“В здоровом теле - здоровый дух”

 Организация работы с детьми подготовительной и специальной медицинских групп в условиях интегрированного обучения. Группы коррекции в школе (Из опыта работы МАОУ «Среднечирковская СОШ»). 
    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Любое общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Но, к сожалению, медицинская статистика говорит об обратном. Около 80% детей рождаются с патологией центральной нервной системы, а из них 60% имеют и другие отклонения в состоянии здоровья.
    Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети в школе проводят по 6-8 уроков. Они мало двигаются, много сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, при этом возникает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации и, следовательно, напряжение зрительного аппарата. Кроме этого, на детей оказывает влияние и неблагоприятная экологическая обстановка, радиационный фон, ослабление иммунитета к окружающей среде, сказывается также неблагоприятная наследственность, о чем свидетельствуют медицинские исследования и цифры. Все эти факты создают у учащихся предпосылки к отклонениям в состоянии здоровья. Сейчас в сельских школах есть классы, в которых сложно найти хоть одного абсолютно здорового учащегося! А из всех старшеклассников трудно сформировать команду для участия соревнованиях.
    На основании данных медицинского осмотра о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся с целью дифференцированного подхода распределяются на медицинские группы (основную, подготовительную, специальную) для занятий физической культурой. Распределение школьников по группам позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе физического воспитания в соответствии с состоянием здоровья учащихся, найти правильное сочетание возможностей организма с объемом физической нагрузки, содержанием и нормативными требованиями.
К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
    К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
   К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
   Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются под руководством учителя по действующим учебным программам. Ведущий принцип в моей работе – дифференцированный подход, дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. На уроках физической культуры для учащихся подготовительной группы учитываются индивидуальные медицинские показания и противопоказания. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся подготовительной группы снижаются. Учебную программу они проходят с уменьшением сложности: сокращение длительности упражнений и количества повторений.
    Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе, должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние их здоровья, уровень физической подготовленности, функциональное состояние организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.
Также у кого в классах есть ученики специальной группы слабослышащие или слабовидящие надо не забывать о адаптивной физической культуре - это
n одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения;
n рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;
n письменное описание одного упражнения с последующим разбором;
n выполнение упражнения только по словесной инструкции, только после показа.
   В нашей школе два ученика отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, ознакомившись с медицинским заключением и побеседовав с врачом педиатром о состоянии здоровья этих детей, о том какие упражнения им противопоказаны, мы проводим занятия со всеми школьниками вместе. При этом строго индивидуально дозирую физическую нагрузку, не предъявляю к таким учащимся общих требований, не привлекаю их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, и участию в соревнованиях, а беру их своими помощниками в проведении спортивных состязаний. Например: У юноши 10 класса специальная медицинская группа, ему противопоказаны прыжки, кувырки, резкие наклоны, подтягивание, бег на время. Ему многие упражнения противопоказаны. Для этого мы совместно с ним подготавливаем комплексы упражнений, и он проводит их в своем классе, также он самостоятельно подготавливает рефераты, например: история олимпийских игр, знаменитые спортсмены (гимнасты, легкоатлеты), готовит сообщение о чемпионатах по футболу, баскетболу, теннису, биатлону и т.д. Работает на уроках индивидуально по карточкам (теория).
Еще с учащимися подготовительной и специальной медицинской групп провожу дополнительные занятия после уроков два раза в неделю их продолжительность 20 мин. занятия проводятся в игровой и творческой форме.
    У нас много детей с болезнями костно-мышечной системы. Считаю, что нужно проводить работу по формированию у детей правильной осанки.
    Правильная осанка обеспечивает правильную работу опорно-двигательного аппарата, внутренним органам. Формирование осанки – процесс длительный и должен прочно войти в режим школьника на протяжении всего периода роста детского организма. Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. Мы проводим работу в данном направлении со школьниками младшего и среднего возраста. Учащиеся с нарушением осанки, плоскостопием у нас занимаются дополнительно в корригирующей гимнастикой. Эти занятия, прежде всего, укрепляют мышцы, а также воздействуют на позвоночный столб для устранения его возможных искривлений. Это достигается при помощи специальных упражнений. При регулярном выполнении несложного комплекса дефекты осанки уменьшаются.
    Занятия корригирующей гимнастикой являются важнейшим моментом первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма. На занятиях корригирующей гимнастикой идет формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей являются целью проекта. Корригирующая гимнастика способствует проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме.
    В результате занятий корригирующей гимнастикой у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата возрастает мышечная сила, увеличивается подвижность связочного аппарата, улучшается координация движений,
повышается адаптация организма к физическим нагрузкам и общая выносливость.
    Но не только на специальных занятиях мы обращаем внимание на осанку учащихся, а так же в течении всех уроков учитель обращает внимание учащихся как в статических позах, так и при движении, на оптимальное положение головы, работы рук, туловища, ног, поощряет правильную позу и помогает исправить ошибки. 

                                                       Реализацияяя программы «Здоровье» окружным координационным советом

МАОУ «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа»

Школьный округ представлен тремя общеобразовательными учреждениями:
МАОУ «Среднечирковская средняя общеобразовательная школа»
В ней обучается 81 учащийся
Работает 11 педагогов
МАОУ «Земляновская средняя общеобразовательная школа»
- 85 учащихся, - 11 педагогов
МАОУ «Ражевская средняя общеобразовательная школа»
-127 учащихся, - 13 педагогов
   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет сохранение и укрепление здоровья школьников как одно из приоритетных направлений развития современной школы.
    Образовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, где дети проводят до 70% времени. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных условий окружающей среды.
При анализе результатов медицинских осмотров школьников обозначились проблемы, требующие безотлагательного решения: это прежде всего ухудшение здоровья участников образовательного процесса ( снизился среднегодовой индекс здоровья, количество уроков, пропущенных по болезни на 1 ученика возросло, увеличилось количество детей с нарушениями зрения. Не снижается количество дней по больничным листам педагогических работников). В связи с этими проблемами нашим школьным округом в 2011 году была разработана программа «Школа территория Здоровья»
Главной целью нашей программы является Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Обеспечение эколого-гигиенических условий образования в соответствии с СанПиНом и закономерностями современного видеодизайна;
2) Здоровьесберегающая рациональная организация учебного процесса;
3) Организация физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с особенностями потребностно-мотивационной сферы участников образовательного процесса;
4) Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
5) Формирование культуры здоровья учащихся и
педагогов;
6) Санитарно-гигиенические и этико-эстетические аспекты питания в школе;
Для решения этих задач определены приоритетные направления деятельности:
• Обеспечение эколого-гигиенических условий образования, создание современной комфортной школьной среды, здоровьесберегающая рациональная организация учебного процесса;
• Организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создание возможностей для внедрения интегрированных и дистанционных форм обучения детей с ОВЗ;
• Формирование культуры здоровья учащихся и педагогов;
• Санитарно-гигиенические и этико-эстетические аспекты питания в школе;
• Изменение школьной инфраструктуры, создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогами и администрацией школы уделяется внимание созданию и поддержанию благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.
Проблема сохранения здоровья детей решается в наших коллективах округа - осознанно, комплексно, постоянно.
Учитель строит свой учебный процесс с учётом возраста, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, используя информацию по сохранению и укреплению здоровья. Только при таком подходе можно реализовать принцип «здоровье через образование».
Расписание учебных занятий учащихся составлено с учётом Сан. Пина.
Учебная нагрузка распределена рационально в течение учебного дня и недели, чтобы снизить утомляемость и повысить работоспособность учащихся.
Учителя начальных классов, среднего звена обязательно во время уроков проводят физкультурные паузы. Особое внимание уделяется на уроках письма, русского языка, математики, информатики, выполняют упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж для каждого пальчика отдельно. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, проводятся физкультминутки по снятию утомляемости с плечевого пояса.
Для снятия напряжения на уроках, для учащихся 1-х классов проводятся динамические часы
Ежедневно перед началом занятий проводится утренняя зарядка. Её проводят физорги классов.
Организованы подвижные перемены, которые способствуют укреплению здоровья, поддержанию работоспособности на последующих уроках.
С учащимися начальной школы проводится кружок «Игры на свежем воздухе и на спортивной площадке».
Пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения у педагогического коллектива школы происходит в рамках проведения семинаров, педсоветов.
Внеклассная работа – это продолжение учебной работы. Главная задача этой работы – включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. Для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа.
   В школах нашего округа - этой работе уделяется огромное внимание. На сегодняшний день в школах работают следующие спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, подвижные игры, лёгкая атлетика В секциях занимаются –75% учащихся. Секции проходят днем и в вечернее время.
   Первоочередной задачей является предоставление ребенку возможности полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта.
На территории Среднечирковского сельского поселения открыт для всех желающих корт, учащиеся всех возрастов с желанием играют в хоккей.
Также в школах округа в выходные дни с учащимися ходим в походы и экскурсии на лыжах, там мы проводим соревнования, эстафеты, игры на лыжне.
C 1-8 классы проводятся занятия по корригирующей гимнастике. Эти занятия проводит учитель физкультуры, дети разделены на две подгруппы: первая подгруппа 1-4 классы два раза в неделю .
Вторая подгруппа – это дети 5-8 классов. С учащимися 9,10,11 классов, имеющих заболевания косно-мышечной системы, и их родителями были проведены индивидуальные беседы о пользе корригирующей гимнастики для формирования правильной осанки и укрепления мышц стопы. Для каждого индивидуально были разработаны комплексы специальных упражнений для домашней работы
В течение года проходят спортивные соревнования между школами округа по волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, легкой атлетике, В каждой школе округа проходят весёлые старты, спортивные эстафеты, спортивные праздники, состязания лыжные гонки, традиционный день здоровья 1 раз в четверть
Не менее важна оздоровительная направленность работы. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, а становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.
С ослабленными детьми проводятся специальные занятия после окончания уроков два раза в неделю их продолжительность 20 мин. занятия проводятся в игровой и творческой форме.
   В рамках санитарно-гигиенических требований обучающихся в школе созданы условия: величина учебной нагрузки, оборудование подсобных помещений (раздевалки, туалеты), водоснабжение и канализация, гигиенические нормы естественного и искусственного освещения, соблюдение размеров мебели, воздушно-тепловой режим, наличие спортивных залов, раздевалок, спортивное оборудование и инвентарь, столовая и её оснащённость.
Одной из составляющих здоровья учащихся является качественная организация горячего питания детей. В школах округа для этого созданы необходимые условия: имеются столовые, где всем необходимым оборудованы пищеблоки, комнаты для приёма пищи. 100% учащихся получают двухразовое питание : завтрак и обед. Потребление овощей: капусты, моркови, свеклы, лука, картофеля для приготовления блюд, в том числе витаминных, осуществляется бесплатно за счет выращенного детского руками урожая на пришкольном участке. Это со своей стороны удешевляет стоимость питания.
В целях профилактики простудных заболеваний, организуется витаминизация питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже).
Для формирования навыков и культуры здорового питания с учащимися были проведены классные часы такие как:
« Если хочешь быть здоров - правильно питайся»; «Здоровое питание – отличное настроение»; «Правильное питание – зоолог здоровья» и т.д.
С родителями проводятся беседы (групповые и индивидуально) о правильном рациональном питании, о вредном влиянии «быстрой еды» на растущий организм ребенка;
В рамках программы «Здоровье» решались задачи профилактики вредных привычек, в том числе табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Для этого проводились родительские собрания: «Психологическое развитие подростков», "Детско-родительские отношения как фактор психического здоровья ребёнка-школьника"; классные часы « Скажем наркотикам – Нет», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Наркомания – ответишь своей жизнью». «Никотин – медленный яд». И т.д.
В классах регулярно проводятся встречи с медработниками.
Проведение этих мероприятий дало следующие результаты за первое полугодие 2011-2012 учебного:
Среднегодовой индекс здоровья повысился с 37% до 70%
Количество уроков пропущенных по болезни на одного ученика понизилось с 20,1 до 5,8%.
Количество детей отнесенных по состоянию здоровья к 1 и 2 группам повысился на 1,6%
Количество детей с нарушением зрения уменьшилась на 0,5%
Несмотря на все проведенные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей число детей с заболеваниями костно - мышечной системы увеличилось на 6%
Поэтому для нас и в будущем работа «Школа территория здоровья» необходима, чтобы нормализовать и предотвратить развитие, начальных форм патологических изменений у учащихся, повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям, поднять уровень работоспособности школьников и, тем самым, повысить продуктивность их обучения.
 
Информация о выполнении Рекомендации «Круглого стола» по теме:
 «Сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений: проблемы, пути решения».
 
    1. Для того чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах и заседаниях школьных методических объединений рассматриваются технологии и методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Тематика педсоветов, ориентирующих учителя на здоровьесберегающие технологии, разнообразна. Мы обсуждали такие темы как: «Системообразующее средство построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ»; «Эмоциональное выгорание педагогов» ; «Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности ребёнка»; «Сохранение психического и физического здоровья детей в ОУ» и др. Регулярно проводятся круглые столы по тематике здоровьесберегающего обучения, где педагоги школы могут обменяться опытом, получить ответы на интересующие их вопросы.   
   2. В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций. Во всех классах проводятся оздоровительные минутки, на которых не только снимается мышечное напряжение, но и проводятся такие упражнения, которые способствуют укреплению зрения, развитию мелкой моторики, слухового внимания. Для снятия напряжения на уроках, для учащихся 1-х классов проводятся динамические часы. Каждый день - третьим уроком. Ежедневно перед началом занятий проводится утренняя зарядка. Её проводят физорги классов. Организованы подвижные перемены, которые способствуют укреплению здоровья, поддержанию работоспособности на последующих уроках. В школе отсутствуют пропуски занятий физкультуры без уважительных причин, учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от занятий по физкультуре. В школе работают спортивные секции. Регулярно (1 раз в четверть) проводятся дни здоровья, в которых участвуют все участники образовательного процесса. С ослабленными детьми проводятся специальные занятия после окончания уроков два раза в неделю их продолжительность 20мин. занятия проводятся в игровой и творческой форме.
    3. Одной из составляющих здоровья учащихся является качественная организация горячего питания детей. В школе для этого созданы необходимые условия : имеется столовая, где всем необходимым оборудован пищеблок, комната для приёма пищи. 100% учащихся получают двухразовое питание : завтрак и обед. Потребление овощей: капусты, моркови, столовой свеклы, лука, картофеля для приготовления блюд, в том числе витаминных, осуществляется бесплатно за счет выращенного детского руками урожая на пришкольном участке. Это со своей стороны удешевляет стоимость питания В целях профилактики простудных заболеваний, организуется витаминизация питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже).
    4. Для формирования навыков и культуры здорового питания с учащимися были проведены классные часы такие как: « Если хочешь быть здоров - правильно питайся»; «Здоровое питание – отличное настроение»; «Правильное питание – зоолог здоровья» и т.д. С родителями проводятся беседы (групповые и индивидуально) о правильном рациональном питании, о вредном влиянии «быстрой еды» на растущий организм ребенка; В рамках программы «Здоровье» решались задачи профилактики вредных привычек, в том числе табакокурения, алкоголизма и наркомании. Для этого проводились родительские собрания: «Психологическое развитие подростков», "Детско-родительские отношения как фактор психического здоровья ребёнка-школьника"; классные часы « Скажем наркотикам – Нет», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Наркомания – ответишь своей жизнью». «Никотин – медленный яд». И т.д. В классах регулярно проводятся встречи с медработниками.

 
Семенар по З.О.Ж.
Формирование потребности здорового образа жизни:
возможности учебного процесса и в неучебной деятельности.

    Здоровье – самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Чтобы укрепить его, нужно смолоду закалять свой организм, придерживаться рационального образа жизни, стремиться к физическому совершенству. Цель: Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
План: 1. Причины формирования потребности учащихся в здоровом образе жизни
2. Анализ проведенного анкетирования учащихся 5-8классов «Отношение учащихся к здоровью и здоровому образу жизни»
3. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях
4. Влияние школы на здоровье учащихся А) анализ анкетирования учащихся Б) обеспечение гигиенических условий образовательного процесса
5. Здоровый образ жизни и его составляющие. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.
    Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. За период обучения детей в школе, состояние здоровья учащихся ухудшается. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение в здоровье. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Высказывание о том, что здоровье – основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. И мы учителя должны постараться сформировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни в учебной и внеучебной деятельности. Было проведено анкетирование учащихся с 5по 8 классы «Отношение учащихся к здоровью и здоровому образу жизни» Анализ проведенного анкетирования показывает, что из 27 опрошенных детей на первый вопрос анкеты: Болел ли ты в последние полгода? 9детей ответили что болели, 18 не болели. На второй вопрос: У Вас есть постоянный режим дня? Да ответили 14 человек, нет -11человек, иногда 2человека. На третий вопрос: Кто из Вас ежедневно выполняет утреннюю зарядку? Да ответило -7ч., нет 13ч, иногда 8чел На четвертый вопрос: Проводите ли вы 1,5-2 часа на свежем воздухе? Да все 27 человек На пятый вопрос: Каждый день ли Вы употребляете фрукты и овощи? Да 12 человек, нет 12 человек, овощи да ,фрукты нет – 3 человека На шестой вопрос: Вы всегда одеваетесь по погоде? Да 22чел, нет 3ч. Иногда 2 человека На седьмой вопрос: Занимаетесь ли Вы в спортивной секции? Да 15че, нет, но буду 6 человека, нет 5 человек, иногда 1чел. На вопрос: Пробовали ли Вы курить? Да ответило 6человек, нет – 17человек, да но не курю – 4человека На вопрос: пробовали ли вы пиво и алкогольные напитки - Да - 6человек, нет- 17 человек, да, только не пью -4человека Ответы детей показывают, что большинство учащихся задумываются о своем здоровье: У многих детей есть постоянный режим дня, учащиеся занимаются в спортивных секциях, ежедневно проводят 2 часа на свежем воздухе, но утреннею зарядку выполняют не все и в меню не всех учащихся присутствуют овощи и фрукты. Вывод: надо ввести выполнение комплекса утреней зарядки в режим школы, классным руководителям больше внимание уделять профилактике вредных привычек у учащихся. Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье ученика зависит от многих факторов: · Культура здоровья родителей; · Культура здоровья школы; · Культура здоровья коллектива; · Культура здоровья учителя; · Валеологический подход к учебному процессу; · Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время. «Здоровый образ жизни» — это способ жизнедеятельности, поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленное на сохранение и улучшение здоровья людей. О здоровьесберегающих образовательных технологиях расскажет Сурганова А.М. А теперь, я вам предлагаю поработать по группам Вопросы и задания:
   1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни". (Музыка)
   2.Назовите основные источники учебных перегрузок в ОУ.
   3.Укажите основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ.
   4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
  5. Выберите наиболее полное определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии: -Это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга. – Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения - Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.  
  6.Как правильно дышать: — ртом — носом — ни один из вариантов не хуже и не лучше другого. Чтобы сохранить свое здоровье, человек обязательно должен · Соблюдать гигиену · Заниматься закаливанием, физкультурой, спортом. · Соблюдать здоровое питание. · Не иметь вредных привычек. Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Было проведено анкетирование учащихся 5-8хклассов «Влияние школы на здоровье учащихся». Анализ анкетирования показывает по первому вопросу: 1. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе? ученики ответили так а) да, почти всегда; б) да, достаточно часто 1чел; в) редко20ч.; г) нет, я совсем не устаю- 6ч. 2. Какие уроки чаще (или всегда) вызывают у тебя ощущение усталости? Не устаю 8ч, русский язык -6ч, математика – 8человек, технология -2человека, литература, химия, физическая культура по 1чел. 3. Какие дни недели в этом учебном году кажутся тебе самыми тяжелыми? Понедельник -14чел., вторник 2, среда – 2, четверг -5ч, ни какие 4ч 4. Какое эмоциональное состояние преобладает у тебя в школе? а) радостное 13ч; б) сосредоточенное 12ч; в) безразличное -2; г) раздраженное; д) угнетенное; е) какое-то другое ( назови). 5. Возникают ли у тебя на уроках состояния сильного стресса? а) да, достаточно часто-1; б) иногда-3ч; в) редко-7ч; г) нет, не возникают 16ч. 6. Переживаешь ли ты в школе состояния радости, если да , то когда? а) часто, почти каждый день-11; б) только на переменах -5ч; в) только на уроках-3ч; г) бывает, но редко-4ч; д) нет, не переживаю-4ч. 7. Сколько, в среднем, времени тебе приходится тратить на выполнение домашнего задания? а) по несколько часов ежедневно-2ч; б) 2-3 часа каждый день-1ч; в) около 1 часа ежедневно- 7ч; г) каждый день по разному - 17. 8. Остается ли у тебя время на отдых, после уроков и выполнение домашнего задания? а) да, остается-23ч: б) остается, но мало-3ч: в) почти не остается: г) совершенно не остается-1ч. 9. Как ты оцениваешь состояние своего здоровья? а) отличное-9ч; б) хорошее-16ч; в) удовлетворительное-2ч; г) плохое. 10. Помогает ли тебе школа, заботиться о своем здоровье? а) помогает-19ч; б) немного помогает-1ч; в) совсем не помогает-2чел; г) не знаю-5чел. По ответам детей видно, что учебная нагрузка в школе не превышает нормы. Самым трудным учебным днём учащиеся считают понедельник, а самым трудным предметом математика, затем русский язык. Большинство детей оценивают свое здоровье, как хорошее и считает, что школа помогает заботиться о их здоровье. Предоставляется слово Смирновой И.Н. Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие: · отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики); · рациональное питание; · оптимальный двигательный режим; · закаливание организма; · личная гигиена; · положительные эмоции. Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни Из чего складывается формирование здорового образа жизни. Это воспитание культуры поведения; физическая культура и спорт; учебно-воспитательная работа; работа с родителями; лечебно-профилактические мероприятия; оздоровительные мероприятия; внедрение новых технологий. А теперь классные руководители расскажут о том, как они формируют у учащихся потребность в здоровом образе жизни. ЗАПОВЕДИ здорового образа жизни для учителей: 0 Своим примером прививать детям элементарные гигиенические навыки (культура питания, мытьё рук и т.д.); 0 Владеть навыками саморегуляции, самооргани-зации (ритуалы, традиции, гибкость переключе-ния ролей и т.д.); 0 Владеть богатым запасом знаний, умений и методических навыков в области ЗОЖ; 0 Иметь хобби (увлечение), связанное с ЗОЖ (группы «Здоровья», танцы, гимнастика, спортивные секции и т.д.); 0 Достичь и удержаться на волне самосовершенствования; 0 Принять себя, постоянно любить и творить себя. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, с самим собой. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия одной из задач достижения главной цели. Понятие здоровьезберегающая относится к качественной характеристики любой образовательной технологии, показывающей на сколько при реализации данной технологии решается задача: сохранение здоровья учащихся и педагогов. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Выводы: Для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни нужно: Ввести в режим дня школы выполнение утренней гимнастики. Больше внимание уделять профилактике вредных привычек у учащихся. На уроках проводить физкультминутки и динамические паузы. Привлечь большее число учащихся к занятиям в спортивных секциях. Проводить организованные перемены. Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ
 
Физкультминутки общего воздействия

    1. Исходное положение – основная стойка. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
   2. Исходное положение- стойка ноги врозь, руки вперед, 1-поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину, 2- исходное положение . 3- 4- то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8раз. Темп быстрый.
   3. Исходное положение . 1-согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2-приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4 то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
 
 Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. Исходное положение- основная стойка. 1- поднять плечи. 2- опустить плечи. Повторить 6-8раз, затем пауза 2-3с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2.Исходное положение- руки согнуты перед грудью.1-2- два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 то же прямыми руками. Повторить 4-6раз . Темп средний 2. Исходное положение- стойка ноги врозь. 1-4- четыре последовательных круга назад. 5-8- то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.