УТВЕРЖДАЮ
Директор МАСОУ «Голышмановская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 3 VIII вида»
____________________ Н.В. Воронова
Учебный план
МАСОУ «Голышмановская СКОШ №3»
на 2015-2016 учебный год
образовательные компоненты (учебные предметы) |
количество часов в неделю |
|||||||||
1 «А» / 1 «Б» |
2 / 4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
чтение и развитие речи/ мир вокруг нас/ привитие навыков самообслуживания |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
письмо и развитие речи / грамота |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
||
русский язык |
|
|
|
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
||
математика / практический счёт |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
||
история |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
1 |
||
обществознание |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
||
природоведение |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
||
биология |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
||
география |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
||
музыка и пение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
||
изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
||
физическая культура |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
трудовое обучение |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
||
Профессионально- трудовое обучение |
сельскохозяйственный труд |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
швейное дело / столярное дело |
|
|
|
4 |
6 |
8 |
||||
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
||
Социально-бытовая ориентировка |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
||
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
||
максимальный объём учебной нагрузки |
20 |
20 |
22 |
27 |
28 |
30 |
31 |
31 |
||
обучение на дому (человек) |
2 |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
||
обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия |
Логопедические занятия |
3 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
Педагогическая коррекция |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Корригирующая гимнастика |
1 |
1 |
1 |
1
|
|
|
|
|
||
Развитие психомоторики и сенсорных процессов (РПСП) |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
||
Трудовая подготовка
Трудовая практика |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Количество дней в год |
10 |
10 |
10 |
20 |
20 |
Пояснительная записка
к учебному плану МАСОУ «Голышмановская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школы № 3 VIII вида»
на 2015 – 2016 учебный год
Учебный план разработан в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (действующие требования к максимально допустимой недельной нагрузке) и предусматривает девятилетний срок обучения, как наиболее оптимальный для получения общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации выпускников образовательной организации. План рассчитан на 5 дневную учебную неделю.
Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В общеобразовательной организации устанавливается следующая продолжительность учебного года:
- 1 «А», «Б» классы – 33 учебные недели (дополнительные каникулы в феврале);
- 2 – 9 классы – 34 учебные недели.
С целью предотвращения психофизической перегрузки обучающихся установить продолжительность урока в образовательной организации 40 минут, резервное время использовать для организации обязательных групповых и индивидуальных коррекционных занятий с обучающимися.
В коррекционном образовательном учреждении VIII вида функционирует 1 «А» класс для детей с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития (интегрировано с 1 «Б» классом). В 1 «А» классе вводится щадящий режим обучения. В этом классе организуется обучение простейшим видам труда с учетом особенностей психофизического развития обучающихся. Занятия с логопедом – 3 часа в неделю; психологом – 1 час в неделю; корригирующая гимнастика – 1 час в неделю (занятия во вторую половину дня длительностью 20 минут).
Приоритетными направлениями работы в классе для детей с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Дети принимаются на основе письменного согласия-заявления родителей, на основании заключения ПМПК, не имеющие медицинских противопоказаний, для пребывании в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых навыков осуществляют совместно учитель логопед, учитель и педагог – психолог.
Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся. Продолжительность занятий в классе для детей с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития зависит от их особенностей психофизического состояния. Оценки в течение учебного года не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).
В I-IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В V-IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
В II-IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, трудовое и профессионально трудовое обучение. В V классе введено природоведение, IX класс – обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V-IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. Музыка и пение, ИЗО ведутся отдельно по 1 часу. Физическая культура с V-IX классы преподается по 3 часовой программе «Физическое воспитание» под редакцией В.М. Мозговой.
С учетом особенностей психофизического развития обучающихся в начальных классах после уроков, но перед обязательными коррекционными занятиями вводится динамический час продолжительностью от 30 до 40 минут.
В начальном звене планируется объединение в класс-комплект: 1 «А» / 1 «Б» классы (4 + 3 = 7 обучающихся, без учета обучающихся на дому и обучающихся по индивидуальному (щадящему) учебному плану), 2 / 4 классы (2 + 8 = 10 обучающихся).
К коррекционным занятиям в младших (I-IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V-IX) классах – коррекционные занятия – социально-бытовая ориентировка.
Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, логопедические занятия для детей с выраженными речевыми, или другими нарушениями, корригирующая гимнастика, развития психомоторики и сенсорных процессов (занятия с психологом).
Организация логопедической работы в школе осуществляется в соответствии с Письмом Министерства Образования РФ от 20 июня 2002 года N 29/2194-6 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида». На логопедическую коррекцию, коррекционные индивидуальные и групповые занятия отводятся часы во вторую половину дня. Их продолжительность 20 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных организаций Голышмановского муниципального района.
Продолжительность урока в 1 «А», «Б» классах – 35 мин (I четверть), начиная со II четверти – 40 мин.; во II – IX классах – 40 мин.
Определить нагрузку учебных предметов: I «А» класс (класс для детей с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития): «Мир вокруг нас» - 2 часа в неделю, «Привитие навыков самообслуживания» - 3 часа в неделю, «Грамота» - 5 часов в неделю, «Практический счет» - 4 часа в неделю.
В V-IX классах особое внимание уделяется новому виду деятельности – трудовому обучению. Трудовое обучение – важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение детей разнообразным профилям труда необходимо рассматривать в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой и социальной адаптацией выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся. В школе организовано обучение сельскохозяйственному труду, столярному и швейному делу.
Для занятий по трудовому обучению обучающиеся V-IX. классов делятся на 2 группы (швейное и столярное дело). Комплектование групп осуществляется по половому признаку: швейное дело – девочки, столярное дело мальчики. Для занятий швейным и столярным делом в V-VIII классах происходит объединение классов: V/VI классы и VII/VIII классы.
Трудовая практика в V- VII классах проводится в течение 10 дней, в VIII - IX классах - в течение 20 дней по окончании учебного года в летний период на базе школьных мастерских и пришкольной территории.
По окончании IX классов обучающиеся получают документ установленного образца об окончании образовательной организации.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАСОУ «Голышмановская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 3 VIII вида»
____________________ Н.В. Воронова
Учебный план
МАСОУ «Голышмановская СКОШ №3»
индивидуального обучения детей на дому на 2015-2016 учебный год
образовательные компоненты (учебные предметы) |
Количество часов в неделю |
||
1А* |
7** |
9* |
|
чтение и развитие речи |
1 |
2 |
1 |
письмо и развитие речи |
|
|
1 |
русский язык |
|
2 |
|
грамота |
2 |
|
|
математика |
|
2 |
|
практический счет |
1 |
|
1 |
история |
|
1 |
1 |
обществознание |
|
|
|
мир вокруг нас |
1 |
|
|
природоведение |
|
|
|
биология |
|
1 |
1 |
география |
|
1 |
1 |
музыка и пение |
|
|
|
изобразительное искусство |
1 |
1 |
|
ручной труд |
1 |
1 |
|
сельскохозяйственный труд |
|
|
1 |
швейное дело/ столярное дело |
|
||
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
|
|
|
Социально-бытовая ориентировка |
|
1 |
1 |
Привитие навыков самообслуживания |
1 |
|
|
максимальный объём учебной нагрузки |
8 |
10 |
10 |
План обучения на дому разработан в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Письмом Министерства народного образования России от 04.09.1997 № 48, программой обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллера, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей.
*- Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
**- Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с умственной отсталостью;
***- Занятия с логопедом и психологом по 1 часу в месяц, продолжительностью 20 минут на базе образовательной организации, по индивидуальному графику с учетом возможности доставки родителями (законными представителями) ребенка в школу.