 18 дней во второй смене (июль)
9. Содержание деятельности
Программа представляет собой комплекс оздоровительных, интеллектуально-развивающих, духовно-нравственных, военно-патриотических мероприятий и включает в себя следующие приоритетные направления воспитательной работы:
Физкультурно – оздоровительная деятельность
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка).
- Спортивные игры на спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе.
- Флэшмоб.
- Физкультурно-оздоровительный комплекс «Здоров к труду и обороне»
- Динамические паузы.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Предусмотрено участие в проекте «Здоровье в движении!» в рамках которого втечении смены проводятся динамические часы, на которых отдыхающие разучивают несложный танец, а в конце смены организуется большой танцевальный флэшмоб с участием всех детей.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность.
- Конкурсные программы.
- Творческие конкурсы.
- Игровые творческие программы.
- Концерты.
- Творческие игры.
- Праздники.
- КТД (коллективное творческое дело)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Направление деятельности |
Мероприятия |
Образовательная деятельность
Девиз: «Хочу все знать!» |
|
Культурно – досуговая деятельность
Девиз: «Как прекрасен этот мир» |
|
Спортивно – оздоровительная деятельность
Девиз: «Выше, дальше, быстрее» |
|
Экологическая деятельность
Девиз: «Будь Человеком, человек!» |
|
Исследовательская деятельность Девиз: «Я люблю тебя, Россия » |
|
Практическая деятельность
Девиз: «Наши руки не для скуки» |
|
Информационная деятельность
Девиз: «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут…»
|
|
Социальное партнерство
Девиз: «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»
|
|