Анализ работы по здоровьесбережению отделения МАОУ «Голышмановская СКОШ №3»

Анализ работы по здоровьесбережению и организации питания

в отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3»

за 2018 - 2019 учебный год

 

Работа по здоровьесбережению и организации питания в отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» проводилась в соответствии с долгосрочной районной образовательной  программой «Здоровье».

Сегодня основной ценностью для общества является здоровье подрастающего поколения, здоровье семьи, нации. Приоритетным направлением в работе коллектива отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» является улучшение здоровья школьников, формирование здоровьесберегающего пространства, включая создание творческой доверительной атмосферы, так как в образовательной организации обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Работа проводилась по следующим направлениям:

 

1) обеспечение эколого-гигиенических условий образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами;

2) организация горячего питания в образовательной организации (ОО);

3) обеспечение санитарно-гигиенических и этико-эстетических норм питания в ОО;

4) формирование культуры здоровья участников образовательного процесса;

5) организация физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с особенностями потребностно-мотивационной сферы обучающихся.

 

Проведенная работа по здоровьесбережению привела к следующим результатам:

 

Организация учебного процесса в общеобразовательной организации (ОО) строилась с учетом принципов здоровьесбережения. Так как  большую часть времени ребёнок проводит непосредственно на учебных занятиях – уроках, важно осознавать, что здоровым должен стать каждый урок. С целью преодоления гиподинамии, усталости глаз используется ступенчатый режим обучения. Для этого в структуру учебных занятий введены динамические паузы, физкультминутки и подвижные перемены на свежем воздухе. Соблюдается температурный режим, режим проветривания в помещениях. Учебные классы оснащаются  новым современным оборудованием. В ОО есть горячая вода и тёплые туалеты.

Оценку гигиенических требований к территории ОО, помещениям для учебных занятий, внеурочной деятельности, приготовления и приема пищи, качества питьевой воды осуществлял территориальный отдел Роспотребнадзора.

            В ОО организовано горячее питание: в 2016-2017 учебный год - 90%; 2017-2018 учебный год - 92%; 2018-2019 учебный год - 91%, обучающимся на дому организована выдача сухого пайка. В целом охват питанием по ОО составляет 100%, все обучающиеся отделения  пользуются 100% льготой на питание (дети с ОВЗ). Питание 2-х разовое  (горячий завтрак + горячий обед). В летний период 3-х разовое  (горячий завтрак + горячий обед + полдник). Т.к.территория Тюменской области является йододифицитной, поэтому проводится массовая йодная профилактика, использование йодированной соли в  школьном питании, а также ведется пропаганда ежедневного применения йодированной соли в домашнем питании.

Обязательной является  С-витаминизация третьих блюд, в рацион питания входят хлебобулочные изделия, обогащенные витаминами. Технология приготовления блюд обеспечивает  принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, тушение, запекание, приготовление блюд на пару.

В 2018-2019 учебном году продолжена работа по оснащению школьного пищеблока технологическим оборудованием, было приобретено:

- 1 холодильник;

- 1 моечная ванна (двухсекционная);

- 1 стеллаж для посуды;

- столовые приборы и посуда постоянно обновляется.

С января 2017 года поставщиком продуктов (включая и летний период) в отделение МАОУ «Голышмановская СОШ №1» «Голышмановская СКОШ №3» является ООО «Голышмановский Общепит Райпотребсоюза» (директор Г.И.Волкотруб).

 Приобретение продуктов осуществляется только при наличии документов, гарантирующих качество и безопасность продукции, предпочтение отдается продуктам Тюменских товаропроизводителей: тюменское молоко и молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, мясо говядины и мясо кур, овощи. Кроме этого закуп продукции осуществляется по рекомендуемым ценам ИС «Мониторинг цен».  На сайте Управления Роспотребнадзора отслеживается информация, с целью недопущения закупки фальсифицированных продуктов в ОО.

Контроль организации питания, состояние пищеблока, ведение соответствующей документации в ОО  осуществляется в соответствии с Положением об организации питания в ОО и программой производственного контроля.

Столовая отделения снабжена полным набором технологических карт, сезонным, разновозрастным меню, разработанным  Центром технологического контроля. Ведется системная работа по выполнению предписаний Роспотребнадзора.

По повышению уровня культуры здорового образа жизни в образовательной  организации ведется информационно-просветительская  работа с обучающимися и родителями (законными представителями),  по средствам школьного сайта, информационных стендов, группы в сети Интернет («ВКонтакте»). 

Проведена ежегодная акция «Белая ромашка», «Европейская неделя иммунизации», классные часы по профилактике ВИЧ-инфекций, по профилактике заболеваемости ОРВИ и гриппа, а также по профилактике заболеваний клещевого вирусного энцефалита, «Марафон здоровья», пиар - мероприятия  по тематике ЗОЖ.

            С целью контроля реализации и коррекции исполнения программы «Здоровье» в ОО внедрен  мониторинг сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проводится анализ уроков с учётом показателей здоровьесбережения. Ежегодно по итогам учебного года составляется технологическая карта здоровья обучающихся.

По данным профилактического осмотра за последние три года ситуация с заболеванием обучающихся в отделении выглядит следующим образом (количество человек за учебный год):

 

Заболевание

2015-2017

учебный год

2017-2018

учебный год

2018-2019

учебный год

Органы зрения

5

5

12

Нарушение осанки

5

4

5

Дефицит массы тела

1

0

0

Избыточная масса

1

1

2

Анемия

0

0

0

 

За последние  три года динамика заболеваний находится на одном уровне за исключением резкого роста обучающихся с заболеваниями органов зрения (более чем в 2 раза по сравнению с прошлым учебным годом), но это связано с приходом в ОО новых обучающихся страдающих заболеванием.

По результатам медицинского осмотра прослеживается небольшая положительная динамика по некоторым заболеваниям (количество человек за учебный год):

 

Заболевание

2016-2017

учебный год

2017-2018

учебный год

2018-2019

учебный год

Болезни кожи

0

0

0

Болезни костно-мышечной системы

8

11

7

Нарушение осанки

5

5

5

Психические расстройства

60

58

56

 

Динамика роста индекса здоровья образовательной организации и снижения количества уроков, пропущенных по причине болезни, за последние три учебных года представлена в следующей таблице:

 

 

Учебный год

 

Индекс здоровья

ОО

Количество пропущенных по болезни уроков

Пропущенные уроки на одного обучающегося

2016-2017

учебный год

84,6 %

448

7,7

2017-2018

учебный год

84,7 %

433

7,3

2018-2019

учебный год

90 %

255

5

 

Анализ ситуации позволяет говорить о недостаточных профилактических мероприятиях, требующих продолжить работу по внедрению новых  способов и методов позволяющих сохранять и развивать здоровье всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем, является проблема двигательной активности. Научно-технический прогресс, порождающий дефицит двигательной активности человека, решительно требует выработки механизма восполнения этого дефицита, угрожающего здоровью подрастающего поколения.

Проблема двигательной активности обучающихся решается за счет организации динамического часа и организации игровых перемен в начальных классах и ежедневных прогулках на свежем воздухе обучающихся среднего звена. Помимо этого в ОО постоянно проводятся спортивные мероприятия, обучающиеся участвуют в районных спартакиадах (XI районные юношеские паралимпийские игры) на которых неоднократно занимали призовые места и становились абсолютными победителями первенств. Если у школьников появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как  наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся в настоящее время остается актуальной и требует поиска новых подходов и  решений.

Необходимо продолжить работу по созданию зон отдыха, увеличению пространства для занятий физической культурой и спортом, а также   продолжить работу по пропаганде правильного здорового питания.